Научная статья на тему 'Совершенствование инструментария управления региональными инвестиционными проектами'

Совершенствование инструментария управления региональными инвестиционными проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / REGIONAL INVESTMENT PROJECT / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / METHODS OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕС-КОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азжеурова Ксения Евгеньевна

В статье определены особенности процесса управления региональными инвестиционными проектами. Предложена методика многокритериальной оценки эффективности регионального инвестиционного проекта, предусматривающая расчет показателей экономической, социальной, инновационной и экологической эффективности, позволяющая органам исполнительной власти обоснованно определять приоритетные направления социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азжеурова Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of regional investment projects toolkit management

In article features of managerial process are defined by regional investment projects the technique multifactorial estimations of efficiency of the regional investment project, providing calculation of indicators of economic, social, innovative and ecological efficiency, allowing enforcement authorities soundly to define priority directions of a social and economic policy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментария управления региональными инвестиционными проектами»

К.Е. АЗЖЕУРОВА

Ксения Евгеньевна АЗЖЕУРОВА — аспирантка кафедры региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета.

В 2009 г. окончила Курский государственный технический университет.

Автор 15 публикаций.

Область научной специализации — управление региональным развитием, региональная экономика, инновационные и инвестиционные процессы.

^ ^ ^

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ

ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ*

При реализации инвестиционной политики в регионе одной из важнейших проблем является создание новых подходов к формированию организационно-экономического механизма управления региональными инвестиционными проектами (РИП) [2]. Особенности управления РИП проявляются в целях и задачах, принципах, функциях, инструментах и методах управления, которые нуждаются в развитии и совершенствовании.

Управление проектом имеет целью оптимизировать движение финансовых потоков, а также эффективно решать социально-экономические задачи территории и проблемы, возникающие в процессе реализации регионального инвестиционного проекта. Одна из задач управления РИП — рациональное использование ограниченных финансовых, в том числе инвестиционных, ресурсов для вывода промышленности из кризисного состояния и ее подъема, для решения социально-экономических проблем региона с учетом установленных приоритетов, а также мер и механизмов стимулирования инвестиций в региональную промышленность, создания условий в целях привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников в целях финансирования инвестиционных проектов.

Система управления РИП представляет собой совокупность составляющих ее элементов, закономерно связанных между собой. Эффективность применения любого структурного элемента напрямую зависит от согласованности всех участников процессов инвестирования, что возможно только на основе реализации следующих основных принципов управления РИП [5]: 1) принцип комплексности, способствующий интеграции интересов всех сторон, участвующих в реализации регионального инвестиционного проекта; 2) принцип оптимальности инвестиционных решений, суть которого в необходимости разработки множества сравнительных вариантов решений и выборе одного из них в качестве оптимального с помощью определенного критерия; 3) принцип своевременности, основанный на прогнозировании, связанный с временными характеристиками и отражающий готовность к практическому применению [5].

Процесс управления РИП организуется таким образом, чтобы были задействованы основные функции управления, опирающиеся на систему методов и инструментов, с помощью которых исполнительные органы власти смогут достичь необходимых результатов [1]. Основные функции управления РИП, осуществляющиеся на каждом этапе управления, представлены на рис. 1.

ЕРНТИ 06.61.33 ©К.Е. Азжеурова, 2012

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. П.В. Сергеева.

Инструменты и методы управления включают весь спектр воздействия, посредством которого осуществляются подготовка и реализация регионального инвестиционного проекта. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для регулирования инвестиционных процессов, проводятся практические мероприятия, обеспечивающие организующее воздействие управленческих структур на инвестиционные объекты. При принятии решения о необходимости и объеме применения инструментов и методов управления региональными инвестиционными проектами в каждом конкретном случае следует рассматривать степень их важности и сложности.

Анализируя процесс управления региональными инвестиционными проектами в современных условиях, следует акцентировать внимание именно на методах управления как на одном из основных вопросов, которые решаются при построении модели взаимоотношений между инвестором, органами власти и предприятиями. По характеру управленческих воздействий различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Рис. 1. Функции управления региональными инвестиционными проектами

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование инвестиционных процессов, при котором региональные органы власти в инициативном порядке осуществляют определенные дейст-

вия, используя принадлежащие им объекты и ресурсы. Специфика прямых методов состоит в том, что они прямо, а не опосредованно влияют на субъекты экономической деятельности и реализуются средствами административного влияния. Экономический и социальный эффект методов прямого воздействия обеспечивается оперативностью их применения и жесткой организационно-правовой регламентацией.

Методы косвенного воздействия призваны создавать условия, при которых субъекты реализации региональных инвестиционных проектов будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям региональной инвестиционной стратегии. Достоинством этих методов является обеспечение баланса общественных и частных интересов. Недостатком можно считать определенный временной лаг между разработкой и применением региональными органами власти соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов.

По виду используемые регулирующие инструменты делятся на административные, экономические и социально-психологические.

Одним из важных аспектов совершенствования управления РИП является оценка их эффективности, от которой зависят сроки окупаемости вложенного капитала, темпы развития, а также решение проблем социально-экономического развития региона [3]. Объективность оценки эффективности РИП, в свою очередь, в значительной мере обусловлена использованием современных методов ее проведения. Оценка эффективности региональных проектов должна играть определяющую роль при выборе возможных вариантов вложения бюджетных средств в реализацию проектных решений, что позволит исполнительной власти судить о том, какой ценой достигаются поставленные цели [4].

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 октября 2009 г. № 493 была утверждена «Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (далее — Методика). Указанная Методика используется в целях подготовки решений о предоставлении бюджетных ассигнований Фонда для реализации инвестиционных проектов и устанавливает общие требования к расчету количественных показателей эффективности.

Основным критерием эффективности является соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. В соответствии с данной Методикой определяются следующие показатели эффективности региональных инвестиционных проектов:

1) показатель экономической эффективности региональных инвестиционных проектов как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте РФ, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта;

2) показатели финансовой эффективности региональных инвестиционных проектов как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов;

3) показатель бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда.

Показателем социального эффекта, достигаемого в результате реализации регионального инвестиционного проекта, является повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

По нашему мнению, для оценки эффективности регионального инвестиционного проекта указанных критериев недостаточно. Исходя из этого, для определения их эффективности мы предлагаем использовать многокритериальную методику оценки, включающую четыре наиболее важные составляющие: экономическую, социальную, инновационную и экологическую (см. рис. 2).

Рис. 2. Схема методики многокритериальной оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете повышение качества жизни людей. Инновационные результаты показывают уровень развития научного, технологического и производственного потенциала региона, который предполагает использование прогрессивных технологий и производств, наукоемких видов продукции, оказывающих решающее влияние на развитие экономики региона. Экологические результаты предполагают расчет ущерба окружающей среде, который может быть нанесен последствиями реализованного инвестиционного проекта.

Социальные, экологические и инновационные результаты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитываются в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке. Однако следует признать, что количественная оценка вышеуказанных показателей весьма сложна, поэтому для нее чаще всего используют экспертный метод.

Состав этих показателей может быть расширен за счет расчета такого показателя, как бюджетная эффективность проекта, однако он не включен в рассматриваемую методику, так как в большинстве случаев органы власти региона не участвуют в финансировании региональных инвестиционных про-

ектов из-за ограниченности бюджетных средств, а применяют лишь административные методы поддержки.

Таким образом, предложенная методика позволит осуществить всесторонне обоснованный выбор инвестиционного наиболее значимого для региона проекта, поскольку строится на многокритериальной оценке последствий реализации РИП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова Н.В., Шураева КВ. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Региональная экономика. 2011. № 4. С. 5-10.

2. Вертакова Ю.В., Емельянов С.Г., Зубарев A.C., Харченко Е.В. Эффективная структура инвестиций как доминанта инновационного сценария развития регионального хозяйственного комплекса // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2. С. 13-19.

3. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.

4. Мухетдинова П. Проблемы инвестиционного роста российских регионов // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2008. № 1. С. 15-19.

5. Парфенова E.H. Проблемы методики оценки региональных инвестиционных проектов // Пространственная экономика. 2006. № 3. С. 27-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.