Научная статья на тему 'Совершенствование конструкции поршневого расходомера топлива'

Совершенствование конструкции поршневого расходомера топлива Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВЫЕ РАСХОДОМЕРЫ / ТОПЛИВО ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / КОНСТРУКЦИИ РАСХОДОМЕРОВ / ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РАСХОДОМЕРОВ / PISTON FLOWMETER / FUEL OF INTERNAL COMBUSTION ENGINES / DESIGN OF FLOW-METERS AND FEATURES OF THEIR OPERATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ряднов А. И., Федорова О. А., Федоров А. В.

На основе анализа научных работ по особенностям существующих конструкций расходомеров жидкостей определены основные требования к разрабатываемым конструкциям поршневых расходомеров топлива: обеспечивать высокую точность измерения расхода топлива; иметь высокие метрологические характеристики во всем диапазоне расхода топлива двигателем; иметь высокую надежность конструкции в широком диапазоне условий эксплуатации двигателей; быть технологичным в обслуживании и компактным. Цель настоящей работы предложить конструкцию поршневого расходомера топлива, удовлетворяющую предъявляемым к ней требованиям. Предложена конструкция поршневого расходомера, позиционирование поршня которого осуществлено при помощи емкостных датчиков положения, сигнал с которых воспринимается электронным блоком управления. Привод клапанов управления потоками топлива осуществляется электромагнитами. В расходомере применены четыре электромагнитных клапана, работающих по «диагональной» схеме. Поршень закреплен в измерительном цилиндре посредством двух мембран, изготовленных из прочного эластичного материала. Установка двух мембран обеспечивает перемещение поршня по оси измерительного цилиндра, без перекосов. Конструкция расходомера позволяет приближать обкладки конденсатора друг к другу на расстояние, при котором суммарная емкость датчика положения поршня гарантирует выработку сигнала, достаточного для срабатывания электромагнитного клапана, за счет выбора соотношения наружного диаметра центрального элемента поршня и внутреннего диаметра измерительного цилиндра, а также необходимой эластичностью материала мембраны. Расходомер устанавливается, например, в топливную систему дизельного двигателя между фильтром грубой очистки топлива и топливоподкачивающим насосом. Экспериментальные исследования предлагаемого поршневого расходомера показали, что все требования, предъявляемые к конструкции расходомера, выполняются в полном объеме. Предлагаемый расходомер топлива по сравнению с известными решениями позволяет повысить точность измерения расхода топлива на всех режимах работы двигателя внутреннего сгорания за счет исключения перетекания топлива из измерительной камеры измерительного цилиндра с большим давлением жидкости в измерительную камеру с меньшим давлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ряднов А. И., Федорова О. А., Федоров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE DESIGN OF THE PISTON FUEL FLOW-METERS

Based on the analysis of scientific works on the features of existing designs of liquid flow meters, the basic requirements for the developed designs of piston fuel flow meters are determined: to ensure high accuracy in measuring fuel consumption; have high metrological characteristics in the entire range of fuel consumption by the engine; have a high reliability design in a wide range of engine operating conditions; to be technologically logical in service and compact. The aim of this work is to propose the design of a piston fuel flow meter that meets the requirements for it. A design of a piston flow meter is proposed, the piston positioning of which is carried out using capacitive position sensors, the signal from which is sensed by the electronic control unit. The fuel flow control valves are driven by electromagnets. The meter uses four solenoid valves operating in a «diagonal» pattern. The piston is fixed in the measuring cylinder by two membranes made of durable elastic material. The installation of two membranes allows the piston to move along the axis of the measuring cylinder, without distortions. The flowmeter design allows you to bring the capacitor plates closer to each other at a distance at which the total capacity of the piston position sensor guarantees the generation of a signal sufficient for the electromagnetic valve to operate, by choosing the ratio of the outer diameter of the central element of the piston and the inner diameter of the measuring cylinder, as well as the neces-sary elasticity of the membrane material. The flow meter is installed, for example, in the fuel system of a diesel engine between the coarse fuel filter and the fuel priming pump. Experimental studies of the proposed piston flowmeter showed that all the requirements for the design of the flowmeter are fully implemented. The proposed fuel flow meter in comparison with the known solutions allows increasing the accuracy of measuring fuel consumption at all operating modes of the internal combustion engine by eliminating the flow of fuel from the measuring chamber of the measuring cylinder with high liquid pressure into the measuring chamber with lower pressure.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конструкции поршневого расходомера топлива»

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Информация об авторах Рогачев Алексей Фруминович, зав. кафедрой «Математическое моделирование и информатика" Волгоградского государственного аграрного университета (РФ, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26), доктор технических наук, профессор https://orcid.org/0000-0001-6483-6091, rafr@mail.ru

Мелихова Елена Валентиновна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Математическое моделирование и информатика» Волгоградского государственного аграрного университета (РФ, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26), https://orcid.org/0000-0002-4041-4270, melv07@mail.ru

Руденко Андрей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Математическое моделирование и информатика» Волгоградского государственного аграрного университета (РФ, 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26), https://orcid.org/0000-0003-4955-6942, rudenkovgsxa@mail.ru

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 681.121.1 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-30

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПОРШНЕВОГО РАСХОДОМЕРА ТОПЛИВА

IMPROVING THE DESIGN OF THE PISTON FUEL FLOW-METERS

А. И. Ряднов1, доктор сельскохозяйственных наук, профессор О. А. Федорова , доктор технических наук, доцент А. В. Федоров2, студент

A. I. Ryadnov, О. A. Fedorova, A. V. Fedorov

1Волгоградский государственный аграрный университет, 2Волгоградский государственный технический университет

1 Volgograd State Agrarian University, 2Volgograd State Technical University

Дата поступления в редакцию 10.09.2019 Дата принятия к печати 17.12.2019

Received 10.09.2019 Submitted 17.12.2019

На основе анализа научных работ по особенностям существующих конструкций расходомеров жидкостей определены основные требования к разрабатываемым конструкциям поршневых расходомеров топлива: обеспечивать высокую точность измерения расхода топлива; иметь высокие метрологические характеристики во всем диапазоне расхода топлива двигателем; иметь высокую надежность конструкции в широком диапазоне условий эксплуатации двигателей; быть технологичным в обслуживании и компактным. Цель настоящей работы - предложить конструкцию поршневого расходомера топлива, удовлетворяющую предъявляемым к ней требованиям. Предложена конструкция поршневого расходомера, позиционирование поршня которого осуществлено при помощи емкостных датчиков положения, сигнал с которых воспринимается электронным блоком управления. Привод клапанов управления потоками топлива осуществляется электромагнитами. В расходомере применены четыре электромагнитных клапана, работающих по «диагональной» схеме. Поршень закреплен в измерительном цилиндре посредством двух мембран, изготовленных из прочного эластичного материала. Установка двух мембран обеспечивает перемещение поршня по оси измерительного цилиндра, без перекосов. Конструкция расходомера позволяет приближать обкладки конденсатора друг к другу на расстояние, при котором суммарная емкость датчика положения поршня гарантирует выработку сигнала, достаточного для срабатывания электромагнитного клапана, за счет выбора соотношения наружного диаметра центрального элемента поршня и внутреннего диаметра измерительного цилиндра, а также необходимой эластичностью материала мембраны. Расходомер устанавливается, например, в топливную систему дизельного двигателя между фильтром грубой очистки топлива и топливоподкачивающим насосом. Экспериментальные исследования предлагаемого поршневого расходомера показали, что все требования, предъявляемые к кон-

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

струкции расходомера, выполняются в полном объеме. Предлагаемый расходомер топлива по сравнению с известными решениями позволяет повысить точность измерения расхода топлива на всех режимах работы двигателя внутреннего сгорания за счет исключения перетекания топлива из измерительной камеры измерительного цилиндра с большим давлением жидкости в измерительную камеру с меньшим давлением.

Based on the analysis of scientific works on the features of existing designs of liquid flow meters, the basic requirements for the developed designs of piston fuel flow meters are determined: to ensure high accuracy in measuring fuel consumption; have high metrological characteristics in the entire range of fuel consumption by the engine; have a high reliability design in a wide range of engine operating conditions; to be technologically logical in service and compact. The aim of this work is to propose the design of a piston fuel flow meter that meets the requirements for it. A design of a piston flow meter is proposed, the piston positioning of which is carried out using capacitive position sensors, the signal from which is sensed by the electronic control unit. The fuel flow control valves are driven by electromagnets. The meter uses four solenoid valves operating in a «diagonal» pattern. The piston is fixed in the measuring cylinder by two membranes made of durable elastic material. The installation of two membranes allows the piston to move along the axis of the measuring cylinder, without distortions. The flowmeter design allows you to bring the capacitor plates closer to each other at a distance at which the total capacity of the piston position sensor guarantees the generation of a signal sufficient for the electromagnetic valve to operate, by choosing the ratio of the outer diameter of the central element of the piston and the inner diameter of the measuring cylinder, as well as the necessary elasticity of the membrane material. The flow meter is installed, for example, in the fuel system of a diesel engine between the coarse fuel filter and the fuel priming pump. Experimental studies of the proposed piston flowmeter showed that all the requirements for the design of the flowmeter are fully implemented. The proposed fuel flow meter in comparison with the known solutions allows increasing the accuracy of measuring fuel consumption at all operating modes of the internal combustion engine by eliminating the flow of fuel from the measuring chamber of the measuring cylinder with high liquid pressure into the measuring chamber with lower pressure.

Ключевые слова: поршневые расходомеры, топливо двигателей внутреннего сгорания, конструкции расходомеров, особенности работы расходомеров.

Key words: piston flowmeter, fuel of internal combustion engines, design offlowmeters and features of their operation.

Цитирование. Ряднов А. И., Федорова О. А., Федоров А. В. Совершенствование конструкции поршневого расходомера топлива. Известия НВ АУК. 2019. 4(56). 255-262. DOI: 10.32786/20719485-2019-04-30.

Citation. Ryadnov A. I., Fedorova O. A., Fedorov A. V. Improving the design of the piston fuel flowmeters. Proc. of the Lower Volga Agro-University Comp. 2019. 4(56). 255-262. (in Russian). DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-30.

Введение. В настоящее время увеличивается энергонасыщенность тракторов, автомобилей, комбайнов и другой подвижной техники, двигатели которых работают на бензине, дизельном топливе или биотопливе. Одновременно с этим растут цены на энергоносители. Но использование подвижного состава должно быть высокоэффективным [1, 5]. В связи с этим как для крупных, так и для мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий актуален вопрос экономии топлива. Однако экономить топливо невозможно без учета его расхода отдельными машинами. Для этого необходимо использовать расходомеры топлива [3, 5, 7].

Одной из особенностей двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тракторов и автомобилей является неравномерный расход топлива. В связи с этим необходимо использовать расходомеры топлива, учитывающие указанную особенность ДВС.

Существующие расходомеры основаны на косвенных и прямых способах измерения расхода топлива. От принятого способа измерения расхода топлива зависит точность его контроля. Как показал обзор научных исследований, применение косвенных способов

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

затруднено по ряду объективных причин, связанных, прежде всего, с существенным разбросом плотности и вязкости топлива в зависимости от температуры, наличием воды в топливе. Прямые способы подразумевают подачу нефтепродукта к объекту потребления через мерный цилиндр [3, 9] и измерение продолжительности его опорожнения.

Разработано достаточно много конструкций расходомеров, среди которых: прямоточный [3], расходомер, функционирующий на основе лазерного доплеровского анемометра [12], ультразвуковой, позволяющий измерять массовый расход топлива [13], калориметрический с повышенной точностью измерения расхода топлива за счет регулирования температуры топлива в трубках прямого и обратного потоков [10], магнитный [11] и другие. Многие конструкции расходомеров обеспечивают измерение расхода топлива в широком диапазоне. Так, фирмой Corrsys-Datron (Германия) предложен поршневой расходомер Corrsys-Datron DFL3x, позволяющий измерять расход топлива до 250 л/ч. Авторы работы [6] провели исследования данного поршневого расходомера на автомобиле «Газель NEXT». Результаты этих исследований показали, что прилагаемая производителем программа настройки цифровых каналов не доработана. Причем настройка расходомера может выполняться только вручную и требует высокой квалификации обслуживающего персонала.

На основе анализа научных работ можно все расходомеры топлива разделить на две большие группы: механические и электрические. К группе механических расходомеров относятся объемные расходомеры: ковшовые, лопастные, поршневые, шестеренчатые, мерные устройства различной конструкции, а также скоростные, например турбинные. К группе электрических расходомеров относятся магнитно-индукционные, ультразвуковые и емкостные.

Для измерения расхода топлива ДВС чаще всего применяются поршневые расходомеры, обладающие по сравнению с другими типами наибольшей точностью [7]. Основной недостаток первых образцов поршневых расходомеров, выпускаемых промышленными предприятиями - низкая точность измерения расхода топлива из-за короткого промежутка времени единичного перемещения поршня, а также из-за частых случаев перемещения поршня на неполный ход. Для устранения указанных причин необходимо использовать сложную систему интерполяции продолжительности неполных ходов поршня [2]. В работах [5, 7, 8] предложены способы прямого измерения расхода топлива. В этом случае объем топлива определяется числом циклов «заполнение-опорожнение» мерного цилиндра.

На основе анализа научных работ, а также опыта производственного использования поршневых расходомеров установлено, что точность измерения расхода топлива во многом определяется величиной зазора в сопряжении «гильза - поршень», так как при наличии зазора в данном сопряжении может наблюдаться перетекание жидкости по зазорам из одной полости расходомера в другую. Для исключения перетекания топлива из одной полости измерительного цилиндра в другую предлагалось вместо поршня использовать мембрану. Однако из-за существенного прогиба мембраны нарушалась стабильность процесса заполнения камер расходомера топливом.

На основе анализа научных работ по особенностям существующих конструкций расходомеров жидкостей определены основные требования к разрабатываемым конструкциям поршневых расходомеров топлива.

Поршневой расходомер новой конструкции должен:

- обеспечивать высокую точность измерения расхода топлива за счет исключения перетекания топлива из одной мерной камеры в другую путем использования одной или нескольких мембран, разделяющих измерительные камеры;

- иметь высокие метрологические характеристики во всем диапазоне расхода топлива ДВС;

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- иметь высокую надежность конструкции в широком диапазоне условии эксплуатации ДВС за счет применения современных конструкционных материалов, в том числе, использования для изготовления мембраны высокопрочного эластичного материала;

- быть технологичным в обслуживании и компактным.

На основе анализа научных исследовании определена цель работы - предложить конструкцию поршневого расходомера топлива, удовлетворяющей предъявляемым к неи требованиям.

Материалы и методы. В статье использованы материалы научных статей и описания изобретении по устроиству и исследованиям расходомеров жидкостеи, в том числе и жидких топлив для ДВС. Особое внимание уделено конструкциям поршневых расходомеров.

Методика проводимых исследований основана на применении положений современной методологии научных исследований.

Результаты и обсуждение. С учетом представленных выше требований была разработана новая конструкция поршневого расходомера [8].

Рисунок 1 - Схема расходомера топлива: 1 - корпус; 2 - поршень; 3 - измерительный цилиндр; 4 и 5 - крышки; 6 и 7 - емкостные датчики; 8, 9, 10 и 11 - электромагнитные клапаны; 12 - подводящий штуцер; 13 - отводящий штуцер; 14 и 15 - металлические обкладки конденсатора; 16 - центральный элемент измерительного цилиндра; 17 и 18 - крайние элементы измерительного цилиндра; 19 - центральный элемент поршня; 20 и 21 - крайние элементы поршня; 22 и 23 - мембраны

Figure 1 - Diagram of the fuel flow meter: 1 - body; 2 - piston; 3 - measuring cylinder; 4 and 5 - caps; 6 and 7 - capacitive sensors; 8, 9, 10 and 11 - solenoid valves; 12 - inlet fitting; 13 - outlet fitting; 14 and 15 - metal capacitor plates; 16 - Central element of the measuring cylinder; 17 and 18 - extreme elements of the measuring cylinder; 19 - the Central element of the piston; 20 and 21 - extreme elements of the piston;

22 and 23 - membranes 258

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рисунок 2 - Расходомер топлива / Figure 2-fUel flow Meter

В данном расходомере позиционирование поршня 2 осуществлено при помощи емкостных датчиков положения 6 и 7, сигнал с которых воспринимается электронным блоком управления. Каждый из двух емкостных датчиков положения 6 и 7 поршня 2 имеет одну металлическую обкладку 14, 15 конденсатора, а второй обкладкой таких датчиков служит торец крайней части поршня 2. При приближении поршня 2 к емкостному датчику 6 или 7 наблюдается скачкообразное увеличение емкости конденсатора, что воспринимается электронной системой управления клапанами 8, 9, 10 и 11.

Привод клапанов управления 8, 9, 10 и 11 потоками топлива осуществлен посредством электромагнитов, получающих питание от бортовой сети энергетического средства через электронный блок управления. В предлагаемом расходомере применены четыре электромагнитных клапана 8, 9, 10 и 11, работающих по «диагональной» схеме, осуществляющих распределение потоков жидкости между мерными полостями А и В измерительного цилиндра 3.

Расходомер устанавливается, например, на двигателе Д-245, между топливопод-качивающим насосом и фильтром грубой очистки топлива. Электронный блок контроля и управления и электромагнитные клапаны (8, 9, 10 и 11) подключаются к бортовой сети, например, трактора. Установка двух мембран 22 и 23 обеспечивает перемещение поршня 2 по оси измерительного цилиндра 3, без перекосов.

Расходомер работает следующим образом. При работе двигателя топливоподкачи-вающий насос (на рисунке не показан) подает топливо по топливной системе. Одновременно с этим электронный блок контроля и управления (не показан) подает напряжение на два электромагнитных клапана, включенных по диагональной схеме, например, 8 и 11. Топливо из подводящей магистрали 12 через открытый электромагнитный клапан 8 поступает в измерительную камеру «А». При этом мембраны 22, 23 выгибаются и перемещают поршень 2 в направлении измерительной камеры «В». Топливо, находящееся в измерительной камере «В», поступает в отводящую магистраль 13 через открытый электромагнитный клапан 11 и далее направляется в топливоподкачивающий насос (не показан). Поршень 2, дойдя на расстояние S до емкостного датчика 7, изменяет суммарную емкость датчика 7. Это изменение емкости датчика воспринимается электронным блоком контроля и управления как сигнал для реверсирования направления потока топлива и окончания единичного измерительного цикла. Электромагнитные клапаны 8 и 11 отключаются и под действием возвратной пружины запирают топливные каналы. Питание подается на другую пару электромагнитных клапанов (9 и 10). В измерительную камеру «В» начинает поступать топливо, а измерительная камера «А» начинает опорожняться. Мембраны выгибаются, и поршень начинает движение в сторону измерительной камеры «А». Рабочий цикл расходомера повторяется. Блок контроля и управления суммирует число единичных ходов поршня. Зная число единичных ходов поршня и объем измерительной камеры, определяется расход топлива.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Точность контроля расхода топлива разработанным расходомером определялась на модернизированной топливной системе двигателя Д-243 трактора МТЗ-82.1 при выполнении сельскохозяйственных работ (сев и междурядная обработка подсолнечника) в 2017 - 2018 годы в ИП Березин Ю. И. Михайловского района Волгоградской области.

Модернизация топливной системы двигателя Д-243 состояла в том, что на трактор устанавливался дополнительный топливный бак, который подключался к топливной системе параллельно штатному топливному баку с помощью трехходового крана. Объём дополнительного топливного бака составлял 60 л. Расходомер оборудовали велокомпьюте-ром AS-200, который подключали параллельно к счетчику импульсов расходомера.

До экспериментальных исследований заправляли топливные баки трактора и заливали в дополнительный топливный бак 50 л дизельного топлива с точностью до 25 мл. В начале выполнения сельскохозяйственной работы двигатель работал на дизельном топливе из штатного топливного бака. Затем с помощью трехходового крана перекрывалась подача топлива из штатного топливного бака с одновременным запуском топлива в топливную систему двигателя из дополнительного бака. Фиксировалось секундомером время начала работы двигателя на дизельном топливе из дополнительного топливного бака. После расхода топлива из дополнительного топливного бака на 50 -75% глушили двигатель, фиксировали время окончания работы, замеряли остаток топлива в дополнительном топливном баке с точностью до 25 мл, рассчитывали фактический часовой расход топлива (условно-истинное значение объема израсходованного топлива), сравнивали с показаниями расходомера и оценивали погрешности измерения 8 в процентах (как относительные погрешности). Погрешности измерения 8 вычисляли в соответствии с ГОСТ Р 50193.3-92 (Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды. Методы и средства испытаний) по формуле:

Удб.-Ур.

Vp.

100 %

где Удб. - условно-истинное значение объема расхода топлива, замеренного по расходу из дополнительного топливного бака, л; Ур. - расход топлива по показаниям расходомера, л.

Результаты расчетов £ представлены на рисунке 3.

£ * 1,95

1,9

1,85

1,8

1,75

1,7

1,65

1,6

1,55

1,5

250

500

750 1000

Наработка, мото-ч /Operating time, hours

Рисунок 3 - График изменения точности контроля расхода топлива предложенным расходомером

Figure 3 - Graph of the accuracy of flow control fuel consumption by the proposed flowmeter

По результатам экспериментальных исследований установлено, что расход топлива по показаниям расходомера отличается от фактического не более, чем на 2%, отказов и неисправностей расходомера не зафиксировано. Кроме того, предложенная конструкция технологична в обслуживании. Все требования, предъявляемые к конструкции расходомера, выполняются в полном объеме.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Заключение. Таким образом, предлагаемый расходомер топлива по сравнению с известными позволяет повысить точность измерения расхода топлива на всех режимах работы двигателя внутреннего сгорания за счет исключения перетекания топлива из измерительной камеры измерительного цилиндра с большим давлением жидкости в измерительную камеру с меньшим давлением.

Библиографический список

1. Автоматическое управление режимами работы машинно-тракторных агрегатов / А. П. Савельев, С. В. Глотов, С. Б. Тимонин, В. С. Глотов // Сельский механизатор. 2015. № 12. С. 34-37.

2. Артамонов П. И., Ахметов Б. С., Свистунов Б. Л. Измеритель объемного расхода жидких продуктов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 1 (29). С. 60-65.

3. Артамонов П. И., Маликова Ф. У., Харитонов П. Т. Преобразователь перемещений поршня расходомера жидкости в унифицированный сигнал с емкостным датчиком, использующим принцип временной избыточности // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. 2013. № 1. С. 21-24.

4. Артамонов П. И., Свистунов Б. Л., Ахметов Б. А. Измеритель объемного расхода жидкости // Научно-методический журнал XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2013. № 12(16). С. 125-132.

5. Калачин С. В. Алгоритм управления режимами работы машинно-тракторного агрегата // Тракторы и сельхозмашины. 2019. №3. С. 45-50.

6. Огороднов С. М., Тихомиров А. Н., Шаров Д. В. Исследование расхода топлива легкового коммерческого автомобиля «Газель NEXT» экспериментальным методом // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. 2014. С. 131-139.

7. Палицын А. В. Применение поршневого расходомера для контроля эксплуатационных параметров машинно-тракторных агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. 2015. №9. С. 49-51.

8. Поршневой расходомер: патент на изобретение № 2639732 Российская Федерация. МПК G01F 3/00 / Ряднов А. И., Федоров А. В.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ. №2017100285; заявл. 09.01.2017; опубл. 22.12.2017. Бюл. №36.

9. Automation of direct measurement and control of volumetric flow / W. Wojcik, K. Gro-maszek, B. Akhmetov, P. Kharitonov, F. Malikova, T. Kartbayev // Przeglad Elektrotechniczny. 2015. Vol. 91. № 11. P. 296-299.

10. Calorimetric flow meter of motor fuel with inlet temperature regulation / I. Korobiichuk, O. Bezvesilna, A. Ilchenko, M. Nowicki, R. Szewczyk// International Conference on Control, Decision and Information Technologies. 2017,January. P. 975-979.

11. Coble J., Tarver R., Wesley Hines J. Calorimetric Analysis to Infer Primary Circuit Flow in Integral and Pool-Type Reactors // IEEE Transactions on Nuclear Science. 2017. Vol. 64(2). P. 837-843.

12. Measurements on Injection Rate by LDA Flow Rate Meter / K. Edure, S. Kikuchi, T. Ko-yama, H. Kawashima, Ishima T. // SAE Technical Papers. 2015, September.

13. Zhang X.-Z., Meng F.-Q., Song S.-K. The Ultrasonic Mass Flow Measurement Method of Light Fuel Based on the Artificial Neural Network Model // Jiliang Xuebao/Acta Metrologica Sinica. 2017. Vol. 38(2). P. 205-208.

Reference

1. Avtomaticheskoe upravlenie rezhimami raboty mashinno-traktornyh ag-regatov / A. P. Savel'ev, S. V. Glotov, S. B. Timonin, V. S. Glotov // Sel'skij meha-nizator. 2015. № 12. P. 34-37.

2. Artamonov P. I., Ahmetov B. S., Svistunov B. L. Izmeritel' ob'emnogo rasxoda zhidkih produktov // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyaschego plyus. 2016. № 1 (29). P. 60-65.

3. Artamonov P. I., Malikova F. U., Haritonov P. T. Preobrazovatel' peremeschenij porshnya rasxodomera zhidkosti v unificirovannyj signal s emkostnym datchikom, ispol'zuyuschim princip vremennoj izbytochnosti // Izmerenie. Monitoring. Upravlenie. Kontrol'. 2013. № 1. P. 21-24.

4. Artamonov P. I., Svistunov B. L., Ahmetov B. A. Izmeritel' ob'emnogo rasxoda zhidkosti // Nauchno-metodicheskij zhurnal XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyaschego. 2013. № 12(16). P. 125-132.

5. Kalachin S. V. Algoritm upravleniya rezhimami raboty mashinno-traktornogo agregata // Traktory i sel'hozmashiny. 2019. №3. P. 45-50.

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

6. Ogorodnov S. M., Tihomirov A. N., Sharov D. V. Issledovanie rasxoda topliva legkovogo kommercheskogo avtomobilya "Gazel' NEXT" Jeksperimental'nym metodom // Trudy NGTU im. R. E. Alekseeva. 2014. P. 131-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Palicyn A. V. Primenenie porshnevogo rasxodomera dlya kontrolya jekspluatacionnyh par-ametrov mashinno-traktornyh agregatov // Traktory i sel'hozmashiny. 2015. №9. P. 49-51.

8. Porshnevoj rasxodomer: patent na izobretenie № 2639732 Rossijskaya Federaciya. MPK G01F 3/00 / Ryadnov A. I., Fedorov A. V.; zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VO Volgogradskij GAU. №2017100285; zayavl. 09.01.2017; opubl. 22.12.2017. Byul. №36.

9. Automation of direct measurement and control of volumetric flow / W. Wojcik, K. Gro-maszek, B. Akhmetov, P. Kharitonov, F. Malikova, T. Kartbayev // Przeglad Elektrotech-niczny. 2015. Vol. 91. № 11. P. 296-299.

10. Calorimetric flow meter of motor fuel with inlet temperature regulation / I. Korobiichuk, O. Bezvesilna, A. Ilchenko, M. Nowicki, R. Szewczyk // International Conference on Control, Decision and Information Technologies. 2017,January. P. 975-979.

11. Coble J., Tarver R., Wesley Hines J. Calorimetric Analysis to Infer Primary Circuit Flow in Integral and Pool-Type Reactors // IEEE Transactions on Nuclear Science. 2017. Vol. 64(2). P. 837-843.

12. Measurements on Injection Rate by LDA Flow Rate Meter / K. Edure, S. Kikuchi, T. Ko-yama, H. Kawashima, Ishima T. // SAE Technical Papers. 2015, September.

13. Zhang X.-Z., Meng F.-Q., Song S.-K. The Ultrasonic Mass Flow Measurement Method of Light Fuel Based on the Artificial Neural Network Model // Jiliang Xuebao/Acta Metrologica Sinica. 2017. Vol. 38(2). P. 205-208.

Информация об авторах Ряднов Алексей Иванович, профессор кафедры «Эксплуатация и технический сервис машин в АПК» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (400002, Южный федеральный округ, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26.), Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2364-4944. E-mail: alex.rjadnov@mail.ru

Федорова Ольга Алексеевна, профессор кафедры «Технические системы в АПК» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (400002, Южный федеральный округ, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. Университетский, д. 26.), доктор технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2615-1101. E-mail: foa_77@mail.ru

Федоров Алексей Валерьевич - студент 4 курса ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (400005, Южный федеральный округ, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28),

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6891-5459. E-mail: alex_fedorow_97@mail.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 630*182.21 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-04-31

О ЛОГИСТИЧЕСКОЙ АППРОКСИМАЦИИ ДИНАМИКИ РОСТА ДЕРЕВА

ABOUT LOGISTIC APPROXIMATION OF DYNAMICS OF TREE GROWTH

А. Н. Салугин, доктор сельскохозяйственных наук

A. N. Salugin

ФГБНУ Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук, г. Волгоград

Federal State Budget Scientific Institution «Federal Research Centre of Agroecology, Amelioration and Protective Afforestation of Russian Academy of Sciences», Volgograd

Дата поступления в редакцию 13.08.2019 Дата принятия к печати 18.12.2019

Received 13.08.20109 Submitted 18.12.2019

Рассмотрены практические аспекты теоретических моделей роста биоценозов, в частности деревьев, при интерпретации наблюдений за динамикой роста. Феноменологическая модель роста для биомассы дает логистическую кривую. Вместе с тем исследователи лесных хо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.