Научная статья на тему 'Совершенствование логистических процессов – основная задача международных перевозок грузов на транспорте'

Совершенствование логистических процессов – основная задача международных перевозок грузов на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова С. Г.

Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2011 год и на перспективу должно стать комплексное и ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства. Для последовательной реализации этой приоритетной задачи разработана специальная программа на период до 2015 года, которая тесно увязана с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование логистических процессов – основная задача международных перевозок грузов на транспорте»

Г_18 ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Алимова С.Г.

соискатель ТАДИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ТРАНСПОРТЕ

Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2011 год и на перспективу должно стать комплексное и ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства. Для последовательной реализации этой приоритетной задачи разработана специальная программа на период до 2015 года, которая тесно увязана с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий республики1.

В 2011 году для модернизации автомобильных дорог предусмотрено выделить свыше 152 миллионов долларов с привлечением средств международных финансовых организаций.

Особое значение Узбекистан придает воплощению в жизнь Плана мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества до 2020 года. Приоритетным направлением для ШОС признаны вопросы развития транспортных коммуникаций. Принимая во внимание важность скорейшего завершения реконструкции международной автомагистрали Е-402 для всех государств-членов, Узбекистан полностью выполнил взятые на себя обязательства3 по работе на своей территории. Кроме того, в центральной части маршрута Е-40 наша страна построила Свобод-

ную индустриально-экономическую зону (СИЭЗ) «Навои».

Без всяких сомнений, по мере реализации новых совместных проектов в Центральной Азии по увеличению производства и строительству дорог значение СИЭЗ «Навои» для стран ШОС будет расти. Государства-члены организации могут принять активное участие в развитии этой зоны4

Интеграция государства в мировое экономическое пространство и формирование внешнеэкономических связей на качественно новой основе послужили толчком не только к организации новых предприятий, но и технической и технологической модернизации производств во всех отраслях экономики. В том числе развитие транспорта определяется объективными экономическими необходи-

1 И.А.Каримов «Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа». Доклад от 22 января 2011 г. Правда Востока.

2 Шифр маршрута международной категории проходящей через Республику Узбекис

3 Обязательства, взятые перед членами государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) об использовании коммуникационного потенциала нашего региона.

4 «Вечерний Ташкент» 12 июня 2010 г. Сотрудничество во имя укрепления мира и безопасности.

ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/ 19"^

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

мостями. Роль и взаимосвязь транспорта в рыночной инфраструктуре Узбекистана: «производитель-заготовитель-биржа-база-потребитель».

Основными участниками механизма функционирования инфраструктуры могут быть: транспортные компании; производитель товара и услуг; брокер биржи; коммерческий банк; оптовая или розничная база; транспортное предприятие, владелец грузовых автомобилей (ассоциация, транспортный кооператив, союз владельцев транспортных средств).

С экономической точки зрения принято считать, что автомобильные перевозки наиболее выгодны на расстоянии до 2000 км. Но в реальности приходится многократно перевозить небольшие партии грузов, осуществлять срочные перевозки различных партий товаров скоропортящихся продуктов на большие расстояния. Например, Узбекистан, экспортирует во все регионы России автопоездами более 250 тысяч тонн овощей и фруктов в год, начиная с февраля - марта месяца по ноябрь - декабрь. Всего автотранспортом в Узбекистане экспортных и импортных грузов ежегодно перевозится около 900 тыс. тонн.

Однако при международных перевозках руководители крупных и средних АТП обращаются за методическим обеспечением решения задач для выполнения транспортных услуг, выбора вида и типа транспортных средств, совместного планирования транспортных процессов на различных видах транспорта (смешанные перевозки), определения рациональных маршрутов и совместного планирования транспортного, складского и производственного процесса, организации учета экспортных и импортных операций в международном сообщении.

Совершенствование функционирования автомобильного транспорта при перевозках грузов осуществляются через его технико-эксплуатационные и экономические показатели использования (например, технические - коэффициент технической готовности автомобилей; эксплуатационные - коэффициент ис-

пользования пробега, эксплуатационная скорость автомобилей; экономические - доход, прибыль и издержки предприятия). Эти показатели использования подвижного состава грузового автотранспорта в основном зависят от внедрения передовых методов организации, информационно-компьютерной технологии и сети Интернет, планирования и управления перевозочным процессом, а также от особенностей обслуживаемого региона, территории-рельефа, климатических условий, территориальных размещений объектов обслуживания, а также от обслуживания населения - его культуры, организационного поведения. Положительная оценка влияния того или иного показателя может быть сделана при комплексном подходе к решению задачи.

Выбор эффективных методов, приемов и порядка организации работы автомобильного транспорта в международном сообщении во многом зависит от рода и характера перевозимых грузов, мощности и конфигурации грузовых потоков, размеров единовременной отправки, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Все упомянутые выше факторы влияют на эффективное функционирование подвижного состава грузового автомобильного транспорта в международном сообщении.

Создание логистических процессов предприятий с зарубежными партнерами могут быть классифицированы по нескольким признакам иностранных инвестиций: по местонахождению и принадлежности участников - партнеров; по источникам инвестиций; по доле участия партнеров в капитале; по виду деятельности.

Развитие международных экономических связей и международных коммерческих операций оказывает влияние на изменение организационной структуры системы международного маркетинга предприятий, обрабатывающих информационный поток в управлении международными автомобильными перевозками, так как функции, связанные с экспортно-импортными операциями расширяются и всесторонне развиваются. Из этого следу-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

20 ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ет, что перед работниками органов транспорта, внешней торговли, предпринимателей Республики Узбекистан стоят задачи систематического совершенствования логистических процессов обработки информационного потока и организационных структур по реализации, доставке, снабжению экспортных, импортных, реэкспортных (покупка товара у иностранного продавца не для собственного потребления, а для перепродажи в третьи страны) и реимпортных (приобретение реэкспортного товара страной - потребителем) товаров.

Из-за подобной сложности объекта исследования совершенствование функционирования автомобильного транспорта в международной перевозке грузов невозможно представить без: комплексной механизации и автоматизации производственных и управленческих процессов; повышения качества работ, услуг и продукции; комплекса принципиальных положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязки деятельности отдельных участников (субъектов) системы автомобильных перевозок грузов в международном сообщении в границах подразделений или сети в целом.

Развитие участников (субъектов) автотранспортных международных перевозок грузов определяет: развитие транспортных процессов и систем, участвующих во внешней мировой торговле; развитие видов перевозок внешнеторговых грузов и транспортных услуг; развитие уровня организации и управления функционированием автомобильного транспорта в международных перевозках грузов; тарифы, налоги и сборы при международных перевозках внешнеторговых грузов и т.п.

Основная цель совершенствования логистической системы - сокращение издержек, связанных с товародвижением, на основе эффективного удовлетворения подхода к управлению со всеми элементами, операциями, процессами, явлениями системы организационных и технологических, экономических и информационных, правовых и финансовых мероприятий пространственного между-

народного перемещения материального потока (грузов). Иными словами, сокращение издержек производства и увеличение прибыли достигается за счет того, что фирмы часть функций (такие как -упаковка, складирование, комиссионное обслуживание, сортировка грузов и т.д.) передают транспортно-экспедиционным компаниям. При наличии терминалов логистических центров эти компании принимают, а в отдельных случаях выкупают готовую продукцию, осуществляют подсортировку, комплектование, дробление или разукрупнение товарных партий, подготавливают продукцию к реализации.

Логистическая система международной перевозки грузов включает в себя подсистемы организации обслуживания клиентуры, качество обслуживания и уровень обслуживания клиентуры. Разработка и реализация логистической системы международной перевозки грузов невозможны без широкого применения современных экономико-математических методов, моделей и информационно-коммуникационной технологии (ИКТ). При моделировании логистической системы международной перевозки грузов автомобильным транспортом могут быть использованы модели линейного прогнозирования (оптимизация предприятий и их связей, рациональное распределение материальных ресурсов, оптимизация загрузки производственных мощностей), модели управления запасами, корреляционно-регрессионные модели, статистические модели, теории массового обслуживания и др.

Логическим завершением теории о логистических процессах можно привести пример о создании в 2010 году на базе аэропорта города Навои международного интермодального1 центра логистики, а также в городе Ангрен Центра логистики. Открывшийся грузовой терминал в г. Навои расположен непосредственно перед

1 последовательная международная перевозка грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице (например, контейнер) или транспортном средстве без перегрузки самого груза.

ХАЛКАРО ИКТИСОДИЁТ ВА ИКТИСОДИЙ МУНОСАБАТЛАР/ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

перроном аэропорта, есть удобные подъездные пути, стоянки для большегрузных автомобилей, железнодорожная ветка. Новый грузовой терминал, включает шесть погрузочно-разгрузочных рабочих станций с холодильными и морозильными камерами, карантинными пунктами, складами для хранения ценных грузов и другим новейшим оборудованием, способен обработать до ста тысяч тонн грузов в год и покрыть весь спектр транспортных услуг по приему грузов, их временному хранению и отправке с использованием различных видов транспорта. Ввод объекта позволит интегрировать навоийский аэропорт в глобальную логистическую сеть и превратить его в региональный перевалочный узел, который объединит услуги авиационного, автомобильного и железнодорожного транспорта в импорте и трансферте1 грузов и пассажиров.

1 переброс грузов (пассажиров) на более выгодный или экономичный, в данном случае вид транспорта.

Из сказанного следует, что логистика, информация и современные коммуникации позволят трансформировать стандартные изделия в индивидуальные. Способность быстро и гибко реагировать на рыночные импульсы означает создание рыночно ориентированной логистической системы. Функционирование такой системы преимущественно определено спросом, а не прогнозом. При этом выходы из системы должны быть организованы по принципу точно в срок. Все это позволяет допустить снижение складских запасов. Логистика в международных коммерческих операциях обеспечивает оптимальное построение, управление и регулирование материальных и информационных потоков и в конечном счете, повышает эффективность международной коммерческой операции, создавая объективные предпосылки для организационной и структурной перестройки.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Все наши устремления и программы во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Доклад. «Правда Востока», 22 января 2011 г.

2. Зиядуллаев К.Ш. Повышение эффективности функционирования грузового автомобильного транспорта в международном сообщении за счет улучшения логистических процессов. Дисс. на соис. уч. ст. к.э.н., Ташкент, ТГТУ, 2004. - 140 с.

3. Логистика. Учебник. / Под ред. Б.А.Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «ИНФРА-М», 2002. - 368 с.

4. Топалиди В.А. и др. Международные автомобильные грузовые перевозки: Учебное пособие. - Ташкент, 2005. Том 2 - 260с.

5. Халияров Н.А. Совершенствование организации работы автомобильного транспорта при международной перевозке грузов. - Ташкент, Тафаккур - бустони, 2010. -102 с.

6. Зохидов А.З. "Буюк ипак йули"ни к,айта тиклаш: муаммолар ва истик,боллар. Тошкент: // Ж. Иктисод ва таълим. - № 4. 2010й. 51-54 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.