Научная статья на тему 'Совершенствование маркетинговой деятельности в АО «Соколагрохимия»'

Совершенствование маркетинговой деятельности в АО «Соколагрохимия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / маркетинговая деятельность / функции стратегического и оперативного маркетинга / оценка эффективности / срок окупаемости / точка безубыточности. / marketing / marketing activities / functions of strategic and operational marketing / performance evaluation / payback period / break-even point.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. А. Хайдуков

В представленной работе раскрывается необходимость совершенствования на современном этапе подходов к решению вопросов повышения эффективности маркетинга в деятельности коммерческих организаций. На примере конкретного предприятия автором обосновано предложение по введению структуры управления маркетинговой деятельностью должности маркетолога. Автором определен перечень основных функций и обязанностей маркетолога. В конце исследований дана экономическая оценка эффективности реализации предложенных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MARKETING ACTIVITY IN JSC “SOKOLAGROKHIMIYA”

In the presented work the necessity of improving the approaches to solving the problem of increasing the marketing efficiency in the activity of commercial organizations at the present stage has been revealed. Using the example of a particular enterprise the author has justified the suggestion to introduce the title of a marketer into the structure of managing the marketing activity. The author has defined the list of the main functions and duties of a marketer. In the end of the research the economic evaluation of the efficiency in implementing the proposed developments has been given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование маркетинговой деятельности в АО «Соколагрохимия»»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АО «СОКОЛАГРОХИМИЯ»

Н.А. Хайдуков, канд. экон. наук, доцент Вологодский государственный университет (Россия, г. Вологда)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10742

Аннотация. В представленной работе раскрывается необходимость совершенствования на современном этапе подходов к решению вопросов повышения эффективности маркетинга в деятельности коммерческих организаций. На примере конкретного предприятия автором обосновано предложение по введению структуры управления маркетинговой деятельностью должности маркетолога. Автором определен перечень основных функций и обязанностей маркетолога. В конце исследований дана экономическая оценка эффективности реализации предложенных разработок.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая деятельность, функции стратегического и оперативного маркетинга, оценка эффективности, срок окупаемости, точка безубыточности.

Одной из важных частей в современной управленческой деятельности организаций является маркетинг. В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих эффективную работу предприятия, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе так, как каждое из подразделений решает свои задачи, направленные на удовлетворение требований потребителей.

Поэтому актуальность выбранной темы исследований заключается в том, что анализ маркетинговой деятельности позволяет выявить проблемы предприятия в области продвижения продукции и использовать инструменты маркетинга в целях повышения результативности предприятия.

Так же маркетинг в промышленности имеет свои особенности и отличия от маркетинга потребительских товаров, а именно: более тесные деловые отношения между покупателем и производителем; неэластичность спроса на товары; разработка новых продуктов в промышленности осуществляется в основном в зависимости от развития НТП, а в потребительском рынке

- тенденциями изменения потребительского спроса [1].

Кроме этого маркетинг промышленных товаров предполагает предоставление объективной информации о товаре, тогда как маркетинг потребительских товаров связан с выработкой положительных эмоций по отношению к товару посредством социально - психологического влияния, что говорит об особенной важности и актуальности проведения своевременного анализа маркетинговой деятельности [2].

Объектом нашего исследования является акционерное общество «Соколагрохи-мия» - ведущее предприятие СевероЗападного федерального округа по добыче и переработке торфа. Свою деятельность предприятие осуществляет более 35 лет. Стратегия компании основана на бережном отношении к природе и конструктивном взаимодействии с потребителем в духе партнерства.

В начале исследования нами был проведен анализ действующих способов продвижения и фактический бюджет, направленный на эти способы продвижения (табл. 1).

Таблица 1. Анализ действующих способов продвижения в АО «Соколагрохимия»

Действующие способы продвижения Бюджет, за год Статья затрат Элементная группа затрат

1. Прямые продажи 420000 Заработная плата начальника сбыта и снабжения с начислениями Управленческие расходы

2. Бесплатные консультации, демонстрации, предоставление образцов товара при прямых продажах 27000 Затраты на предоставление образцов Коммерческие расходы

3. Ведение интернет - сайта 15000 Техническое обслуживание интернет -сайта компании Коммерческие расходы

432000 Заработная плата программиста с начислениями Управленческие расходы

4. Реклама 16000 Размещение статей о продукции в печатных изданиях, (2 раза в год) Коммерческие расходы

5. Выставки 18000 Затраты на приобретение места и оформление стенда Коммерческие расходы

ВСЕГО 76000 Коммерческие расходы

852000 Управленческие расходы

Исходя из приведенных данных таблицы, можно констатировать, что предприятие использует недостаточное количество способов продвижения продукции при значительных затратах на маркетинговую деятельность [3].

На следующем этапе наших исследований проанализировали выполняемые на предприятии функции в области маркетинга (табл. 2).

Из проведенного анализа следует, что функции маркетинга выполняются только директором и начальником сбыта и снабжения, соответственно они выполняются не в полном объеме и низком качестве, так как это не их прямая обязанность, и их квалификации недостаточно для данных функций. Кроме этого было установлено, что большое количество важных функций маркетинга упускается.

Таблица 2. Анализ выполняемых функций в области маркетинга в АО «Соколагрохи-мия»

Выполняемые функции Должности

Директор Начальник отдела сбыта и снабжения Программист по сайту

Изучение конъюнктуры рынка (спроса, предложения, цены, товара) Х

Ведение интернет - сайта компании Х

Организация сбыта и торговли Х

Создание имиджа компании Х

Обслуживание потребителей Х

Проведение рекламной деятельности Х

Разработка новой продукции Х

Анализ внешней среды Х

Соблюдение стандартов, законов и иных норм Х

Управление качеством продукции Х

В целях нахождения оптимальных путей улучшения проблемной области был использован следующий алгоритм:

Рисунок.

Так как АО «Соколагрохимия» - это малое предприятие, нами было принято решение не создавать с организационной структуре управления отдельное подразделение - отдел маркетинга. Нами предла-гаеся расширить отдел сбыта и снабжения и добавить в существующий отдел новую должность маркетолога. Таким образом, руководителем маркетолога будет начальник отдела сбыта и снабжения.

В обязанности маркетолога будут входить следующие функции:

Функции стратегического маркетинга: организация работы компании, нацеленная на выполнение пожеланий потенциального клиента, изучение потребностей и вкусов потребителей, проведение маркетинговых исследований, анализ внешней среды, ана-

лиз и поиск путей снижения издержек, изучение конъюнктуры рынка (спроса, предложения, цены товаров), разработка прогнозов деятельности предприятия, выбор стратегии его развития.

Функции оперативного маркетинга: стимулирование сбыта, разработка и внедрение особых методов воздействия на поведение потребителей, создание имиджа компании, брэндинг, составление программы и бюджета маркетинговых мероприятий, проведение рекламной деятельности, выбор и внедрение новых каналов коммуникации, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов взаимодействия с покупателями.

Оценка эффективности предлагаемого проекта представлена в таблице 3.

Таблица 3. Финансовые результаты АО «Соколагрохимия»

Показатель, руб. Состав

2018 г. до изменений План на 2019 г. при введении должности маркетолога Отклонение

1. Выручка 30404000 38309040 7905040

2. Себестоимость: 26766000 31628000 4862000

2.1 постоянные затраты 8066000 8066000 0

2.2 переменные затраты 18700000 23562000 4862000

3. Коммерческие расходы 76000 194600 118600

4. Управленческие расходы 5602000 6026800 424800

5. Валовая прибыль: 1 - 2 3638000 6681040 3043040

6. Прибыль (убыток) от продаж: 5 - 3 - 4 -2040000 459640 2499640

7. Рентабельность затрат: 6/(2+3+4), % - 6,3 1,8 8,1

Таким образом, предлагаемый нами проект по введению должности маркетолога с систему управления АО «Соколаг-рохимия» по созданию новой должности маркетолога в отделе сбыта и снабжения

принесет предприятию следующие экономические результаты: повышение прибыли на 2499640 руб. (122,5 %), увеличение рентабельности затрат на 8,1%. Срок окупаемости проекта 1,2 года. Так же наше

предложение поможет компании преодолеть точку безубыточности, что позволит увеличить доходность собственного капитала.

Наряду с эти мы видим и социальную эффективность, а именно: разгрузка отдела

Библиографический список

1.Маркетинг в агробизнесе [Электронный ресурс]: инф. сайт. - Режим доступа: http://www.adload.ru/page/con_159.htm

2. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]: инф. сайт. -Режим доступа: http://files.scienceforum.ru/pdf/2016/20056.pdf

3. АО «Соколагрохимия» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://sokolagrohimia.ru/.

IMPROVING MARKETING ACTIVITY IN JSC "SOKOLAGROKHIMIYA"

N.A. Khaidukov, candidate of economics science, associate professor Vologda state university (Russia, Vologda)

Abstract. In the presented work the necessity of improving the approaches to solving the problem of increasing the marketing efficiency in the activity of commercial organizations at the present stage has been revealed. Using the example of a particular enterprise the author has justified the suggestion to introduce the title of a marketer into the structure of managing the marketing activity.

The author has defined the list of the main functions and duties of a marketer. In the end of the research the economic evaluation of the efficiency in implementing the proposed developments has been given.

Keywords: marketing, marketing activities, functions of strategic and operational marketing, performance evaluation, payback period, break-even point.

сбыта и снабжения; улучшение условий и организации труда; повышение оперативности управленческого аппарата; повышение квалификации персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.