Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / COMMUNICATION PROCESSES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC AND MUNICIPAL AUTHORITY / ГОРОД КАЗАНЬ / CITY OF KAZAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савушкина Л.Н., Валиева Г.Р., Сафиуллин Н.А.

В статье раскрываются основные направления совершенствования коммуникационных процессов в государственных и муниципальных органах власти, а также описывается компетентностный подход к рассматриваемому вопросу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

©

Савушкина Л.Н., Валиева Г.Р., Сафиуллин Н.А.

К.э.н., доцент, кафедра управления сельскохозяйственным производством, Казанский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье раскрываются основные направления совершенствования коммуникационных процессов в государственных и муниципальных органах власти, а также описывается компетентностный подход к рассматриваемому вопросу

Ключевые слова: коммуникационные процессы, государственное и муниципальное управление, город Казань.

Keywords: communication processes, public and municipal authority, city of Kazan.

Коммуникации составляют важнейшую часть любого управленческого процесса: проведение собраний, совещаний, переговоров, принятие и реализация управленческих решений, и, наконец, общение с сотрудниками - все это в основе своей состоит из коммуникационного процесса.

Руководитель любого ранга только тогда добивается поставленных целей, когда может найти общий язык с вышестоящими руководителями, деловыми партнерами, поставщиками и покупателями, с персоналом своей организации.

Согласно исследованиям ученых, работники государственного и муниципального управления на коммуникации затрачивают 50-90 % своего времени. [1, 13]

Совершенствование применения коммуникативных технологий, в особенности основанных на новых информационных технологиях, на знаниях психологии человеческого общения повышают эффективность взаимодействия органов государственного и муниципального управления, как с внешними организациями, будь то вышестоящие органы управления или партнеры в реализации социально-экономических проектов, или получатели государственных либо муниципальных услуг, так и ходе управления деятельностью самого органа государственного или муниципального управления.

В настоящее время постепенно меняется сущность государственного и муниципального управления, в обиход входят такие понятия как государственный и муниципальный менеджмент, в ходе государственного и муниципального управления все больше начинают применять технологии бизнеса: своевременное и адекватное реагирование на изменения внешней ситуации, учет запросов и постоянно изменяющихся потребностей населения. А это значит, возникает объективная необходимость использовать в государственном и муниципальном управлении такие управленческие технологии бизнеса, как стратегическое планирование, прогнозное и программно-целевое проектирование, использование методов командной работы через создание временных рабочих групп для решения наиболее сложных или неотложных проблем. Для обеспечения принятия своевременных и выверенных административных решений на первый план выдвигается применение новых компьютерных и информационных технологий. Все эти технологии не дадут положительного результата без эффективных коммуникаций.

Рассмотрим некоторые пути совершенствования коммуникационных процессов в Администрации Советского района г. Казани.

© Савушкина Л.Н., Валиева Г.Р., Сафиуллин Н.А., 2016 г.

Выполнение функций управления Администрации Советского района г. Казани невозможно без использования рациональных управленческих- коммуникаций. В свою очередь рациональные коммуникации невозможно реализовать без квалифицированных, мотивированных и вовлеченных сотрудников, уникальные компетенции, профессиональный и личностный потенциал которых являются ключевым фактором повышения эффективности деятельности Администрации в условиях динамичных и разнообразных изменений внешней среды. В последние годы компетентностный подход стал неотъемлемой частью системы управления организаций, в том числе в сфере муниципального управления. Муниципальные служащие как стратегический актив Администрации Советского района должны обладать, прежде всего, компетентностью - знаниями, навыками и моделями поведения и коммуникативностью необходимыми для эффективного выполнения работ.

Недостаточно просто повысить знания, усовершенствовать навыки, компетенции и поведение сотрудников. Результатом этого должно быть повышение продуктивности труда и организационные изменения, которые повысят эффективность работы Администрации. Поэтому цели компетентностного подхода формулируются так, чтобы показать, что данные процессы могут улучшить деятельность организации путем достижения более высоких результатов работы, изменения поведения сотрудников, роста эффективности деятельности. По сути, речь идет о новой концепции управления персоналом, концентрирующей внимание не на процессе или операционных результатах работы, а на механизмах и институтах управления на основе компетентностного подхода и их влиянии на долгосрочную эффективность организации.

В коммуникационном процессе, естественно, наиболее значимыми являются коммуникационные компетенции, которые необходимо развивать муниципальным служащим Администрации Советского района для эффективного выполнения должностных обязанностей. У муниципальных служащих коммуникационные компетенции развиты не в одинаковой степени, кто-то более коммуникабелен, кто-то менее. Наличие у муниципальных служащих коммуникационных компетенций необходимо максимально использовать при выполнении функций Администрации. Другими словами, тех сотрудников у кого коммуникабельные качества более развиты, необходимо привлекать к выполнению функций, связанных, например, с оказанием муниципальных услуг, с работой с населением.

Выявление наличия тех или иных компетенций, в том числе коммуникативных, является одной из важнейших задач в деле совершенствования управления и повышения эффективности деятельности муниципальных служащих.

Оценка компетенций в Администрации Советского района может осуществляться при помощи таких процедур, как заполнение анкет, написание рефератов по деятельности муниципальных служащих, групповые упражнения, тесты, интервью, как собственными сотрудниками, так и привлечением сторонних организаций, специализирующихся на таких оценках.

Наибольший интерес в системе оценки персонала в настоящее время вызывает новая технология оценки - интервью по компетенциям - STAR.

Составляющие Методики STAR (Situation Task Action Result):

• Situation - Ситуация

• Task - Задача

• Action - Действие

• Result - Результат.

Методика STAR обычно используется при интервью по компетенциям, техника направлена на выявление конкретных профессиональных ситуаций и их анализ с разных сторон.

В современных бизнес-структурах в настоящее время очень широко используются технологии оценки кадров «Ассессмент-центр». В настоящее время эти технологии в адаптированном виде начали использоваться при оценке кадров в государственном и муниципальном управлении.

Ассессмент-центр - это оценка компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх. Внешне очень похоже на тренинг - участникам предлагаются деловые игры и задания, но их цель - не развитие умений и навыков, а равные для всех возможности проявить свои сильные и слабые стороны. В каждом задании за каждым участником закреплен эксперт. Он подробнейшим образом фиксирует поведение своего подопечного, которое относится к наблюдаемой компетенции. Проведение процедуры оценки управленческих компетенций по технологии Ассессмент-центр позволяет иметь комплексную, актуальную информацию об управленческом потенциале участников, а также отслеживать динамику его развития.

На основании проведения оценок компетенций муниципальных служащих Администрации Советского района появится возможность наиболее рационально расставлять их по рабочим местам, с учетом уровня развития их коммуникационных компетенций. Например, на должности, основная деятельность которых связана с работой с населением или представителями организаций района, где коммуникативность является непременным условием эффективного взаимодействия и решения вопросов, можно будет назначать сотрудников в большей мере, чем другие обладающих соответствующими компетенциями. Такой подход в расстановке кадров позволит более эффективно использовать имеющийся потенциал сотрудников, более быстрому и успешному решению вопросов, а также повысить имидж Администрации Советского района за счет более благожелательного отношения со стороны населения и организаций района.

Практика делового общения выработала целый ряд рекомендаций, которые способствуют повышению эффективности коммуникаций. Эти рекомендации особенно актуальны для органов государственного и муниципального управления, к которым относится Администрация Советского района г. Казани, так как основой ее деятельности является повышение уровня жизни жителей района, а, следовательно, решение проблем населения, оказание муниципальных услуг. Вся деятельность сотрудников Администрации строится на коммуникационном взаимодействии с жителями и организациями района. Поэтому рекомендации по улучшению делового общения, повышению коммуникативных качеств являются актуальными для муниципальных служащих Администрации.

Для работников сферы муниципального управления, которым очень часто приходится общаться с населением и не всегда по приятным поводам, очень важно уметь производить на собеседников или собравшимся на какой-либо форум людей благоприятное впечатление. От этого часто зависит успешное решение проблемы.

Поэтому умелая самопрезентация, как составная часть коммуникационного процесса, свидетельствует о профессионализме муниципального служащего.

Умение задавать вопросы это еще и умение избегать некорректных вопросов. Вопрос, который может оказаться неприятным собеседнику, снизит достигнутое взаимопонимание и эффективность коммуникационного процесса.

В настоящее время в коммуникациях органов государственного и муниципального управления все больше начинают использоваться медиатехнологии.

Ориентация на все большую открытость деятельности Администрации Советского района Исполнительного комитета г. Казани позволяет рекомендовать как инструмент формирования положительного имиджа такие медиатехнологии как пресс-конференции и брифинги.

Использование приведенных рекомендаций позволит повысить эффективность коммуникационного процесса в Администрации Советского района Исполнительного комитета г. Казани.

Литература

1. Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих: Учебное пособие / Захаров Н.Л. - М.:

2. Зобнин А. В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие/Зобнин А. В., Полывянный Д. И. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015.-176с.

3. Иванов В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.:

4. Кулагина Н. В. Деловые коммуникации / Кулагина Н.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 234 с.

5. Орешин В. П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Орешин В.П., -2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.

6. Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. - М.:

7. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник / З.П. Румянцева.

- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

8. Шунейко А. А. Коммуникативный менеджмент: Учебное пособие / Шунейко А. А., Авдеенко И.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.

Электронные ресурсы (Ресурсы Интернет):

9. http://www.kzn.ru/old/page788.htm - Мэрия Казани - официальный сайт. Администрации Советского района.

10. Багдасарьян И. С. Формирование коммуникативной компетентности менеджера: психолого-педагогические аспекты [Электронный ресурс] : монография / И. С. Багдасарьян, Г. В. Дудкина.

- Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012 - http://znanium.com/

11. Лепехин Н. Н. Переговорная деятельность. Менеджмент, аналитика, коммуникация [Электронный ресурс] / Н. Н. Лепехин. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - http://znanium.com/

12. Лукаш Ю. А. Формирование эффективных договорных отношений с контрагентами [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. А. Лукаш. - М.: Флинта, 2012 - http://znanium.com/

13. Сахнюк Т. И. Деловые коммуникации [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. Т.И. Сахнюк. - Ставрополь: СтГАУ, 2013. - 92 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php? bookinfo=514137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.