Научная статья на тему 'Совершенствование институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе'

Совершенствование институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / СПРОС НА ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закирова Э.О.

Целью статьи является выявление путей совершенствования институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе. В результате исследования инновационной деятельности и сложившегося институционального механизма управления инновациями в Республике Башкортостан сделан вывод, что система региональных институтов формирует не спрос, а предложение на инновации. В связи с этим предлагается институциональная концепция формирования спроса на инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе»

УДК 338.2

совершенствование институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе

Э. о. закирова,

экономист I категории E-mail: nfbgu@nfbgu. ru Национальный банк Республики Башкортостан

Целью статьи является выявление путей совершенствования институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионе. В результате исследования инновационной деятельности и сложившегося институционального механизма управления инновациями в Республике Башкортостан сделан вывод, что система региональных институтов формирует не спрос, а предложение на инновации. В связи с этим предлагается институциональная концепция формирования спроса на инновации.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность региона, спрос на инновации, институциональная среда, институциональный механизм управления.

Современная значимость исследования механизмов управления инновационной деятельностью обусловлена ролью инноваций в обеспечении экономического подъема российской экономики. Однако, несмотря на то, что развитие инновационной деятельности во многом определяется институциональным потенциалом экономики, возможности его использования в системе методов регионального регулирования инновационного процесса до сих пор еще не сложились.

Технологическое отставание отечественных промышленных предприятий от мирового уровня в значительной степени обусловлено тем, что при переходе от централизованной экономики к рыночной разрушенная (ранее существовавшая)

среда не была своевременно трансформирована в соответствии с рыночными требованиями. В итоге возникло такое серьезное негативное явление, как отторжение инноваций. Значительное число предприятий в регионах не связывает инновационных процессов с рыночной необходимостью, не ощущает в инновациях острой потребности. Инновации для них не выступают способом повышения конкурентоспособности.

Поэтому сохраняются проблемы, связанные с отстающим инновационным развитием страны. В результате основным направлением интенсификации инновационной деятельности становится формирование институционального механизма стимулирования спроса на инновации в регионах, который может действенно поспособствовать ускорению экономического роста.

В качестве объекта исследования была выбрана экономика Республики Башкортостан, так как республика обладает многоотраслевым развитым комплексом, относительно целостной системой воспроизводства, многопрофильной территориальной специализацией. Поэтому анализ ее инновационной системы позволяет вполне репрезентативно представить проблемы, свойственные большинству российских регионов.

Одна из тенденций, характерных для большинства российских регионов, заключается в том, что за период с 1992 по 2009 г. в Республике Башкортостан существенно снизилось число организаций,

-49

Сведения о состоянии инновационной деятельности в Республике Башкортостан

Год Число организаций, выполнявших исследования и разработки, ед. Удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в общем числе организаций), % Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, % Затраты на технологические новации, млн руб. * Затраты на выполнение научных исследований, млн руб. Численность персонала, выполняющего исследования и разработки, чел.

1992 105 — — — 21 918

1993 102 — — — — 19 276

1994 101 — — — 67,6 15 661

1995 97 — 2,1 405,9 149,3 13 961

1996 98 — 7,3 979,9 244,6 12 475

1997 87 — 4,5 517,7 305,7 11 272

1998 86 — 3,7 511,9 315,9 10 435

1999 84 3,6 1,6 365,7 471,4 10 034

2000 85 6,7 2,4 609,4 901,8 10 290

2001 78 6,6 2,0 1 213,1 1 321,0 10 241

2002 73 6,2 3,8 2 648,5 1 732,6 12 226

2003 68 11,4 1,7 6 162,7 1 931,8 10 090

2004 65 6,1 1,3 1 645,7 1 714,6 9 279

2005 63 8,0 3,7 2 101,1 1 711,0 8 415

2006 64 7,9 2,9 5 856,7 2 129,4 8 047

2007 71 11,7 3,0 5 917,4 3 023,3 8 281

2008 63 12,6 4,2 8 179,5 4 180,0 8 005

2009 60 13,4 4,5 11 674,8 3 276,0 7 543

Примечание, таблица составлена автором на основании данных Росстата. * До 1998 г — в млрд руб.

выполнявших исследования и разработки, в 2008 г. их количество составило лишь 57,1 % от показателя 1992 г. (см. таблицу). Численность персонала, выполняющего исследования и разработки, сократилась с 21 918 чел. в 1992 г. до 7 543 чел. в 2009 г. (что составляет 34,4 % от показателя 1992 г.).

В Республике Башкортостан на конец 2009 г. действовало более 180 инновационно активных предприятий, или 13,4 % от общего количества всех хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что в этом вопросе наблюдается позитивная динамика. Однако рост количества инновационно активных предприятий не сопровождается адекватным ростом доли инновационной продукции в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг.

На долю инновационной продукции приходится лишь около 3—4 % от общего ее объема (в передовых странах доля инновационно активных предприятий составляет 70—80 %). В то же время в стратегии развития республики к 2020 г. ставится достаточно сложно выполнимая задача: довести долю инновационной продукции до 30 %.

В 2009 г. основная доля инновационно активных организаций была представлена предприятиями, осуществляющими деятельность в области обрабатывающих производств (48,6 %), транспорта

50-

и связи (32,8 %), операций с недвижимым имуществом (в том числе деятельности, связанной с использованием информационных технологий), научных исследований и разработок (14,7 %).

Остается незначительной роль малого бизнеса в инновационной деятельности. Численность инновационных малых предприятий в общем количестве организаций республики в 2009 г. составляла лишь 0,8 %, доля их инвестиций в общереспубликанских инвестициях — 0,4 %, доля в общей отгруженной продукции — 0,9 %, доля в общей среднесписочной численности работников — 0,6 %. Такая ситуация сложилась из-за высокой концентрации производства, крайней ограниченности информации, отсутствия высококвалифицированных кадров, недоступности инфраструктуры научных организаций и научного оборудования, отсутствия поддержки экспортно ориентированного малого предпринимательства, отсутствия критической массы малых промышленных предприятий, выступающих звеном в кооперационных связях (например требуется организация не менее 15 малых предприятий вокруг крупного республиканского предприятия ОАО «Полиэф»).

Позитивным является ежегодный рост объемов затрат на выполнение научных исследований

и разработок, которые в 2009 г. превысили 5 млрд руб. Основными целями затрат на технологические инновации, которые в 2009 г. составили 15,7 млрд руб., являются приобретение машин и оборудования (4,75 млрд руб.) и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (3,28 млрд руб.). В то же время в доле этих затрат крайне незначительную часть составляет приобретение новых технологий (лишь 0,09 млрд руб.). Негативным моментом является и то, что основным источником средств на технологические инновации остаются собственные средства предприятий.

Анализ инновационного развития в регионе показывает, что одним из факторов, которые препятствуют развитию инновационной деятельности, является то, что значительное число предприятий не связывает инновационных процессов с рыночной необходимостью. Инновации не выступают способом повышения конкурентоспособности. До настоящего времени ключевым направлением в инновациях на предприятиях является оптимизация производственной деятельности именно в рамках существующих (а не новых) технологий.

Необходимо отметить и недостаточную роль технических наук, технического и технологического новаторства, что ведет к тому, что инновационная активность в промышленном секторе характеризуется низкими показателями.

Кризисные явления в экономике существенно отразились и на объемах кредитования. На развитие инновационной деятельности в республике в 2009 г. было предоставлено кредитов на 20 % ниже, чем в 2008 г. Это произошло из-за повышения средней процентной ставки по кредитам на инновации до 19,3 % (в 2008 г. ставка составляла 15,1 %).

Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что хотя Республика Башкортостан обладает существенным экономическим потенциалом (она находится в первой десятке регионов по объемам валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, налогов и сборов и др.), показатели его инновационной деятельности весьма скромны.

Автор полагает, что значительная часть проблем в инновационных процессах обусловлена институциональными факторами. Одно из самых слабых мест региональной инновационной политики — это не адекватная современным требованиям инвестиционно-инновационная система институтов, формирующих не спрос, а предложение на инновации. Поэтому автор считает, что эти про-

блемы более эффективно могли бы быть решены на основе институционального подхода, который бы стимулировал спрос на инновации, потребности в них. Очевидно, что назрела необходимость в формировании и реализации специального институционального управления на уровне региона в сфере инновационной деятельности для решения институциональных сбоев, которые препятствуют инновациям.

Институциональное управление инновационной деятельностью на уровне региона должно представлять собой целенаправленное воздействие на институты инновационной деятельности, которое реализуется через совокупность определенных принципов, функций и методов, в целях формирования не предложения инноваций, а спроса на них.

На взгляд автора, институциональный механизм формирования и управления спросом на инновации может быть представлен в виде совокупности двух элементов: правил и организаций (см. рисунок). Показано, что все элементы институционального механизма управления на современном этапе в основном ориентированы на предложение инноваций. Однако институциональный механизм должен включать правовые, экономические и организационные формы воздействия на инновационный спрос (например прямое участие в развитии инновационной инфраструктуры посредством: прямого бюджетного финансирования; образования и использования внебюджетных средств и фондов; выпуска займов и т. д.; установление льгот инновационным предприятиям, работающим на насыщение внутреннего рынка; разнообразной правовой и финансовой поддержки предпринимателей, участвующих в инновационном развитии и обеспечивающих наполнение рынка инновационными товарами). Одну из ведущих ролей в рассматриваемом институциональном механизме играет государство, которое осуществляет регулирование инновационной сферы с помощью прямых и косвенных методов. Пока, на взгляд автора, превалируют прямые методы государственного стимулирования предложения инноваций, которые осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми в целях непосредственного содействия инновациям.

Структура институционального механизма управления формирования и управления спросом на инновации

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), хозяйствующим субъектам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений, предусматривающих: разделение труда между исполнителями; характер материального вознаграждения; взаимные обязательства и экономические санкции.

Однако в государственном регулировании спроса на инновации более существенную роль могли бы сыграть косвенные методы, которым уделяется неоправданно мало внимания. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. К косвенным мето-

дам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы для потребителей инноваций. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок; в снижении ставок налога на добавленную стоимость, налога на имущество и землю для научно-технических организаций; в уменьшении в течение определенного периода времени налогооблагаемой прибыли, получаемой хозяйствующими субъектами от использования новшеств. Эффективными (при определенных условиях) могут быть такие косвенные методы государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов с низкой процентной ставкой потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Формирование и развитие институционального механизма управления инновационной деятельностью в наибольшей степени возможно, на взгляд автора, за счет разработки и реализации определенных концепций. К таким концепциям автор предлагает отнести концепцию формирования спроса

на инновации, основанную на институциональном подходе.

Сутью предлагаемой концепции является формирование комплексной и, что самое главное, сбалансированной институциональной среды инновационной деятельности. Принципами формирования и реализации этой концепции являются:

— максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке инновационных субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости;

— баланс интересов государства и бизнеса, достигаемый формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов инновационной системы с последующим тиражированием технологий инновационного и синергетического менеджмента и технологий финансирования на другие субъекты, создаваемые на коммерческой основе;

— использование в инновационной системе технологий и форм государственной и негосударственной поддержки;

— стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов.

Одним из существенных положений концепции является достижение баланса между институтами стимулирования и принуждения к формированию потребности в инновациях. «Мягкие» инструменты принуждения к инновационной деятельности могут дать существенный эффект. Поэтому возможно более широкое использование таких институциональных инструментов, как технологические коридоры, ограничение государственной поддержки, директивные задания для государственных предприятий, допуск иностранных предприятий на условиях локализации инноваций.

Список литературы

1. Юсупов К. Н., Янгиров А. В. Стратегия модернизации и повышение потенциала регионов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 5. С. 17—24.

2. Янгиров А. В., Аюпова И. Р. Пути повышения эффективности инновационной деятельности предприятий в Республике Башкортостан. Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Тобольск. 20.11.2009. Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет». 2009. С. 145—146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.