Научная статья на тему 'Совершенствование компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции "Индустрия 4. 0"'

Совершенствование компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции "Индустрия 4. 0" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБНОВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ И ЗАДАЧ ERP-СИСТЕМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / СТРУКТУРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ЯДРА ERP-СИСТЕМЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов А.А., Пантелеева Р.А., Сазонова М.В.

Статья посвящена анализу механизмов совершенствования компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции «Индустрия 4.0». В теоретическом анализе авторами статьи представлены рекомендации по совершенствованию ERP-систем, необходимых для качественного и эффективного развития современных ИТ-стратегий предприятия. Определены основные и дополнительные модули, входящие в структурный состав компонентов высокотехнологичной многоуровневой ERP-системы применяющейся отечественными и зарубежными предприятиями. Проанализированы существующие тренды реинжиниринга ИТ-экосистем, с последующей оптимизацией структурного ядра и основных компонентов ERP-системы на базе «Low-code» платформы. В заключение статьи авторами даются практические рекомендации по структурному совершенствованию компонентов и задач, решаемых на различных уровнях ERP-систем с целью повышения эффективности использования цифровых технологий входящих в концепцию «Индустрия 4.0».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции "Индустрия 4. 0"»

Совершенствование компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции «Индустрия 4.0»

Сазонов Андрей Александрович

к.э.н., доцент кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Sazonovamati@yandex.ru

Пантелеева Раиса Анатольевна

старший преподаватель кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Raisa2103@mail.ru

Сазонова Марина Владимировна

старший преподаватель кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Pmenmai@yandex.ru

Статья посвящена анализу механизмов совершенствования компонентов и задач ИТ-системы ERP в рамках развития технологической концепции «Индустрия 4.0». В теоретическом анализе авторами статьи представлены рекомендации по совершенствованию ERP-систем, необходимых для качественного и эффективного развития современных ИТ-стратегий предприятия. Определены основные и дополнительные модули, входящие в структурный состав компонентов высокотехнологичной многоуровневой ERP-системы применяющейся отечественными и зарубежными предприятиями. Проанализированы существующие тренды реинжиниринга ИТ-экосистем, с последующей оптимизацией структурного ядра и основных компонентов ERP-системы на базе «Low-code» платформы. В заключение статьи авторами даются практические рекомендации по структурному совершенствованию компонентов и задач, решаемых на различных уровнях ERP-систем с целью повышения эффективности использования цифровых технологий входящих в концепцию «Индустрия 4.0».

Ключевые слова: обновление компонентов и задач ERP-системы, цифровизация производства, структурная оптимизация ядра ERP-системы, повышение эффективности бизнес-процессов, технологическая трансформация производства.

Введение

Цифровая трансформация стала одним из важнейших требований, предъявляемых к компаниям и организациям во всем мире, включая Россию. Понятие цифровизации предприятия связано с внедрением новых технологий, ставших доступными для бизнеса в последние годы: аналитика больших данных и машинное обучение, искусственный интеллект, роботизация, дополненная реальность, интернет вещей, трехмерная печать, облачные вычисления. Исторически информационные технологии в первую очередь были нацелены на сокращение затрат. Сегодня решающими факторами успеха стали готовность бизнеса предложить качественно новый сервис и скорость внесения изменений в ИТ-системы. Цифровые технологии позволяют бизнесу анализировать продажи, запасы, состояние производственных мощностей и операционных процессов на новом уровне гранулярности. Это, в свою очередь, приводит к качественно новым выводам в отношении продуктов компании, взаимодействия с поставщиками и клиентами, организации процессов. Развитие новых технологий трансформирует целые отрасли и отдельные бизнесы. Шаги в области цифровой трансформации, предпринимаемые конкурентами, оказывают давление на менеджмент. Одновременно цифровизация требует значительных инвестиций, поэтому предприятиям, встающим на этот путь, необходимо определить тактические и долгосрочные цели трансформации.

Теоретический анализ

Конец XX века ознаменовался массовой автоматизацией различных бизнес-процессов: распространение компьютеров повлекло за собой активную разработку программ ведения финансового и бухгалтерского учета, электронного документооборота, проверки функционирования техники и оборудования. Автоматизация бизнеса позволила оцифровать всю имеющуюся информацию, внедрить новые методы проведения анализа и обмена сведениями, а также объединить данные разных типов. Результаты автоматизиро-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

а>

о

es

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

ванного анализа способствовали более грамотному распределению производственных мощностей и последующему принятию оптимальных решений для развития бизнеса. Методику ведения бизнеса с применением различных автоматизированных программ управления ресурсами предприятия назвали ERP, а программное обеспечение, используемое в этих целях, - ERP-системой. То есть все компьютерные программы, предназначенные для работы бухгалтерии, управления персоналом и т.д., являются частями системы ERP, при этом CRM (customer relationship management system) тоже относится к ERP и переводится как «система управления взаимоотношениями с клиентами» [4,6].

ERP-стратегия многих отечественных высокотехнологичных предприятий является монолитной и ориентирована на единственного поставщика. Зачастую это становится ограничивающим фактором для ИТ-стратегии в целом. Поэтому необходимо привести свою ERP- и ИТ-стратегию в соответствие современным требованиям и заложить подходящую основу для успешного развития цифрового бизнеса предприятия. Одной из важнейших целей современной ИТ-стратегии является создание обновленного ERP-ядра с базовым набором функций, ориентированных как на стандартизацию процессов, так и на поддержку данными и процессами другой коммерческой деятельности предприятия. Стратегия развития ERP-системы является одним из решающих факторов успеха ИТ-стратегии в целом и должна учитывать в себе следующие основные рекомендации [2,с. 335-337]:

• провести многокомпонентный анализ ядра ERP-системы, и определить компоненты которые поддержат и обеспечат эффективную реализацию выбранной стратегии цифрового бизнеса;

• создать двухуровневую модель управления, которая обеспечит эффективное управление, как системами учета, так и системами внедрения уникальных бизнес-процессов и инноваций;

• уделить должное внимание основным компетенциям, необходимым для успеха ИТ-стратегии в современном мире - лидерству в изменениях, развитию талантов, интеграционной стратегии и стратегическому управлению вендорами;

• изучить не только традиционных поставщиков ERP-системы. Это особенно актуально при поиске систем для реализации новых бизнес-процессов, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия, и позволяют внедрить инновации.

Внедрение программного обеспечения позволяет осуществлять производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях подчиненной организации. Обновлен-

ная ERP-система объединяет в своей архитектуре основные и дополнительные модули (рис. 1.) [9].

Платформа. В состав платформы входят: ядро, т.е. программная среда, в которой будет производиться работа, для которой можно писать какие-то надстройки и компоненты; базовый функционал, перечень справочников и функций, без которых не может работать ни одно предприятие.

Управление данными. База данных, в том числе, хранение и методы интерпретации данных. В эту категорию входят хранилище данных на сервере, программное обеспечение для работы с базами данных (к примеру, SQL), инструменты для интерпретации и обработки данных и отправки их в программные модули.

Модули. Компоненты, которые подключаются к платформе по мере необходимости. Все они работают с единой базой данных и применяют базовый функционал.

Рис.1. Основные и дополнительные модули, входящие в состав современной БНР-системы

Переход к обновленной ЕРР-системе происходит за счет принципиального изменения шести основных элементов, имеющих непосредственное отношение к бизнес-процессам (табл. 1) [5]. Внедрение дополнительных функций в ЕРР-систему позволит любому предприятию держать темп изменения рыночной ситуации вокруг себя. Гораздо легче стать и оставаться лидером рынка, когда все ключевые процессы автоматизированы и персонал может сосредоточиться на увеличении доходов, а не на административных задачах.

Традиционно проекты цифровизации на базе ЕРР-систем (ЕРР-проекты) крепко связаны с операционной эффективностью, стандартизацией,

централизацией и их основной целью является сокращение затрат и повышение управляемости компании. Теперь цифровая трансформация смещает приоритеты, заставляя думать не только о сокращении затрат и зачастую эта цель уходит на второй план. Все чаще руководители высокотехнологичных предприятий задаются вопросом о том, какие возможности для дальнейшего развития цифрового бизнеса обеспечивает ERP-система, внедрение которой потребовало немалых бюджетов и ресурсов. Традиционные подходы к ERP закладывают неподходящую основу для цифрового бизнеса, поэтому важно создать эффективную ИТ-стратегию и ИТ-среду, соответствующую современному темпу развития цифрового бизнеса. К сожалению, многие предприятия продолжают выбирать ERP-системы так же, как это делалось 20 лет назад. Они выбирают одного поставщика для создания единого решения для достижения всех целей, заявленных в стратегии предприятия. Таким образом, ИТ-стратегия слишком сильно завязана на ERP-вендоре. При этом [3,7,8]:

Таблица 1

Анализ изменения компонентов в процессе перехода к обновленной ERP-системе

Компоненты Классическая ERP-система Обновленная ЕРР-система

Роль Улучшение производственных процессов внутри предприятия Активное участие в формировании добавочной стоимости. Необходимая структурная основа для развития компонентов электронной коммерции

Сфера использования Производство и продажа Абсолютно все сегменты предприятия

Функции Производство, продажа, оптимизация финансовых процессов Межотраслевые, отраслевые и специальные процессы

Процесс Внутренний, скрытый Явный с использованием верхнего уровня

Архитектура Монолитная, закрытая с поддержкой Web Многокомпонентная, открытая основанная на технологии промышленного Интернета

Данные Разрабатываются и применяются непосредственно внутри самого предприятия Свободно публикуются и предоставляются данные как внутри предприятия, так и за его пределами

• многие бизнес-лидеры не в полной мере понимают, что бизнес несет ответственность за успех БРР-проекта;

• представители бизнеса, и ИТ-специалисты надеются на то, что технологии заставят предприятие работать по-новому;

• бизнес хочет, чтобы ИТ-специалисты нашли технологическое решение, которое принудит сотрудников работать стандартизированным образом;

• ИТ-специалисты всегда находятся в авральном режиме, поэтому они стремятся упростить свою жизнь и препятствуют использованию бизнес-пользователями инструментов вне монолитной ERP-системы.

В результате бизнес-пользователи «по-партизански» используют сторонние облачные решения параллельно с корпоративной ERP. Такая стихийная декомпозиция ИТ-экосистемы предприятия деструктивна, т.к. исключает возможность управления сквозными бизнес-процессами и сбора данных, возникающих в процессе исполнения работ, которые потенциально можно использовать для управления всей компанией и для прогнозирования событий. Следовательно, нужно взять стихийную декомпозицию ИТ-экосистемы под пристальный контроль и обеспечить необходимую гибкость [1, с 59-62].

Анализ трендов реинжиниринга современных ИТ-экосистем

Методы работы сегодня радикально меняются, скорость этих изменений ускоряется, и ведущие предприятия проводят реинжиниринг ERP-систем. На смену приходят слабосвязанные системы управления ресурсами предприятия, которые закладывают основу радикально обновленной, также слабо связанной ИТ-экосистемы предприятия (рис. 2) [10].

Рис.2.Оптимизацией структурного ядра и компонентов ERP-системы на базе «Low-code» платформы

ИТ-системы ближайшего будущего будут включать как пакетные решения для отдельной области бизнеса или дочерней организации, так и отдельные прикладные решения. ИТ-экосистема будет собираться путем сочетания облачных и

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

Oi

о

сч

0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

локальных решений в зависимости от стратегии предприятия. Такая стратегия построения ИТ-экосистем будет совместно закладываться, и управляться представителями бизнеса, и станет краеугольным камнем для всех инициатив направленных на построение цифрового бизнеса. Глубина реинжиниринга ИТ-системы предприятия будет напрямую зависеть от стратегии предприятия и других объективных факторов. Например, без использования традиционных учётных функций таких систем невозможно обеспечить работу сложных бизнес-процессов финансовой службы, управления персоналом и обеспечения операционной деятельности. Так что учетные системы в классическом виде не исчезнут, но изменятся [3,6].

Целью современной ИТ-стратегии является создание обновленного ЕРР-ядра с базовым набором функций, ориентированных как на стандартизацию процессов, так и на поддержку данными и процессами другой коммерческой деятельности компании. Такая модель управления ИТ-системами называется двухуровневой [2].

Уровень 1: Применение комплекса стандартизированных процессов направленных на реализацию функционала учетной системы.

Уровень 2: Использование многокомпонентной системы для всесторонней поддержки различных инноваций.

Двухуровневая модель управления ИТ-системами обеспечивает полноценное и эффективное управление, как системами учета, так и системами внедрения уникальных бизнес-процессов и инноваций. Обновленное ЕРР-ядро будет иметь атрибуты учетной системы и, что ожидаемо, будет медленно изменяться и адаптироваться. При этом ядро будет обеспечивать надежное функционирование неизменяющихся процессов, и предотвращать излишние операционные расходы. Управление процессами, приносящими доход, предприятию перенесут из учетных систем в системы, созданные для поддержки инноваций.

Выводы

Монолитная ИТ-архитектура не удовлетворяет регулярно трансформируемым бизнес-процессам организации, и часть функционала информационной системы реализуется в виде собственной разработки или внешними сервисами, часто находящимися в облаке. Основной вопрос, который приходится сейчас решать на ИТ уровне, это интеграция различных приложений в рамках сквозных бизнес-процессов, именно поэтому сейчас технология РРА, которая позволяет «склеивать» внутренние и внешние приложения, а также микросервисная архитектура, которая позволяет уйти от монолитных приложений в ИТ-архитектуре. Внедрение технологий Роботизированной Автоматизации (РРА) увеличивает эф-

фективности работы персонала, сокращая необходимость выполнять рутинные процессы. Внедрения в десятках Российских компаний и организаций продемонстрировали, что применение технологии существенно снижает затраты и риски бизнеса, повышая качество оказываемых услуг, управляемость процессов и эффективность работы персонала.

Переход части ИТ-приложений в облако - процесс неизбежный, а интеграция с собственными внутренними ИТ-приложениями будет все сложнее при большом количестве изменений в бизнес-процессах. Поэтому, на дальнем горизонте планирования можно ожидать появления экосистем на корпоративных рынках ИТ-приложений, где между участниками экосистемы интеграция будет преднастроена. На рынке B2C данный тренд уже давно существует, крупные платформы создали экосистемы, внутри которых часть проблем с интеграцией уже решена. Многомиллиардные бюджеты на ERP-приложения уходят в прошлое, конкуренция на ИТ-рынке и появление отраслевых решений даст возможность глобальным игрокам получить преимущество за счет создания типовых решений для различных процессов и перевода их в облако.

Литература

1. Данилочкина Н.Г., Сазонов А.А., Зинченко А.С. Модифицированный многокомпонентный организационно-экономический механизм управления предприятием на основе интеллектуального капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 58-66.

2. Кондратьев В.В., Любимцев И.В., Меркулов А.В. Инжиниринг и управление жизненным циклом объекта «Система менеджмента предприятия» // Сборник научных трудов 18-й Российской научно-практической конференции «Инжиниринг предприятия и управление знаниями». Том №1. 2015. - С. 333-338.

3. Публичный аналитический доклад по развитию новых производственных технологий // Skolkovo Institute of Science and Technology [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www://isicad.ru/ru/pdf/ReportSkolkovo2014.pdf (дата обращения: 24.10.2019).

4. Промышленная революция «Индустрия 4.0». На пороге новой эпохи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://korrespondent.net/business/web/3802445-promyshlennaia-revoluitsyia-40-naporohe-novoi-epokhy (дата обращения: 24.10.2019 г.).

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 24.10.2019).

6. Современные методы проектирования систем и процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://bigspb.ru/publications/other/logistics/mpr_and_ mpr2.php (дата обращения: 24.10.2019 г.).

7. Указ Президента РФ от 01.12.2016 №642 «О стратегии научно-технологического развития России до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 23.10.2019).

8. Цифровая экономика России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 10.10.2019 г.).

9. Digital economy and society statistics -enterprises / Eurostat. - 2017, март. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index. php/digital_economy_and_society_ statistics_-_enterprises. (дата обращения: 10.10.2019 г.).

10. Digital

economy and society statistics - households and individuals / Eurostat. - 2017, февраль. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.ph p/digital_economy_and_society_statistics_households_ and_individuals. (дата обращения: 10.10.2019 г.).

Improvement of components and tasks of the ERP it system within the framework of the development of the technological concept «INDUSTRY 4.0» Sazonov A.A., Panteleeva R.A., Sazonova M.V.

Moscow Aviation Institute (National Research University) The article is devoted to the analysis of the mechanisms for improving the components and tasks of the ERP it system in the framework of the development of the technological concept «Industry 4.0». In the theoretical analysis, the authors present recommendations for improving ERP-systems necessary for the qualitative and effective development of modern it strategies of the enterprise. The main and additional modules included in the structural composition of the components of a high-tech multi-level ERP system used by domestic and foreign enterprises are defined. The existing trends of reengineering of it ecosystems are analyzed, followed by optimization of the structural core and the main components of the ERP system based on the "Low-code" platform. In conclusion, the authors give practical recommendations for the structural improvement of components and tasks solved at different levels of ERP systems in order to improve the efficiency of digital technologies included in the concept of «Industry 4.0».

Keywords: updating of components and tasks of ERP-system, digitalization of production, structural optimization of ERPsystem core, increase of efficiency of business processes, technological transformation of production.

References

1. Danilochkina N.G., Sazonov A.A., Zinchenko A.S. Modified multicomponent organizational and economic mechanism of enterprise management on the basis of intellectual capital // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics. 2018. No. 4. P. 58-66.

2. Kondratiev V.V., Lyubimtsev I.V., Merkulov A.V. Engineering and life cycle management of the object "Enterprise Management System" // Collection of scientific papers of the 18th Russian Scientific and Practical Conference "Enterprise Engineering and Knowledge Management". Volume number 1. 2015. - S. 333-338.

3. Public analytical report on the development of new manufacturing technologies // Skolkovo Institute of Science and Technology [Electronic resource]. Access mode: https: // www: //isicad.ru/ru/pdf/ReportSkolkovo2014.pdf (accessed: 10.24.2019).

4. Industrial revolution "Industry 4.0". On the threshold of a new

era. [Electronic resource]. - Access mode: https://korrespondent.net/business/web/3802445-promyshlennaia-revoluitsyia-40-naporohe-novoi-epokhy (accessed: 10.24.2019).

5. The development strategy of the information society in the

Russian Federation for 2017-2030. [Electronic resource]. -Access mode: http://docs.cntd.ru (accessed date: 10.24.2019).

6. Modern methods of designing systems and processes [Electronic resource]. - Access mode: http://bigspb.ru/publications/other/logistics/mpr_and_mpr2.php (date of access: 10.24.2019).

7. Decree of the President of the Russian Federation dated 01.12.2016 No. 642 "On the strategy of scientific and technological development of Russia until 2035" [Electronic resource]. - Access mode: http://consultant.ru (accessed: 10.23.2019).

8. The digital economy of Russia. [Electronic resource]. - Access

mode: http://www.tadviser.ru/index.php (date of access: 10.10.2019).

9. Digital economy and society statistics - enterprises / Eurostat. -

2017, March. - [Electronic resource]. - Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/digit al_economy_and_society_ statistics _-_ enterprises. (Date of treatment: 10/10/2019).

10. Digital economy and society statistics - households and individuals / Eurostat. - 2017, February. - [Electronic resource]. - Access mode: http://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/digit al_economy_and_society_statistics_households_and_individu als. (Date of treatment: 10/10/2019).

X X

О

го А

с.

X

го m

о

ю 0

to о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.