Научная статья на тему 'Совершенствование институциональных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности'

Совершенствование институциональных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
739
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибрахманова А. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствованию институтов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Автором предложены пути совершенствования организационной структуры регулирования внешнеторговой деятельности путем создания новых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon a crucial problem which is improvement of institutes of the government regulation of foreign trade. Scenarios of improvement of the organizational structure of foreign trade regulation by establishing new institutes are suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование институциональных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

А. Г. Хабибрахманова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой управления внутренней и международной торговлей Уфимского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Г. Г. Муфтиев

Статья посвящена актуальной проблеме - совершенствованию институтов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Автором предложены пути совершенствования организационной структуры регулирования внешнеторговой деятельности путем создания новых институтов.

The article dwells upon a crucial problem which is improvement of institutes of the government regulation of foreign trade. Scenarios of improvement of the organizational structure of foreign trade regulation by establishing new institutes are suggested.

Внешняя торговля является одной из основных форм внешнеэкономических связей Республики Башкортостан (РБ) и России в целом и включает в себя экспорт и импорт товаров и услуг через таможенную границу страны. За годы реформ РБ вышла на ведущее место во внешнеэкономической сфере среди регионов РФ, продолжая наращивать свои усилия в расширении внешнеэкономических связей и закреплении на международном рынке. Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в РФ и РБ необходимо проведение организационно-структурных изменений в регулировании внешнеторговой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время в России уже наработан определенный механизм регулирования внешней торговлей, созданы соответствующие структуры и институты. Например, взаимодействие регионов осуществляется через институт уполномоченных МЭРТ России в регионах; систему взаимодействия с межрегиональными ассоциациями; систему информационных обменов; двухсторонние контакты регионов в реализации программ и конкретных проектов в области

развития экспортно-ориентированных производств.

Однако действия этих механизмов и институтов требует совершенствования. Во-первых, необходимо создание финансовой инфраструктуры обеспечения внешнеэкономической деятельности республиканских предприятий и организаций, которая представляла бы собой систему институтов, обеспечивающих финансирование определенных направлений внешнеэкономической деятельности, кредитования экспорта и импорта, страхование внешнеторговых сделок, привлечение финансовых ресурсов негосударственных финансовых институтов. Используя опыт зарубежных стран, на уровне регионов можно создать инвестиционный банк, экспортно-импортный банк или корпоративные финансовые пулы под конкретные внешнеэкономические проекты. В РБ функцию по обслуживанию участников ВЭД можно было бы возложить на Национальный банк, у которого должны быть прямые корреспондентские связи с зарубежными банками, банками стран СНГ и их филиалами. В его функции должно входить обслуживание экспортно-импорт-

Совершенствование институциональных основ государственного регулирования внешнеторговой...

ных операций, обслуживание зарубежных клиентов, страхование собственными активами участников внешнеэкономической деятельности, прямое и косвенное субсидирование экспортеров, льготное кредитование расходов по производству экспортных товаров, кредитование капиталовложений и финансирование деятельности республиканских предприятий за границей. Во-вторых, необходимо сформировать самостоятельную структуру системы независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств или под гарантии правительства РБ. В-третьих, необходимо расширение использования за рубежом сети торгово-экономических представительств республики и главным образом с участием предприятий. Целесообразным является создание совместных отраслевых объединений (ассоциаций) с предприятиями других регионов республики в странах, представляющих интерес для РБ. В-четвертых, необходимо создание системы быстрой и надежной связи с любым регионом мира для обеспечения круглосуточной международной связи иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности, действующих на территории республики. В-пятых, необходимо создание системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности.

На сегодняшний день для России и ее регионов характерны следующие особенности в вопросе информационного обеспечения ВЭД: отсутствие целостной системы информационного обеспечения ВЭД; замкнутость и нестыковка ведомственных информационных потоков; несовершенство системы обмена информацией между органами государственного управления и контроля за состоянием ВЭД; противоречивость и ненадежность информационных продуктов, источников, систем, поступающих в широкое обращение; бессистемность в области сбора, обработки, анализа и доведения до конечного потребителя информации, не позволяющая сопоставлять и отбирать

данные для принятия конкретных тактических и стратегических решений.

При создании региональной системы информационного обеспечения ВЭД необходимо: привести информационные системы региона в соответствие с принципами функционирования государственной системы внешнеэкономической информации; определить структуру и объем накапливаемой информации, методические и технические параметры системы, требования по защите и надежности информации, принципы сертификации информационных продуктов по проблематике ВЭД, реализуемой на российском рынке; выделить категорию участников ВЭД, для которых возможен льготный режим получения информации (например, предприятия малого и среднего бизнеса, начинающие экспортеры-импортеры).

Программа информационного обеспечения должна включать в себя: 1) наличие информационных сведений: об участниках внешнеэкономической деятельности РБ; об экспортном потенциале и импортных потребностях республики; об экспортно-импортных контрактах и других сделках, заключенных участниками внешнеэкономической деятельности на территории республики; об инвестиционных программах и инвестиционных проектах; о законодательстве РФ и РБ во внешнеэкономической деятельности; о законодательстве иностранных государств, входящих в сферу интересов республики, и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности; о крупнейших зарубежных производителях продукции, о конъюнктуре мирового рынка, о ценах на основных рынках по видам продукции и т. д.; 2) наличие комплекса программных мероприятий по презентации РБ в международном сообществе.

Оперативная и качественная обработка и анализ информации предполагает создание республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи информации. Такую систему целесо-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Рис. 1. Институты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Республики Башкортостан

образно сформировать при Торгово-про-мышлеииой палате РБ с созданием «Регионального информационно-аналитического центра развития ВЭД» (рис. 1), который будет осуществлять:

• маркетинговые и конъюнктурные исследования по инвестиционным проектам и программам развития экспортного производства, по расширению рынков сбыта товаров и услуг;

• проведение независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов;

• удовлетворение социально-экономических потребностей предприятий региона в информации о нормативных документах в сфере ВЭД, а также нормативной документации ВТО;

• разработку аналитических материалов по стандартизации в торговле, различных областях техники и науки;

• обеспечение всех заинтересованных сторон нормативно-технической доку-

ментацией по стандартизации и процедурам оценки соответствия;

• маркетинговые и диспетчерские функции;

• обучение и переподготовка специалистов для сфер хозяйственной деятельности И ВЭД;

• проведение научно-исследовательских работ и разработка рекомендаций и предложений по повышению конкурентоспособности продукции;

• экспертную проверку и координацию производственной и научной деятельности предприятий, учреждений и организаций;

• разработку и внедрение научных достижений и новых технологий на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В этих целях необходимо объединить усилия региональных ТПП, Государственного комитета РФ и РБ по статистике, Госстандарта РФ, центров стандартизации, метрологии и сертификации, министерств и ведомств, курирующих вопросы внешнеторгового сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.