№ 1, 2008
управленца. Перед нами — личность в широком смысле слова, индивидуальность с присущими только ей одной особенностями (Persönlichkeit) и одновременно — универсал (Generalist).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Pier er H. von. Kulturelle Sensibilität / Heinrich von Pierer // Markt : Materialien aus der Presse für berufsorientierten Unterricht DaF. 1999. Ausg. 16. S. 14.
2 См.: Erst planen, dann packen // Wirtschaft — Das IHK-Magazin für München und Oberbayern: Industrie- und Handelskammer für München und Oberbayern. 2005. № 9. S. 42—43.
3 См.: Lukratives Nischengeschäft // Ibid. S. 52—
53.
4 См.: Radomsky S. Vorstandschefs auf dem Schleudersitz [Электронный ресурс] / Stephan
Radomsky // Financial Times Deutschland. Режим доступа: www.ftd.de (22.05.2007) ; Nocker R. Führungspositionen: Heiße Vorstandsstühle [Электронный ресурс] / Ralf Nöcker // Frankfurter Allgemeine Zeitung. Режим доступа: www.faz.net.de (16.06.2007).
5 См.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М., 1988. С. 44—47.
6 См.: Сорокин Ю. А. Метод установления лакун как один из способов выявления специфики локальных культур (художественная литература в культурологическом аспекте) / Ю. А. Сорокин // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. С. 166.
7 См.: Кон И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон // История и психология / под ред. В. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой. М., 1971. С. 155.
8 См.: Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы / В. И. Толстых. М., 1975. С. 13—27.
Поступила 04.10.07.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Н. И. Попов, доцент кафедры математического анализа и теории функций Марийского государственного университета,
В. И. Токтарова, аспирант кафедрыг прикладной математики и информатики Марийского государственного университета
В статье приводятся результаты экспериментальной работы по подтверждению эффективности использования информационных технологий в учебном процессе. В ходе эксперимента была задействована компьютерная обучающая система, построенная с учетом принципов психолого-педагогического обеспечения.
Информационные технологии в подготовке специалистов разных уровней приобретают фундаментальный характер, являясь основой изучения ряда естественно-научных, профессиональных и специальных дисциплин, и в первую очередь математики.
В условиях современной информационной среды педагог-математик должен не только уметь решать производственные и организационно-управленческие задачи, принимать обоснованные решения, но и использовать в профессиональной деятельности новые информационные технологии (НИТ).
© Н. И. Попов, В. И. Токтарова, 2008
Достижению указанной цели служат следующие пути:
— совершенствование методик преподавания всех видов дисциплин на основе использования НИТ;
— совершенствование тематики и содержания курсовых, дипломных проектов и учет при их оценке эффективного и грамотного использования компьютерных технологий;
— расширение спектра применения информационных технологий на лабораторно-практических занятиях;
— введение дополнительных дисциплин, направленных на формирование ин-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
формационной компетентности, использование НИТ.
Перечисленные пути совершенствования математической подготовки студентов с использованием информационных технологий были положены в основу проведения экспериментальной работы, целью которой явилось подтверждение эффективности использования компьютерной обучающей системы1, построенной с учетом принципов психолого-педа-гогического обеспечения, в учебном процессе при изучении курса «Методы оптимизации». Исследования осуществлялись на базе Марийского государственного университета на специальностях «Математика» и «Прикладная математика» физико-математического факультета.
В ходе констатирующего эксперимента использовались дидактические материалы для контрольных работ и специальная диагностика для выявления уровня сформированности знаний и умений обучаемых, осуществлялись анкетирование студентов и педагогические наблюдения.
При проведении формирующего эксперимента происходило внедрение созданной компьютерной обучающей системы по методам оптимизации в учебный процесс. Экспериментальные группы состояли из студентов IV курса специальностей «Математика» и «Прикладная математика» физико-математического факультета в количестве 28 (2004/ 05) и 25 чел. (2005/06 учебный год). В контрольные группы также входили студенты IV курса: 29 и 23 чел. соответственно. Однородность и представительность этих групп обеспечивались тем, что выбор был сделан с учетом интеллектуальных способностей студентов, установленных в результате ранее проведенных исследований с использованием контрольного среза по остаточным знаниям и среднему баллу успеваемости по математическим дисциплинам за предыдущие годы обучения.
Уравновешенность групп подтверждается результатом контрольного среза в экспериментальной и контрольной выборках (рис. 1).
Є
Є
а
и
5 6
Номер задания
10
□ Экспериментальная группа
□ Контрольная группа
Р и с. 1. Сравнительная характеристика результатов контрольного среза по остаточным данным
в начале эксперимента
Главной задачей эксперимента, про- ния компьютерной обучающей системы веденного в рамках учебного времени, на основе психолого-педагогического была оценка эффективности использова- обеспечения. Данная система применя-
5
4
3
2
0
№ 1, 2008
лась в экспериментальной группе, студенты контрольной группы обучались без нее. Кроме того, наряду с традиционными формами контроля в учебном процессе активно использовались компьютерные тесты. Такой метод контроля и самоконтроля способствует сознательному изучению методов оптимизации, исключает формальный подход к усвоению математических понятий.
Прогнозируемые результаты: использование компьютерной обучающей системы по методам оптимизации, построенной с учетом принципов психологопедагогического обеспечения, усиливает математическую и информационную подготовку; способствует развитию различных форм мыслительной деятельности, общих интеллектуальных умений и творческих способностей студентов; стимулирует самостоятельное обучение.
Эффективность обучения с использованием компьютерной обучающей системы проверялась в два этапа. На подготовительном этапе (2004/05 учебный год) система была апробирована и получены предварительные позитивные результаты. На втором этапе (2005/06 учебный год) результаты были подтверждены.
Для проведения исследований была выдвинута следующая рабочая гипотеза: студенты экспериментальных групп, прошедшие цикл занятий с использованием компьютерной обучающей системы по методам оптимизации, построенной с учетом принципов психолого-педа-гогического обеспечения, более прочно овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, чем обучаемые контрольных групп.
Основными показателями освоения содержания курса «Методы оптимизации» были выбраны объем усвоенных знаний и уровень использования компьютерной обучающей системы как средства реализации принципов наглядности и индивидуализации обучения.
Количественной характеристикой уровня использования обучающей систе-
мы выступил коэффициент усвоения знаний, вычисляемый по формуле
а
к= р (* = 1, 2),
где а — число правильно выполненных студентами шагов; р — число существующих шагов (операций), необходимых для решения задачи. Средний коэффициент качества усвоения знаний оценивался по результатам самостоятельных работ.
Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах студентов позволяет констатировать, что предложенные в исследовании условия использования компьютерной обучающей системы с учетом принципов педагогического обеспечения способствуют повышению качества математической подготовки.
Графическая интерпретация результатов итоговой контрольной работы в экспериментальной и контрольной группах, проведенной в 2005/06 учебном году, представлена на рис. 2.
Отметим, что на всех этапах экспериментальной работы при уровне значимости а = 0,05 решалась задача проверки основной статистической гипотезы Н0 (между контрольной и экспериментальной группами нет различий в исследуемом признаке), для которой альтернативной была гипотеза Н1 (есть различия).
Для проверки статистической гипотезы использовался критерий Стьюдента2. С применением указанного критерия в ходе вычислений были получены следующие значения: 5 = 1,605; г = 5,261 (2004/05 учебный год) и 5 = 1,597; г = 5,008 (2005/06 учебный год). Известно, что при Н0 статистика г имеет распределение Стьюдента с V = т + п - 2 (V = 55 в 2004/05; V = 46 в 2005/06 учебном году) степенями свободы.
Из таблиц критических значений статистики критерия Стьюдента по данным числам степеней свободы V и уровню значимости а = 0,05 были найдены критические значения г = 2,01 (2004/05) и
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ґкр = 2,02 (2005/06 учебный год). Поскольку t > і для обоих этапов исследования, то гипотеза Н0 на уровне а = 0,05 была отклонена и принята альтернатива Н1, согласно которой между контрольной
и экспериментальной группами имеются значимые различия в математической подготовке по курсу «Методы оптимизации» после проведения эксперимента.
с
с
ю
«
к
к
ч
Л
и
Номер задания
-о- Экспериментальная группа Контрольная группа
Р и с. 2. Сравнительная характеристика результатов контрольной работы, проведенной на заключительном этапе эксперимента
Рассмотрим ключевые вопросы экспериментального исследования по использованию компьютерной обучающей системы, построенной с учетом рассмотренных принципов психолого-педа-гогического обеспечения.
Для оценки эффективности компьютерного контроля знаний использовалась относительная эффективность объема усвоенного материала, представленная формулой3:
- ит
е = п • 100 %,
у и ш
где е— относительная эффективность объема усвоенного материала; икр — объем знаний, усвоенный с использованием компьютерной обучающей системы; и — объем знаний, усвоенных с использованием традиционных методов.
Отметим, что величины и, , и не-
7 кр Ш
обходимо рассматривать за одинаковый промежуток учебного времени.
Результаты выполнения контрольных мероприятий с помощью дидактического обучения свидетельствуют о том, что показатели студентов экспериментальных групп выше, чем студентов контрольных групп. Так, уровень знаний и умений в экспериментальных группах в среднем на 8,32 % превышает аналогичный уровень в контрольных. Средняя относительная эффективность по объему усвоенного материала (^) в первый год эксперимента составила 9,2, а во второй — 10,4 %.
Анализ выполненных студентами заданий контрольных работ, данные опроса, полученные в результате использования метода групповых экспертных оценок, позволяют сделать вывод о готовности студентов к использованию компьютерных обучающих систем в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.
11111111111* № 1,
Таким образом, педагогический эксперимент показал, что:
— использование в учебном процессе компьютерных обучающих систем, реализованных на основе вышеизложенных аспектов педагогического обеспечения, является эффективным средством индивидуализации процесса обучения;
— изучение материала с помощью компьютерной обучающей системы усиливает математическую и информационную подготовку; способствует развитию различных форм мыслительной деятельности, общих интеллектуальных умений и творческих способностей студентов; развивает пространственное мышление.
Использование компьютерной обучающей системы при изучении курса «Методы оптимизации» помогло студентам не только систематизировать и контро-
лировать свои знания, но и самостоятельно совершенствовать и углублять их, что, в свою очередь, способствовало развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний при изучении других математических дисциплин.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ижуткин В. С. Принципы построения и реализации обучающих систем по численным методам / В. С. Ижуткин, В. И. Токтарова // Educational Technology & Society. 2006. 9 (1). С. 397—410.
2 См.: Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. М., 2000 ; Попов Н. И. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов : учеб. пособие / Н. И. Попов. Йошкар-Ола, 2006.
3 Майер Р. А. Статистические методы в психо-лого-педагогических и социологических исследованиях : учеб. пособие / Р. А. Майер, Н. Р. Колма-кова. Красноярск, 1997. Ч. 1.
Поступила 13.08.07.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Ю. Ф. Кожурин, профессор кафедры методологии науки и прикладной социологии МГУ им. Н. П. Огарева
Автор обосновывает периодизацию социальной истории, выделяя период цивилизации, в котором человек решает проблему своего выживания, осознанно реализуя исторически возникшую у него способность понимать, производить и потреблять инновационную культуру абстрактных реальностей. Соответственно идентифицируется понимание цивилизационного, стадиального и социокультурного методов познания социальной истории.
В социальной истории достаточно определенно идентифицируются два периода: синкретический, включающий в себя архаический и традиционалистский этапы, и цивилизационный, состоящий из мессианского и гуманистического этапов социальной эволюции человека. Первый период — это социальное время человека, обладавшего зачатками всех уровней мышления: ос-мыгслением, рассудком, разумом, но еще не развившего последний настолько, чтобы иметь способность понимать различие между мыслью и чувством. Способности понимать, производить и
потреблять культуру у человека синкретического периода социальной истории ограничены возможностями логики предметно-действенного мышления и доминантой эмоциональной формы выражения преимущественно чувственного реагирования на явления, процессы, отношения, с которыми связана его жизнедеятельность. Второй период — историческое время человека с категориальным способом мышления, совершившего бифуркацию сознания, научившегося придавать смысл, значение своему разуму и извлекать из этого собственную выгоду.
© Ю. Ф. Кожурин, 2008