Научная статья на тему 'Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности'

Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ / НАУКОЕМКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю.

В статье рассмотрены конкурсные механизмы поддержки и финансирования фундаментальной и прикладной науки на основе проведения четкой и квалифицированной экспертизы исследовательских проектов и оценки деятельности научных организаций, методы, препятствующие кратному бюджетному финансированию, проанализирован и адаптирован к российским условиям опыт организации и выполнения исследовательских работ в развитых странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р., Хрусталёв Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

11 (152) - 2012

УДК 338.28

совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

с. а. цыганов,

доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления E-mail: tsyganov@rfbr. ru

е. р. рудцкая,

кандидат технических наук, заместитель начальника управления E-mail: rer@rfbr. ru

Российский фонд фундаментальных исследований

е. ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru.

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье рассмотрены конкурсные механизмы поддержки и финансирования фундаментальной и прикладной науки на основе проведения четкой и квалифицированной экспертизы исследовательских проектов и оценки деятельности научных организаций, методы, препятствующие кратному бюджетному финансированию, проанализирован и адаптирован к российским условиям опыт организации и выполнения исследовательских работ в развитых странах.

Ключевые слова: инновационные преобразования, инновационный продукт, интеллектуальный капитал, коммерциализация знания, концепции развития, наукоемкое производство, оценка эффективности, стратегическое управление, фундаментальные и прикладные исследования, финансирование науки, финансовый анализ, экономика знаний.

Введение. Для эффективного общественного развития важное значение приобретает проблема создания развитой системы взаимосвязей, инновационных кластеров - сетей, связывающих участников инновационной деятельности - правительственные органы, фонды, компании, научные организации, университеты - через выработку общих стратегических путей развития, использование очевидных синергетических эффектов объединения усилий в совместных инновационных проектах [5, 8, 9]. Признавая важность такого сотрудничества, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) подписал ряд соглашений о взаимодействии с федеральными агентствами, ведомствами, государственными корпорациями. Основной целью данных соглашений является проведение скоорди-

нированной политики в области практического использования достижений фундаментальной науки. Это касается, прежде всего, сферы высоких технологий и решения актуальных межотраслевых задач, которые возникают в процессе построения экономики, основанной на знаниях. Поэтому взаимная работа ведомств будет нацелена главным образом на укрепление национальной инновационной системы России, создание прочных организационных связей между такими ее элементами, как генерация знаний и коммерциализация результатов.

Устранение дублирования финансирования проектов за счет средств федерального бюджета. В план мероприятий РФФИ, связанных с устранением дублирования финансирования проектов, будут отнесены следующие позиции.

1. Реализация положений Соглашения между РФФИ и РАН о проведении координированной политики в области финансирования фундаментальных исследований. При этом в планах работ исследовательских институтов РАН будут специально обозначены проекты фундаментальных исследований, финансируемых по программам РАН, программам отделений РАН, программам целевых расходов РАН, и проекты, финансируемые по базовому финансированию институтов и, что особенно важно, по программам РФФИ. Последнее позволит провести объективную экспертизу наличия дублирования финансирования в тех случаях, когда исследователь, работающий в РАН, подает заявку на получение гранта РФФИ.

2. Заключение Соглашения с Всероссийским научно-техническим информационным центром об обмене данными о зарегистрированных в нем проектах, финансируемых из средств государственного бюджета. Поскольку все открытые научно-исследовательские и опытно-констукторские работы, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм, подлежат обязательной государственной регистрации в Центре, такой обмен позволит провести выборочную экспертизу дублирования финансирования как со стороны РФФИ, так и других источников федерального бюджета не только для институтов РАН, но и для всех исследовательских организаций, финансируемых из бюджета.

Об экспертизе НИР. В силу ограниченности ресурсов в последние 30 лет ученые и эксперты бурно обсуждают, как оценивать результаты научной деятельности в целях оптимизации ее финансирова-

ния [1]. В последнее время градус дискуссии заметно обострился. Это связано со все более активными попытками заменить или дополнить традиционную оценку коллег (peer review) обезличенными численными методами, основанными на библиометрии.

Peer review - процесс оценки, проводимый непосредственно экспертами. Они изучают представленные к публикации статьи, заявки на гранты, общий уровень отдельных ученых, исследовательских групп и учреждений. Формы работы могут быть различными - от анонимного рецензирования текстов до коллективной работы международной команды.

Отношение к peer review в мировом научном сообществе крайне почтительное. Но хотя 99 % исследователей уверены, что «оценивать науку должны только сами ученые», в действительности этот процесс далек от совершенства.

Библиометрические методики основаны на численном анализе научной коммуникации, которая в большинстве дисциплин (но далеко не во всех) ведется путем публикации статей в журналах. Существующие базы данных (Thomson-Reuters ISI Web of Knowledge и Elsevier Scopus) содержат информацию по большинству авторитетных научных журналов мирового уровня. Количество показателей, которые эти базы позволяют подсчитать для отдельных ученых, организаций и стран, крайне велико. Помимо традиционных - числа публикаций и их цитирований - можно узнать среднюю цитиру-емость в данной предметной области, выявить сеть соавторов, публикационную стратегию, достоверно определить, какие темы являются сегодня приоритетными.

Однако внедрение этой системы в жизнь правительственными органами целого ряда стран вызывает большое недовольство ученых. Самое заметное противостояние наблюдается сейчас в Великобритании. Фонд HEFCE, финансирующий вузовскую науку, решил перейти от экспертных оценок (Research Assessment Exercise) к библи-ометрическим с добавкой «мягких экспертных оценок» (Research Excellence Framework). Реакция научного сообщества была однозначно отрицательной. Большинство научного сообщества полагает, что peer review останется незаменимым, и к нему же сведется усилиями научной общественности и инициатива Research Excellence Framework.

Тем не менее система научной экспертизы в России нуждается в совершенствовании. Этому в

первую очередь послужит реализация требований Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Публичность и открытость экспертизы, ее отдельных этапов (не раскрывая, однако, имен экспертов) будет отражена в новых нормативных документах РФФИ.

О критериях оценки деятельности научно-исследовательских организаций. Возможности РФФИ позволяют проводить отбор наиболее эффективно работающих научных организаций и разработать систему критериев, которая может основываться на:

• проведении технологических аудитов, анализе разработок организации, обладающих коммерческим потенциалом, включая оценку научного и технического уровней;

• рассмотрении итогов инвентаризации результатов НИОКР с формированием электронных баз данных;

• патентных и маркетинговых исследованиях по разработкам научной организации, формировании стратегии правовой охраны разработок и оформлении прав на интеллектуальную собственность;

• проектах и бизнес-планах по рекомендованным к коммерциализации разработкам;

• связях с промышленными, технологическими и другими структурами для поиска партнеров;

• мерах по мотивации авторов разработок и соблюдению баланса всех участников процесса трансфера технологий.

Анализ этих и других направлений деятельности научно-исследовательской организации (проведение соответствующей инвентаризации) поможет определить перспективность ее инновационного пути развития.

Известно, что инновационные ожидания возможны на любой стадии инновационного цикла. Но в рамках прикладных разработок, опытно-конструкторских работ или внедрения и освоения массового производства возможны только улучшения качества продукта или технологии, принципиальные же новации невозможны без фундаментальных исследований [6, 10-12].

Подчиняясь своей внутренней логике развития, собственным приоритетам, основанным в первую

очередь на «научном превосходстве» (scientific excellence) - самом важном приоритете исследователя, фундаментальные исследования порождают «точки экономического роста», генерируют новое знание, которое способно привести к новым революционным решениям, новым технологиям. Анализируя результаты фундаментальных исследований, можно концентрировать средства как федерального бюджета, так и внебюджетных источников на дальнейшем финансировании наиболее продвинутых решений и разработок фундаментального характера и их освоении.

Разработка системы поддержки лучших научно-исследовательских организаций во многом может опираться на опыт крупнейших мировых фондов, в первую очередь на опыт Национального научного фонда США (National Science Foundation - NSF) -независимого агентства при правительстве США, отвечающего за развитие науки и технологий [14].

Фонд осуществляет свою миссию, предоставляя в основном временные гранты. Большинство грантов предоставляется индивидуальным исследователям или небольшим группам исследователей. Остальные гранты обеспечивают финансирование исследовательских центров, в том числе идут на поддержание работы большого и дорогостоящего научного оборудования и средств обслуживания в «центрах коллективного пользования», которые необходимы ученым и инженерам, но часто слишком дороги для любой локальной группы или отдельных исследователей.

Основная часть бюджета NSF тратится на поддержку исследований (76 %), на втором месте - расходы на образование и возобновление человеческих ресурсов науки (17 %), на третьем - дорогостоящее оборудование (3 % бюджета фонда) [15].

Стратегию фонда определяют 24 члена Национального научного совета, выдающиеся ученые, авторитет которых признан на национальном и мировом уровне. А непосредственно работой фонда руководят директор и правление, которых назначает президент США, а утверждает в должности Сенат. Конгресс также контролирует работу фонда через так называемый Офис главного инспектора.

Годовой бюджет составляет около 6,87 млрд долл. (2010 г.), что позволяет Фонду спонсировать примерно 20 % всех поддерживаемых на федеральном уровне научных исследований, проводимых американскими колледжами и университетами.

Так, в частности, раздел Национального научного фонда содержит требование предоставления

исчерпывающей информации о руководителе подаваемого проекта, имеющейся уже поддержке заявляемого проекта (биографический очерк руководителя проекта рекомендуется сохранить в отдельном файле и прикрепить) [23].

В этом же документе даны четкие инструкции и формы для заполнения требуемых размеров статей бюджета, включающей закупки оборудования, расходов на командировки и другие статьи расходов. Эти документы служат основанием для аудита выполнения организацией проекта.

Передовые технологические программы США. Что касается крупных американских программ (аналогами которых являются и российские федеральные целевые программы), то следует отметить, что в США разработаны и успешно реализуются «передовые технологические программы» -Advanced technology programs (ATP). Полное описание руководства подготовки заявок и требований к организациям приведены в новой версии руководства ATP Proposal Preparation Kit [16].

Цель ATP состоит в том, чтобы помочь предпринимателям Соединенных Штатов выполнять научно-исследовательские работы высокого риска, сулящие создание в случае успеха больших экономических выгод для американской экономики, формирующих весомый потенциал будущих коммерческих приложений.

В этих программах могут участвовать:

• самостоятельные американские коммерческие компании, а также создаваемые промышленностью совместные предприятия. Коммерческая компания должна удовлетворять требованиям законодательства США. Самостоятельная коммерческая компания должна быть лидером в выполнении исследований и разработок («Research & Development»). Совместное предприятие должно включать не менее двух коммерческих компаний, обе из которых вовлечены в исследования и разработки («Research & Development»). Обе организации подписывают соглашение о сотрудничестве и разрабатывают эффективный план коммерциализации;

• университеты, правительственные лаборатории, независимые исследовательские организации и некоммерческие организации, которые могут участвовать в проекте ATP следующими двумя способами: как субподрядчики самостоятельной компании; как дополнительные партнеры в совместном предприятии.

Совместное предприятие должно быть создано промышленностью. Другими словами, индустриальные партнеры должны взять на себя роль лидера с точки зрения программы проекта, определения направлений исследования, состава основных исполнителей и разработки планов коммерциализации технологий.

Основные критерии оценки предложений организации состоят в том, что предлагаемая технология имеет высокое научное и технологическое качество и потенциал для всеобъемлющих экономических выгод США. Для отбора предлагаемых организациями технологий сформулированы следующие критерии.

Научное и технологическое качество (50 %). Этот критерий выбора имеет три критические компоненты: техническая новизна, технический риск с доказательным обоснованием выполнимости работ, технический план реализации.

Предлагаемая технология должна быть высокоинновационной. Исследование - стимулирующее, с высоким техническим риском, нацеленое на решение принципиально важной технологической проблемы, содействовать значительному увеличению научно-технической базы знаний. Технический план должен быть ясен, краток, четко демонстрировать основные преимущества, новизну технического подхода, главные технические препятствия и сопутствующие им риски, а также должен позволять научно-технической экспертизе выявить преимущества предлагаемых исследований и оценить необходимые ресурсы для выполнения работ.

Потенциал для всеобъемлющих экономических выгод (50 %). Этот критерий выбора имеет также три критических компонента: национальные экономические выгоды, планируемая потребность в финансировании, планируемый план реализации преимуществ технологии.

Предложенная технология должна генерировать существенные выгоды для США. Планы реализации преимуществ должны способствовать более широкому распространению технологии и получению экономических преимуществ.

Все предложения рассматриваются на основе экспертизы. Они тщательно изучаются техническими экспертами на предмет их соответствия установленным критериям. При этом эксперты могут предложить разработчикам программы (и предлагаемой технологии) удалить из перечня работ специфическую задачу, которая может не соответствовать ATP.

Резюмируя, можно выделить следующие основные критерии (оценка национальных экономических выгод), предлагаемые для оценки организаций, которые намереваются участвовать в АТР, а именно:

1) возможность создания бизнеса (наличие рынков для технологии, источник экономических преимуществ технологии, величина воздействия технологии на экономику страны);

2) потребность в финансировании из программы ATP (наличие частных и государственных источников финансирования, а также консолидируемых бюджетов, наличие партнеров в промышленности, преимущества технологии, получаемые в результате финансирования из АТР, другие новые преимущества и экономические выгоды, получаемые вследствие финансирования из АТР);

3) план реализации преимуществ предлагаемой технологии (план коммерциализации, стратегия продвижения продукта и рынок, стратегическая ниша продукта (технологии) на рынке, инвестиционная стратегия, оценка технологии и продаж, защита интеллектуальной собственности и распространение (диффузия) технологии в экономику);

4) организационная структура (управление и менеджмент в компании, деловой опыт и квалификация персонала, организационная информация, существующие ранее разработки компании, наличие предыдущего участия в АТР, финансовые показатели компании и ее монопольное положение).

Национальные лаборатории США. Национальные лаборатории США представлены 18 организациями, для каждой из которых определена приоритетная область исследований (areas of research). Важно отметить, что каждая Национальная лаборатория США финансируется одним или несколькими федеральными агентствами через организацию-оператора, в качестве которой выступают или университеты, или компании. Так, финансирование Лоуренс Ливермор Нейшенел Лаборатори (LLNL) через оператора - Калифорнийский университет составляло в 2005 финансовом году 1,627 млрд долл., в том числе по ведомствам Stockpile Stewardship - 1 010 млн долл., Department of Defense - 161 млн долл., Nonproliferation and Intelligence - 103 млн долл., Homeland Security - 97 млн долл., Safeguards and Security - 97 млн долл., Environmental Restoration - 62 млн долл., Applied and Basic Research - 35 млн долл., Biosciences - 32 млн долл., Energy and Environment - 30 млн долл.

В каждой национальной лаборатории существует офис передачи технологий, программы поддержки малого бизнеса, имеется база данных по открытым технологиям, готовым для лицензионной продажи, имеются центры обучения персонала. Эти механизмы могут быть использованы при разработке системы комплексных мер развития и ускорения коммерциализации исследовательских работ, выполняемых в академическом секторе науки, вывода на российский и мировой рынок результатов НИОКР в быстроразвивающихся высокотехнологических областях науки и технологий.

Финансирование национальных лабораторий осуществляется через научный офис Департамента энергетики США. Научный офис - основной источник финансирования фундаментальных исследований в физике в Соединенных Штатах, обеспечивающий больше чем 40 % суммарного финансирования для этой жизненно важной области.

В 2004 г. научный офис Министерства энергетики разработал стратегический план, который определяет направление развития науки на следующие два десятилетия и который позволяет превзойти настоящий уровень и сохранить лидирующую позицию Соединенных Штатов в международном соревновании за новые идеи и технологии.

План устанавливает следующие краткосрочные (5-10 лет) научные приоритеты: термоядерный эксперимент международного термоядерного реактора ITER, создание передовой вычислительной техники, использование нанотехнологий для создания новых материалов и процессов, микробная геномика, физика и исследование новых форм ядерной материи, развитие средств и оборудования для будущей науки.

План также устанавливает семь долгосрочных (10-20 лет) научных целей в следующих областях науки: наука для энергетики, использование биологии для получения энергии и очистки окружающей среды, термоядерный синтез, основы энергии, материи и времени, ядерная физика от кварка до звезд, использование вычислений для расширения границ науки, создание основных фондов и ресурсов для новой науки.

Стратегический план был разработан так, чтобы прогресс по этим и другим научным программам мог быть прослежен в следующие два десятилетия. Он включает стратегические временные графики для программ фундаментальных исследований на 20 лет вперед. План также включает ключевые

индикаторы успеха, которые привязаны к целям научного офиса, его ежегодному бюджету и работе диспетчеров программ, а также связан с процессом использования инструментов оценки программы управления и бюджета.

Программы выбираются на основе результатов независимого рецензирования, целями которого являются: определение того, соответствуют ли элементы программы данным приоритетам; оценка того, можно ли продолжать проект в пределах ассигнований Министерства энергетики или могут быть найдены альтернативные решения; определение того, представляется ли предложенный проект и его стратегия технически реальными, рентабельными, реалистичны ли средства для выполнения установленных целей.

Процесс независимого рецензирования включает следующие этапы: оценку всех приводимых технических, экономических и управленческих факторов, используемых для обоснования проекта; обзор обоснованности предложенных затрат, возможностей и графиков; конструктивные рекомендации для поиска альтернатив или усовершенствований, если использованный подход признан неблагоразумным, неоправданным или не интегрированным в имеющиеся программы.

В рецензии должны быть обязательно отражены следующие моменты: проектное соответствие потребностям; техническая документация; стоимостные оценки (уровень детализации работ, рисков, планирования непредвиденных обстоятельств, а также планы финансирования, интеграция с графиком выполнения, качеством, нормами труда и затратами); график выполнения работ; деловое управление (организация и стоимость управления, укомплектование персоналом, системы управления руководством проектом, управление рисками и т. д.).

На основании результатов оценки проводится рейтингование программ (эффективные, умеренно эффективные, неэффективные). Механизмы рейтин-гования можно найти в соответствующих источниках [17]. Программа считается эффективной (самая высокая оценка), если в ней достигнуты заявленные цели, имеется хороший уровень управления. Умеренно эффективные программы имеют потенциал их улучшения, несмотря на достигнутые цели и уверенный менеджмент. Адекватные программы нуждаются в достижении лучших результатов и усилении управления. Программы, определяемые

как невыполненные, характеризуются выполнением только 25 % достигнутых целей.

Международная практика научно-технологического аудита (на примере Германии). В

международной практике для оценки деятельности научно-исследовательской организации, определения эффективности программ ее развития широко применяются методы аудита. Ниже приведены характерные темы аудита:

- структура и организация научной системы (Questions relating to the structure and the organisation of the science system);

- вопросы, касающиеся отбора приоритетов (Questions on the mechanisms, criteria and stakeholders with regard to priority setting);

- вопросы, касающиеся финансирования (Questions relating to funding levels and instruments);

- вопросы кадрового потенциала (Questions relating to human resources).

Говоря о масштабном аудите научно-исследовательских организаций, нельзя обойти опыт ФРГ при проведении аудита научно-исследовательских организаций ГДР в процессе объединении Германии. Как известно, проведение аудита научно-исследовательских институтов бывшей ГДР было поручено Лейбниц Ассоциации исследовательских институтов (Leibniz Association Research Institutes). Интерес представляют характерные темы опросника, используемого при проведении аудита научно-исследовательских институтов ГДР [4]:

1) основные области деятельности и научная среда: основные области деятельности, задачи и их порядок - особенно то, что изменилось с момента предыдущей оценки; рекомендации научного совета и их выполнение; оценка значимости на национальном уровне и общей пользы работы организации с учетом проводимой Германией научной политики; основания для выполнения задач в неуниверситетской научной организации; национальная и мировая значимость учреждения в данной научной сфере; планируемое развитие учреждения, потенциал научной области или сферы деятельности;

2) структурные качества учреждения: структура учреждения; наука и ее обслуживание; планирование деятельности; совещательные органы; управление качеством; равенство полов;

3) ресурсы и инфраструктура: помещения и оборудование; электронная обработка данных; оценка ресурсов для персонала, оборудования и инфраструктуры;

4) человеческий капитал: укомплектованность научного персонала и высшего руководства; изменения персонала с момента прошлой оценки; планируемое среднесрочное развитие человеческого капитала;

5) поощрение перспективных ученых и внешнего сотрудничества: поощрение перспективных ученых и повышения профессиональных навыков (квалификация сотрудников); сотрудничество на национальном и интернациональном уровнях; посещение учреждения приезжими; поездки сотрудников учреждения в другие учреждения;

6) результаты - исследования, разработки, обслуживание: создание и снабжение средствами труда, информацией и прочим; публикации; трансфер знаний и консультирование; целевые группы и пользователи результатов; передача результатов, PR; использование и трансфер технологий; события; важные отделы и функции; премии, награды и почетные звания.

В современной Германии фундаментальная наука и ее прикладная составляющая сосредоточены в научных обществах имени выдающихся ученых. Общество Макса Планка почти на 100 % финансируется федеральным бюджетом. Общество Гельмгольца и Общество Фраунгофера финансируются как из федерального бюджета, так и из бюджета земель. Все эти организации не имеют отношения к университетам, являясь общественными организациями. Значительная часть исследовательской деятельности в Германии сосредоточена в научно-исследовательских институтах, подчиненных в вопросах регулирования направлений исследований и финансирования одному федеральному министерству - Министерству образования и науки. В настоящий момент министерство обозначило шесть направлений дальнейшего развития научных исследований в Германии:

1) рост инвестиций в образование и науку - для восстановления и укрепления эффективности немецкой экономики и повышения ее конкурентоспособности;

2) развитие системы научно-исследовательских институтов - для снижения научной изолированности и увеличения мобильности, создания более четких границ деятельности институтов и более мощных фокусов для исследований;

3) увеличение конкурсного финансирования проектов - привнесение большей подвижности, конкуренции и качества в научные исследования;

4) увеличение числа совместных проектов с участием финансируемых государством исследовательских центров, высшей школы и промышленности - для совершенствования инноваций и развития более четких, эффективных и конкурентоспособных видов деятельности;

5) усиление международного сотрудничества -привлечение большего количества иностранных студентов и иностранных исследователей, а также содействие немецким ученым и студентам в приобретении опыта работы за границей;

6) развитие научного диалога - осознание того, что общественная поддержка является основным фактором для решения о продолжении финансирования дорогостоящих исследований. В дополнение к вышеизложенным целям и

задачам различные федеральные и местные органы составляют свои собственные списки целей и приоритетов. Система делится на сектор высшего образования и сектор научных исследований. Государственное финансирование различных аспектов исследований организовано тремя способами: из федерального бюджета, из местных бюджетов (например вузов, научно-исследовательских институтов), совместно из федерального и местного бюджетов.

Сравнивая цели, задачи и механизмы финансирования четырех имеющихся в Германии научных обществ - аналогов РАН, можно сделать вывод, что каждое из них имеет свою научную ориентацию. Общества Макса Планка (82 % бюджетного финансирования), Лейбница (70 % бюджетного финансирования) и Гельмгольца (70 % бюджетного финансирования) имеют в основном фундаментальную направленность, общество Фраунгофера (40 % бюджетного финансирования) - прикладную. При этом необходимо отметить, что в Германии фундаментальными областями науки занимаются целых три научных общества. Конечно, у каждого из них есть своя специализация (например у общества Лейбница - исследования в прорывных направлениях), но в определенной части научные интересы этих обществ перекрываются, что вызывает определенную конкуренцию между ними и стимулирует поддержку ими самых перспективных областей фундаментальной науки.

В то же время не только институты общества Фраунгофера, но и центры общества Германа фон

Гельмгольца занимаются предпромышленным тестированием новых технологий, т. е. также занимаются прикладными исследованиями. Следовательно, и между данными научными обществами существует конкуренция как за бюджетное финансирование, так и за заказы промышленности. При этом учитываются основные направления работы институтов, их организационная структура, ресурсы, кадровый потенциал, наличие установленных связей как с академическими, так и промышленными организациями. Особое внимание уделяется проблемам результативности научно-исследовательской работы.

Адаптация и использование мирового опыта к российским реалиям. Рассмотренные выше критерии могут быть положены в основу системы оценки результативности отечественных научных организаций. Вместе с тем они могут быть дополнены анализом результатов ориентированных или целевых конкурсов, проводимых при финансовой поддержке РФФИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главной задачей конкурсов ориентированных и целевых фундаментальных исследований должно стать дальнейшее продвижение тех ранее поддержанных в научных организациях фундаментальных исследований, в ходе работы над которыми исследователи не только получили яркие фундаментальные результаты, но и обнаружили возможность их использования при выполнении целевых, ведомственных программ и создании ключевых решений для прорывных технологий, новых материалов и услуг. РФФИ систематически проводит мониторинг и ранжирование результатов исследований.

В конкурсах проектов ориентированных фундаментальных исследований по актуальным междисциплинарным темам, проводимых в РФФИ в 2011 г. [7, 13], особое развитие получили партнерские взаимоотношения РФФИ и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Тематическая структура соответствующего конкурса была объявлена Советом фонда по согласованию с ОАО «РЖД» в

соответствии с Соглашением между РФФИ и ОАО «РЖД» от 16.08.2010 898-159. Цель конкурса - на основе проведения фундаментальных исследований в сжатые сроки получить и обобщить научные результаты, способствующие решению актуальных проблем мировой фундаментальной науки, а также реализации основных направлений деятельности и принципов сотрудничества РФФИ и ОАО «РЖД».

Определение тем для конкурсной поддержки осуществлялось с учетом основных направлений исследований, сформулированных в Соглашении между РФФИ и ОАО «РЖД», и анализа результатов фундаментальных исследований, проведенных при финансовой поддержке РФФИ в годы, предшествующие объявлению настоящего конкурса. Актуальность выдвигаемых для дополнительной финансовой поддержки наиболее перспективных направлений исследований оценивалась с учетом степени междисциплинарности их решения. При отборе тем для конкурса особое внимание уделялось анализу состояния исследований по теме, наличию публикаций в рецензируемых журналах, соответствующих задачам и целям выбранной темы, вероятности и времени успешного завершения исследований, ожидаемому воздействию результата выполнения работ по теме на дальнейшее развитие исследований и разработок в интересах ОАО «РЖД».

Ниже приведены сведения о направлениях разработок организаций Москвы по результатам анализа конкурсов ориентированных проектов. В табл. 1 представлены первые семь учреждений Москвы, обладающие наиболее высоким рейтингом, составленным на основе публикаций в высокоцитируемых журналах. Нетрудно заметить, что организации, обладающие высоким рейтингом, имеют и весьма значимые разработки, соответствующие критическим технологиям РФ. Последний столбец в табл. 1 показывает связь с критической технологией в соответствии с Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации».

Таблица 1

Научные учреждения Москвы, обладающие наиболее высоким рейтингом

Организация Наименование разработки Критические технологии

МГУ, биологический факультет Технология совместного роста дрожжей и вешенки Биологические средства питания и защиты растений и животных

Технология массовой диагностики вироидных и вирусных заболеваний растений и животных Биотехнологии на основе биоинженерии

Динамический молекулярный дизайн био- и наноструктур Технологии живых систем

Продолжение табл. 1

Организация

Наименование разработки

Критические технологии

Разработка метода биоиндикации качества природных водоемов по составу макробентоса

Технологии мониторинга природно-техногенной сфер

Новый противоязвенный препарат «ИАП-1»

Химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых продуктов

Создание лекарственных препаратов, пищевых добавок и средств для защиты растений на основе биомассы культур клеток высших растений

Химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых продуктов

Изучение биохимического разнообразия плодов Зонтичных в целью применения содержащихся в них веществ в фармакологической и пищевой промышленности

Химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых продуктов

МГУ, Высший колледж -факультет наук о материалах

Создание магнитных нанокомпозитов на основе низкоразмерных нанореакторов, предназначенных для хранения информации со сверхвысокой плотностью записи

Дизайн химических продуктов и материалов с заданными свойствами

Фотонно-оптические интегрированные устройства, полученные самосборкой планарных структур на анизотропно-смачивающихся подложках с искусственным рельефом

Материалы для микро- наноэлектро-

Геологический институт РАН

Строение и мирагенический потенциал трансграничных структур осадочного чехла и консолидированной коры Российской Федерации и Республики Беларусь

Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов горючих полезных ископаемых и урана

Разработка Бореального зонального стандарта для юрской системы и нижнего мела (неокома) и детализация шкалы на основе инфразональных подразделений

Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов горючих полезных ископаемых и урана

Создание базового лабораторного полигона физического моделирования проявлений трещиноватости в полях сейсмических волн и тестирования новых технологий сейсморазведки

Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов горючих полезных ископаемых и урана

МГУ,

геологический факультет

Экспериментальные исследования и теоретическое моделирование свойств материалов на основе структур корунда и форстерита

Опто- и акустоэлектроника

Эффективный метод концентрирования редких элементов: редких земель, иттрия, стронция, скандия, бария, урана и тория

Технологии глубокой переработки горнорудного и техногенного сырья с использованием нетрадиционных методов

Расчетные прочностные и деформационные характеристики мерзлых засоленных грунтов Севера Западной Сибири, содержащих нефть

Технологии обеспечения безопасности продукции, производства и объектов

Комплексное изучение строения и эволюции гидротермальных систем в целях освоения сопряженных с ними геотермальных месторождений

Технологии освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, биомассы и др.), а также вторичных энергоресурсов

Гематологический научный центр РАМН

Разработка нового метода и прибора для диагностики нарушений свертывания крови

Биотехнологии на основе биоинженерии

Ранние акустические индикаторы активации внутрисо-судистого тромбообразования при свертывании крови в

Системы жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях

интенсивных потоках

ООО «Кинтех», РНЦ

«Курчатовский институт»

Вычислительное и коммуникационное ядро киберплатфор-мы для надежного детального вычислительного моделирования динамики чрезвычайных ситуаций

Технологии обеспечения безопасности продукции, производства и объектов

Мониторирование ядерных реакторов с помощью детекторов антинейтрино

Атомная энергетика

Исследование и разработка новых высокопроизводительных плазменных и электрофизических методов получения наноструктурированных материалов для применений в нанотехнологиях

Электронно-ионно-плазменные технологии

ники

Окончание табл. 1

Организация Наименование разработки Критические технологии

Государственный научно-иссле-дователь-ский институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов Разработка технологии процессинга рекомбинантных белков in vitro с помощью глутамилэндопептидаз Биотехнологии на основе биоинженерии

Создание высокочувствильных биосенсоров на автоиндукторы бактериальных систем регуляции экспрессии токсинов по принципу «quorum sensing» Биотехнологии на основе биоинженерии

Изучение процесса видообразования на моделях молочнокислых бактерий Производственные технологии

Разработка комбинированных рекомбинантных вакцин для профилактики и лечения аллергии Рекомбинантные вакцины

Использование молекулярных маркеров в популяционной генетике и селекции дрожжей Технологии живых систем

Генетическая идентификация, оценка производственно-ценных свойств штаммов термофильных молочнокислых стрептококков и создание на их основе высокотехнологичных и безопасных заквасок для производства кисломолочных продуктов питания Технологии, обеспечивающие безопасность пищевых продуктов функционального назначения

Анализ результатов работы по проектам ориентированных фундаментальных исследований для московских организаций приведен в табл. 2.

Как следует из табл. 2, более 20 % выполненных работ либо уже готовы к коммерциализации, либо даже находятся на стадии коммерциализации результатов, чему в значительной степени способствовала поддержка РФФИ. Более 60 % проектов будут готовы к коммерциализации после определенной доработки [5, 6]. Отметим, что среди рассмотренных проектов нет ни одного проекта, который не имел бы перспективы коммерциализации или не был бы интересен с фундаментальной точки зрения.

Ниже приведен перечень тех направлений, по которым выполнены наиболее успешные проекты:

нанотехнологии и наноматериалы, технологии создания и обработки кристаллических материалов, технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов, технологии создания и обработки полимеров и эластомеров, технологии механотроники и создания микросистемной техники, новая элементная база микро-и оптоэлектрони-ки, новые биомедицинские приборы, геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств, технологии биоинженерии, биоинформационные технологии, биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии, биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых продуктов, дизайн химических продуктов

Таблица 2

Результаты ранжирования проектов ориентированных фундаментальных исследований

Область знаний (П***) (П**) (П) (П) (***) (**) (*) 0

Математика, механика, информатика 4 9 2 - 1 6 4 -

Физика и астрономия 9 11 14 - 1 2 5 -

Химия 7 13 5 - 2 5 - -

Биология и медицинская наука 6 13 12 - - 4 4 -

Науки о Земле 2 5 6 - - 1 1 -

Наука о человеке и обществе 1 1 - - - - - -

Информационные, вычислительные 1 4 - - - 2 - -

и телекоммуникационные ресурсы

Всего... 30 56 39 - 4 20 14 -

Примечание: буква П означает принадлежность темы проекта к одному из приоритетных направлений; символ (***) означает, что результаты проекта либо уже готовы к коммерциализации, либо даже находятся на стадии коммерциализации результатов; символ (**) означает, что проект весьма перспективен, но для коммерциализации необходима определенная доработка; символ (*) означает, что проект интересен с фундаментальной или прикладной точки зрения, но перспектива коммерциализации не просматривается; отсутствие символа в скобках () означает, что у проекта нет перспективы коммерциализации, и он не интересен с фундаментальной точки зрения.

и материалов с заданными свойствами, технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, технология оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы, новые методы, установки и технологии для энергетики и экологии, рациональное пользование водными ресурсами, экологически безопасная разработка месторождений и складирование отходов, мониторинг и прогноз состояния гидросферы и атмосферы, оценка ресурсов биосферы, технологии производства программного обеспечения, технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, технология обработки, хранения, передачи и защиты информации, технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф, технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов.

Этот перечень в значительной степени перекрывается перечнем критических технологий.

Среднесрочная программа развития РФФИ (далее - Программа). Все вышеупомянутые положения, методы и рекомендации по формированию и использованию конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности планируются к практическому применению в РФФИ в рамках программы развития, имеющей следующую суть и структуру [2, 3, 18-22].

1. Предмет Программы. Предметом данной Программы является описание концепции среднесрочного развития конкурсного финансирования научно-технической и инновационной деятельности через систему Российского фонда фундаментальных исследований. Основанием для разработки Программы служит решение Правительственной комиссии от 20.12.2010.

2. Механизм организации финансирования. Задачи изменения сложившейся структуры российской экономики в пользу высокотехнологических секторов и экономики знаний, а также обеспечение динамичного развития этих сегментов требуют не только создания действенной инновационной системы, но и существенного повышения эффективности в области как фундаментальных, так и прикладных исследований.

Эти задачи можно решить в результате широкого внедрения механизма конкурсного финансирования в выбранной предметной области и создания

системы специальных институтов для эффективного применения этого механизма. Только при одновременном использовании этих двух инструментов государство может проводить требуемую политику в интересующих областях, в частности: реально направлять и управлять преобразованиями в системе организации научных исследований; добиться повышения качества получаемых результатов.

Активное использование системы различных конкурсов позволит обеспечить доступ к финансированию наиболее квалифицированным и творческим исследователям, изобретателям и исследовательским коллективам. Принимая, что конкурсы могут быть разными по тематике и содержанию, базовые требования ко всем конкурсам должны быть едиными и жестко выполняться.

Любой конкурс должен соответствовать следующим базовым критериям:

- он проводится в строгом соответствии с четкими фиксированными правилами;

- эти правила обеспечивают возможность реальной конкуренции между разными заявителями;

- потенциальные участники заблаговременно получают полный доступ к информации о конкурсе, датах и правилах его проведения;

- решения принимаются исключительно на основе заключений высококвалифицированных экспертов;

- обеспечивается максимально возможная независимость экспертов;

- ознакомление заявителей с анонимными результатами проведенной экспертизы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает и зарубежный, и российский опыт, наиболее эффективным является механизм конкурсного финансирования научных и инновационных проектов через систему фондов, нацеленных на поддержку исследований и разработок.

Система фондов дает возможность для индивидуальных заявителей и творческих коллективов получить финансирование для инициативных проектов, которые могут не найти поддержки в рамках других установленных государством механизмов, таких как сметное финансирование организаций, программно-целевые методы финансирования и т. п., а также возможность реально реализовать принципы государственно-частного партнерства в сфере поддержки науки и инноваций, поскольку в рамках фонда легче аккумулировать средства различных источников, включая средства бюджетов разных уровней, частные инвестиции, пожертво-

вания и гранты, взносы в натуральной и другой неденежной форме и т. д.

В России механизм поддержки исследователей и инновационных фирм через фонды существует достаточно давно: Российский фонд фундаментальных исследований создан и функционирует с апреля 1992 г.

Вместе с тем РФФИ (а также и другие фонды) не привлекли частный капитал, в результате масштабы деятельности РФФИ в России существенно ниже, чем у аналогичных фондов в других странах. Так, доля грантового финансирования в поддержке науки в России составляет сейчас около 8 %, а в США - 25-30 %. В странах Европейского Союза эта доля составляет около 10 %, однако планируется ее значительное увеличение - до 20 %.

Безусловно, финансирование через фонды не является универсальным инструментом и не в состоянии решить всех задач государства и общества в сфере развития науки и инноваций. Развитие фондов должно идти не в ущерб существующим формам и другим инструментам реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а дополнять их за счет приоритетного распределения на эти цели средств, выделяемых государством на поддержку науки и инновационной деятельности.

Данная Программа посвящена алгоритмам модернизации и развития действующей системы РФФИ - конкурсного финансирования в области научной и научно-технической деятельности.

3. Основные направления среднесрочного развития РФФИ как фонда поддержки научной и научно-технической деятельности. Основные направления развития РФФИ могут быть определены в соответствии со следующими принципами:

- преемственность и последовательность, создание условий эффективного использования существующего потенциала РФФИ;

- сбалансированность, обеспечение развития поддержки по начальным фазам генерации знания, начальным стадиям инновационного цикла и рациональности распределения ресурсов;

- проблемная ориентированность, выделение в рамках каждого из направлений поддержки науки наиболее важных для его реализации мер;

- опора на государственно-частное партнерство, создание условий для привлечения частного капитала, для развития спонсорских и благо-

творительных форм поддержки, для участия бизнеса в принятии решений;

- координация и согласованность, учет усилий и инициатив различных министерств и ведомств по развитию фондов поддержки науки, обеспечение механизмов координации.

4. Фундаментальные исследования. Основными целями деятельности РФФИ в области финансирования фундаментальных научных исследований применительно к предметной области данной Программы являются: достижение мирового уровня в фундаментальных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний; обеспечение высокого уровня преемственности между фундаментальными и прикладными исследованиями, как в приоритетных, так и в остальных областях знаний.

Основными задачами в сфере фундаментальной науки применительно к деятельности фондов являются:

- активизация процессов поддержки наиболее эффективных и результативных творческих коллективов и отдельных ученых;

- комплексная поддержка научных коллективов, работающих на мировом уровне в приоритетных для страны областях знаний, включающая, в том числе: финансирование работ, закупку необходимого оборудования, проведение организационных и институциональных преобразований;

- системное выделение и обеспечение возможности работы на качественном уровне лучшим научным лабораториям, группам, отдельным исследователям, обеспечивающим мировой уровень исследований вне зависимости от текущего положения научно-исследовательского института;

- стимулирование проведения интеграционных проектов, объединяющих как научные организации различной ведомственной принадлежности, так и научные лаборатории и группы различных научных организаций;

- стимулирование проведения комплексных междисциплинарных проектов и программ, включающих как фундаментальные, так и ориентированные на конечный результат исследования;

- привлечение частных инвестиций и пожертвований для формирования устойчивой базы для поддержки фундаментальных исследований,

в том числе путем формирования ресурсных (endowment) фондов;

- поддержка молодежи, работающей в науке;

- усиление поддержки по ряду социально значимых направлений фундаментальных исследований, финансирование по которым было ранее чрезмерно ограниченным.

4.1. Организационная деятельность Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В настоящее время РФФИ является основным фондом в России, который в настоящее время специализируется на предоставлении грантов исследователям для проведения фундаментальных исследований научными коллективами и отдельными учеными, т. е., по сути, физическими лицами. Организационная модель: выделение грантов на основе конкурсного отбора (рейтингования) поданных заявок.

Ориентация на физических лиц как получателей грантов обеспечивает: гибкость в выборе объектов поддержки; условия для конкурса исследовательских проектов, а не организаций; создание предпосылок к формированию устойчивых творческих коллективов, не связанных рамками тех или иных организаций; сильные стимулы к повышению ответственности за результаты проделанной работы.

Для повышения эффективности влияния РФФИ на развитие фундаментальной науки целесообразно:

- постепенное увеличение доли финансирования РФФИ в рамках общего средств из федерального бюджета, выделяемых на фундаментальную науку;

- существенное увеличение объема предоставляемых исследователям грантов (применительно к РФФИ - до 1,2-1,5 млн руб. в год в среднем на один творческий коллектив), преимущественная ориентация на творческие коллективы;

- увеличение удельного веса в грантах расходов на приобретение научного оборудования, расходных материалов, доступ к информационным ресурсам;

- совершенствование правовой нормативной базы, определяющей деятельность РФФИ, обеспечение условий для выдачи грантов на несколько лет;

- существенное повышение качества и уровня независимости проводимой экспертизы заявок на получение грантов, организацию выборочного контроля качества экспертных заключений. Необходимо также внесение изменений в

нормативную базу, регулирующую деятельность

РФФИ, основанных на принятии Государственной Думой Федерального закона от 08.05.2010 N° 83-Ф3 и новой редакции закона «О науке и государственной научно-технической политике» (от 21.07.2011 № 254-ФЗ), поскольку существующая сегодня форма федерального государственного учреждения -главного распорядителя бюджетных средств - неадекватна новым задачам, стоящим перед фондом.

4.2. РФФИ и другие формы поддержки научных исследований. Наряду с РФФИ, специализирующимся на финансировании отдельных ученых и научных групп, в России сформированы и уже действуют другие механизмы поддержки научных, научно-технических и инновационных исследований. В соответствие с решениями Правительства РФ № 217, 218, 219 и 220 выделены крупные финансовые средства для поддержки серьезных исследовательских проектов (мега-грантов), крупных научных коллективов вузовской науки, комплексных и интеграционных исследовательских проектов вузов с предприятиями народного хозяйства, проведены отдельные инфраструктурные преобразования в области организации научных исследований.

Произошедшие изменения подразумевают пересмотр части конкурсной тематики РФФИ, исключение дублирования в финансировании некоторых проектов ориентированных фундаментальных исследований, развития материально-технической базы вузовских организаций и др.

Новой формой взаимодействия РФФИ с организациями, поддерживающими исследования, может стать координация работы РФФИ с создаваемыми ресурсными («дарственными») фондами, капитал которых состоит из совокупности финансовых и иных материальных ценностей, которые переданы учредителем для управления в некоммерческую организацию, доход от которых используется на осуществление некоммерческих целей, определенных учредителями. Координация работы РФФИ с такими фондами могла бы обеспечить формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности, высокую финансовую устойчивость и меньшую зависимость от разовых пожертвований, более широкий выбор вариантов поддержки со стороны частного бизнеса, расширение возможностей поддержки со стороны региональных властей.

Координация работы РФФИ с такими фондами могла бы стать важным инструментом развития академической науки, прежде всего, РАН, а также

исследовательской деятельности крупных университетов, соответствующих региональных инновационных кластеров.

5. Фундаментальные ориентированные исследования. Основными целями деятельности РФФИ в области финансирования ориентированных научных исследований применительно к предметной области данной программы являются:

- достижение мирового уровня в ориентированных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний;

- достижение конкурентоспособного уровня в части создания прототипов разработок, основанных на прорывных результатах фундаментальных исследований в отдельных гражданских отраслях;

- обеспечение высокого уровня востребованности результатов ориентированных исследований в последующих циклах инновационного процесса.

6. Поддержка инноваций. Основными задачами в сфере поддержки инноваций применительно к деятельности РФФИ являются:

- усиление поддержки междисциплинарных коллективов на ранних фазах инновационного цикла - этапов генерации прорывного знания за счет расширения масштабов и ресурсной обеспеченности соответствующих направлений деятельности Фонда;

- поддержка высокорисковых научных проектов, в том числе реализуемых в многостороннем партнерстве академической и вузовской науки с участием представителей производственных компаний;

- стимулирование формирования многостороннего международного сотрудничества, направленного на поддержку высокотехнологичных проектов использования результатов ориентированных фундаментальных исследований;

- организационное формирование «инновационной цепочки» с участием РФФИ как института развития.

7. Ресурсное обеспечение. Оценка необходимых дополнительных ресурсов (принимаемых бюджетных обязательств) для развития РФФИ могла бы проводиться в соответствии со следующими принципами:

- существенное расширение масштабов применения механизмов конкурсного финансирования исследований и разработок (увеличение доли

РФФИ в бюджетном финансировании исследований и разработок гражданского назначения);

- сбалансированность ресурсной поддержки по фазам инновационного цикла с учетом масштабов деятельности государственных и частных фондов в научно-технической и инновационной сферах;

- рациональность государственного участия в поддержке исследований, оптимальность масштабов и параметров государственно-частного партнерства.

В результате предлагаемых мер по развитию РФФИ к 2020г.:

- существенно возрастет роль финансирования науки через фонды (удельный вес конкурсного финансирования достигнет примерно 80-90 % от общего объема финансирования из средств федерального бюджета исследований и разработок гражданского назначения);

- значительные дополнительные ресурсы будут направлены на развитие социально значимых направлений науки, в частности медицины, на основе исследований, поддерживаемых фондом, будут формироваться технологические платформы (наука - бизнес - государственные органы);

- будут сформированы инструменты поддержки творческих коллективов (перспективных специалистов и ученых), в том числе в создании негосударственных научно-исследовательских фирм на основе реализации междисциплинарных проектов, поддержанных фондом;

- дополнительно к решению приоритетных научных проблем, реализации ориентированных и инновационных проектов будет привлечено финансирование из частных, в том числе зарубежных, источников.

Список литературы

1. Жилякова Е. В., Хрусталёв Е. Ю. Инструментарий экспертизы инициативных научных исследований (на примере конкурсов РГНФ) // Концепции. 2008. № 2.

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Поиск. № 31-32. 12.08.2011.

3. Обзор инновационной политики ОЭСР: Российская Федерация 2011. URL: http://gtmarket. rn/news/state/2011/05/30/2956.

4. Рудцкая Е. Р., Цыганов С. А. РФФИ как институт развития. Прорывные результаты фундаментальных исследований - начальные стадии инновационного процесса // Инновации РАН 2010. Казань, РАН, 2010.

5. Тихонов И. П., Хрусталёв Е. Ю. Вклад Российского фонда фундаментальных исследований в инновационное развитие экономики России // Концепции. 2007. № 2.

6. Тихонов И. П., Хрусталёв Е. Ю., Яковлев Э. Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Инновации. 2007. № 10.

7. Хрусталёв Е.Ю., Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р. Финансово-экономический анализ инновационно ориентированных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3.

8. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.

9. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.

10. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., РудцкаяЕ. Р. Конкурсное финансирование начальных этапов инновационной деятельности // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 2.

11. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.

12. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Менеджмент инноваций. 2010. № 2.

13. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Генерирование новых знаний на основе инновационно ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.

14. URL: http://www. nsf. gov.

15. URL: http://www. strf. ru/organization. aspx?CatalogId=221&d_no=16052.

16. URL: http://www. atp. nist. gov.

17. URL: http://www. whitehouse. gov/omb/ expectmore/topic/Science_and_Space. html.

18. URL: http://www. mon. gov. ru (разделы «документы», «проекты»).

19. URL: http://www. strf. ru (раздел «Правительственная комиссия по высоким технологиям»).

20. URL: http://www. rfbr. ru.

21. URL: http://www. i-russia. ru.

22. URL: http://www. i-gorod. ru.

23. NSF Grants. Gov. Application Guide. A Guide for Preparation and Submission of NSF Applications via Grants. gov June 1. 2007. Research and Related (R&R) Forms and Instructions. URL: http://www. nsf. gov.

28-29 марта 2012 г. Дмитровская межрайонная ТПП при поддержке Министерства экологии и ЖКХ Правительства Московской обл., ФНЦ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана, Управления Роспотребнадзора по Московской области и Администрации Дмитровского муниципального района проводит форум

«Актуальные вопросы использования водных ресурсов»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Участники форума: депутаты Государственной и Московской областной Думы, члены Совета Федерации, представители органов власти Московской области, научных организаций, ассоциаций отрасли, руководители предприятий-производителей продукции и поставщиков услуг, связанных с использованием водных ресурсов.

В рамках форума состоятся:

- областная конференция «Актуальные вопросы использования водных ресурсов»;

- семинар для руководителей ТСЖ, ЖСК и УК; презентации компаний. Тематические разделы конференции:

* качество воды; контроль и профилактика проблем, связанных с ее загрязнением;

* новое в законодательстве в сфере ЖКХ и природопользования;

* программы по финансированию проектов;

* новые технологии, связанные с использованием гидроресурсов. За дополнительной информацией обращаться по телефону 8 (496) 224-30-51 либо e-mail: vera.dmtpp@gmail.com

www. dmtpp. ru

Л

к

к

ш

м

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.