Научная статья на тему 'Совершенствование контроля функционирования государственных промышленных корпораций и кластеров'

Совершенствование контроля функционирования государственных промышленных корпораций и кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИИ / КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАЦИЙ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширин Сергей Владимирович, Тукманова Нина Алексеевна

В статье рассматриваются методы повышения эффективности функционирования промышленных корпораций. Рассмотрены аспекты контроля за государственными корпорациями и представлена методика развития частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование контроля функционирования государственных промышленных корпораций и кластеров»

Совершенствование контроля функционирования государственных промышленных корпораций и кластеров The improved control of the functioning of the state industrial corporations and clusters

Каширин Сергей Владимирович

кандидат исторических наук, доцент кафедры Экономики и предпринимательства Российский государственный социальный университет

Тукманова Нина Алексеевна

экономист

ОАО НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля

Kashirin Sergey

candidate of historical Sciences, associate Professor of

Economy and entrepreneurship Russian state social University Tumanova Nina the economist

OJSC NIKIET named after N. A. Dollezhal

В статье рассматриваются методы повышения эффективности функционирования промышленных корпораций. Рассмотрены аспекты контроля за государственными корпорациями и представлена методика развития частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: государственная промышленная корпорация, функционирование корпорации, контроль функционирования корпораций, корпоративная ответственность.

In article methods of increase of efficiency of functioning of industrial corporations are considered. Aspects of control of the state corporations are considered and the technique of development of public and private partnership is presented.

Keywords: state industrial corporation, functioning of corporation, control of functioning of corporations, corporate responsibility.

Сегодняшний финансовый кризис оставил сильный отпечаток не только на благосостоянии населения мира, доходах и результатах деятельности компаний различного уровня, но и на всем международном сообществе.

В контексте данной проблемы необходимо понимать, что получение максимально детального представления о том, как именно отразился кризис на экономике той или иной страны, необходимо обратить особое внимание на повышение эффективности промышленных корпораций, которые базируются на территории того или иного государства.

Государство сейчас стремиться максимально реализовать активы и продать в частные руки собственность, находящуюся в распоряжении госкорпорации, с одной стороны получить деньги в бюджет, а с другой стороны повысить суммарную эффективность их функционирования на рынке.

Государственная корпорация, государственное предприятие (ГП) — организация любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной собственности (или же муниципальной), а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.[1]

В условиях оптимизации затрат возникает объективная потребность улучшения контроля со стороны государства за функционированием корпораций. При отсутствии контроля со стороны государственных органов может возникнуть поле для коррупции, выраженное в следующих аспектах:

1. Безвозмездное финансирование или субсидирование госкомпаний за счет целевых фондов и госпрограмм. Примерами могут служить ГК «Росатом», «Рос технологии», «РЖД» и др.

2. Выдача льготных кредитов и их нецелевое использование. Причем ставки могут быть ниже рыночных.

3. Госкомпании могут переводить средства в уставной капитал своих дочерних и созависимых компаний. Хотя сами хозяева данных предприятий могут являться частными лицами и иметь расчетные счета зарубежном, в оффшорных зонах с льготным налогообложением.

4. Сдавать недвижимое имущество третьим лицам по льготным ставкам или освобождаться от него в следствии проведения аукционов и распродаж. Хотя сами арендаторы могут быть из ГК, то субарендой могут пользоваться третьи лица.

5. Проведения госзакупок по завышенным ценам и бесконтрольное распределение данных заявок.

6. Завышение стоимости строительства. Например, при строительстве олимпийских проектов в Сочи-2014 стоимость некоторых спортивных объектов была превышена по сравнению с первоначальной в 7 -10 раз.

Данные примеры отражают не только наличие «дыр» в законотворчестве, но и являются примером не согласованности многих проектных решений по контролю за деятельностью госкомпаний

Итак, устройство государственных корпораций отличается отсутствием действенных механизмов контроля над их руководителями, которые получат широчайшие возможности для расхищения государственных средств.

С макроэкономической точки зрения госкорпорация является инструментом перестановки экономики на инновационные рельсы и средством предания России статуса импортера продуктов с высокой добавленной стоимостью, нежели поставщика сырья.

Однако, наряду с позитивным эффектом развития института госкорпораций, существует также и ряд негативных. В условиях кластеризации экономики и как отмечает С.В. Каширин формировании кластеров, а прообразом считаются территориально-промышленные комплексы.[2].

Именно кластеры могут стать точками экономического роста современной промышленности и реализовать идею ЧГП. Сама идея важна государственного финансирования, как отмечает С.В. Каширин: «Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности». [3].

Можно отметить и проблемы в данном направлении.

Во-первых, до сих пор остается не урегулированным вопрос собственности. Формально собственность, находящаяся в распоряжении корпорации является частной, хотя по всем признакам ее следовало бы скорее отнести к государственной. При создании организации государство передает на баланс предприятия часть государственной собственности, которая будет передана обратно после завершения функционирования госкорпорации. Однако, в связи с чрезмерными полномочиями по распоряжению собственностью и денежными средствами, а также слишком формализованной процедурой отчетности, существуют опасения.

Во-вторых, в мировой практике целью развития подобных институтов было создание общественных благ. В России же, напротив, некоммерческие организации (государственные корпорации) имеют сугубо коммерческий интерес - прибыль. Госкорпорации управляют процессом инвестирования средств и коммерциализации исследований, что фактически является коммерческим видом деятельности.

Как у отмечалось выше, госкорпорации создаются на основании специальных законов, которые в каждом конкретном случае предоставляют этим организациям особые полномочия и особые условия работы. Все они считаются некоммерческими организациями и получают в свою собственность госимущество, причем это имущество освобождается от налога на прибыль. При этом в ряде случаев госкорпорации создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности под государственным патронажем.

Примером может служить ГК «Роатом», которая самостоятельно может принимать нормативные и правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами.

Таким образом, наиболее приемлемой организационно-правовой формой для «Росатома», а также госкорпорации «Олимпстрой» была бы форма органа государственной власти. Их предлагается преобразовать в

хозяйственные общества (ООО либо АО) со 100-процентным государственным участием. Агентство по страхованию вкладов фактически представляет собой страховую компанию, что явно противоречит статусу госкорпорации как некоммерческой организации. [4]

Рассмотрим более подробно возможность реорганизации государственной корпорации в акционерное общество на примере Банка развития. Банк развития, в отличие от других банков, может действовать без лицензии Центробанка и без контроля с его стороны. Это дает Банку развития необоснованные конкурентные преимущества перед прочими коммерческими банками, что нарушает принцип единства банковской системы РФ, подконтрольной Центробанку.

Реформа, института госкорпораций и ВЭБа в частности предполагает преобразование части государственных корпораций, работающих в конкурентном сегменте- рынка, в контролируемые государством акционерные общества. Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны быть по завершении их деятельности ликвидированы. В наблюдательных советах госкорпораций должны будут появиться представители государства. За расходованием госсредств отныне будет следить Счетная палата.

На госкорпорации распространят действие федерального закона о размещении заказов и услуг. Служащих сделают ответственными за эффективность работы госкорпораций и достижение поставленных перед ними целей, а также распространят на них отдельные ограничения, установленные для государственных служащих и механизм урегулирования конфликта интересов. Появятся также четкие показатели эффективности деятельности госкорпораций.

Главным условием работы ВЭБа на финансовых рынках должно быть отсутствие конкуренции с частными банками. По мере реализации национальных программ он должен уходить в сторону, уступая место частному сектору. Выход банка с рынка необходимо оговаривать до начала финансирования проектов. В частности, банк может секьюритизировать или продавать части своего кредитного портфеля на рынке.

Безусловно, при такой масштабной реорганизации возникает ряд рисков. В целях реализации акционирования необходимо увеличить капитализацию банка чуть более чем на 1 трлн рублей.

Кризис побудил наделить госкорпорацию новыми функциями, выходящими за рамки функций банка развития - рефинансирование внешнего корпоративного долга, управление проблемными активами и выдача субординированных кредитов. Собственно, из-за кредитов ВЭБ при реорганизации в банк и не сможет соответствовать нормативам ЦБ.

Согласно нормативу рисков на одного заемщика (Н), банк не может выдать одному заемщику кредит на сумму более 25% собственных средств. Собственные средства ВЭБа составляют 345,5 млрд рублей. Акционерным обществом невозможно оперативно управлять, в связи с конфликтом

интересов миноритарных акционеров и мажоритарного акционера -государства. В то же время, в разных странах существуют разные организационно правовые формы: банки с полным, стопроцентным госучастием, структуры, создаваемые в рамках частно-государственного партнерства, иногда частный рынок организует подобные институты. [5]

Тем не менее, в дальнейшем путь акционирования действительно возможен, однако он требует даже не столько капиталовложений, сколько решения множества бюрократических вопросов. Потому что в том виде, в котором ВЭБ сейчас существует, акционировать его практически нет возможности. Кроме того, у госкорпорации нет необходимости осуществлять функцию по управлению активами.

По примерным подсчетам экспертов, общий капитал государственных инвестиционных фондов на данный момент составляет порядка 3 трлн долл. Это деньги, накопленные в прошлые годы от продажи нефти, металлов и других сырьевых активов. При этом в случае возникновения новых фондов эта цифра может вырасти вдвое уже в ближайшие несколько лет.

Промышленные госкорпорации в условиях кризиса и уменьшения покупательного спроса вынуждены идти на процесс реструктуризации и продавать часть своих активов или находить новые формы реорганизации и диверсификации производственных фондов.

Одним из путей решения проблемы может выступать модель частно -государственного партнерства.

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. [6]

Сама идея партнерства или солидаризма интересов бизнеса и власти не нова, но сегодня она приобрела особую актуальность. Партнерство-это равноправные юридические отношения, существующие между двумя или более хозяйствующими субъектами, связанными на договорной основе объединением основных капиталов и бизнеса. [7]

Ряд исследователей указывают на основное отличие государственного предпринимательства от частного. Оно состоит в том, что первое не направлено исключительно на получение прибыли, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. На эту двойственность обращают внимание многие исследователи, отмечая, что государственные предприятия должны, во-первых, получать прибыль, а во-вторых, являться одним из средств для

осуществления правительством национальной политики в различных сферах государственной и общественной жизни. [8].

Особенно значительна роль государства в периоды экономических кризисов и войн, когда имеет место санкционирование государством слияния компаний, создание им разного» рода монополистических союзов. Кроме того, научно-техническая революция вызывает необходимость больших капиталовложений при создании новых предприятий. При содействии государства процесс концентрации производства осуществляется как путем слияния технологически родственных предприятий, так и путем объединения разнородных предприятий.

Государственно-частное партнерство может осуществляться в следующих формах:

1.создание государственных промышленных предприятий, выполняющих государственный заказ;

2.акционирование государственных предприятий или наоборот выкуп акций у коммерческих учреждений государством;

3.развитие государственного предпринимательства или инструмента регулировки механизмов участия государства в предпринимательских проектах в промышленной сфере;

4.участие государства в научно-техническом развитии корпорации, использовании новых образцов машин и технологий с учетом мировых требований;

5.стимулирование частнопредпринимательских форм хозяйственной деятельности и льготные условия их налогообложения;

6. Право на развитие территорий, находящихся в государственной собственности, должно предоставляться государством за соразмерную компенсацию. Процесс развития территорий любого типа предполагает наличие прав на данный вид деятельности, которые могут быть представлены совокупностью нормативных актов, постановлений, разрешений, соглашений, прочей документацией. Поскольку тот или иной объем правомочий (зависит от типа территории) позволяет создавать некий комплекс качественно новых объектов недвижимости, способных генерировать максимально возможный доход от использования, - в общем случае право на развитие должно иметь стоимость.

Стоимость права развития может определяться различными способами, но, в конечном счете, от ее величины зависит рентабельность бизнеса ключевого участника (партнера) - девелопера.

7.Государственные органы, предоставляющие право на развитие должны быть ответственны за использование средств, полученных в процессе реализации данного права. В случае если стоимость прав на развитие территории выражена в денежном эквиваленте, государство должно организовывать создание инфраструктуры. При этом очень важным моментом является целевое использование средств и ответственность государственных органов за их эффективное использование.

8.Необходимо наличие механизмов воздействия на неэффективных собственников недвижимости, расположенной на территориях подлежащих развитию в промышленных целях. Территории, нуждающиеся в комплексном развитии, могут существенно отличаться друг от друга. Однако, в случае наличия на территории, подлежащей развитию сложной структуры собственников (самый сложный тип территорий), необходимо согласовывать концепцию развития помимо органов исполнительной власти, еще и со всеми собственниками, чьи интересы затронет процесс развития.

9.Предоставление девелоперу максимально возможной для эффективной работы и оправданной с точки зрения контроля государства свободы действий в процессе организации развития туристско-рекреационной территории. Привлечение частного сектора к участию в проектах развития территорий обусловлено в первую очередь высоким профессионализмом в сфере эффективного управления процессом и широким участием в финансировании развития. Для реализации всего потенциала девелоперу необходимо предоставить максимальную свободу в принятии основных решений и построении процесса организации развития территории. Однако мера свободы действий застройщика должна быть оправдана, нельзя забывать что государству принадлежит роль контролирующего процесс.

10. Форма государственно-частного партнерства для организации процесса развития промышленных территорий в части формирования и подготовки пригодных к строительству земельных участков (без осуществления дальнейшего строительства объектов недвижимости) целесообразна к применению для свободных от застройки и неразвитых территорий. Федеральным лабораториям, финансированным из госбюджета предоставляется право осуществлять совместные исследования с коммерческими и некоммерческими организациями на основании соглашения CRADA (Cooperative research & Development agreements).

Примером могут служить промышленная корпорация «ростехнологии», которая подписала с крупными зарубежными инвесторами создания управляющей компании прямых инвестиций.

Кроме того, использование программ финансового оздоровления и повышения рентабельности, аналогичных уже используемым в крупнейших транснациональных корпорациях, позволит существенно снизить издержки. В частности, предлагается выведение части функций госкорпораций на аутсорсинг. Услуги по подбору персонала, бухгалтерскому учету, уборке и прочим видам непрофильной деятельности целесообразно закупать на рынке в рамках проведения конкурсных процедур. Деятельность государства по-энергосбережению и энгергоэффективности должна быть распространена не только на государственные, муниципальные органы и предприятия с регулируемыми видами деятельности, но и на государственные корпорации

В госкорпорациях необходимо вести работу по популяризации «бережливого» производства и рационализаторских предложений. Одной из

главных статей расходов рассматриваемых корпораций являются затраты на персонал. Необходимо провести общий кадровый аудит в целях выявления потенциала к сокращению штата и, соответственно, фонда оплаты труда.

Реализация проектов государственных корпораций, особенно в сфере инновационных технологий, невозможна без использования технологических ноу-хау мировых лидеров в отрасли высоких технологий. Необходимо активизировать международное сотрудничество в области обмена технологиями, целесообразно привлечение иностранных специалистов к разработкам технологических моделей и платформ.

Технология преобразования госкорпораций в акционерные общества обеспечивает на сегодняшний день возврат инвестиционного капитала.

Таким образом, взаимовыгодное сотрудничество госкорпораций и коммерческих структур на базе государственно-частного партнерства позволит обеспечить, достижение целей государственных корпораций, привлечет капитал в российскую экономику и позволит модернизировать «прорывные» отрасли национального хозяйства.

Государственные корпорации в России создавались для реализации крупнейших в истории страны инвестиционных проектов. База, заложенная еще при Советском союзе, должна была стать фундаментом, на котором бы были возведены конкурентоспособные предприятия. Производство и экспорт высокотехнологичных продуктов конечного потребления позволили бы снизить зависимость страны от поставок сырья за рубеж. Однако, еще на стадии формирования нормативной базы не было дано четкого определения и целей института государственных корпораций.

В результате это привело к стремительному росту числа госкорпораций как в финансовом, так и в реальном секторах экономики. Критерии создания госкорпораций были окончательно размыты и нормативно не стандартизированы.

Кроме того, широкий объем полномочий госкорпораций вместе с недостаточным контролем со стороны государства являются предпосылками для возникновения коррупции. В частности, денежные средства могут быть направлены на экономически неэффективные проекты по причине нечестных тендеров или недобросовестности чиновников. Все это обращает внимание на необходимость усиления контроля над госкорпорациями, а также прояснения правового положения этого института. Можно отметить, что методика контроля со стороны государства затрагивает не только нормативно-правовые аспекты управления и реструктуризации госкорппораций, а так же «перевод предприятий всех форм собственности на внутренний хозрасчет, а так же расширение самостоятельности структурных подразделений предприятия».[9] Благодаря такому сотрудничеству можно отметить и суммарный потенциал экономического роста на промышленных предприятиях.

Можно согласиться с С.В. Кашириным, который отмечает, что в условиях кризиса: задача заключается в нахождении оптимального

соотношения между нормами накопления и потребления на предприятии с целью, чтобы всегда был определенный стабильный экономический рост. [10]

Отметим так же возможные риски как неэффективный государственный менеджмент и использование государственного имущества в следствии не разработанности методологии и непрозрачной подотчетности подконтрольных государственных корпораций.

Сегодня становиться очевидным необходимость повышения инновационной активности государственных корпораций, с участием механизма частно-государственного партнерства и идеи солидаризма развития социальной и корпоративной ответственности «бизнеса-государства- общества».

Литература

1. Государственная корпорация .- [Электронный ресурс ] Режим доступа http: // www pomorcpp.org>msight/print.htmHd=574 (дата обращения 12.03.2016).

2.Каширин С.В. Кластеризация современной экономики Росси: проблемы и перспективы развития//Актуальные проблемы социально-экономического развития России.№3,2013.с.39.

3.Каширин С.В. Государственное финансирование социально -ориентированных кластеров как условие роста современной экономики: постановка проблемы//УЭС: электронный научный журнал.2014.-№12(72) Режим доступа http: // www uecs.ru>uecs-72-722014/item/3222-2014-12-13-10-48

4. "Государственные корпорации в современной России"[Электронный ресурс ] Режим доступа http: // www http://www.derrick.ru/?f=n&id=14158 (дата обращения 12.03.2016).

5.Внешэкономбанк | Группа ВЭБ - Москва"[Электронный ресурс] Режим доступа http: // banki.ru>banks/bank/veb (дата обращения 12.03.2016).

6.Министерство экономического развития РФ ГЧП [Электронный ресурс] Режим доступа http: // www economy.gov.ru (дата обращения 12.03.2016).

7. Государственно-частное партнёрство научно-инновационной сфере. Под. Ред. А.К. Казанцева. М.ИНФРА-М.2013.

8.Савченко В. Феномен государственного предпринимательства // Российский экономический журнал .2007.№1.

9.Каширин С.В. Методы оценки коммерческой деятельности промышленного предприятия (корпорации)// Микроэкономика №3.2015.С.28.

10. Каширин С.В. Экономический рост на промышленном предприятии//УЭС: электронный научный журнал.2015.-№6(78) Режим доступа http: // www uecs.ru>uecs-78-782015/item/3610-2015-06-27-06-23

11.М. Raynor , J. Bower , "Lead from the Center: How to Manage Divisions Dynamically", Harvard Business Review, 2010.

12.C. Markides , "Corporate Strategy: The Role of the Centre", in A. Pettigrew, H. Thomas, R. Whittington (eds.), Handbook of Strategy and Management, 1st ed. (London: Sage Publications, 2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.