Научная статья на тему 'Совершенствование корпоративного управления информационной системой телекоммуникационной корпорации'

Совершенствование корпоративного управления информационной системой телекоммуникационной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Е. А.

В статье рассматриваются информационные системы компаний связи как инструмент корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование корпоративного управления информационной системой телекоммуникационной корпорации»

_____________ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ___________________________

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ

КОРПОРАЦИИ

Е.А. Фокина

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются информационные системы компаний связи как инструмент корпоративного управления.

Сложность корпоративной деятельности компаний связи и быстрые изменения в ней увеличивают информационный разрыв между тем, что имеется в компании, и тем, что требуется его подразделениям. Подразделения, дочерние предприятия, отделения и административные офисы, входящие в компанию, как правило, расположены на достаточном удалении друг от друга. Их информационная связь друг с другом образует коммуникационную структуру компании, основой которой является информационная система.

Информационная система - это инфраструктура компании, задействованная в процессе управления всеми информационнодокументальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы1:

• информационную модель, представляющую собой совокупность правил и алгоритмов функционирования информационных систем. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников, данных и т.д.;

• регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

• кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

• программное обеспечение, конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели;

• аппаратно-техническую базу, соответствующую требованиям по эксплуатации программного обеспечения (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное программное обеспечение И СУБД);

• правила использования программного обеспечения и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификацию пользователей.

Организационная реструктуризация компаний связи в современных условиях дает необходимый эффект, если она предполагает не только изменения в структуре управления, усиление ориентации на стратегический и стоимостный подход, введение принципов корпоративного управления, но и одновременное освоение современных информационных технологий для комплексной автоматизации управленческих процессов. В корпоративных системах информация, которая ранее была распределена между разными системами, доступна всем отделам и подразделениям компании и может одновременно использоваться в бизнес-процессах производства, бухгалтерии, управлении персоналом и т.д. Отдельные бизнес-процессы, такие как услуги, продажи,

1 Мазур ИМ. Корпоративный менеджмент: Справочник дня профессионалов / ИМ. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге и др. - М.: Высшая школа, 2003. -1077 с.

финансы и логистика, могут быть интегрированы в бизнес-процессы, охватывающие компанию в целом, все ее уровни и функции. Внедрение современной корпоративной информационной системы изменяет в корне систему и стиль управления в компании (рис. 1). Корпоративная информационная система -это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет в компаниях и предоставляющая информацию для принятия управленческих решений.

—1 ■О Централизованное Централизованная

X хранилище данных база знаний

Финансовое

обеспечение 1 (ЛИНИИ Ш1 1.111 11 М| II Г.1 М К

■* Технология Внедрения КИС ► ]

\ Технология эксплуатации и поддержки КИС /

Кадровое обеспечение

Нормативно-правовое

обеспечение

Сетевое и аппаратное обеспечение

Инфраструктурно

Рис. 1. Структура корпоративной информационной системы компании телекоммуникационной отрасли (разработано автором)

Возможности предлагаемых сегодня систем управления достаточно широки, они позволяют охватить управление многими бизнес-процессами.

На этой основе со временем стали появляться «вертикальные» решения, т.е. настройка, функциональное наполнение, формы документов, методы обработки информации, ориентированные на конкретную отрасль или решение конкретной большой задачи. Так появился ряд программ системы «1С: предприятие» компании «1С» и различные настройки, реализуемые партнерами этой компании. Известны варианты модификации системы БОСС компании «АйТи», специализированные решения для торговых компаний серии «БЭСТ» компании «Интеллект-Сервис». Широкий круг управленческих задач решают системы «Эталон» (компания «Цефей»), «Парус» (компания «Парус») и др2.

Вложение средств в создание информационной системы необходимо рассматривать как долгосрочные инвестиции. В свете этого большое значение приобретает уровень и качество обслуживания, предоставляемого разработчиком. Обязательным условием является локализация информационной системы, как функциональная (учет особенностей российского законодательства и системы расчетов), так и лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке).

2 Масютин, С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы: монография. - М.: ООО «Финстатинформ», 2003. - 280 с.

Хотя ни одна информационная система не может решить всех проблем компании, тем не менее, она предназначена быть одним из инструментов управленческой деятельности. Опыт показывает, что в компаниях, где четко определены цели и задачи деятельности, параметры управления и контроля для каждой бизнес-единицы, внедрение автоматизации при соблюдении принципов последовательности и постепенности происходит быстрее, а ее использование -значительно эффективнее. В этом случае деятельность каждого менеджера ориентирована не на процесс вообще, а на достижение определенных результатов, чаще всего финансовых, что организуется, контролируется и согласуется с помощью программных средств.

Отличительной особенностью телекоммуникационных компаний является невещественный характер их продукции. Их деятельность, как известно, связана с оказанием услуг, продвижением продуктов и, что наиболее важно, - с предоставлением (обменом) информацией.

Своевременная информация, средства ее доставки и обработки обеспечивают сбалансированное развитие глобальной экономики. Стимулируя общение людей посредством обмена информацией, современные средства телекоммуникаций превратились в необходимое условие социального сплочения и культурного развития во всех странах.

В этой связи логично, что различные страны сегодня стремятся добиться максимальной отдачи от работы своих отраслей связи. В Российской Федерации в целях повышения эффективности работы отрасли связи, оживления телекоммуникационного рынка, повышения прозрачности его деятельности, информационной открытости и увеличения рыночной стоимости активов определены следующие этапы создания современной информационной базы отрасли связи:

- обеспечение высокой эффективности управления и повышения «прозрачности» финансовых потоков для сложных многофилиальных компаний;

- формирование сильной функциональной вертикали по направлениям: инвестиции, эксплуатация, продажи, информационные технологии, внедрение систем управления и контроля качества;

- создание эффективной модели управления предприятием с учетом особенностей развития региональных рынков связи, реинжиниринг основных процессов, касающихся работы с пользователями услуг, внедрение передовых технологий, которые обеспечивают эффективную информационную поддержку процессов обслуживания и предоставляют соответствующие инструменты;

- внедрение раздельного учета затрат и доходов как следствие снижение затрат на производство единицы услуг, улучшение ключевых экономических показателей деятельности (увеличение количества обслуживаемых линий, прибыльности на одного работника, дохода на одну линию, фондоотдачи и т.д.);

внедрение эффективных маркетинговых технологий, при определенных условиях могущих обеспечить компании превосходство на телекоммуникационном рынке;

- организация служб комплексного обслуживания потребителей, предоставляющих полный пакет услуг компании, внедрение центров взаимодействия с пользователями, позволяющих не только снизить издержки по обслуживанию пользователей, но и увеличить доходы компании;

существенное усиление коммерческого блока (подразделений маркетинга, продаж и обслуживания), формирование специализированных подразделений для работы с VIP - пользователями;

обеспечение работы компаний, участвующих в создании телекоммуникационных и информационных услуг, в едином информационном

пространстве, автоматизация основных технологических функций с целью повышения эффективности и качества (центры управления сетью, системы технического учета и активации, управление проектами, потоками работ и проблемными запросами, трудовыми ресурсами, а также системы сбора учетных записей, межоператорских расчетов)3.

Из вышеизложенного очевидно, что деятельность компании связи немыслима сегодня без разнообразных информационных и управляющих систем, таких как биллинговые, бухгалтерские и складские программы, программы управления телекоммуникационными сетями и службами и т.п. Данные системы и программы способствуют рациональной организации деятельности всей компании связи, а также отдельных ее филиалов и структурных подразделений, упорядочению бизнес-процессов, более эффективному использованию ресурсов.

В настоящее время в компаниях связи успешно внедряются многотерминальные автоматизированные системы отечественных и зарубежных производителей для проведения комплексных расчетов, которые представляют собой комплекс программ для расчетов за все услуги связи и получения необходимых печатных форм и документов. В компаниях проводится комплексная автоматизация деятельности, организуется корпоративная вычислительная сеть, охватывающая все структурные подразделения. Создаются сетевые магистрали, объединяющие локальные вычислительные сети структурных подразделений и отдельные автоматизированные рабочие места. Такая технология позволяет организовать работу структурных подразделений компании как единого целого, резко сократить дублирование и повторение одних и тех же операций, снизить затраты на эксплуатацию, перейти на безбумажную технологию. В конечном итоге это позволит добиться высокой эффективности и качества предоставляемых услуг.

Информационная система компаний связи должна иметь следующие программные и технологические особенности, предназначенные для улучшения ее эксплуатационных качеств4:

• наличие у всех абонентов лицевых счетов;

• одинаковый подход к предоставлению в базу данных как физического, так и юридического лица, что дает возможность иметь в базе у одного физического лица несколько телефонов, банковские реквизиты и т.д.;

• средства контроля и ограничения прав доступа на уровне базы данных;

• возможность использования в аварийных ситуациях зеркальной копии основной базы данных на другом смежном магнитном носителе или узле сети;

• наличие у каждого абонента текущего состояния его счета;

• возможность гибкого управления тарифами;

• возможность интеграции системы в Интернет: доступ к данным посредством Web-браузеров, рассылка счетов по электронной почте, факсу;

• просмотр и анализ данных с помощью стандартных офисных программ (MS Excel, MS Access и др.).

• Не вызывает сомнения, что корпоративные информационные системы будут стремительно эволюционировать и дальше, давая толчок в развитии информационных технологий и приобретая все большую значимость как важнейший инструмент научно-технического и социально развития общества.

3 В.К. Чаадаев, И.В. Шеметова, И.В. Шибаева. Информационные системы компаний связи. Создание и внедрение. - М.: Эко-Трендз, 2004. - 256 с.

4 В.К. Чаадаев. Бизнес-процессы в компаниях связи. М.: Эко-Трендз, 2004. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.