Научная статья на тему 'Совершенствование логистического процесса на предприятиях для повышения эффективности их работы'

Совершенствование логистического процесса на предприятиях для повышения эффективности их работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / LOGISTIC PROCESS / ENTERPRISE PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахунова Р.Н.

В середине ХХ в. спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца; к концу 60-х гг. начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции, что привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving logistic process at the enterprises for improving their performance

In the middle of the XX-th century consumer demand for goods mostly exceeded seller supply, i.e. there was a seller market. By the end of the 60-th years there had begun forming a consumer market characterized by the excessive supply where sellers had difficulties in sale of their production at the proposed cost. Work on the principle of «small consignments» entailed corresponding changes in the system of material resources production support and marketing the finished products. It drew attention to the methods of solving the problem of efficient organization of the logistic process.

Текст научной работы на тему «Совершенствование логистического процесса на предприятиях для повышения эффективности их работы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ

Р.Н. Пахунова*

Аннотация. В середине ХХ в. спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца; к концу 60-х гг. начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции, что привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

Ключевые слова: эффективность работы организации, логистический процесс.

IMPROVING LOGISTIC PROCESS AT THE ENTERPRISES FOR IMPROVING THEIR PERFORMANCE

R.N. Pakhunova

Annotation. In the middle of the XX-th century consumer demand for goods mostly exceeded seller supply, i.e. there was a seller market. By the end of the 60-th years there had begun forming a consumer market characterized by the excessive supply where sellers had difficulties in sale of their production at the proposed cost. Work on the principle of «small consignments» entailed corresponding changes in the system of material resources production support and marketing the finished products. It drew attention to the methods of solving the problem of efficient organization of the logistic process. Keywords: enterprise performance, logistic process.

Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

До начала 60-х гг. XX в. страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок.

Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

Выпущенные товары так или иначе попадали к конечному потребителю, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители стремились увеличить конкурентоспособность за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х гг. начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со

© Пахунова Р.С., 2015

сбытом продукции по предполагаемым ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* РАИСА НИКОЛАЕВНА ПАХУНОВА,

кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления Московский институт экономики, политики и права Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail: Raisa01@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, поставщики добивались снижения себестоимости и сокращения времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

Повышение требований к качеству процессов реализации готовой продукции (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий участников логистического процесса, что стало новым шагом в практике управления материальным потоком.

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции.

В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки.

Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

К важнейшим достижениям научно-технического прогресса в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно: создание и массовое использование компьютерной техники; прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств передачи данных: разработка стандартов передачи информации; создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI — электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность отслеживать этапы движения сырья, деталей, готовой продукции, что позволило четко выявить потери в существующих схемах управления материальным потоком. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, возникли принципиально новые возможности автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска готовой продукции, состояния производственных запасов, объемов поставок материальных ресурсов, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя; оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении); осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта — от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя; оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения; использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировке грузов и т.д.; создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальным потоком на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. М., 2008.

2. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.