ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
УДК 351.85
Наталья Александровна Торгашова, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук
На корпоративную культуру в нашей стране обратили свое внимание после распада СССР с переходом к рыночной экономике и приходом на рынок зарубежных компаний, которые уже имели опыт, сложившиеся нормы и ценности, регулирующие их деятельность. Сейчас изучение и совершенствование корпоративной культуры - не просто дань моде, а важнейший инструмент преуспевающей организации.
Ключевые слова: корпоративная культура, корпоративная философия.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
IMPROVEMENT OF CORPORATE CULTURE OF AN ORGANIZATION
Во всех результативных и крупных компаниях мира большое внимание уделяется корпоративной культуре, она четко выражена, регламентирована и отличает одну компанию от другой. Компания, осознавшая важность персонала как важнейшего элемента успеха, целенаправленно совершенствует свою организационную культуру для увеличения эффективности персонала1,2.
Поскольку интерес к корпоративной культуре в России проявился относительно недавно и эта область знания еще не до конца изучена, то исследование механизмов совершенствования корпоративной культуры с целью повышения эффективности труда обуславливает актуальность данной работы.
Существует множество определений понятия «культура», что может быть объяснено сложностью и многогранностью этого понятия.
Появлению термина «культура» в различных языках предшествовало латинское cultura, происходившее от colere, которое имело следующие значения: населять, покровительствовать, культивировать, почитать.
С каждым годом интерес к понятию «культура» возрастает. По подсчетам американских антропологов, определений культуры насчитывает около 250.
Для понимания сущности организационной культуры были разработаны различные подходы, изучающие ее с разных точек зрения: организационная культура как характеристика деятельности организации и ее членов; содержание и перечисление элементов организационной культуры; организационная культура как целостная категория и т.д.
Центральной составляющей разнообразных определений является то, что корпоративная культура является общей ценностью организации и принимается всеми ее членами. Корпоративная культура направлена на повышение трудового потенциала организации и выражает ее основные ценности.
Организационную культуру изучают уже на протяжении длительного времени, но особый рост интереса к данной области возник после столкновения двух успешных моделей -западной и японской. Исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х гг., вызвал небывалый интерес к корпоративной культуре японских компаний, основанной на японском менталитете и традициях (сплоченность работников, преобладание коллективных интересов над личными, верность компании).
Сегодня не остается сомнений в том, что организационная культура существует в любой компании, и ей можно и необходимо управлять. В пример можно привести десятки успешных и известных компаний, которые поставил во главу угла именно свои корпоративные ценности и достигли за счет этого успеха. Соса-Со1а, Disney, General Electric, Intel, McDonalds, Microsoft, Sony, Toyota. Иногда корпоративную культуру закладывает ее лидер при создании компании. Иногда она формируется постепенно своими же работниками, а бывает, что над ее формированием работают специалисты, ставящие целью систематическое улучшения показателей деятельности. Корпоративная культура создает общественный порядок, обеспечивает целостность3.
Методы, которые используются при формировании и развитии корпоративной культуры: эмпирический (наблюдение, сбор информации и т.д.); системный анализ, предполагающий использование синергетического похода, теорий систем и общей теории организации; математическое и экономическое моделирование.
Если деятельность компании неэффективна, стоит задуматься, понимают ли люди, чем и для чего они занимаются, действительно ли сознают,
алтайский вестник государственной и муниципальной службы
12
2015 •
какая поставлена перед ними цель, верят ли в нее.
Хотя организационная культура стала неотъемлемой частью повседневного словаря руководителя, очень немногие из них полностью используют те стратегические преимущества, которые она предоставляет.
Организационная культура может быть как сильной, так и слабой. Выделяют четыре признака сильной корпоративной культуры4:
Наличие декларированной корпоративной философии. Должны быть сформулированы и зафиксированы на бумаге видение, миссия, ценности и цели компании. Положения, зафиксированные на бумаге, более эффективны в определении деятельности людей, все остальное остается простыми намерениями.
Наличие системы трансляции корпоративной философии. Система, поддерживающая процесс ознакомления сотрудников с принятой корпоративной философией. Этот инструмент важен на всех этапах. При отборе кадров кандидат на должность обязан быть ознакомлен с теми ценностями, которые придерживается организация, и решить, готов ли он их разделять.
Разделение большинством членов организации. Чем больше сотрудников в организации, тем тяжелее подбирать сотрудников полностью разделяющих ценности компании, сложнее сплотить весь коллектив. Неизбежно возникают субкультуры отделов. Это нормальный и неизбежный процесс, главная задача руководителя - не допустить противоречий между субкультурными и корпоративными ценностями.
Важно, чтобы зафиксированные на бумаге положения выполнялись всеми членами организации, в противном случае это не только не окажет благо -творного воздействия на результаты, но и может вызвать конфликты, повлечь снижение качества работы.
Основные ценности компании отражаются не только в нормативных актах и документах, но и в виде девизов и лозунгов. Являясь элементами корпоративной культуры, они подчеркивают наиболее значимые стороны компании. Символы также связаны с системой корпоративных ценностей. Компании, выбирая символ, ориентируются на то, что он несет в себе, что именно хочет им сказать компания своему потребителю, выбирая самую сильную свою сторону. Оригинальная фирменная символика - это первое, что запоминают клиенты и партнеры, попадающие в офис компании. Современная корпоративная символика демонстрирует идеологию компании, делает ее узнаваемой и популярной. После привлекательного бренда работодателя атрибуты организации являются вторым по эффективности инструментом построения команды. Письменные принадлежности, ежедневники и подставки под чашки с корпоративной символикой завершают интерьер и обеспечивают оптимальный комфорт.
Многие предприятия сталкиваются с необходимостью повышения эффективности работы своих сотрудников, достичь этого можно только при правильно построенной работе с персоналом. Существует множество аспектов, влияющих на эффективность персонала - вовлеченность сотрудников в работу, система мотивации, отношения в коллективе, характеристики самого персонала и т.д. На многие эти аспекты влияет организационная культура5.
Для руководителя важно оценить степень вовлеченности своих сотрудников в рабочий процесс. Вовлеченность сотрудника в работу определяется степенью того, насколько он мотивирован на успех компании и прилагает свои усилия для его достижения6.
Вовлеченность обуславливает высокую производительность и снижает риск утечки кадров из компании.
Оценить вовлеченность сотрудников можно путем анкетирования, оценка происходит по четырем основным параметрам: гордость, удовлетворенность работой, чувство защищенности, желание остаться в компании.
Вовлеченные сотрудники выполняют свою работу качественнее и лучше, а хорошее обслуживание или качественный товар вызывает удовлетворенность у потребителей, которых легче удержать, что приводит к увеличению прибыли. Не стоит и недооценивать ущерб финансовым результатам компании от текучести кадров. Затраты на реорганизацию работы, набор новых сотрудников, адаптация и обучение, если же компания предоставляет услуги, то это означает также снижение продуктивности работы нового сотрудника, что тоже в свою очередь приводит к снижению прибыли.
1 Елистратова Т.Г. Социальный капитал как фактор повышения эффективности деятельности организации / / Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. 2010. № 12. С. 53-57.
2 Формирование конкурентоспособности коллектива как основной фактор повышения конкурентных преимуществ организации на рынке // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. 2009. № 11. С. 112-114.
3 Демин Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений. М., 2010. С. 138.
4 Ломакина О.В., Межина М.В. Теория менеджмента (История управленческой мысли): учебное пособие. Барнаул, 2014. С. 107.
5 Торгашова Н.А. Эффективная мотивация сотрудников посредством внутрикорпоративных коммуникаций // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. 2011. № 14. С. 94-97.
6 Карсан Р. Компания мечты. Почему в успешных компаниях говорят «мы». М., 2012. С. 248.
Natalya Aleksandrovna Torgashova, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences.
Corporate culture in our country became interesting for researchers after the collapse of the USSR and the transition to a market economy and the entry of foreign companies, which already had experience, prevailing norms and values governing their activities. Now the study and development of corporate culture is not just a tribute of fashion, but the most important tool of a successful organization.
Keywords: corporate culture, corporate philosophy.