Научная статья на тему 'Совершенствование маркетинговых инструментов в интернет-бизнесе как фактор наиболее эффективного воздействия на потребителя'

Совершенствование маркетинговых инструментов в интернет-бизнесе как фактор наиболее эффективного воздействия на потребителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1998
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УСЛУГИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / RESTAURANT BUSINESS / COMPETITION / MARKET RESEARCHES / INTERNET SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышкина Елена Анатольевна

В статье рассматриваются способы эффективного воздействия на потребителя маркетинговых инструментов в сфере общественного питания. Приводятся результаты исследований интернет-ресурсов в рубрике «Общественное питание» рынка ресторанного бизнеса Тамбовской области; подводятся итоги маркетиногового исследования практических интернет-инструментов в продвижении ресторанного бизнеса на региональном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MARKETING TOOLS IN INTERNET BUSINESS AS FACTOR OF THE MOST EFFECTIVE IMPACT ON THE CONSUMER

In article ways of effective impact on the consumer of marketing tools in the sphere of public catering are considered. Results of researches of Internet resources are given in the heading «Public catering» of the market of restaurant business of the Tambov region. Results of marketing research of practical Internet tools in advance of restaurant business in the regional market are summed up.

Текст научной работы на тему «Совершенствование маркетинговых инструментов в интернет-бизнесе как фактор наиболее эффективного воздействия на потребителя»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕСЕ КАК ФАКТОР НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Е. А. МАЛЫШКИНА

В статье рассматриваются способы эффективного воздействия на потребителя маркетинговых инструментов в сфере общественного питания. Приводятся результаты исследований интернет-ресурсов в рубрике «Общественное питание» рынка ресторанного бизнеса Тамбовской области; подводятся итоги маркетиногового исследования практических интернет-инструментов в продвижении ресторанного бизнеса на региональном рынке.

Ключевые слова: ресторанный бизнес, конкуренция, маркетинговые исследования, услуги сети Интернет.

В условиях переходного периода нашей экономики рынок общественного питания претерпел существенные изменения, приобретая новые черты, вызывая изменение стратегии и тактики функционирования на всех уровнях хозяйствования. Возрастающая конкуренция между предприятиями, оказывающими услуги общественного питания, а также свободное ценообразование в соединении с растущим уровнем саморегулирования вынуждают предприятия общественного питания самостоятельно сосредотачивать свои усилия на достижение экономических целей и поиске рынков сбыта. Сегодня в связи с реорганизацией единой системы общественного питания бывшего Советского Союза современным предприятиям необходимо самостоятельно приспосабливаться к законодательству страны, к ее налоговой системе, к возможной инфляции, к религиозным и чисто национальным обычаям и традициям и так далее, в общем, ко всему тому, что называется средой предпринимательства. Эта среда в целом или подавляет субъектов рынка или выдвигает их на передовые экономические высоты - в зависимости от их адаптационных способностей. В то же время следует отметить, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система, и вне которой она не может функционировать. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну

и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех правилам.

В рыночных условиях высокая конкурентоспособность предприятия общественного питания является гарантом получения высокой прибыли. При этом заведение ставит перед собой цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед заведением общественного питания встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Основой конкурентоспособности заведения общественного питания является конкурентоспособность ее услуг. Если на уровне рынка товаров относительно ясная ситуация, то относительно методик оценки конкурентоспособности предприятий, сферы услуг прослеживается трудность в разработке методик оценки. Это в первую очередь связано с определенной спецификой самого рынка услуг, так как к различным типам рынков и отраслей необходимо применять разнообразные показатели конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию услуг, постоянному поиску новых каналов сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.

Современный рынок общественного питания становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя. Поэтому ресторанный бизнес жив и более активно использует онлайновые услуги. Одним из

сдерживающих факторов является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации. За рубежом уже давно предприятия общественного питания активно используют услуги Интерен-та, в то время как отечественные заведения общественного питания используют лишь небольшой потенциал данного преимущества. В связи с этим современные предприятия общественного питания должны иметь непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Для этого каждому заведению необходимо начинать играть роль источника коммуникации и генератора различных средств, продвижения информации об услугах.

Бурное развитие Интернета в последние годы способствовало проникновению новых информационных технологий во все сферы ресторанного бизнеса. Вследствие этого автоматизация ресторанного бизнеса приобретает одно из основных значений. Применение информационных технологий ориентировано в первую очередь на автоматизацию профессионального труда конкретных специалистов, решая эту задачу за счет использования современных технических средств обработки, хранения и передачи информации, исходя из объема и сложности выполняемых в заведении задач и уровня развития информационных технологий в данной сфере деятельности. Новые технологии дают новые возможности, позволяющие оптимальным путем с минимальными затратами донести необходимую информацию заинтересованным потребителям. Сегодня Интернет можно рассматривать не только как универсальную среду передачи информации, но и как средство распространения рекламной информации. Популярность Интернета возрастает с каждым днем, и уже сегодня Интернет-пространство, по сравнению с традиционными СМИ, является куда более выигрышным местом для размещения рекламы. Если ярко и грамотно преподнести информацию о своем товаре или услуге в Интернете, используя профессиональные методы продвижения, удастся значительно опередить даже самых серьезных конкурентов.

Сегодня в практике маркетинга применяют различные виды маркетинговых исследований. Результаты исследований интернет-ресурсов в рубрике «Общественное питание» регионального рынка ресторанного бизнеса Тамбовской области можно сделать следующие заключение: среди всего многообразия методов продвижения существует несколько направлений маркетинга и рекламы, дающие наилучшие результаты в ресторанном бизнесе.

Первым одним из наиболее перспективных инструментариев является Интернет-реклама. В настоящее время возможности «всемирной паутины» как средства рекламы сейчас только начинают осознаваться. Исследования показали, что восприятие онлайновой рекламы потребителем вполне сравнимо с восприятием рекламы в традиционных средствах массовой информации. Причем иногда достаточно лишь одного показа онлайновой рекламы, чтобы резко увеличилась осведомленность о предмете. Человек гораздо внимательнее к экрану монитора, чем к экрану телевизора, особенно во время показа рекламы. Интернет становится «золотым дном» для тех, кто проявил достаточно способностей, чтобы извлечь выгоду из этой уникальной информационной среды. Поскольку все больше посетителей получают онлайновый доступ к Интернету, в скором времени бизнес без собственного сайта будет выглядеть безнадежно устарелым.

Анализ использования практических интернет-инструментов в продвижении ресторана и кафе на региональном рынке показал, что в продвижении заведений общественного питания на региональном рынке используются следующие формы:

- сайт-визитка ресторана;

- регистрация в интернет-каталогах предприятий общественного питания;

- продвижение с помощью социальных сетей;

- баннерная и контекстная реклама.

Структура сайта-визитки ресторана, кафе или

бара имеет следующий вид:

1. О нас (о компании, о ресторане). В данном разделе находится информация о заведении, его концепция, история создания ресторана, его путь развития до настоящего дня, различные успехи и достижения (например, успехи поваров ресторана).

Назначение раздела показывает, что потенциальные посетители, посетив данную рубрику, получат как самую важную информацию, так и удовлетворяют свое любопытство о данном заведении.

2. Раздел афиша. Предназначен для анонсирования самых разных мероприятий, проводимых в ресторане. Это могут быть спортивные трансляции, развлекательная программа с участием артистов или вечер живой музыки. Возможность подписки на рассылку афиши через канал rss (для более продвинутых пользователей) и e-mail рассылку.

Назначение раздела позволяет за счет сервиса рассылки постоянным и потенциальным клиентам

быть всегда в курсе новых программ и мероприятий ресторана.

3. Новости. Данный раздел предназначен для оповещения гостей о новых блюдах, о проводимых акциях в ресторане, (например, о приглашенном из Италии шеф-поваре, о неделе мексиканской кухни и т. п.).

Назначение раздела позволяет гостям иметь последние новости из жизни и событий ресторана.

4. Меню. Позволяет потенциальным посетителям, прежде чем пойти в заведение, предварительно изучить, какие блюда предлагает ресторан, сопоставить свои финансовые возможности с учетом уровня цен. Кроме того, ознакомившись с меню заранее, посетитель тратит меньше времени на выбор блюд непосредственно в ресторане.

Назначение раздела позволяет посетителям хорошо ориентироваться в меню ресторана, что, в свою очередь, экономит время официанта при первом контакте с гостем заведения. Делает удобной доставку еды в офис или на дом, особенно если это заказ нескольких блюд для торжества.

5. Интерьер. Этот раздел является достаточно важным. Любой человек, ни разу не посещавший незнакомый город, не откажет себе в посещении ресторана и кафе, чтобы увидеть незнакомый ему интерьер. Поэтому важно знать не только меню, но и обстановку заведения.

Назначение раздела дает возможность увидеть на экране монитора интерьер заведения, представленный в выгодном ракурсе. Очень полезный раздел для гостей города, которые смогут легко ориентироваться в новом для них заведении. Качественные фотографии и панорама сделают выбор заказчика в пользу именно Вашего ресторана.

6. Заказ столика. Если еще 3 года назад можно было говорить о том, что данный сервис не актуален, то сейчас это утверждение абсолютно беспочвенно (табл. 1). Уведомление о том, что столик хотят забронировать к определенному времени, придет на электронную почту администратора. Администратор может позвонить заказчику и подтвердить время заказа и т. п. Существует возможность отменить бронь стола. При этом, в режиме on-line, посетители сайта видят, какие столики с какого времени забронированы, поэтому могут выбрать один из свободных столиков, либо посетить ресторан в более раннее время.

Назначение раздела позволит разгрузить телефонную линию заведения и упростить процесс

бронирования столика. На сайте видна планировка зала и расположение столов.

Таблица 1

Преимущества использования бронирования (заказа) столика по средствам Интернета в режиме on-line

Преимущества для посетителей ресторанов Преимущества для заведений общественного питания

отображение свободных мест в реальном времени увеличение посещаемости ресторана

экономия времени при заказе столика удобный сервис для клиентов

заказать столик в любое удобное для клиента время суток собственная база клиентов для директ-маркетинга

участие в бонусных программах качественное обслуживание гостей

размещение информации о ресторане в интернет-каталогах

7. Голосование. Данный модуль сайта обычно не рассматривают как нечто важное, но если подходить к этому вопросу серьезно, то можно выделить много плюсов. В данном разделе можно узнать от гостей сайта их мнение по поводу нового блюда, обновленного меню бизнес-ланча или узнать оценку уровня обслуживания гостей. Естественно, что темы для голосования должны быть продуманы и нести не только смысл, но и пользу бизнесу.

Назначение раздела позволяет узнать мнение гостей, сделать соответствующие выводы и внести коррективы в работу заведения.

8. Книга отзывов. Полезность этого раздела неоднозначная. Всем известно, что хорошие отзывы практически не пишут, а вот негатив люди с особым желанием оставляют.

Назначение раздела, отзывы посетителей ресторана.

9. Контакты заведения (телефон и адрес). Рекомендовано отображать на всех страницах сайта, чтобы пользователь долго не искал информацию о местонахождении и часах работы заведения, но иногда существует потребность в отображении, более развернутой информации, такой как карта проезда, номер факса или адрес e-mail.

Назначение раздела позволяет разместить контактную информацию в полном объеме.

Кроме данных видов услуг можно выделить дополнительные услуги (табл. 2).

Таблица 2

Виды дополнительных услуг, размещенных в Интернет-ресурсах, оказываемые предприятиями общественного питания г. Тамбова

№ Виды дополнительных услуг

1. изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей

2. организация и обслуживание торжеств и других мероприятий

3. организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий

4. доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому

5. услуги официанта на дому

6. доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц

7. организация комплексного питания и прочие

8. организация музыкального обслуживания

9. проведение концертов и других мероприятий

10. предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда

Проведенные маркетинговые исследования регионального рынка общественного питания показали, что одним из успешных инструментов продвижения заведений общественного питания являются Интернет-каталоги. Они позволяют по-

требителю из перечня представленных заведений общественного питания: кафе, ресторанов, кофеен, баров и так далее выбрать наиболее подходящие по популярности, месторасположению, кухне, среднему чеку и т. п.

По г. Тамбову можно найти достаточно большое количество сайтов с Интернет-каталогами организаций, предлагающих вкусно поесть и приятно отдохнуть. Это «Городской каталог заведений общественного питания FOOD IN TAMBOV» (http://foodintambov.ru), каталог организаций vtambove.ru (http://www.vtambove.ru/ help/firms/cat95), каталог досуга города Тамбова (http://www.tambovorg.info/dosug/cafe_bar) и справочник Тамбова (http://tambov-spravka.ru/restora-ny-kafe-bary).

По указанным выше и другим интернет-каталогам г. Тамбова в результате исследования было выявлено 233 заведения общественного питания, из которых 47,2 % составляют кафе и кофейни, 17,6 % - закусочные, 7,3 % - столовые, 6,9 % - рестораны, 4,3 % - бары и пабы, 3,4 % -пиццерии, 0,4 % - суши и 12,9 % - заведения смешанного типа (рис. 1).

□ Коф и кофейни

□ Ресгора-ы

□ Бары и пабы

□ Пицирии

□ Закусо+ье

□ Сгапзвье

□ Заведен/ясмешан-сготипа

Рис. 1. Количество предложений общественного питания, зарегистрированных в Интернет-каталогах

Также в продвижении ресторана, кафе или бара используются сайты-визитки. Они являются наиболее привлекательными для потребителей. Благодаря им, посетитель не отвлекается на другие заведения, в отличие от Интернет-каталогов, получает более полную информацию. По оформлению визитки можно судить об атмосфере и уровне среднего чека заведения.

В результате исследования выяснилось, что только 41 заведение имеет свой сайт-визитку (17,6 %), из которых 18 кафе и кофеен (7,7 %),

7 ресторанов (3 %), 4 пиццерии (1,7 %), 2 бара (0,9 %), 1 закусочная (0,4%) и 9 заведений смешанного типа (3,9 %). Остальные 192 (82,3 %) заведения не имеют персонального сайта-визитки (рис. 2).

18

16

14

12

10

8

6

4

2

У

у

У

У 18

у

У

У 7 9

у А 2 4 1

ЛГ

* «Г

ж

*

3?

сГ

□Заведения, не имеющие сайта-визитки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□Заведения, имеющие сайт-визитку

Рис. 2. Количество заведений общественного питания, имеющих сайт-визитку

Однако сайты требуют определенных затрат, поэтому одним из выгодных инструментов продвижения являются социальные сети. Например, на сайте «В Контакте» (www.vk.com), где можно создать группу и пригласить на страницу большое количество постоянных клиентов и новых потенциальных потребителей. Это дает возможность оповещать людей о существовании заведения общественного питания, его особенностях, прово-

□Заведения, имеющие группу "ВКонтакте"

Заведения, не имеющие группу "ВКонтакте"

84%

,6%.

димых акциях и мероприятиях, получить отзывы и предложения и т. д.

Данной возможностью в г. Тамбове воспользовались 38 заведений общественного питания (16,3 %), создали группы в социальной сети «В Контакте», из которых 19 кафе и кофеен (8,2 %), 3 бара (1,3 %), 3 ресторана (1,3 %), по

1 закусочной, столовой, суши (по 0,4 %) и 10 заведений смешанного типа (4,3 %) (рис. 3).

19

20

15

10

5

0

!>* ^ У' ^ ✓

л-

0

Популярность того или иного заведения возможно отслеживать голосованием Интернет-посетителей, составляя рейтинг заведений, причем на всех сайтах оно совершенно разное. Однако эти данные на разных сайтах иногда значительно различаются.

Для потребителя важным критерием выбора ресторана, кофейни, бара и так далее является его месторасположение. В проведенном исследовании выяснилось, что в Интернете у всех указанных заведений общественного питания (100%) указаны адреса, которые дают можно отыскать заведение на карте. Это дает возможность посетителю выбрать максимально удобное ему заведение общественного питания (кафе, бар, ресторан рядом с домом, рядом с работой, во время прогулок по городу и т. п.).

Через указанные в глобальной сети номера телефона заведения и личный контакт с менедже-

ром или администратором дается возможность уточнить интересующую информацию потенциальным клиентам, находящихся в поиске интересующего его заведения. Если в Интернете не указана какая-либо информация, они могут позвонить, задать свои вопросы, а также высказать свои предложения и пожелания.

По результатам исследования 220 заведений общественного питания (94,4 %) указали номера телефонов на страницах Интернет-каталогов и в Интернет-визитках (рис. 4). Однако часто указание телефона вводит в заблуждение людей: желающие заказать стол или попросить доставку не знают, можно ли получить данный вид услуги по указанному номеру. В связи с этим заведениям необходимо указывать в Интернете о возможности оказания услуг. Только 22 заведения (9,9 %) заявили на различных Интернет-страницах о возможности предварительного заказа столика и 26 (11,2 %) о доставке.

□ Кофе и кофейни

□ Рестораны

□ Бары и пабы

□ Закусочные

□ Столовые

□ Заведения смешанного типа

□ Заведения, не указавшие номера телефонов

Рис. 4. Количество заведений общественного питания, указавших номер телефона на страницах Интернет

Самым привлекательным для потенциальных и постоянных посетителей является меню, предлагаемое заведениями общественного питания. Наличие виртуального меню на различных страницах глобальной сети является одним из инструментов успешного продвижения ресторана или кафе на рынке. По нему потребитель получает возможность определить примерный средний чек, предлагаемую кухню и сделать предварительный заказ, а также заказать доставку.

Исследования показали, что данным маркетинговым инструментом пользуется только 36 заведений (15,5 %), имеющих в Интернете не только меню, но даже указывающих ингредиенты и калорийность блюд, составляющие то или иное блюдо. С другой стороны, значительная группа потребителей предпочитает не тратить время на изучение меню и акцентирует свое внимание на ценах, предлагаемых тем или иным заведением.

Показателем уровня заведения общественного питания в данном случае является средний чек. Средним чеком называется сумма денег, которую необходимо заплатить за обычный обед. Большинство потребителей при выборе заведения ориентируются именно на него. И если в интернет-каталоге или интернет-визитке каким-либо кафе, рестораном, баром и так далее не указан средний чек, потенциальный посетитель может даже и не обратить на них внимание.

По результатам исследования 79 % заведений общественного питания не указали свой средний счет. Остальные 21 % можно разделить на заведения быстрого питания, средний чек которых 0-300 руб. (16,3 % от общего количества), среднего уровня - средний чек 300-500 руб. (3,4 %) и элитные, где средний чек равен примерно 5001000 руб. (1,3 %) (рис. 5).

□Заведения быстрого питания (0-300 руб.)

□Заведения среднего уровня (300-500 руб.)

□ Элитные заведения ( от 500 руб.)

□Заведения общественного питания, не указавшие средний счет

Рис. 5. Количество заведений общественного питания, указавших средний счет

На сегодняшний день заведения общественного питания г. Тамбова предлагают различные виды кухни: от европейской до экзотической мексиканской или китайской. Однако, к сожалению посетителей интернет-страниц, не все заведения указывают разновидности и разнообразие меню, только (43,8 %).

Остальные предлагают традиционную (25,8 % от общего количества), европейскую (6 %), японскую и китайскую (по 0,9 %), азербайджанскую (0,9 %), узбекскую и грузинскую (по 0,4 %) и смешанного вида кухни (включая также американскую, тайскую, мексиканскую и другие кухни - 21 %) (рис. 6).

□Традиционная

□ Европейская

□ Японская

□ Китайская Азербаджанская

□ Узбекская

□ Грузинская

□ Смешанный вид кухни

□ Кухня не указана

Рис. 6. Количество заведений общественного питания, указавших вид кухни

Важной информацией для потенциальных посетителей ресторанов, кафе, баров и так далее являются сведения о времени работы заведения. Только 141 организация (60,5 %) общественного питания указала

в интернет-каталогах и визитках время своей работы (рис. 7). 5 заведений заявили о круглосуточном режиме работы. Ни одна из представленных столовых не дала информации о графике своей работы.

100

80

60

40

20

0

91 —

75

32

11 8 8 * п 1 1 і 1 і 1 1 , 6—,

Кофе и Рестораны Закусочные Пиццирии Суши Бары и пабы Заведения Не

кофейни смешанного указавшие

типа время

работы

В современном мире стало модным и удобным отмечать различные даты, события, праздники вне дома, а в заведениях общественного питания. Важнейшим инструментом в продвижении ресторана или кафе на региональномрын-кеявляется интернет-информация о возможности проведения торжеств, свадеб, банкетов и т. д.

Из проведенного исследования видно, что 233 организаций общественного питания на страницах глобальной сети указали это только 64 заведения (27,5 %): из них 27 кафе и кофеен (11,6 %), 8 баров (3,4 %), 7 ресторанов (3%), 1 пиццерия (0,4 %), 5 закусочных (2,1 %) и 16 заведений смешанного типа (6,9 %). Ни одна столовая данной информации не предоставила (рис. 8).

Кофе и Рестораны Закусочные Пиццирии Бары и пабы Заведения кофейни смешанного

типа

Рис. 8. Количество заведений общественного питания, выложивших Интернет-информацию о возможности проведения

торжеств, свадеб, банкетов и других праздничных мероприятий

В целях привлечения потребителя значительное количество заведений предлагают проведение различных мероприятий (праздники, выступления местных и приглашенных гостей, проведение тематических вечеров и т. д.) Большую роль в этом играет размещение рекламы и информации на Интернет-страницах. Только 44 заведения (18,9 %) разместили на различных сайтах афиши своих мероприятий, однако достаточно большое количество из представленной информации является устаревшей. Еще

один фактор, привлекающий постоянных и потенциальных посетителей, - живая музыка. 36 заведений (15,5 %), из которых 13 кафе и кофеен (5,6 %), 13 предприятий смешанного типа (5,6 %), 5 ресторанов (2,1 %), 3 бара (1,3 %) и 2 пиццерии (0,9 %) разместили на сайтах информацию о ней. 10 заведений (4,3 %) сообщили в интернет-каталогах и визитках о проводимых детских праздниках, утренниках, наличии детского меню, детских площадок и комнат (рис. 9).

Кофе и кофейни Рестораны

Пиццирии

Бары и пабы Заведения

смешанного типа

Существенное значение имеют также «пространственные возможности» заведения: площадь помещения, количество мест, наличие танцпола и т. п. Данную Интернет-информацию предоставило только 62 заведения (26,6 %)из общего числа исследуемых. Среднее количество мест в них равно 88.

Для деловых людей значимым является наличие дополнительных залов, кабинетов для проведения переговоров и т. п., о которых проинформировало 21 заведение (9 %). Более того, некоторые заведения предлагают сигаретные, У1Р-залы и др.

Важную роль среди дополнительных интернет-инструментов в продвижении ресторана и кафе играет фотогалерея заведения. Фотографии блюд, персонала, внешнего и внутреннего оборудования помещения отражают атмосферу, указы-

9 8 7 6 5 4 3 2

1 0

Кафе и кафейни Закусочные Заведения Бары и пабы Рестораны

смешанного типа

1 1 1 1

II II М II

вают на количество и удобство расположения мест, помогают потребителю создать своё представление о заведении, легче ориентироваться при оформлении предварительного заказа по телефону. Интернет-исследование показало, что 78 заведений (33,5 %) предлагает потребителям фотоматериалы.

Неотъемлемой частью жизни современного человека является Интернет и его возможности. Поэтому при выборе заведения общественного питания многие потребители опираются на информацию о наличии или отсутствии Wi-fi, которую предоставили 12 (5,2 %) заведений: из них

8 кафе и кофеен (3,4 %) и по 1 бару (по 0,4 %), закусочной, ресторану и заведению смешанного типа (рис. 10).

Рис. 10. Количество заведений общественного питания, разместивших информацию о наличии Wi-Fi

Электронные деньги или безналичные расчеты становится не только популярным, но удобным и выгодным видом оплаты. Интернет-информация о возможности оплаты счета кредитными и банковскими картами является еще одним инструментом продвижения предприятия общественного питания на рынке.

Исследования показали, что данную информацию предоставляет только 5 заведений (2,2 %) -

2 ресторана (0,9 %) и 3 кафе и кофеен(1,3 %), хотя именно такие заведения в основном посещают деловые люди, предпочитающие оплату кредитными и банковскими картами.

Отдельная категория потенциальных потребителей при знакомстве с предприятием общественного питания через глобальную сеть особое внимание обращает на предоставление дополнительных услуг: бильярд, боулинг, кальян, караоке, трансляция спортивных передач и игр и т.п.

39 заведений (16,7 %),учитывая спрос, сообщили о наличии у них тех или иных дополнительных услуг (рис. 11).

□Заведения, предоста вляющие информацию о дополнительных услугах □Заведения, не предоставляющие информацию о дополнительных услугах

Рис. 11. Количество заведений общественного питания, предоставляющих информацию о дополнительных услугах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования сайтов города Тамбова, показали, что немаловажную роль среди инструментов продвижения на рынке общественного питания кафе, ресторанов и так далее играет баннерная и

контекстная реклама. Однако в полном объеме для развития своего предприятия с использованием ресурсов интернет-каталогов и социальных сетей среди всех зарегистрированных предприятий общественного питания г. Тамбова, смогло только 1 заведение смешанного типа - ресторан «Филин» (0,4 %).

Подводя итоги маркетингового исследования практических интернет-инструментов в продвижении ресторана и кафе на региональном рынке, необходимо сделать следующий вывод, что современные тенденции ведения ресторанного бизнеса в маркетинге диктуют всем коммерческим предприятиям общественного питания не навязывать свои товары и услуги, а изучать потребности клиентов и устанавливать с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения. Для достижения данной цели нужно особое внимание уделять новым технологиям. Инструменты, специализирующиеся на особенностях Глобальной Сети, являются сегодня самым выгодным способом продвижения заведения общественного питания на региональном рынке.

Во-первых, сайт, являясь мощным инструментом продвижения, подходит не для всех типов предприятий общественного питания.

Например, создание и использование сайта не выгодно для небольших организаций, какими являются закусочные, столовые, бары и пабы. Затраты данных заведений общественного питания на создание своего сайта не окупятся, с учетом, что для потенциальных клиентов, Интернет не является источником информации о подобных заведениях.

Для привлечения потенциальных клиентов в кафе, кофейни, пиццерии или заведения смешанного типа сайт-визитка необходима, потому что данные заведения относятся в основном к среднему классу. Основные потребители их услуг -молодежь и люди зрелого возраста со средним уровнем дохода. Молодое поколение, постоянно «зависающее» в сети, является наиболее частыми пользователями Интернет-информации. Хотя в настоящее время многие люди старшего поколения, следуют неумолимо современным тенденциям, уже начинают в полном объеме осваивать просторы Глобальной сети. Для людей всех возрастов главные цели посещения кафе, кофейни и пиццерии - вкусно и недорого поесть и разнообразить свой досуг. И для того, чтобы определиться с заведением, наиболее подходящим им по цене, расположению и другим критериям, данным видам организаций общественного питания рекомендуется создавать свои сайты-визитки.

Для ресторанов сайт полностью оправдывает свое существование и окупает потраченные на него средства. Рестораны могут широко применять этот метод, так как для заведения высокого класса очень важна его репутация. В данном случае, сайт-визитка как раз и призван поддерживать статус заведения. Здесь можно выкладывать информацию об истории ресторана, его знаменитых гостях и значительных достижениях, размещать фото и видео материалы, передающие уникальную атмосферу, изысканность блюд и профессионализм обслуживания и еще много интересного и привлекающего внимания материала.

Во-вторых, на сайте необходимо создавать «домашнюю страничку», на которую будут попадать все, кто впервые заходит на сайт. «Домашняя страничка» должна загружаться быстро и легко, и чтобы самая важная информация была видна сразу, как только посетитель заходит на сайт: адрес, номера телефонов и факсов, имена контактных лиц.

В-третьих, для привлечения новых клиентов и удержания, постоянных необходимо на сайте размещать привлекательные картинки и достаточно часто их менять. Также можно позволить на своем сайте размещать видеоматериалы и специальные предложения, сведения о конкурсах, результаты исследований, сенсационные сообщения, необычные ссылки, информацию о призах, объяснения способов проезда, обзоры ресторана или кафе. Очень полезно вести колонку практических советов, тем или иным образом относящиеся к сфере питания.

В-четвертых, сайт необходимо ориентировать на пользователя. Навигацию сделать по сайту наиболее простой, чтобы у человека не возникало затруднений при поиске нужной информации и при перемещении по сайту. Для обратной связи с клиентами необходимо создавать группы в социальных сетях «Одноклассники» и «В Контакте», как дополнительный инструмент Интернет-рекламы, так как данные станицы посещают разные возрастные категории.

В-пятых, на сайте заведения не должно быть объектов, выделенных слишком ярким цветом; ничто не должно затруднять чтение текста. Необходимо следите за тем, чтобы фоновый рисунок был представлен в подходящем графическом формате.

В-шестых, если заведения неоднородная целевая аудитория, необходимо рассмотреть возможности создания отдельных сайтов для каждой из целевых групп так, чтобы оттуда можно было попасть на главную страницу заведения. Это по-

зволит приспособить каждый из сайтов к конкретной аудитории, а заведение сможет пользоваться различными ключевыми словами на каждом сайте. Однако, данный инструмент достаточно дорогостоящий, он будет полезен только более крупным кафе и ресторанам.

В-седьмых, необходимо использовать рекламные площадки - баннеры и контекстную рекламу.

В-восьмых, многие посетители Интернета предпочитают выводить заинтересовавшие их веб-страницы на принтер. Необходимо проверить, как будет выглядеть текст страницы в напечатанном виде. Достаточно ли хорошо видны на домашней страничке все жизненно важные сведения, такие как часы работы, меню с ценами, номер телефона, факса, адрес электронной почты, схема проезда, почтовый адрес и другая контактная информация.

В- девятых, существует необходимость в распространении сведений о сайте. Адрес сайта необходимо размещать на печатной продукции, например на визитных карточках, на бланках заведения, на футболках, бейсболках, карандашах, брелоках, и другой рекламной продукции.

В-десятых, размещать информацию о заведении в популярных Интернет-каталогах предприятий. Это целесообразно всем типам заведений общественного питания, чтобы стать замеченными пользователями Сети, число которых день ото дня беспрестанно увеличивается. Минимальная информация, размещенная в Интернет-каталогах предприятий, должна содержать адрес, телефон и время работы.

И, наконец, уделяя собственному сайту необходимое внимание, не забывайте и о конкурентах. Посетите конкурентные сайты и ознакомитесь с их уставом. Наверняка вы сможете позаимствовать там несколько полезных и идей.

Литература

1. Городской каталог заведений общественного питания FOOD IN TAMBOV. URL: http://foodintam-bov.ru

2. Каталог организаций. URL: http:// www.vtam-bove.ru

3. Каталог досуга города Тамбова. URL: http:// www.tambovorg.info/dosug/cafe_bar

4. Справочник Тамбова. URL: http://tambov-spra-vka.ru

* * *

IMPROVEMENT OF MARKETING TOOLS IN INTERNET BUSINESS AS FACTOR OF THE MOST EFFECTIVE IMPACT ON THE CONSUMER

Ye. A. Malyshkina

In article ways of effective impact on the consumer of marketing tools in the sphere of public catering are considered. Results of researches of Internet resources are given in the heading «Public catering» of the market of restaurant business of the Tambov region. Results of marketing research of practical Internet tools in advance of restaurant business in the regional market are summed up.

Key words: restaurant business, competition, market researches, Internet services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.