Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНОПЛИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНОПЛИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническая конопля / рынок текстильной продукции / рынок технической конопли / конкурентный анализ / текстильная промышленности / technical hemp / textile products market / technical hemp market / competitive analysis / textile industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова Татьяна Васильевна

Сегодня легкая промышленность играет главную роль в экономике страны и насчитывает более 20 различных видов производств, используемых в ключевых государственных целях. Результаты исследования рынка технической конопли получены с октября 2022 по январь 2023 года. Были проведены как кабинетные, так и полевые исследования (сбор вторичной и первичной информации). В данной статье представлены некоторые характеристики рынка легкой промышленности продукции из технической конопли (текстиль, кожевенная, меховая, обувная группа, швейная группа, инновации), а также основные тенденции развития конкуренции на данном рынке. Анализ проведен по основным группам факторов, которые оказывают влияние на уровень конкуренции в отрасли и возможности вести здесь успешный бизнес: ситуация внутри отрасли, среди существующих игроков; влияние новичков на рынке, товаров-субститутов, покупателей и поставщиков на развитие данного рынка. Исследование проведено в два этапа. На первом этапе была изучена ситуация на рынке, выявлены факторы, определяющие конкуренцию на рынке текстильной продукции из технической конопли. На втором — произведена оценка влияния данных факторов с учетом степени их важности. В основу анализа легла информация, полученная в ходе опроса экспертов. Результаты анализа позволили сформулировать выводы относительно возможностей рынка, уровне конкуренции и развитии спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF TEXTILE PRODUCTS FROM INDUSTRIAL HEMP: STATUS AND PROSPECTS

Today, the light industry plays a major role in the country's economy and has more than 20 different types of manufacturing used for key government purposes. The results of the technical hemp market research are obtained from October 2022 to January 2023. Both desk and field research (collection of secondary and primary information) were conducted. This paper presents some characteristics of the light industrial market for technical hemp products (textile, leather, fur, footwear group, apparel group, innovation), major trends in the as the as main trends in the development competition in this market. The analysis was conducted by the main groups of factors affecting the level of competition in the industry and opportunities to run a successful business here: the situation with in the industry among existing players; the influence of newcomers, substitute products, buyers and suppliers on the development of this marker. The study was conducted in two stages. In the first stage, the market situation was studied and the factors determining the competition in the technical hemp textile products market were identified. At the second stage, the impact of these factors was assessed, taking into account the degree of their importance. The analysis was based on the information obtained during the survey of experts. The results of the analysis made it possible to formulate conclusions regarding market opportunities, level of competition and demand development.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНОПЛИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.45:339.13 DOI 10.14258/epb202429

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНОПЛИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т. В. Сушкова

Набережночелнинский филиал Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова

(Набережные Челны, Россия)

Сегодня легкая промышленность играет главную роль в экономике страны и насчитывает более 20 различных видов производств, используемых в ключевых государственных целях. Результаты исследования рынка технической конопли получены с октября 2022 по январь 2023 года. Были проведены как кабинетные, так и полевые исследования (сбор вторичной и первичной информации). В данной статье представлены некоторые характеристики рынка легкой промышленности продукции из технической конопли (текстиль, кожевенная, меховая, обувная группа, швейная группа, инновации), а также основные тенденции развития конкуренции на данном рынке. Анализ проведен по основным группам факторов, которые оказывают влияние на уровень конкуренции в отрасли и возможности вести здесь успешный бизнес: ситуация внутри отрасли, среди существующих игроков; влияние новичков на рынке, товаров-субститутов, покупателей и поставщиков на развитие данного рынка. Исследование проведено в два этапа. На первом этапе была изучена ситуация на рынке, выявлены факторы, определяющие конкуренцию на рынке текстильной продукции из технической конопли. На втором — произведена оценка влияния данных факторов с учетом степени их важности. В основу анализа легла информация, полученная в ходе опроса экспертов. Результаты анализа позволили сформулировать выводы относительно возможностей рынка, уровне конкуренции и развитии спроса.

Ключевые слова: техническая конопля, рынок текстильной продукции, рынок технической конопли, конкурентный анализ, текстильная промышленности.

IMPROVING THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF TEXTILE PRODUCTS FROM INDUSTRIAL HEMP: STATUS AND PROSPECTS

T. V. Sushkova

Naberezhnochelninsky Branch of Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (Naberezhnye

Chelny, Russia)

Today, the light industry plays a major role in the country's economy and has more than 20 different types of manufacturing used for key government purposes. The results of the technical hemp market research are obtained from October 2022 to January 2023. Both desk and field research (collection of secondary and primary information) were conducted. This paper presents some characteristics of the light industrial market for technical hemp products (textile, leather, fur, footwear group, apparel group, innovation), major trends in the as the as main trends in the development competition in this market. The analysis was conducted by the main groups of factors affecting the level of competition in the industry and opportunities to run a successful business here: the situation with in the industry among existing players; the influence of newcomers, substitute products, buyers and suppliers on the development of this marker. The study was conducted in two stages. In the first stage, the market situation was studied and the factors determining the competition in the technical hemp textile products market were identified. At the second stage, the impact of these factors was assessed, taking into account the degree of their importance. The analysis was based on the information obtained during the survey of experts. The results

of the analysis made it possible to formulate conclusions regarding market opportunities, level of competition and demand development.

Keywords: technical hemp, textile products market, technical hemp market, competitive analysis, textile industry.

Введение. Нарастающие современные проблемы, связанные с выращиванием хлопка как для промышленных, так и для потребительских рынков, определяют роль конопли как главной культуры современности. Замещение хлопка коноплей сегодня осуществили многие европейские страны, США, Китай, Узбекистан и Турция. В Италии уже давно создана и функционирует школа итальянского коноплеводства. Первые специалисты в области промышленного коноплеводства выпустились в 2017 году.

Преимуществ у конопли очень много, но особенно можно выделить устойчивость и высоко-урожайность культуры. Так, в Узбекистане удалось вырастить урожай конопли на истощенной, засоленной почве рекордных размеров и в рекордные сроки [1, 2, 3].

Условия, материалы, методы. В процессе анализа рынка технической конопли были выявлены основные группы товаров из нее: продукты питания (масло, каши, мука, макаронные изделия, протеин и т. п.), бытовые изделия (нитки для хозяйственных нужд, плетения, декорирования, шнуры для обуви и швейных изделий, канаты и веревки, основы для ковров, интерьерные материалы для мебели и декорирования помещений, мешки, паруса и т. п.), текстиль (фирменная одежда, одежда — рубашки, платья, одежда для новорожденных, джинсы, костюмы, футболки, толстовки, белье, шарфы, шапки, носки, термобелье, пуховики (наполнитель)), домашний текстиль (постельное белье, скатерти, кухонные полотенца, фартуки, подушки, одеяла, домашние тапочки, стельки) [4].

В специальной литературе можно встретить отзывы различных экспертов относительно привлекательных направлений использования технической конопли [5-12]. Среди них наряду с пищевой промышленностью выделяют текстильную и особенно актуальным отмечают производство форменной одежды для различных ведомств. Для удовлетворения нужд в пошиве одежды в России требуемая посевная площадь составляет около 80 тыс. га.

В условиях санкций и ориентира на импорто-замещение легкая промышленность в России является одним из самых быстрорастущих рынков. В этой отрасли функционируют более 20 000 предприятий. Среди них предприятия модной индустрии, швейные и кожевенные фабрики, меховые предприятия и т. п.

Сокращение импорта хлопкового волокна может напрямую сказаться на удовлетворении нужд ВПК, производств текстильной продукции, медицинских и других материалов. Технологии же с использованием альтернативного сырья, разработанные отечественными НИИ, пока не используются в необходимом объеме. Поэтому развитие легкой промышленности является рычагом развития государства [13].

Легкая промышленность — это совокупность отдельных подотраслей, которые осуществляют первичную обработку сырья и производство из него товаров массового потребления. Легкая промышленность объединяет текстильную, кожевенную, обувную, меховую, швейную отрасли. В специальной литературе в последнее время встречается еще одна подотрасль — инновационная группа, которая включает в себя производство высокотехнологичных и экологичных материалов и изделий из них. Быстрыми темпами развивается производство «умной» одежды, материалов для строительства дорог, форменной, спецодежды и т. п. [14].

Производство текстильных изделий, одежды из кожи и производство одежды выросло в 2022 году по сравнению с аналогичным периодом в совокупности на 20%. Рентабельность производства отрасли на текущий период составляет 6-7,9%. За последние 7 лет наблюдается устойчивый рост продукции легкой промышленности. Прирост производства одежды составил 42%, производства тканей — 96%. начиная с 2017 года [4].

Результаты и обсуждение. Правительство планирует увеличение доли рынка текстильной промышленности на валовом внутреннем продукте страны к 2025 году. С этой целью разработаны меры поддержки отрасли (с подробностями оформления и получения поддержки можно ознакомиться по ссылке URL: http://inpctlp.ru) [15, 16, 17]. К тому же в России растет потребление данной продукции за счет заказов государства для нужд страны, в первую очередь для ведомственных потребностей. Потребление продукции данной отрасли на внутреннем рынке составляет 90%. На внешнем рынке основным потребителем являются Республика Беларусь. Форменная одежда для сотрудников и работников государственной сферы изготавливается преимущественно из тканей, произведенных в Российской Федерации [18].

Основными игроками на рынке являются крупные предприятия, лидерами среди них являются «БТК Текстиль», «Чайковский текстиль», «Норд-текс», «ДМ-текстиль», АО «Курская фабрика технических тканей», ПК «Камышинский текстиль», ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика».

По мнению учредителя ГК «Нордтекс» Ю. Яб-локова, в настоящий момент в данной отрасли наблюдается некоторое затишье ввиду слабой освоенности внутреннего рынка. Но одновременно с этой проблемой открывается возможность роста для всех участников рынка.

Изучение рынка чаще всего начинается с анализа маркетинговой среды, поскольку последняя является наиболее подвижной в силу изменения факторов функционирования рынка, изменения трендов и потребительских предпочтений. К тому же наибольшее взаимодействие с конкурентами осуществляется в области маркетинга.

Для анализа конкуренции на рынке технической конопли была использована методика (концепция конкуренции М. Портера), в основе которой — анализ влияния факторов на уровень конкуренции.

Важные атрибуты, формирующие силу конкуренции, группируются следующим образом: ситуация в отрасли, влияние конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров-субститутов, государственное регулирование.

С целью характеристики конкурентной среды на рынке текстильной продукции из технической конопли было проведено маркетинговое исследование. Для ее достижения было необходимо:

1) провести анализ и оценку факторов, определяющих интенсивность конкуренции на рынке;

2) проанализировать степень влияния этих факторов;

3) осуществить комплексный анализ конкурентной среды.

Методом сбора информации послужил экспертный опрос. Инструмент сбора — анкета.

На первом этапе была изучена ситуация на рынке, выявлены факторы, определяющие конкуренцию на рынке текстильной продукции из технической конопли. По результатам была получена следующая информация.

На рынок текстильной продукции из технической конопли оказывают влияние шесть факторов:

1. Ситуация в отрасли. Характеризуется следующими показателями:

1.1. Количество и размер фирм, конкурирующих на рынке, в основном и определяют степень конкуренции. На рынке текстильной продукции из технической конопли работает небольшое число игроков. Это частные лица или аутентичные

ателье, небольшие компании. Производство продукции только-только набирает обороты, крупных игроков, специализирующихся на отдельных позициях, на рынке ограниченное количество.

1.2. Темп роста рынка, текстильная промышленность растет из года в год, прирост за 1-е полугодие 2022 года по отрасли составил 20%, однако имеются и подводные камни, связанные со снижением количества сырья из хлопа. На сегодня все больше предприятий пытаются заменить хлопок на пеньковолокно, однако не все в отрасли занимаются обработкой стеблей, в основном конопля выращивается для добычи семян.

1.3. Степень однородности, стандартности, дифференциации услуг, предлагаемых конкурентами — большая часть игроков на рынке специализируются на производстве конкретной продукции. Нет универсального игрока, который бы производил и одежду, и текстиль, и специальную форму. Конкуренция на рынке невысока, всем игрокам находится место.

1.4. Переключение покупателя на другого производителя сопровождается определенными затратами. Во-первых, это связано с уровнем цен на продукцию другого производителя, а также со стоимостью переключения на переход, которая формируется под влиянием необходимости менять оборудования и станки, проводить переобучение кадров и т. п. Исследование подтвердило, что затраты незначительны, поэтому существует вероятность перехода покупателей к конкурентам.

1.5. Барьеры ухода с рынка в основном формируются такими факторами, как затраты на уход организации с рынка текстильной продукции из технической конопли (издержки сопряженные с приобретением оборудования, инструментов, стоимость которых высока).

1.6. Барьеры проникновения на рынок. Начальные затраты для работы на рынке текстильной продукции из технической конопли достаточно велики. В основном они направлены на приобретение специального оборудования и технологических процессов, а также поиск специалистов по работе с таким материалом. Современные рыночные реалии благотворно влияют на вход предприятий на рынок продукции из технической конопли. Поэтому здесь работают как частные лица, так и средние и крупные организации. В отрасли нет конкретного лидера «бренда», который был бы известен потребителям текстильной продукции из технической конопли.

1.7. Стратегии конкурирующих фирм. Большинство компаний на рынке придерживаются одной и той же стратегии развития, предлагая одинаковую продукцию, что влияет и на повышение уровня конкуренции.

1.8. Привлекательность рынка. Наблюдается рост рынка, что дает большие потенциальные возможности для участников. Сегментирование рынка и предложение широкого спектра продукции, также способствуют расширению бизнеса. Однако и работа в нишах возможна. Это, как правило, аутентичная продукция, текстиль, джинса, спецформа.

2. Влияние потенциальных конкурентов характеризуется следующими атрибутами:

2.1. Значительные сложности входа в отрасль. Для осуществления выхода на исследуемый рынок необходимы значительные ресурсы. Выход на точку окупаемости достигает примерно 12-18 месяцев. Производители, уже работающие в отрасли, не собираются повышать «барьеры входа на рынок».

2.2. Доступ к каналам сбыта. На рынке текстильной продукции из технической конопли существует большое число торговых посредников. Это и онлайн-магазины натуральных продуктов, и различные маркетплейсы.

2.3. Отраслевые преимущества. Ограниченное количество на рынке поставщиков пеньковолок-на ставит в равные условия и производителей, уже давно существующих на рынке, и новичков.

3. Уровень влияния компаний-поставщиков определяется следующими факторами:

3.1. Уникальность канала снабжения. Продукция поставщиков имеет слабую дифференциацию, их количество в стране крайне мало. К тому же затруднителен переход от одного поставщика к другому.

3.2. Важность компаний данного рынка (отрасли) для поставщиков. Удельный вес важности В2В клиентов равен важности клиентов физических лиц.

3.3. Относительная доля рынка поставщиков. В настоящее время отсутствуют игроки, которые бы занимали большую долю рынка по сравнению с остальными конкурентами.

4. Влияние покупателей также можно охарактеризовать тремя факторами:

4.1 Статус покупателя. Клиентов на рынке текстильной продукции из технической конопли достаточно, ими являются как физические лица, так и юридические. Это лица, ведущие здоровый образ жизни, аллергики, экоактивисты. Предприятия, закупающие текстиль, занимаются производством одежды, текстиля для физических лиц или пошивом специальной формы для юридических.

4.2. Значимость продукта для покупателей. Продукт из технической конопли является важным для покупателя (в первую очередь, потребители покупают товары первой необходимости, согласно теории А. Маслоу. Продукцию из технической конопли можно отнести ко 2-му уровню пирами-

ды: «потребность в безопасности», когда потребители готовы тратить деньги для сохранения здоровья и безопасности жизни).

4.3. Дифференциация продукции. Существующие изделия на рынке текстильной продукции из технической конопли достаточно однородны, в настоящее время малодиверсифицированы. Отсутствует лояльность потребителей относительно какого-либо конкретного производителя на рынке технической конопли. Переключение с одного производителя к другому маловероятно, стоимость невелика.

5. Влияние товаров-заменителей на деятельность компаний, занимающихся производством текстильной продукции из технической конопли, отсутствует, потому что как таковых нет товаров-заменителей тканей из технической конопли.

6. Государственное регулирование можно охарактеризовать с помощью трех факторов:

6.1. Антимонопольная политика государства, которая регулирует отрасль. Российское законодательство отличается от европейского, разные требования к содержанию наркотических веществ в растении. Но при этом государство активно поддерживает отрасль по выращиванию технической конопли и производству текстильной продукции из нее.

6.2. Финансовая политика. Осуществляется значительная государственная поддержка игроков на данном рынке.

6.3. Государственное лицензирование, стандартизация и введение квот. Получение лицензий на ведение бизнеса на рынке текстильной продукции из технической конопли не затруднено, а следовательно, выход на рынок новых игроков велик.

Предложенные к учету факторы конкуренции имеют различную степень влияния на предприятия и успешность введения бизнеса в данной отрасли. Оценка конкуренции будет наиболее точной, если производится анализ влияния вышеуказанных факторов. Результаты распределения важности факторов, влияющих на конкуренции в отрасли, и возможности вести там конкурентную борьбу представлены следующим образом (в баллах):

1) положение на рынке (в отрасли) — 0,1;

2) воздействие новичков на рынке — 0,25;

3) воздействие поставщиков — 0,35;

4) воздействие покупателей — 0,2;

5) воздействие субститутов — 0,05;

6) воздействие государства — 0,05.

На следующем этапе исследования был проведен комплексный анализ конкурентной среды на рынке текстильной продукции из технической конопли.

Оценка носит экспертный характер, которая производилась по трехбалльной системе (табл. 1).

Таблица 1

Система баллов для оценки факторов конкуренции

Степень влияния фактора Количество баллов

Отсутствуют признаки проявления фактора на рынке (отрасли) 1

Незначительное проявление характеристики, но имеется слабое воздействие на уровень конкуренции на рынке 2

Значительное проявление фактора на данном рынке (отрасли) 3

Полученную информацию можно сгруппиро- ровались и округлялись до целого числа для удоб-вать в следующие блоки (оценки экспертов сумми- ства анализа):

Таблица 2

Влияние товаров-заменителей

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Товары-заменители («цена-качество») Существуют и занимают высокую долю на рынке Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала Не существуют

2

Итоговый балл 2

1 балл Низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

2 балла Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

3 балла Высокий уровень угрозы со стороны товаров-субститутов

Результаты, представленные в таблице (сред- варов-заменителей на деятельность компаний ний балл — 2), свидетельствуют о среднем уров- на рынке текстильной продукции из технической не влияния фактора конкуренции со стороны то- конопли.

Таблица 3

Ситуация в отрасли

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Численность конку- Значительная степень насыщенности рынка Средняя степень насыщенности рынка Слабая насыщенность рынка

рентов 2

Уровень развития рынка (спроса) Спад или снижение темпов развития спроса на рынке Слаборастущий рынок (спрос на рынке) Высокий уровень роста рынка

2

Степень дифференциации товаров и изделий Фирма проводит реализацию стандартизированных изделий Товары унифицированы по главным критериям, но дифференцирована по второстепенным характеристикам Высокий уровень дифференциации продукции

2

Высокий уровень ценовой конкуренции, отсутствует возможность поднять уровень цен Гибкое повышение цен возмож- Возможность увеличение цены присутствует всегда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценовая политика но в интервале покрытия издержек производства как для покрытия издержек производства, так и в целях повышения прибыли

2

Итоговый балл 8

4 балла Слабый уровень конкуренции внутри отрасли (низкая вероятность угрозы)

5-8 баллов Угрозы внутри отрасли на среднем уровне

9-12 баллов Угрозы внутри отрасли на низком уровне

Компании на рынке текстильной продукции из технической конопли подвергаются среднему уровню влияния такого фактора конкуренции, как внутриотраслевая конкуренция. Не существует монополистских организаций, которые могли бы

Влияние потенци;

продавливать рынок своим авторитетом. Рынок заполнен предприятиями как среднего, так и мелкого уровня. Также на рынке оказывают свои услуги частные лица и аутентичные ателье, которые не лицензированы, что влияет на прозрачность отрасли.

Таблица 4

>ных конкурентов

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Экономия на масштабе при производстве услуги Отсутствует Существует только у нескольких игроков на рынке Значимая

2

Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности Отсутствуют крупные игроки 2-3 крупных игрока (держат 50% рынка) 2-3 крупных игрока (держат более 80% рынка)

3

Дифференциация услуги Низкий уровень разнообразия предлагаемых работ по ремонту Существуют микро-ниши Все возможные ниши заняты игроками

2

Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль Низкий (окупается через 1-3 мес. работы) Средний (окупается через 6-12 мес. работы) Высокий (окупается более чем за год)

1

Доступ к каналам распределения Доступ к каналам распределения полностью открыт Доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций Доступ к каналам сбыта значительно ограничен

2

Готовность существующих игроков к снижению цен Игроки не пойдут на снижение цен Крупные игроки не пойдут на снижение цен При любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены

2

Темп роста отрасли Высокий и растущий Замедляющийся Стагнация или падение

3

Итоговый балл 15

7 баллов Низкий уровень угрозы входа новых игроков

8-16 баллов Средний уровень угрозы входа новых игроков

17-21 баллов Высокий уровень входа новых игроков

Результаты таблицы свидетельствуют о среднем уровне угрозы появления новых игроков на рынке текстильной промышленности.

Таблица 5

Влияние покупателей

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Доля покупателей с большим объемом продаж Более 80% продаж приходится на нескольких клиентов Незначительная часть клиентов держит около 50% продаж Объем продаж распределен между всеми клиентами

2

Склонность к переключению на товары субституты Товар компании не уникален, существуют полные аналоги Товар компании частично уникален, есть отличительные характеристики, важные для клиентов Товар компании полностью уникален, аналогов нет

2

Окончание таблицы 5

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Чувствительность к цене Покупатель всегда будет переключаться на услугу с более низкой ценой Покупатель будет переключаться только при значимой разнице в цене Покупатель абсолютно нечувствителен к цене

3

Удовлетворенность потребителей Низкая степень удовлетворенности главными характеристиками продукции Низкая степень удовлетворенности дополнительными характеристиками изделия Высокий уровень удовлетворенности продукцией

2

Итоговый балл 10

4 балла Угроза ухода клиента на низком уровне

5-8 баллов Угроза потери клиента находится на среднем уровне

9-12 баллов Угроза ухода клиента на высоком уровне

Существует угроза ухода клиента к конкурентам, так как предлагаемые продукты из текстиля не диверсифицированы, а также нет эксклюзивных и уникальных товаров, которые производила бы любая компания. Качество производимой продукции

Поскольку поставщиками для рынка текстильной продукции являются производители технической конопли, то они нацелены на установление долгосрочных отношений со своими клиентами. Стабильность работы и надежность поставщика являются важным критерием при выборе поставщика

на рынке стандартного уровня. Дифференциация продукции на рынке слабая. Спектр предлагаемых товаров зависит от размера текстильной компании, имеющегося оборудования и наличия квалифицированных рабочих кадров и количества клиентов.

текстиля. Вот почему данный фактор конкуренции оказывает низкий уровень влияния на деятельность компаний в отрасли. На рынке текстильной продукции также значительное число игроков и есть возможность переключения на другого поставщика материалов.

Таблица 6

Влияние поставщиков

Параметр оценки Оценка параметра

2 1

Количество поставщиков Монополия или незначительное число поставщиков Широкий выбор поставщиков

1

Ограниченность ресурсов постав- Ограниченность в объёмах Неограниченность в объемах

щиков 1

Издержки переключения Высокие издержки к переключению на других поставщиков Низкие издержки к переключению на других поставщиков

1

Приоритетность направления Низкая приоритетность отрасли для поставщика Высокая приоритетность отрасли для поставщика

для поставщика 1

Итоговый балл 4

4 балла Низкий уровень влияния поставщиков

5-8 баллов Средний уровень влияния поставщиков

9-12 баллов Высокий уровень влияния поставщиков

Таблица 7

Государственное регулирование

Параметр оценки Оценка параметра

3 2 1

Политика правительства Нет ограничений со стороны государства Существует вмешательство государства в деятельность отрасли, но на низком уровне Государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения

2

Итоговый балл 2

1 балл Низкий уровень угрозы со стороны государства

2 балла Средний уровень угрозы со стороны государства

3 балла Высокий уровень угрозы со стороны государства

Государство оказывает средний уровень влия- Анализ полученных результатов позволил

ния на отрасль, оказывается поддержка государ- определить средневзвешенный балл влияния всех ством в виде субсидий. факторов (табл. 8).

Таблица 8

Расчет среднего балла для оценки уровня конкуренции на рынке

Уровень воздействия фактора Вес Средневзвешенный бал

Положение на рынке 0,1 0,2

Воздействие возможных конкурентов 0,25 0,5

Воздействие поставщиков 0,35 0,35

Воздействие покупателей 0,2 0,6

Воздействие субститутов 0,05 0,05

Воздействие на государственном уровне 0,05 0,1

Итоговый балл 1 1,8

Полученный в результате расчета средневзвешенный балл соизмеряется со шкалой, представленной на рисунке.

Результаты исследования конкуренции на рынке текстильной продукции из технической конопли

Как следует из рисунка, уровень конкуренции на рынке текстильной продукции из технической конопли умеренный. Чтобы успешно функционировать, необходимо проводить постоянный мониторинг ключевых факторов конкуренции.

Выводы. Развитию рынка продукции из конопли будет способствовать ее уникальность (гипо-аллергенность и питательная ценность продуктов питания продукции из конопли), строительные материалы, ввиду доступности и прочности, а также текстиль вследствие износостойкости, терморегуляции и т. п. К тому же государственная поддержка выращивания и производства продукции из конопли является драйвером развития рынка текстиль-

ной промышленности, связанных с ней отраслей и экономики России в целом.

Несмотря на то, что интерес к продукции из технической конопли, в том числе и текстильной, появился в России несколько лет назад, некоторые сегменты остаются нишевыми. Конкуренция на данном рынке носит умеренный характер, а спрос, по всем прогнозам, будет далее только расти.

К основным проблемам развития рассматриваемого рынка относятся следующие: импорто-зависимость (в основном это техника и ткани из технической конопли); недостаток специальной техники для уборки урожая и оборудования для переработки сырья; отсутствие нормативной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

базы; политическая ситуация в мире; неразвитость ди потенциальных потребителей; международный системы сбыта и коммуникационной политики сре- регламент; недостаток посевного материала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Petra Nováková. Use of technical hemp in the construction industry. MATEC Web of Conferences. 146:03011. January 2018.

2. Поднять репутацию: Томас Акынов — о процессе создания одежды из технической конопли. URL: https://harpersbazaar.kz/podnjat-reputaciju-tomas-akynov-o-processe-sozdanija-odezhdy-iz-tehnicheskoj-konopli/ (дата обращения: 02.02.2022).

3. RS Success Agro удалось вырастить рекордный урожай технической конопли высотой 3,5 метра. URL: https://sandbox.repost.uz/agrarnoe-chudo-govoryat?ysclid=lobhmkf4o1453908291 (дата обращения: 02.02.2022)

4. Сушкова Т. В., Ишмаева Е. Г., Ткачев А. А. Анализ рынка технической конопли в РФ // Стратегические коммуникации: теория и практика: сборник материалов XXVII Всероссийской научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. М., 2023. С. 167-176.

5. Аникиенко Е. Техническая конопля: особенности производства и перспективы переработки // Нивы России. 2018. № 7 (162). URL: http://svetich.info/publikacii/krestjanskaja-praktika/tehnicheskaja-konoplja-osobennosti-proiz.html (дата обращения: 02.02.2022).

6. Арестов О. В., Ружицкая Е. В., Коршунова Т. Е. Конопля как перспективный машиностроительный материал Приморского края // Инновационные технологии в машиностроении: сб. ст. Междунар. науч.-техн. конф. Владивосток, 2016. С. 18-26.

7. Белая А. И в пир, и в мир. Техническая конопля может заменить десятки материалов в различных сферах // Агроинвестор. 2019. URL: https://www.agroinvestor.ru/companies/article/31689-i-v-pir-i-v-mir (дата обращения: 02.02.2022).

8. Какие перспективы появились на рынке технической конопли в России // Сайт Direct. farm. URL: https://goo.su/6YPlh (дата обращения: 02.06.2023).

9. Зеленина О. Н., Галиахметова И. А., Серкова В. А. Перспектива использования технической конопли в фармакологических целях // Инновационная техника и технология. 2016. № 4 (9). С. 11-13.

10. Иконникова М. А., Королева Т. А., Вальков Р. В., Иванов К. А. Использование недревесного сырья в целлюлозно-бумажном производстве // Инновации — основа развития целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности: материалы IV Всерос. отраслевой науч.-практ. конф. Пермь, 2016. Т. 1. C. 149-157.

11. Обухович В. С. Костробетон как «зеленая» альтернатива бетону // Прикладные науки. Строительство: электрон. сб. тр. молодых специалистов Полоцкого гос. ун-та. 2019. Вып. 29 (99). С. 193-195.

12. Букина С. В., Кулемкин Ю. В., Лабок В. Г. и др. Производство тканей из волокон ненаркосодержащей конопли // Деловая слава России. 2015. № 50. С. 40-42.

13. Попов Р. А. Состояние, проблемы и возможности для развития отечественного коноплеводства // Агротехника и энергообеспечение. 2019. № 4 (25). С. 42-51.

14. Легкая промышленность в России. URL: https://www.ruslegprom.ru/ob-otrasli/ (дата обращения: 02.02.2022).

15. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.03.2024).

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2021 № 1445 «О внесении изменений в приложение № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». URL: https://base.garant.ru/402699493/ (дата обращения: 01.03.2024).

17. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения: 01.03.2024).

18. Zampori L., Dotelli G., Vernelli V. Life cycle assessment of hemp cultivation and use of hemp-based thermal insulator materials in buildings // Environ. sci. a. technol. 2013. Vol. 47, No. 13. Pp. 7413-7420.

REFERENCES

1. Petra Novakova. Use of technical hemp in the construction industry. MATEC Web of Conferences. 146:03011. January 2018.

2. Raising the reputation: Tomas Akinov on the process of creating clothes from technical hemp. URL: https:// harpersbazaar. kz/podnjat-reputaciju-tomas-akynov-o-processe-sozdanija-odezhdy-iz-tehnicheskoj-konopli/ (date of access: 02.02.2022).

3. RS Success Agro managed to grow a record 3.5 metre high crop of industrial hemp. URL: https://sandbox. repost.uz/agrarnoe-chudo-govoryat?ysclid=lobhmkf4o1453908291 (date of access: 02.02.2022).

4. Sushkova T. V., Ishmaeva E. G., Tkachev A. A. Analysis of the market of technical hemp in the Russian Federation. Strategic Communications: Theory and Practice: collection of materials of the XXVII All-Russian scientific and methodological conference of heads of departments of marketing, advertising, public relations and related areas. Moscow, 2023. Pp. 167-176.

5. Anikienko E. Technical hemp: peculiarities of production and processing prospects. Fields of Russia. 2018. No. 7 (162). URL: http://svetich.info/publikacii/krestjanskaja-praktika/tehnicheskaja-konoplja-osobennosti-proiz.html (date of access: 02.02.2022).

6. Arestov O. V., Ruzhitskaya E. V., Korshunova T. E. Hemp as a promising machine-building material of Primorsky Krai. Innovative technologies in mechanical engineering: a collection of articles. International scientific and technical conf. Vladivostok, 2016. Pp. 18-26.

7. Belaya A. Both in feast and in peace. Technical hemp can replace dozens of materials in various spheres. Agroinvestor. 2019. URL: https://www.agroinvestor.ru/companies/article/31689-i-v-pir-i-v-mir (date of access: 02.02.2022).

8. What prospects have appeared on the industrial hemp market in Russia. Direct. farm. site. URL: https:// goo.su/6YPlh (date of access: 02.06.2023).

9. Zelenina O. N., Galiakhmetova I. A., Serkova V. A. Prospect of using industrial hemp for pharmacological purposes. Innovative technique and technology. 2016. No. 4 (9). Pp. 11-13.

10. Ikonnikova M. A., Koroleva T. A., Valkov R. V., Ivanov K. A. Use of non-timber raw materials in pulp and paper production. Innovations — the basis for the development of pulp and paper and woodworking industry: proceedings of the IV All-Russian branch scientific and practical conference. Perm, 2016. Т. 1. Pp. 149-157.

11. Obukhovich V. S. Kostrobeton as a "green" alternative to concrete. Applied sciences. Construction: electronic collection of young specialists of Polotsk State University. 2019. Iss. 29 (99). Pp. 193-195.

12. Bukina S. V., Kulemkin Yu. V., Labok V. G. [et al.] Production of fabrics from fibres of non-narcotic hemp. Business glory of Russia. 2015. No. 50. Pp. 40-42.

13. Popov R. A. State, problems and opportunities for the development of domestic hemp production. Agrotechnics and energy supply. 2019. No. 4 (25). Pp. 42-51.

14. Light industry in Russia. URL: https://www.ruslegprom.ru/ob-otrasli/ (date of access: 02.02.2022).

15. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 N 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024». URL: https://base.garant. ru/71937200/ (date of access: 01.03.2024).

16. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.08.2021 No. 1445 "On Amendments to Annex No. 8 to the State Programme of Agricultural Development and Regulation of Markets of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs". URL: https://base.garant.ru/402699493/ (date of access: 01.03.2024).

17. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31 May 2019 No. 696 "On Approval of the State Programme of the Russian Federation "Integrated Development of Rural Territorie" and on Amendments to Some Acts of the Government of the Russian Federation". URL: https://base.garant.ru/72260516/ (date of access: 01.03.2024).

18. Zampori L., Dotelli G., Vernelli V. Life cycle assessment of hemp cultivation and use of hemp-based thermal insulator materials in buildings. Environ. sci. a. technol. 2013. Vol. 47, No. 13. Pp. 7413-7420.

Поступила в редакцию: 05.03.2024.

Принята к печати: 17.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.