Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / институциональные основы экономической безопасности / институт / малый бизнес и частное предпринимательство. / economic security / institutional foundations of economic security / institute / small business and private entrepreneurship.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Маматов А. А., Хуррамов А. Ф.

В статье разрабатываются предложения и рекомендации по совершенствованию институциональной основы отношений экономической безопасности малого бизнеса и частного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF SMALL BUSINESSES AND PRIVATE ENTREPRENEURSHIP

The article develops proposals and recommendations for improving the institutional framework of relations between the economic security of small business and private entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Маматов А.А., д-р экон. наук

профессор

Ташкентский государственный экономический университет

Хуррамов А.Ф., д-р экон. наук

профессор

Каршинский инженерно-экономический институт

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье разрабатываются предложения и рекомендации по совершенствованию институциональной основы отношений экономической безопасности малого бизнеса и частного предпринимательства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, институциональные основы экономической безопасности, институт, малый бизнес и частное предпринимательство.

Mamatov A.A., doctor of economics sciences

professor

Tashkent State Economic University Khurramov A.F., doctor of economics. sciences

professor

Karshi Engineering and Economic Institute

IMPROVING THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF SMALL BUSINESSES AND PRIVATE

ENTREPRENEURSHIP

Abstract. The article develops proposals and recommendations for improving the institutional framework of relations between the economic security of small business and private entrepreneurship.

Keywords: economic security, institutional foundations of economic security, institute, small business and private entrepreneurship.

Введение.

В стратегии развития нового Узбекистана особое внимание уделяется совершенствованию институциональной основы отношений экономической безопасности на основе исследований устойчивого социально-экономического развития страны, влияния таких факторов, как инфляция и безработица, проблема бедности. Идея "сначала человек, затем общество и государство" должна быть глубоко укоренена в нашей Конституции и

законах, а также в нашей повседневной жизни. Необходимо, чтобы мы укрепляли основы нашей национальной государственности, способные преодолеть серьезные испытания и непредсказуемые риски современности" [1]. В условиях обострения конкурентной борьбы, связанной с переходом мировой экономики на новый инновационный технологический уклад, основанный на неоиндустриальных технологиях, предполагается избегать возможных угроз, исходящих от малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике в отношении экономической безопасности.

Установление научной проблемы.

Среди зарубежных ученых, проводивших исследования, связанные с разработкой институциональной концепции отношений экономической безопасности, Дж.М.Кейнс, Д.Норт, А.В.Адамс, Е.Сото, Дж.Форрестер, Г.С.Беккер и т.д.

Из Российских ученых В.В.Герасимов, В.С.Загашвили, В.В.Вольчик, Н.В.Цейковец, А.В.Колосов, Е.Ю.Колесников, М.Я.Корнилов, Ю.В.Латов, Д.Д.Буркальцева, Е.Бухвальд и другие проводили исследовательские работы по этой теме.

Научно-теоретические аспекты совершенствования

институциональных основ экономической безопасности отношений малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан были обсуждены Абулкосимовым Х.П., Жураевым Т.Т., Расулевым А.Ф., Расулевым Т.С., Вахобовым А.В., Улмасовым А., Тожибоевой Д., Худойкуловым С., Турсуновым Б.О., Кобиловым Ш.Р., а также могут быть показаны и другие научно-исследовательские работы, связанные с этой областью,

По мнению Д.Норта и Л.Дэвиса, институциональная среда представляет собой совокупность основных политических, социальных и правовых правил, обеспечивающих определенные условия для развития, производства, обмена и распределения [2].

По заключению российского ученого Ю. В. Латова, целью национальной экономической безопасности является создание институциональной основы эффективного функционирования национальной экономики (обеспечение гарантий прав собственности, верховенства закона, прозрачности сделок). и др.) [3].

Один из экономистов Узбекистана: профессор Х.П.Абулкасимов, «Основываясь на этих идеях, выделил понятие «экономическая безопасность» как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее устойчивость, прочность, способность постоянно обновляться и самосовершенствоваться.[4]. По словам Б.Маъмурова, «Цифравая экономика - это использование искусственного интеллекта как творческой части экономики, робототизация

условий труда, моделирование экономической системы с помощью специальной компьютерной программы»[5].

В условиях становления новой промышленной революции необходимо проведение научных исследований, направленных на разработку предложений и рекомендаций по таким приоритетным направлениям, как развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, совершенствование институциональных основ национальной экономики. отношения экономической безопасности.

Методология исследования.

В статье используются диалектический, системный, интегральный и синергетический подходы, экономическая, логическая, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, группировка и табличные методы.

Основные анализы и результаты.

Сегодня экономическое развитие государства определяется многими условиями и факторами. Поскольку экономическая система страны является частью мировой экономической системы, она ощущает на себе влияние не только национальных, но и глобальных проблем. Трансформация технологической системы под влиянием научно-технического прогресса оказывает глобальное влияние на формирование экономической системы. Несмотря на то, что экономика любой страны является открытой, поскольку она является неотъемлемой частью мирового хозяйства, в таких условиях проблема национальной экономической безопасности становится актуальной.

Процессы технологического развития и трансформация институциональных основ экономической безопасности взаимосвязаны: высокие темпы научно-технологического развития требуют соответствующих институциональных условий. При этом ее элементом является и институциональная структура, выступающая средством формирования новой технологической системы. Как отмечает российский учёный Е. Ясин, «если институциональная система будет прочно сложена и будет успешно поддерживать рыночные отношения (права собственности, конкуренцию, защиту контрактов), технологическая модернизация будет проходить беспрепятственно, будет формироваться интенсивный поток инноваций»., и экономика оживится[5].

Процесс трансформации институциональной структуры в системе новых экономических отношений широко изучен узбекскими учеными. Например, по мнению Д.Тоджибаевой, «Цифровая экономика обусловлена не только интеллектуальным потенциалом человека, но и важным созданием институциональной среды, влияющей на деловую и потребительскую практику, формами и методами обеспечения экономических агентов, с информационными и коммуникационными компонентами» [7]. В этом отношении важен подход к цифровой

экономике, который отражен в даваемых ей определениях. Важно отметить, что цифровая экономика приведет к созданию новой институциональной среды, что в свою очередь приведет к повышению качества производства и популяризации цен на продукцию для обеспечения ее конкурентоспособности, к созданию соответствующей инфраструктуры.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года за № ПФ-4699, в 2022 году всего планируется реализовать 268 проектов[8]. Для определения векторов совершенствования институциональной структурной структуры экономики Узбекистана в условиях перехода к цифровой экономике необходимо оценить текущий уровень условий и факторов, влияющих на трансформацию. Во многих индексах, отражающих уровень развития официальных институтов, показатели Узбекистана достаточно низкие в связи с тем, что правовая основа реализуемых реформ не сформирована. Пробелы в законодательстве, бюрократия, слабая защита прав собственности, несовершенство судебной системы, серьезная коррупционная составляющая усложняют процесс трансформационных изменений, характерных для институциональной среды Республики Узбекистан.

Одним из приоритетных направлений совершенствования институциональных основ отношений экономической безопасности является развитие структур малого бизнеса, позволяющих преодолевать проблемы экономического развития. Современные малые предприятия способны создавать качественную продукцию и полностью покрывать потребности конкретной страны. В настоящее время структуры малого бизнеса в Республике Узбекистан также ориентированы на производство инновационной продукции, которая поможет экономике Узбекистана подняться на новый высокий уровень развития.

Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике и объективная необходимость его развития объясняются следующим: во-первых, малый бизнес и частное предпринимательство являются одними из основных отраслей, составляющих структуру мировой экономики, развитие этого сектора напрямую влияет на обеспечение экономической деятельности в стране. Кроме того, от развития этой отрасли зависят наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, увеличение внешнеэкономической деятельности, обеспечение эффективной занятости населения и увеличение его реальных доходов. Во-вторых, в процессе глобализации и интеграции экономики, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке именно малый бизнес требует меньше капитала по сравнению с крупными производителями, имеет возможность быстро адаптироваться к меняющимся требованиям

экономики. рыночной ситуации, а также возможности модернизации производственных мощностей [9].

Экономист П.З.Хошимов в своих научных взглядах определял безопасность предпринимательской деятельности как защиту субъекта предпринимательской деятельности на всех этапах его функционирования, прежде всего, от внутренних и внешних угроз, приводящих к экономическим, правовым и другим негативным последствиям[10]. Экономическая безопасность малого бизнеса и частного предпринимательства, основанная на оптимальном соотношении всех активов, позволяет предприятию вести стабильную деятельность, адекватно реагировать на трудности и угрозы, развиваться и совершенствоваться. Цели и задачи субъекта дают возможность сформировать приоритеты обеспечения экономической безопасности бизнеса. Мы также считаем, что малое предпринимательство и частное предпринимательство можно определить, оценивая следующие основные функциональные компоненты обеспечения экономической безопасности:

• значительное влияние факторов на функциональные компоненты;

• выявление влияния основных процессов, влияющих на обеспечение функциональных компонентов экономической безопасности;

• определение экономических показателей обеспечения функциональных составляющих экономической безопасности.

На наш взгляд, полная экономическая безопасность может быть достигнута за счет полного и эффективного использования внутренних ресурсов хозяйствующих субъектов. Для этого необходима эффективная организация управления ресурсами на всех уровнях и рациональное использование финансовых систем. Каждая из угроз, способных непосредственно повлиять на состояние экономической безопасности малого бизнеса и частного предпринимательства, наносит материальный, моральный и финансовый ущерб. Принятые меры и мероприятия по снижению и предотвращению выявленной угрозы позволяют свести ее к минимальному уровню.

В целях повышения эффективности экономической безопасности в малом бизнесе и частном предпринимательстве реализован комплексный подход по устранению угроз из десяти функциональных составляющих: финансовой, интеллектуальной, кадровой, технологической, правовой, энергетической, информационной и экологической. Эти факторы обеспечивают экономическую безопасность субъектов

предпринимательства и обеспечивают стабильность, безопасность и финансовую устойчивость отрасли. Реализовать меры по защите субъекта от угроз можно путем определения основных стратегических направлений нейтрализации угроз экономической безопасности субъектов предпринимательства (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные стратегические направления нейтрализации угроз в повышении эффективности экономической безопасности малого

№ Направление № Направление

1. Регулярный мониторинг со своевременным обнаружением внутренних и внешних угроз 6. Обеспечение технической и технологической безопасности

2. Реализация мер по обеспечению полной экономической безопасности в области прогнозирования, планирования и стабилизации. 7. Выявление факторов, влияющих на информационную безопасность, и принятие мер по их предотвращению.

3. Расчет количественных и качественных значений показателей финансовой безопасности хозяйствующего субъекта и определение потенциала риска и опасностей в информационном поле 8. Регламентирование хранениея документов и рассмотрение меры по их сохранению.

4. Контроль за информацией, составляющей коммерческую тайну хозяйствующего субъекта 9. Эффективное принятие решений в управлении, рассмотрение мер стимулирования

5. Осуществление профилактических мер 10. Обеспечение физической защиты руководства и сотрудников компании

В целом система экономической безопасности и меры, обеспечивающие ее эффективное функционирование, должны постоянно обновляться и пересматриваться. Для эффективной реализации мер экономической безопасности в хозяйствующих субъектах необходимо одновременно выполнять контрольные и координационные задачи в целях обеспечения экономической безопасности. В целях повышения эффективности экономической безопасности в малом бизнесе и частном предпринимательстве возможна классификация угроз и оценка экономической безопасности на основе классификаций, а также повышение эффективности систем производства и обслуживание субъектов малого предпринимательства.

В результате реформ по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте снизилась с 66,8 процента в 2016 году до 51,8 процента на сегодняшний день. Основная

причина снижения - увеличение объема добавленной стоимости в крупных субъектах предпринимательства. Здесь производится четверть всей промышленной продукции и 98,1% сельскохозяйственной продукции. Более 74 процентов нашего общего занятого населения работает в этом секторе. В 2022 году доля малого предпринимательства (бизнеса) в промышленности составила 25,9%, сельском, лесном и рыбном хозяйстве -97,0%, строительстве - 72,4%, экспорте - 29,5%, импорте - 49,4% и 51,5% доля в сфере чего?

Таблица 2

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях

экономики и его динамика [12]

№ Показатели 2016й 2017й 2018й 2019й 2020й 2021й 2022й

1. ВВП 66,8 65,3 62,4 56,0 55,7 54,9 51,8

2. Промишленность 45,3 41,2 37,4 25,8 27,9 27,0 25,9

3. Сельское, лесное и рыбное хозяйство 98,6 98,5 98,3 97,9 96,7 96,0 95,3

4. Сектор услуг 58,2 58,3 56,0 53,2 51,8 51,7 48,4

5. Строителство 66,9 64,8 73,2 75,8 72,5 72,4 72,4

6. Экспорт 26,0 22,0 27,2 27,0 20,5 22,3 29,5

7. Импорт 46,8 53,6 56,2 61,6 51,7 48,7 49,4

6. Занятость 78,2 78,0 76,3 76,2 74,5 74,4 74,4

В мировой практике ни одна страна мира, добившаяся высоких темпов экономического развития, не снизила значимость структур малого бизнеса в реализации политики, направленной на экономический рост. Структуры малого бизнеса важны для развития любой экономики, по сравнению с крупными и средними предприятиями они легче адаптируются к изменениям макроэкономической ситуации, что способствует сокращению оттока рабочей силы из определенного региона.

Сегодня структуры малого бизнеса все больше ориентированы на потребности потребителей, производят различные товары и услуги, характеризуются динамичным развитием и индивидуальными производственными особенностями. Ряд экономистов считают, что структуры малого бизнеса вводят конкуренцию на рынки, поскольку чем больше малых предприятий на рынках, тем ниже степень их монополизации. При этом крупный бизнес, как правило, стремится монополизировать рынок и ограничить механизм конкуренции.

Структуры малого бизнеса являются неотъемлемыми участниками инновационных процессов, реализуемых как в стране, так и за рубежом. Малые предприятия высоко динамичны и быстро адаптируются к инновациям, что позволяет им освоить производство инновационной продукции в гораздо более короткие сроки, чем средние и крупные предприятия. При этом малые предприятия наиболее уязвимы на рынке по сравнению со средними и крупными предприятиями, поскольку не

обладают крупным капиталом. Такая ситуация предполагает активную государственную поддержку развития малого бизнеса.

Государство оказывает существенное влияние на развитие структур малого бизнеса и формирует общие «правила игры» для всех хозяйствующих субъектов. Кроме того, взаимное сотрудничество бизнес-структур и государства позволяет «передать» часть функций государства бизнес-структурам, например, в рамках государственно-частного партнерства.

В условиях кризисных событий проблема экономической безопасности бизнес-структур становится актуальной. Высокий уровень налогов на бизнес-структуры, коррупционные правонарушения, снижение покупательной способности населения - все это влияет на уровень экономической безопасности государства. Отсутствие стабильности в развитии бизнес-структур негативно влияет на обеспечение экономической безопасности государства[13]. Наличие соответствующей институциональной среды, направленной на формирование конкурентоспособной экономики и развитие, отвечающее потребностям бизнес-структур, оказывает существенное влияние на институциональное обеспечение национальной экономической безопасности. Уровень инновационности государственной экономической системы также зависит от качества институциональной среды.

Таким образом, трансформация институциональной структуры происходит под влиянием экзогенных, эндогенных и комбинированных факторов. В условиях перехода к цифровой экономике можно отметить тенденцию приобретения реальных институтов виртуальной формы. В совершенствовании институциональных основ отношений экономической безопасности в Республике Узбекистан структуры малого бизнеса рассматриваются как экономическая основа развития не только отдельного региона, но и всей страны.

Выводы и предложения

1. Институциональной основой отношений экономической безопасности является совокупность взаимосвязанных формальных и неформальных институтов, которые систематизируют механизмы обеспечения стабильного, эффективного экономического развития и внедряют принципы, обеспечивающие пропорциональность интересов каждого из участников экономических отношений в государственном управлении.

2. Трансформация институциональной структуры происходит под влиянием экзогенных, эндогенных и комбинированных факторов. В условиях перехода к цифровой экономике можно отметить тенденцию приобретения реальных институтов виртуальной формы.

3. Одним из приоритетных направлений совершенствования институциональных основ отношений экономической безопасности являются структуры малого бизнеса и частного предпринимательства.

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. Газета "Народное слово" 21.12. 2022 год.

2. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. -Cambridge, 1971. -pp. 5-6.

3. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 1. - С. 16-27.

4. Абулкосимов Х,.П. Мамлакат иктисодий хавфсизлигини таъминлашнинг назарий жихдтлари. XXI аср: фан ва таълим масалалари" илмий электрон журнали. №3, 2018 йил.

5. Маъмуров Б.Х. Узбекистонда ракамли иктисодиётни ривожлантиришнинг концептуал асослари ва хориж тажрибаси. Иктисодиёт ва таълим журнали. 2020 йил № 4. -Б.44.

6. Disruptive technologies: Advances that will transform life, business and the global economy. McKinsey&Company -URL: http: //www.mckinsey.

7. Ясин Е. Институциональные ограничения модернизации, или приживется ли демократия в России? // Вопросы экономики. -2011. -№11. -С. 5.

8. Тожибоева Д. Ракамли иктисодиёт институционал назариянинг янги йуналиши сифатида. "Иктисод ва молия" журнали 2021, №1. -Б. 95.

9. Узбекистон Республикаси Президентининг "Ракамли иктисодиёт ва электрон хукуматни кенг жорий этиш чора-тадбирлари тугрисида" 2020 йил 28 апрелдаги ПК-4699-сон Карори

10. Хошимов П.З.. Тадбиркорликнинг иктисодий хавфсизлигини таъминлаш концепцияси ва тизими. "Иктисод ва молия" илмий журнали-Т.: 2015/11. 24-б

11. Муаллиф тадкикотлари асосида тузилган

12. Узбекистон Республикаси Президенти хузуридаги давлат статистика агентлиги маълумотлари.

13. Маматов А.А. Иктисодий хавфсизликнинг институтционал асосларини такомиллаштиришнинг хориж давлатлар тажрибаси "Иктисод ва молия" илмий журнали-Т.: 2023 йил №7 (167) сон 5-б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.