Научная статья на тему 'Совершенствование контроля правильности классификации частей и принадлежностей товаров в таможенных целях'

Совершенствование контроля правильности классификации частей и принадлежностей товаров в таможенных целях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товар / идентификация / классификация / части / принадлежности / алгоритм / автоматизация / код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза / таможня / commodity / identification / classification / parts / accessories / algorithm / automation / the code of Goods nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union / customs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. И. Андреева, Д. Л. Александров

В статье обоснована необходимость совершенствования процесса проверки правильности классификации товаров в таможенных целях в целом и частей и принадлежностей в частности. Определены основные аспекты совершенствования данного процесса – управленческий и технико-экономический. Особое внимание уделено вопросам управления при совершении таможенных операций до выпуска товаров в процессе проверки правильности классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Предложены последовательность совершения таможенных операций при проверке правильности классификации товаров и алгоритм классификации частей и принадлежностей, предназначенных для транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е. И. Андреева, Д. Л. Александров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving correctness control of classification of parts and accessories of goods for customs purposes

The authors substantiate the necessity for improving the correctness control of classification of goods for customs purposes as a whole as well as their parts and accessories in particular. The main aspects of improving this process such as managing and technical-economic are determined in the article. Special attention is paid to management issues at performing customs operations prior to the clearance of goods checking the correctness of goods classification according to the Goods nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union. The authors propose the sequence of customs operations at checking the correctness of classifying goods and algorithm of classification of parts and accessories for transport means.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контроля правильности классификации частей и принадлежностей товаров в таможенных целях»

Е. И. Андреева, Д. Л. Александров

совершенствование контроля правильности классификации частей и принадлежностей товаров в таможенных целях

В статье обоснована необходимость совершенствования процесса проверки правильности классификации товаров в таможенных целях в целом и частей и принадлежностей в частности. Определены основные аспекты совершенствования данного процесса - управленческий и технико-экономический. Особое внимание уделено вопросам управления при совершении таможенных операций до выпуска товаров в процессе проверки правильности классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Предложены последовательность совершения таможенных операций при проверке правильности классификации товаров и алгоритм классификации частей и принадлежностей, предназначенных для транспортных средств.

Ключевые слова: товар; идентификация; классификация; части; принадлежности; алгоритм; автоматизация; код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; таможня.

E. I. Andreeva, D. L. Aleksandrov

improving correctness control of classification of parts and accessories of goods for customs purposes

The authors substantiate the necessity for improving the correctness control of classification of goods for customs purposes as a whole as well as their parts and accessories in particular. The main aspects of improving this process such as managing and technical-economic are determined in the article. Special attention is paid to management issues at performing customs operations prior to the clearance of goods checking the correctness of goods classification according to the Goods nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union. The authors propose the sequence of customs operations at checking the correctness of classifying goods and algorithm of classification of parts and accessories for transport means.

Keywords: commodity; identification; classification; parts; accessories; algorithm; automation; the code of Goods nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union; customs.

В современных условиях развития научной мысли научные исследования в области таможенного дела должны быть социально значимыми, содержать новую научную информацию, обобщение лучшего практического опыта, решение новых теоретических задач.

О важности решения вопросов обеспечения соблюдения таможенного законодательства в части классификации товаров в таможенных целях свидетельствуют многочисленные примеры судебной практики, связанные в основном с решением проблем идентификации товаров и отнесения их к однородным группировкам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

установление идентификационных признаков товаров и их роли в определении назначения и сферы применения отдельных товаров требует, как правило, специальных знаний. При отсутствии методических разработок по идентификации таких товаров должностное лицо, в функции которого входит проверка правильности классификации, вынуждено обращаться к институту специальных

знаний, т. е. таможенной экспертизе - весьма длительному и затратному способу идентификации. Предложенное в данной статье общее направление совершенствования контроля правильности классификации товаров в таможенных целях условно отражает два основных аспекта - управленческий и технико-экономический.

Управленческий аспект связан с совершенствованием взаимодействия различных административных единиц Федеральной таможенной службы (ФТС России) в ходе проверки правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товаров (рис.): предполагает изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

ФТС России Управление товарной номенклатуры

РТУ Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров РТУ Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров

Таможня Отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Таможня Отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений

Таможенный пост (ЖДПП, МАПП и т. д.)

ОТОиТК № 2

Подача транзитной декларации

Приграничный таможенный пост

Таможенный пост

ОТОиТК № 1

ОТОиТК № 2

Подача декларации на товары

Внутренний таможенный пост

Рис. Взаимодействие различных административных единиц ФТС России в процессе проверки правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товаров

Первыми таможенный контроль, в том числе контроль правильности классификации товаров, проводят приграничные таможенные посты (международные автомобильные пункты пропуска (МАПП), железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) и т. д.). Они направляют информацию о товарах и транспортных средствах, пересекающих таможенную границу, на внутренние таможенные посты посредством оформления процедуры таможенного транзита. При этом деятельность по классификации товаров при оформлении транзитной декларации на границе осуществляется только в рамках идентификации сведений, заявленных в транзитной декларации, со сведениями, указанными в транспортных документах.

Должностное лицо таможенного органа открывающее/закрывающее транзит, проводит только документальный контроль на соответствие заявленным сведениям, а не подтверждает правильность классификации товаров и не классифицирует товары самостоятельно.

Отдельные подразделения внутренних таможенных постов осуществляют контроль доставки товаров, по прибытии товаров направляют на приграничный таможенный пост информацию, подтверждающую доставку товаров в таможенный орган назначения. На данном этапе классификация товаров проходит также только в рамках документального контроля соответствия транзитной декларации сопровождающим товаротранспортным документам.

Затем в рамках процедуры таможенного декларирования уполномоченные должностные лица таможенного поста осуществляют контроль за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сопоставляя сведения, заявленные в гр. 31 и 33 декларации на товары (ДТ) [1].

Контроль за выполнением таможенных операций и таможенных процедур, связанных с классификацией товаров в процессе таможенного декларирования, а также контроль после выпуска товаров проводят таможни, которым подчинены таможенные посты, в частности специально созданные для этих целей подразделения - отделы товарной номенклатуры, происхождения товаров (ОТНиПТ) и торговых ограничений и отделы таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ).

Анализ (и при необходимости корректировку) работы таможен и таможенных постов по проверке правильности классификации, а также деятельности по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляют функциональные структурные подразделения ОТНиПТ региональных таможенных управлений (РТУ).

Вопросы общего управления таможенной деятельностью, связанной с классификацией товаров и предоставлением таможенных услуг по выдаче предварительных решений по классификации товаров, находятся в ведении центрального аппарата ФТС России. Курирует данное направление Управление товарной номенклатуры ФТС России.

Все административные единицы ФТС России (см. рис.) тем или иным образом участвуют в процессах классификации товаров своими решениями, и в результате взаимодействия у них появляются свойства (качества), которые не присущи каждому из них в отдельности. Такая система таможенного контроля достаточно эффективна, однако она не способна оперативно адаптироваться к новым требованиям в случаях, когда под воздействием различных факторов возникает необходимость вносить коррективы или изменять алгоритм работы. Данный вопрос наиболее актуален для таможенных постов, где должностные лица принимают непосредственное участие в процессах проверки правильности классификации при совершении таможенных операций до выпуска товаров.

Как показывает практика, одни и те же товары на уровне разных таможенных управлений и таможен могут классифицироваться в разных товарных под-субпозициях. Это свидетельствует о неоднозначном толковании текстов товарных позиций, примечаний и пояснений к товарным группам и позициям, а также непоследовательной и расширительной трактовке Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (ОПИ). В совокупности это способствует увеличению случаев

недостоверного заявления кода товаров и, как следствие, недобору таможенных платежей.

Важно отметить, что во всех сферах и на всех уровнях взаимодействия на деятельность таможенных органов воздействуют факторы, создающие предпосылки для разработки новых и развития существующих алгоритмов классификации товаров в таможенных целях.

Проверку правильности классификации товаров можно условно разделить на два этапа:

1) анализ предоставленных сведений на достаточность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

2) подтверждение заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара.

На каждом этапе уполномоченное должностное лицо отдела таможенного оформления и таможенного контроля (инспектор ОТОиТК) принимает различные решения, от которых зависит дальнейший процесс таможенного декларирования. Следует подчеркнуть, что специальная подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих всеми необходимыми компетенциями в области классификации товаров в таможенных целях, в нашей стране не проводится.

Согласно таможенному законодательству [2] выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. За это время инспектор ОТОиТК при проверке правильности классификации товара должен принять одно из двух решений:

- подтвердить правильность классификации товара;

- назначить дополнительную проверку по классификации товара.

При принятии решения о назначении дополнительной проверки по классификации товара в исключительных случаях можно продлить срок выпуска товара, но не более чем на десять рабочих дней [3]. К таким случаям можно отнести:

- проведение таможенной экспертизы/исследования до выпуска товара;

- осуществление фактического контроля с представителями функциональных подразделений ОТНиПТ;

- обращение декларанта.

Если при проверке правильности классификации товара возможный код ТН ВЭД ЕАЭС не сопряжен с соблюдением запретов и ограничений, то инспектор ОТОиТК принимает решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей. Декларант обязан предоставить запрошенные документы в течение трех лет, по завершении этого срока таможенная служба самостоятельно принимает решение по классификации товара [3].

Проверка правильности классификации - это только один из этапов документального контроля, осуществляемого инспектором ОТОиТК в процессе таможенного декларирования. Сложность и многофакторность данного процесса подтверждает пример классификации частей и принадлежностей моторных транспортных средств.

Так, в ТН ВЭД ЕАЭС выделена отдельная товарная позиция 8708 «Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 87018705», в которой классифицируются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701-8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно соответствуют двум следующим требованиям:

- должны быть идентифицированы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами;

- не должны исключаться положениями примечаний к разд. XVII ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения к данной товарной позиции содержат практически исчерпывающий перечень частей и принадлежностей транспортных средств. При этом упомянуты как достаточно крупные узлы и агрегаты (шасси-рамы моторных транспортных средств в сборе, части кузовов и соответствующие принадлежности, коробки передач всех типов, прочие элементы трансмиссии и т. д.), так и более мелкие (рулевая колонка, рулевые тяги и рычаги, диски, барабаны, тормозные цилиндры, амортизаторы подвески, другие части подвески и т. д.), которые могут устанавливаться на транспортных средствах, не относящихся к товарным позициям 87018705: тракторах, автобусах, легковых машинах, грузовых машинах и моторных средствах специального назначения.

На основе анализ примечаний к соответствующим разделам и пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС разработан алгоритм, упрощающий действия должностного лица при контроле правильности классификации частей и принадлежностей товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно данному алгоритму вначале необходимо установить, как перемещаются части и принадлежности - совместно с транспортным средством или нет.

Когда части и принадлежности перемещаются совместно с транспортным средством, следует определить, входят ли они в его комплектацию или нет. Если входят и это подтверждено документально (паспорт транспортного средства либо документация от производителя и т. д.), то классификация товаров будет завершена. При этом части и принадлежности классифицируются вместе с транспортным средством. Если не входят, то необходимо установить, соответствуют ли части и принадлежности условиям, перечисленным в общих примечаниях и пояснениях разд. XVII, и пояснениям товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС. Иными словами, следует определить, подходят ли товары для использования с транспортными средствами позиций 8701-8705 и не исключены ли товары:

- примечанием 2 к разд. XVII, согласно которому термины «части» и «части и принадлежности» не применяются в отношении отдельных изделий;

- пунктом А «Общих положений» разд. XVII (ч. III «Части и принадлежности»).

Рассмотрим возможные при этом случаи классификации частей и принадлежностей:

- они исключены примечанием 2 и п. А «Общих положений» разд. XVII, в этом случае части и принадлежности как готовые изделия классифицируются в соответствующих товарных позициях;

- они не исключены и установлено, что они могут использоваться не только с вышеупомянутыми товарными позициями с транспортными средствами, в этом случае необходимо определить, с каким типом машин данные части и принадлежности главным образом используются;

- машина, для которой они предназначены, определена, в этом случае части и принадлежности классифицируются в товарной позиции, соответствующей машине, для которой предназначена часть, или в товарных позициях, стоящих после описывающих данную машину;

- машина, для которой они предназначены, не определена, в этом случае части и принадлежности классифицируются как прочие многоцелевые электрические / неэлектрические;

- установлено, что они используются только с транспортными средствами, упомянутыми в вышестоящей товарной позиции, в этом случае необходимо проверить, не имеется ли двух и более конкурирующих товарных позиций;

- для них имеются две и более конкурирующих товарных позиций, в этом случае необходимо определить, аналогичны ли они частям и принадлежностям транспортных средств. Если нет, то части и принадлежности классифицируются в товарной позиции, соответствующей машине, для которой предназначена часть, или в товарных позициях, стоящих после описывающих данную машину;

- для них имеются две и более конкурирующих товарных позиций, и они аналогичны частям и принадлежностям транспортных средств, в этом случае необходимо определить, не описаны ли товары в более конкретных товарных позициях;

- они описаны в конкретной товарной позиции, в этом случае части и принадлежности классифицируются в товарных позициях, стоящих после товарных позиций, описывающих данные машины;

- товары не описаны в конкретной товарной позиции, в этом случае следует переходить к следующему этапу классификации.

На следующем этапе необходимо определить, не являются ли части достаточным комплектом для классификации их согласно правилу 2(а) ОПИ. Если это комплект, достаточный для сборки готового изделия, то он классифицируется кодом готового изделия. Если правило 2(а) ОПИ не применимо, то товар классифицируется как часть транспортного средства.

В алгоритме в определенной последовательности предусмотрены все возможные случаи. Следуя приведенному алгоритму, вопрос классификации будет решен при условии, что заявленные в гр. 31 ДТ сведения о товаре отражают все характеристики товара (материал, составные части, сферу применения и т. д.). При этом все сведения должным образом подтверждены (техническое описание товара, паспорт изделия, сведения о производителе и т. д.).

Так, если сведений о товаре достаточно, то код товара по ТН ВЭД ЕАЭС подтвержден. В иных случаях процесс классификации будет включать дополнительные таможенные операции, связанные с принятием решения о проведении дополнительной проверки по классификации товара, назначением таможенной экспертизы и др.

Очевидно, что поиск разрозненной и хаотично расположенной информации о товарах, содержащейся в различных разделах и группах, примечаниях к ним, а также пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, занимает много времени. Предложенный алгоритм позволяет оптимизировать процесс классификации частей и принадлежностей за счет разработки сценария программного продукта для автоматизированного документального контроля товаров при таможенном декларировании и таможенном контроле. Внедрение данного программного продукта в таможенную практику позволит инспектору ОТОиТК осуществлять контроль правильности классификации декларируемых товаров, одновременно учитывая особенности данной категории товаров и требования примечаний и пояснений к товарным группам и позициям. Это в значительной мере будет способствовать сокращению случаев отнесения одних и тех же товаров к различным товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС.

Суть технико-экономического аспекта совершенствования таможенного контроля правильности классификации заключается в использовании специальных знаний, формировании электронных банков данных идентификационных признаков (устойчивых и не изменяющихся во времени) отдельных групп товаров, а также использовании базы предварительных классификационных решений и решений, принятых в рамках таможенного контроля [4]. Условно можно выделить три основных направления:

1. Формирование электронных банков данных идентификационных признаков товаров. Это позволяет разрабатывать экспертные диагностические системы, основанные на искусственном интеллекте. Однако данный подход связан с необходимостью организации достаточно дорогостоящей научно-исследовательской работы с привлечением узких специалистов - товароведов и технологов различных отраслей - для создания банков идентификационных признаков и внесения их в электронную оболочку.

2. Использование таможенным инспектором формализованных электронных баз (решений, принятых в рамках таможенного контроля, предварительных классификационных решений, а также результатов анализа соответствующих граф выпущенных таможенных деклараций) [5; 6]. Оно является менее затратным по сравнению с указанным выше направлением (разработка диагностических систем, основанных на искусственном интеллекте), а по эффективности не уступает ему. Это обусловлено тем, что ранее принятые одной таможней решения о классификации товаров могут быть использованы другими таможнями при декларировании идентичных и аналогичных товаров. Например, с помощью результатов таможенной экспертизы одного конкретного товара были выявлены идентификационные признаки, установлены возможные сферы его применения и пути использования, и таможенным органом принято решение о его классификации по ТН ВЭД ЕАЭС. Данное решение, внесенное в электронную базу, может служить ориентиром при контроле идентичных и аналогичных товаров, декларируемых в других таможенных органах. На современном этапе развития таможенных технологий такие программные средства внедряются повсеместно [7]. Применение их на практике имеет особое значение при контроле правильности классификации частей и принадлежностей оборудования, машин, механизмов и транспортных средств. Это связано с их широким разнообразием, постоянно изменяющимися модификациями и способами комплектации.

3. Совершенствование порядка проведения исследований и экспертизы в таможенных целях. Формирование реестра иных экспертных организаций, привлекаемых для проведения экспертиз в таможенных целях (в случаях мотивированных отказов в проведении экспертизы подразделениями ЦЭКТУ ФТС России), позволит сократить сроки их проведения и повысить оперативность таможенного контроля. Введение в практику работы таможенных органов возможности использования заключения специалиста в тех случаях, когда для решения вопросов идентификации товаров не требуется лабораторных исследований, позволит снизить количество случаев назначения таможенных экспертиз.

Следует также отметить, что для совершенствования классификации товаров в таможенных целях, помимо современных информационных технологий, необходимы высококвалифицированные и опытные специалисты-товароведы в области внешнеторговой деятельности. Решение глобальных задач в таможенной сфере

невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями. Поэтому для этих целей в Российской таможенной академии в 2017 г. проведен первый набор на обучение студентов по направлению подготовки «Товароведение» и направленности образовательной программы «Товароведение во внешнеторговой деятельности». При подготовке таких специалистов могут быть использованы изложенные в данной статье подходы к классификации отдельных групп товаров и пути совершенствования таможенного контроля правильности классификации товаров в таможенных целях.

Описанные выше алгоритмы могут получить дальнейшее развитие и служить сценариями для новых программных продуктов, нацеленных на решение конкретных практических задач таможенных органов: повышение оперативности таможенного контроля, ускорение таможенных операций и устранение существующих противоречий при классификации товаров в таможенных целях.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 15.10.2013 № 1940 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (с изм. от 28.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Андреева Е. И., Землянников Д. Ф. Практические аспекты идентификации и классификации машин и механизмов во внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 36-42.

5. Андреева Е. И. Перспективы автоматического выпуска товаров при таможенном контроле // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3. С. 110-114.

6. Хоршев Д. Ю. Международная практика разработки программных средств автоматического определения классификационного кода товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров // Российская таможенная академия - 20 лет в авангарде таможенного образования и науки: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. С. 260-263.

7. Федотова Г. Ю. Актуальные вопросы повышения эффективности работы таможенных органов на основе внедрения международного опыта менеджмента качества // Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. Т. 4. № 1 (8). С. 163-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.