Научная статья на тему 'Совершенствование кадровых и образовательных процессов в условиях развития цифровой экономики РФ'

Совершенствование кадровых и образовательных процессов в условиях развития цифровой экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КАДРОВЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Д.И., Опритова Л.В.

В статье рассмотрен вариант совершенствования кадровых и образовательных процессов в соответствии реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Освещены проблемы по использованию источников для определения показателей для целей развития цифровизации в РФ. Сделан вывод, что новые технологические решения для создания системы управления подготовкой кадров характеризуются определением неединых модельных компетенций, интегрироваться по критериям соответствия национальным целям и стратегическим задачам развития цифровых преобразований экономики, определяться различными видами и способами модельных компетенций, реализации технологических изменений путем эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование кадровых и образовательных процессов в условиях развития цифровой экономики РФ»

Совершенствование кадровых и образовательных процессов в условиях развития цифровой экономики РФ

Колесников Дмитрий Иванович,

начальник отдела кадров, Московский городской университет управления Правительства Москвы, kolesnikovdi@edu.mos.ru

Опритова Людмила Владимировна

магистрант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, opritovalv@edu.mos.ru

В статье рассмотрен вариант совершенствования кадровых и образовательных процессов в соответствии реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Освещены проблемы по использованию источников для определения показателей для целей развития цифровиза-ции в Рф. Сделан вывод, что новые технологические решения для создания системы управления подготовкой кадров характеризуются определением неединых модельных компетенций, интегрироваться по критериям соответствия национальным целям и стратегическим задачам развития цифровых преобразований экономики, определяться различными видами и способами модельных компетенций, реализации технологических изменений путем эксперимента.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, кадровые и образовательные процессы, модельные компетенции.

Стремительное развитие цифровой экономики в России предопределило совершенствование кадровых и образовательных процессов в условиях технологического прогресса.

В связи с подписанием Указа Президента РФ от 07.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одним из пунктов структуры национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" является Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Разработка концепции базовой модели компетенций цифровой экономики Минэкономразвития РФ предполагает не только определения критериев для создания некоего гипотетического инструментария данной модели, но и способов ее апробации и актуализации внедрения в российское общество для наиболее полного соответствия разным уровням образования и текущим вопросам. Актуальность проблемы обусловлена динамичным развитием цифровизации всех государственных процессов, требующих кадрового обеспечения соответствующего уровня.

Сейчас государство является основным инициатором при внедрении новых цифровых разработок в работу государственных образований, процесса оказания услуг со стороны государства, в системе закупок для нужд государства, в научных исследованиях и др.

Цифровое перерождение в сфере государственного управления в России началось в 2008 году, после подписания общей стратегии по дальнейшему развитию информационного общества в стране. Для развития актуальных направлений была разработана программа под названием «Информационное общество», рассчитанную до 2020 г. Основной задачей этой программы было создание единой системы применение новейших технологических разработок в государственном секторе. Эта программа является первой государственной программой, ознаменовавшей перестройку государства к программной парадигме составления бюджета. Программа актуальна для всех сфер деятельности и основной задачей видится увеличение уровня прозрачности управления, высокий уровень конкурентности и устойчивость экономической системы государства.

Одной из основных целей программы «Информационное общество» является получение жителями страны и негосударственными компаниями ряда преимуществ при использовании коммуникационных и информационных систем, максимальная эффективность и оперативность взаимодействия государственных образований с частными организациями и населением. Данная программа делятся на четыре основных направления:

• Информационное государство

• Информационная среда

• Информационная структура общества и услуги, которые оказываются на её базе

• Информационная безопасность.

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

Информационное государство ставит своей основной задачей плавный переход к цифровому функционалу управления в государственной сфере на базе (рис 1.):

0

ео

01 г

Рис. 1. Составляющие информационного правительства

С 2008 до 2018 гг. Российская Федерация достигла достаточно глубокого прогресса в апробации идеи электронного правительства, которая в свою очередь дала возможность развить систему предоставление государством услуг в электронном формате. Расширился Единый портал государственных услуг, начала создаваться система электронного взаимодействия между различными ведомствами, была создана Единая информационная система закупок для нужд государства, появились государственные базы данных. В общем, степень удовлетворённости населения уровнем услуг, предоставляемых государством, на 2018 г., выросла до значение в 87%.

Организация Объединённых Наций каждые два года публикует информацию об Индексе развития электронного правительства, в список которого включены 193 страны. При составлении этого индекса учитывается такая информация, как электронные сервисы и услуги государства, коммуникационная и информационная структура страны, уровень потенциала государства. Россия получила оценку «Высокий».

Создание системы электронного правительства в Российской Федерации основывается на всестороннем внедрении коммуникационных и информационных технологий в области оказания услуг со стороны государства. Среди основных проблем последующего развития можно назвать разрыв между технологическими достижениями и институциональным фундаментом. Сейчас остро стоит вопрос взаимодействия между различными структурными элементами системами электронного правительства, что, в первую очередь, вызвано текущими изменениями в процедурах управления, происходящим на фундаменте ранее принятых регламентов, которые содержат в себе значительной число вариантов предоставления услуг со стороны государства в бумажном виде. Дальнейший эволюционный путь электронного правительства подразумевает переход к системе цифрового правительства. Изменение, которые появились во время создания системы электронного правительства, являются крепким фундаментом для плавного перехода услуг со стороны государства на цифровые платформы

абсолютно на всех этапах (от обращения гражданина до выполнения его заявки). К примеру, правительство Франции провело большую аналитическую работу, на основании которой стало понятно, что цифровая система в пятьдесят раз дешевле, чем приём заявок в уполномоченных органах в физическом формате, в тридцать раз дешевле приёма заявок через почтовые службы и в двадцать раз дешевле приёма заявок по телефону. Столь значимая экономия бюджетных средств позволяет увеличивать эффективность предоставляемых услуг и снижает их стоимость во Франции. Данная система даёт возможность прекратить снижать траты средств из государственного бюджета за счёт уменьшения количества или ограничения услуг со стороны государства.

Безусловно, цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности тесно связана с подготовкой кадров, готовых успешно решать новые задачи

В утверждённых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по гуманитарным направлениям подготовки не предусматривается решение профессиональных задач с учетом целей нацпрограммы1 страны по векторному направлению цифровизации. Образование и подготовка кадров для этих целей сегодня относится к дополнительным образовательным программам, в основном к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Позиции по показателям2, содержащиеся в федеральных паспортах нацпроектов (исключение- проект 01 «Нормативное регулирование» - соответствующие цели и показатели не определены на уровне нацпрограммы) предполагают некоторую вольность в разработке методик образования из-за отсутствия какой либо информации в нормативно-правовых актах. Информационные ресурсы могут дать предпосылки к сведению критериев на уровень арифметического вычисления, использованию источников исключительно статистических данных различных ведомств. Цифровые технологии для высшего образования пока играют вспомогательную роль, несмотря на то что, цифровые трансформации затронули практически все отрасли современного общества.

Анализируя нормативно-правовую составляющую развития законодательства в рамках реализации программ цифровой экономики профессор Пашенцев Д.А. справедливо замечает прогрессирующее отставание правовых норм от потребностей реальной жизни и нарастание такого отставания говорит о том, что право неминуемо должно измениться, стать более гибким.3

Такие изменения вероятно возможны в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономи-

1 Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)//СПС «консультантПлюс».

2 "Об утверждении методик расчета показателей для мониторинга целевых показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (Приказ Росстата от 29.03.2019 N 182)//СПС «консультантПлюс»,

3 Пашенцев Д.А. К вопросу о влиянии цифровых технологий на правотворчество и правоприменение (постановка проблемы) //Российское государствоведение. 2018. №4

ки" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".4

Новые технологические решения для создания системы управления подготовкой кадров, одновременное достижение целей во всех образовательных учреждениях и на всех уровнях образовательной системы страны возможны путем нестандартных законодательных приемов, определения неединых модельных компетенций, видов и способов мониторинга и эффективности цифровой трансформации, реализации технологических изменений путем эксперимента и т.п. Все эти методики конструирования нового цифрового будущего необходимо начинать с описания уже сформировавшихся отношений, пробовать актуализировать регулирование текущих процессов в рамках модели «Цифрового Университета» с применением цифровых технологий. Формирование «нового дошкольника, школьника, студента, исследователя» необходимо в постоянно меняющихся условиях цифровой экономики. «Новый педагог» должен быть призван стать «цифровым куратором» в обучении всех поколений российского социума, в интернете вещей современной реальности.

Таким образом, кадровые и образовательные процессы должны интегрироваться по критериям соответствия национальным целям и стратегическим задачам развития цифровых преобразований экономики, определяться различными видами и способами модельных компетенций, реализации технологических изменений путем эксперимента. Литература

1. Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 552 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". 13.05.2019. N 19. ст. 2308

2. "Об утверждении методик расчета показателей для мониторинга целевых показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (Приказ Росстата от 29.03.2019 N 182)//СПС «КонсультантПлюс», дата обращения 27.05.2019г.

3. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

4. Гладилина И.П. Основы цифровой экономики и кадровое обеспечение сферы закупок // Современное педагогическое образование. - 2018. -№4. - С.98 - 100

5. Пашенцев Д.А. К вопросу о влиянии цифровых технологий на правотворчество и правоприменение (постановка проблемы) //Российское гос-ударствоведение. 2018. №4

6. Путиловская Т.С. Тестирование как фактор формирования коммуникативной компетенции // Вестник университета. 2012. № 6. С. 274-280.

7. Путиловская Т.С. Уровневость как один из принципов формирования иноязычной коммуника-

тивной компетенции // Актуальные проблемы управления - 2015 Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 231-236.

8. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник университета. 2012. № 8. С. 270-275.

9. Межкультурная бизнес-коммуникация и инновационные проекты в обучении: монография. / Буханцева Ю.В., Бычкова Н.В., Волкова Н.С., Го-лубева Т.И., Кудряшова Н.В., Дудник Л.В., Ефано-ва Л.Д., Кайдалова Т.А., Маркова Т.С., Морозова А.В., Невская М.В., Павлюк Л.В., Павлюк Е.С., Паудяль Н.Ю., Пигасова И.В., Путиловская Т.С., Салынская Т.В., Тартынских В.В., Тучкова И.Г., Филиндаш Л.В. и др. Москва, 2015.

10. Актуальные проблемы лингвистики и линг-водидактики : коллективная монография / Адасова Я.Б., Батова А.С., Бахнова Ю.А., Белышева Т.В., Брискина Е.В., Бутылов Н.В., Васильева Н.В., Га-нюшина М.А., Григорьева И.В., Долгова Е.Г., За-базнова Н.М., Ишханова Н.И., Казимирова И.С., Карасев А.Б., Конде П.А., Короткова Л.А., Кузнецова Ю.А., Макарова Т.Г., Мамукина Г.И., Маркелова А.А. и др. / Центр гуманитарной подготовки РЭУ им. Г. В. Плеханова, кафедра иностранных языков № 3. - 4-е изд., испр. и доп. - Саранск, 2019

11. Minasyan E.T., Midova V.O. Grammar as one of key competences of language acquisition // Russian linguistic Bulletin. 2016. № 3 (7). С. 107-108.

12. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

13. Minasyan E.T., Midova V.O. Correlation of business and sport expressed metaphorically in the language of business communication // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-1 (59). С. 151-153.

14. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

Improving personnel and educational processes in the context of the development of the digital economy of the Russian Federation Kolesnikov D.I., Opritova L.V.,

Moscow Metropolitan Governance University, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The article considers the option of improving personnel and educational processes in accordance with the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". The problems of using sources to determine indicators for the development of digitalization in the Russian Federation are highlighted. It is concluded that new technological solutions for creating a management system for personnel training are characterized by defining non-unit model competencies, integrating criteria for meeting national goals and strategic objectives for developing digital transformations of the economy, determined by various types and methods of model competencies, implementing technological changes through experiment. Key words: digital economy, digitalization, personnel and educational processes, model competencies. rcement (problem statement) // Russian State Law. 2018. №4

4 Постановление Правительства РФ от 03.05.2019 N 552 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ". 13.05.2019. N 19. ст. 2308

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.