Алексашина Т.В.
аспирантка кафедры экономической теории и управления персоналом, Орловский государственный технический университет [email protected]
трудное дело коммерциализации инноваций
совершенствование макроэкономических условий
коммерциализации инноваций в экономике россии
_Аннотация
Наиболее сложными и актуальными в экономике, ориентированной на инновационное развитие, являются проблемы коммерциализации инноваций, обусловленные сложившимся деловым климатом в стране. Анализ макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России позволяет дать ряд рекомендаций с целью их совершенствования. В частности, процесс рыночной реализации инноваций приводит к формированию рынка интеллектуального капитала.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация, макроэкономические условия
Эффективное использование имеющихся и накапливаемых интеллектуальных ресурсов, переход к экономике знаний находит отражение в научных исследованиях и имеет большое практическое значение для всех экономических субъектов, Наиболее распространенным направлением изучения проблем развития инновационной экономики является исследование процесса коммерциализации инноваций, выделенного Президентом России Д.А. Медведевым в качестве одной из актуальных задач,
В чем беда...
инновационных отношений?
В настоящее время российская экономика характеризуется низки-
ми инновационными качествами, Инновационные знания сохранились и создаются, но их воплощению в инновации препятствует ограниченный спрос со стороны реального сектора экономики, Такое положение объясняется, прежде всего, сложившимися макроэкономическими условиями и деловым климатом в стране, Текущее макроэкономическое состояние страны, по мнению доктора экономических наук Р. Кучукова, характеризуется по существу исчерпанием возможностей интенсивного пути развития в рамках сложившейся структуры экономики, нарастающей капиталоемкостью добычи минерального сырья, низкими параметрами окупаемости инвестиционных проектов в высоко-
технологичном секторе, отсутствием условий и обеспеченной потребности внедрения новых технологий. Среди объективных факторов, воздействующих на инновационные отношения, ученый выделяет:
• инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
• денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов;
• стратегии конкурирующих фирм, в том числе научных организаций, которые могут повлиять на инновационную активность;
• потребности потребителей, от которых во многом зависит наличие спроса на появляющиеся новшества.
Так, фискальная и монетарная политика, проводимые правительством РФ, нацелены на подавление инфляции, а не на стимулирование деловой и инновационной активности бизнеса. Даже огромные доходы государства от продажи энергоресурсов стерилизуются, а не инвестируются в развитие, в том числе в прорывные технологии и перспективные виды экономической деятельности.
Следовательно, одним из факторов улучшения макроэкономических условий в сфере коммерциализации инноваций является увеличение расходов инвестиционного характера, совершенствование структуры и качества федеральных целевых программ, а также разработка и реализация ведомственных целевых программ. Необходимо прислушаться к словам вице-президента ОАО «ЭМАльянс» Ивана Шевченко, так как речь должна идти не о каких-либо прямых вливаниях в отрасль. Важно, чтобы при прочих важных условиях на внутренних рынках
преимущество было у российских производителей. Формально эта норма отражена в документах, однако правоприменительной практики она не имеет.
Кроме того, создание и эффективная реализация интеллектуального капитала, являющегося основой опережающих инноваций, осложняется тем, что в российском обществе пока еще сохраняются такие тенденции, как:
• неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
• встречная информационная асимметрия, которая проявляется в том, что государство недостаточно ориентируется в специфике и перспективах развития инновационных секторов отраслей российской экономики, а бизнес и общество, в свою очередь, плохо информированы о последовательности основных шагов в реализации государственной инновационной политики;
• информационная закрытость субъектов российской экономики.
К этому списку необходимо добавить патернализм, иждивенческие отношения в стране, низкую степень социальной ответственности бизнеса и уверенность в том, что все проблемы должно решать государство.
важно, чтобы при прочих важных условиях на внутренних рынках преимущество было у российских производителей
Среди характерных для России институциональных и культурных трудностей на пути перехода к инновационной стадии развития Е.Г. Ясин и М. Снеговая выделяют:
• традицию или идею авторитаризма, бюрократию, составляющую главную опору власти авторитарного лидера;
• коррупцию;
• правовой нигилизм и неуважение в закону, прежде всего со стороны власти;
• клиентелизм - распространенность неформальных олигархических бюрократических кланов, основанных на патрон-клиентских отношениях. Перечисленные явления - основные препятствия для развития эффективной рыночной экономики в России, особенно инновационной. Отсутствие эффективных механизмов коммерциализации инноваций объясняется также некомпетентностью большинства предпринимателей и менеджеров в вопросах инноватики, дополняемой отсутствием широкой подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. Одним из серьёзных барьеров для развития и коммерциализации инноваций является недостаток в подготовке кадров как с количественной, так и с качественной точки зрения.
Разобщенность...
Проблема ведомственной разобщенности, возникающей в процессе выработки и реализации согласованной государственной политики в сфере вовлечения в хозяйственный оборот промышленных технологий, созданных на государственные средства, представляется настолько существенной, что может быть выделена в качестве барьера на пути формирования в Российской Федерации рынка интел-
лектуального капитала. Сегодня свою заинтересованность в решении данного вопроса проявляют: Минобрнауки, Минюст, Минэкономразвития, Минфин, Федеральная налоговая служба, Минобороны, Росатом, агентства оборонных отраслей промышленности, Роспатент, Росстат. Каждое из этих ведомств отстаивает свои интересы, прежде всего в том, что касается распоряжения от имени государства правами интеллектуальной собственности. Это отражается на формировании правил игры на рынке интеллектуального капитала и условиях коммерциализации инноваций в национальной экономике.
Вообще выше перечислен лишь небольшой ряд проблем коммерциализации инноваций, имеющих место в экономике России.
Управление знаниями
Для того чтобы интеллектуальный капитал заработал, как справедливо утверждают М.А. Бендиков и Е.В. Джамай, необходимо не только движение знаний, но и управление ими. Следовательно, нужна соответствующая организация, структура, которая бы включала исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноу-хау» широкого применения. В качестве такой структуры должен выступить рынок интеллектуального капитала, постепенно занимающий важное место в процессе воспроизводства знаний, вовлекая в оборот науку, образование и интеллектуальные услуги. Учитывая, что российские предприятия испытывают значительные затруднения при реализации инновационной продукции за рубеж, выражающиеся
в сложности приобретения патентов и лицензий, подготовка и сопровождение вхождения предприятий в мировую инновационную систему в рамках задач рынок интеллектуального капитала будет рассматриваться как направление совершенствования макроэкономических условий коммерциализации инноваций, При этом в качестве одного из направлений совершенствования макроэкономических условий коммерциализации инноваций в России следует выделить модернизацию традиционных секторов экономики, Как правильно утверждает А,Амосов, невозможно создать один комплекс высокотехнологичных отраслей и расширять позиции на мировых рынках наукоемкой продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность, другие отрасли будут продолжать деградировать,
Организационно-экономические формы и их содержание
Особое значение для коммерциализации инноваций имеет формирование новых организационно-экономических форм хозяйствующих субъектов, обеспечивающих весь инновационный воспроизводственный цикл - от зарождения идеи до ее практического воплощения и вывода новых продуктов или услуг на рынки и их использования, Это стратегические альянсы, виртуальные организации, сетевые структуры, По мнению Н,Н, Карповой, «стратегические альянсы могут представлять собой эффективный способ противостоять росту издержек и рисков технологических инноваций, открывая партнерам доступ к знаниям и ресурсам при совместном развитии и активном технологическом обмене»,
Таким образом, совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций связано с решением вопросов формирования и поддержания благоприятного инвестиционного климата и регулирования факторов инновационной среды, важнейшими чертами которой являются экономическая свобода, отсутствие бюрократических преград, преодоление гнета коррупции, поддержка среднего и малого бизнеса, конкурентоспособности предприятий, доступность венчурного капитала, Проведенный анализ макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России позволяет дать следующие рекомендации с целью их совершенствования:
1) формирование такой структуры, как рынок интеллектуального капитала, способной предотвратить ведомственную разобщенность, информационную ассиметрию и обеспечить капитализацию и коммерческую реализацию знаний и объектов интеллектуальной собственности и вход в мировую инновационную систему;
2) развитие институциональной инфраструктуры через совершенствование нормативно-правового регулирования и инновационного законодательства (четкость механизмов заключения контрактов, действенная защита интеллектуальной собственности) на федеральном и региональном уровнях и создание благоприятных условий для привлечения средств бизнеса;
3) модернизация традиционных секторов экономики, являющихся основой инновационного развития страны;
4) улучшение системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного менеджмента с выделением максимально воз-
можного числа бюджетных мест по инновационным специальностям; 5) усиление межфирменной кооперации посредством стратегических альянсов и сетевых структур.
Выводы
Формирование эффективных систем коммерциализации инноваций есть важный и необходимый на сегодняшний день шаг, который предоставит возможность решить значительное число внутренних проблем, связанных с формированием инновационной экономики и конкурентных преимуществ России на внешних рынках.
Литература
1. 7 нот менеджмента. Лучшая практика инноваций. - М.: Эксперт РА, 2009.
2. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист, 2008. - №5.
3. Бендиков М., Джамай Е. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. - №4.
4. Дынкин А., Иванова Н. Инновационная динамика: глобальные тенденции и Россия // Проблемы теории и практики управления, 2008. - №5.
5. Карпова Н. Международные стратегические альянсы и интеллектуальная собственность // Внешнеэкономический бюллетень, 2002 - №6.
6. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. - 2009, №6.
7. Лебедева Н., Ясин Е. Культура и инновации // Форсайт, 2009. - №2.
8. Ясин Е., Снеговая М. Институциональные проблемы России в мировом контексте // С.124. Вопросы экономики, 2010. - №1.
Aleksashina T.V.
Postgraduate, Chair of Economic Theory and Personnel Management, Orel State Technical University
Improvement of macroeconomic conditions of commercialization of innovations in Russian Economy
_Abstract
The problems of innovations' commercialization, conditioned by existing business climate in the country are the most difficult in the economy, oriented on innovative development. Analysis of macroeconomic conditions of commercialization of innovations in Russian economy enables to give a number of recommendations for the purpose of their improvement. Particularly the process of market sales of innovation leads to formation of intellectual capital market.
Keywords: innovations, commercialization, macroeconomic conditions