ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 330.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
IMPROVING THE INSTITUTIONAL MECHANISM FOR ENSURING THE INFORMATION SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
© Коблова Юлия Александровна
Yuliya A. Koblova
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики и экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Cand.Sc. (Economics), associate professor at the department of institutional economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
В статье исследуются институциональные аспекты обеспечения информационной безопасности государства. Раскрыта сущность и роль институционального механизма в обеспечении информационной безопасности государства. Дана оценка институциональному обеспечению информационной безопасности в России. Выделены проблемы и предложена система мер по совершенствованию институционального механизма обеспечения информационной безопасности страны.
Ключевые слова: институты, институциональный механизм, информационная безопасность, интернет-пространство.
The paper examines the institutional aspects of ensuring information security of the state. The author reveals the essence and role of institutional mechanism in ensuring state information security, evaluates the institutional mechanism of ensuring information security in Russia, highlights major challenges, and suggests a system of measures to improve the institutional mechanism to ensure information security.
Keywords: institutions, institutional mechanisms, information security, internet space.
Обеспечение информационной безопасности государства - это достаточно новая государственная функция с еще не установившимся объемом и содержанием методов и инстру-
ментов. Ее формирование обусловлено необходимостью защиты общества и государства от информационных угроз, связанных с развитием новейших информационно-коммуникаци-
онных технологий. Масштабы негативных последствий этих угроз для государств, организаций, людей уже осознаны мировым сообществом, поэтому важнейшей задачей государства является разработка системы мер по их предотвращению и нейтрализации. Немаловажную роль в достижении информационной безопасности государства играет институциональный механизм ее обеспечения. Эффективность институциональной системы, реализующей общественные интересы, является залогом их гармонизации в целях обеспечения высших государственных интересов, в том числе национальной и информационной безопасности.
Напомним, что институты - это порожденные человеческим сознанием и опытом правила взаимодействий («правила игры») в обществе, ограничения и предпосылки развития в политике, социальной сфере и экономике. Институтами, поддерживающими долговременный экономический рост, являются законы и правила, формирующие побудительные мотивы и механизмы. Институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой. Институты, гарантирующие информационную безопасность, известны: верховенство закона, независимый и компетентный суд, отсутствие коррупции и др.
Институциональный механизм обеспечения информационной безопасности представляет собой особую структурную составляющую хозяйственного механизма, обеспечивающую создание норм и правил, регулирующих взаимодействие различных экономических субъектов в информационной сфере по предотвращению угроз информационной безопасности. Институциональный механизм приводит в действие институты (формальные и неформальные), структурирует взаимодействия субъектов, осуществляет контроль над соблюдением установленных норм и правил.
Сущность институционального механизма проявляется через его функции. О.В. Иншаков и Н.Н. Лебедева считают, что институциональный механизм выполняет следующие функции, которые применимы и к механизму обеспечения информационной безопасности:
1) интеграция агентов в один институт с целью осуществления совместной деятельности в рамках общих статусов и норм;
2) дифференцирование норм и статусов, а также субъектов и агентов разных институтов на разделяющие и игнорирующие их требования; регламентация взаимодействия институ-
та и его агентов в соответствии с установленными требованиями;
3) осуществление перевода новых требований в реальную практику;
4) обеспечение воспроизводства рутинных инноваций;
5) субординация и координация отношений между субъектами, которые принадлежат к разным институтам;
6) информирование субъектов о новых нормах и об оппортунистическом поведении;
7) регулирование деятельности субъектов, разделяющих и отвергающих требования, определенные институтом;
8) контроль за выполнением норм, правил и соглашений [1].
Таким образом, институциональный механизм обеспечения информационной безопасности включает законодательную основу и обеспечивающие ее институциональные структуры. Совершенствование данного механизма включает в себя реорганизацию законодательной основы информационной безопасности и институциональных структур противодействия угрозам информационной безопасности.
В институциональный механизм обеспечения информационной безопасности входит: принятие новых законов, которые учитывали бы интересы всех субъектов информационной сферы; соблюдение баланса созидательной и ограничительной функций законов в информационной сфере; интеграция России в мировое правовое пространство; учет состояния сферы отечественных информационных технологий.
К настоящему времени в России сформирована законодательная база в области информационной безопасности, включающая:
1. Законы Российской Федерации: Конституция РФ, «О безопасности»; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О государственной тайне», «О внешней разведке», «Об участии в международном информационном обмене», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об электронно-цифровой подписи» и др.
2. Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации: Доктрина информационной безопасности РФ; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, «Об основах государственной политики в сфере информатизации», «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и др.
3. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: «О сертификации
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
средств защиты информации», «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
4. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
За последние годы в России реализован
комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности. Реализованы мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Ведутся работы по защите специальных информационно-телекоммуникационных систем. Эффективному решению проблем информационной безопасности РФ способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.
Государственная техническая комиссия при Президенте РФ проводит единую техническую политику и координирует работы в сфере защиты информации, стоит во главе государственной системы защиты информации от технических разведок и обеспечивает защиту информации от утечки по техническим каналам на территории России, отслеживает эффективность принимаемых мер защиты.
Важную роль в системе информационной безопасности страны играют государственные и общественные организации: они осуществляют контроль за государственными и негосударственными средствами массовой информации.
Вместе с тем уровень информационной безопасности России не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. В условиях информационного общества обостряются противоречия между общественной потребностью в расширении и свободе обмена информацией, с одной стороны, и необходимостью сохранить отдельные регламентированные ограничения на ее распространение.
В настоящее время отсутствует институциональное обеспечение закрепленных в Конституции РФ прав граждан в информационной сфере (на неприкосновенность частной жизни, личную тайну, тайну переписки и др.). Остав-
ляет желать лучшего защита персональных данных, которые собираются федеральными органами власти.
Отсутствует четкость проведения политики государства в сфере формирования информационного пространства РФ, средств массовой информации, международного информационного обмена и интеграции России в мировое информационное пространство.
Совершенствование институционального механизма информационной безопасности государства, на наш взгляд, должно быть направлено на решение следующих важных проблем.
1. Декларативность информационного законодательства.
Слабая практическая направленность современного российского законодательства в информационной сфере создает проблемы правового и методологического характера. Высказываются мнения о том, что Доктрина информационной безопасности РФ не имеет прикладного значения, содержит множество неточностей и методологических ошибок. Так, объектами информационной безопасности в Доктрине признаются интересы, личность, общество, государство - понятия, не сопоставимые между собой. Многие ученые обращали внимание на недопустимость принятия в качестве объекта информационной безопасности защиты интересов, а не их носителей [2, с. 9].
Применение этих категорий, содержание которых неопределенно, в законодательном документе не вполне неуместно [3, с. 54]. Например, субъекты права - это юридические и физические лица, организации, лица без гражданства, исполнительные органы власти. Категория «государство» включает в себя территорию страны, ее население (нации), политическую власть, конституционный строй.
В Доктрине информационной безопасности РФ источниками угроз информационной безопасности признается:
- деятельность иностранных структур;
- разработка концепций информационных войн рядом государств;
- стремление ряда стран к доминированию и др.
По мнению Г. Атаманова, источником может являться объект или субъект, принимающий участие в информационном процессе или способный повлиять на него в той или иной мере. Например, в американском законодательстве источники угроз информационной инфраструктуры включают: хакеров, настроенных против США; террористические группы; государства, против которых может быть направлена антитеррористическая операция;
хакеров, любопытствующих или самоутверждающихся [4, с. 5].
Недостатки и рамочный характер Доктрины снижают эффективность и ограничивают сферу ее применения, задают неверное направление развития законодательства в информационной сфере и все больше запутывают его.
Для должного обеспечения информационной безопасности необходимо создание соответствующей системы правовых отношений, что, в свою очередь, невозможно без пересмотра категориального аппарата, доктринально-го и концептуального фундамента законодательства в информационной сфере.
2. Разрыв между законодательством и практикой в информационной сфере.
Огромная пропасть между законодательством и практикой в информационной сфере объективно существует из-за стремительности и масштабности развития информационных технологий и Интернета, мгновенно порождающих новые угрозы. Законодательный процесс, наоборот, долог и тернист. Поэтому в современных условиях необходимы механизмы, позволяющие согласовать разработку законов с реалиями развития информационных технологий и информационного общества. Важно, чтобы отставание не было слишком большим, так как это чревато снижением или потерей информационной безопасности.
Преодоление разрыва между практикой и законодательством в информационной сфере необходимо для снижения и нейтрализации угроз информационной безопасности, возникающих из-за опережения развития информационных технологий и возникновения вакуума в законодательстве.
3. Отсутствие наднациональных институтов, гарантирующих информационную безопасность.
Невозможно противостоять преступлениям, совершаемым в Интернете, силами одной страны. Запретительные меры, вводимые на национальном уровне, не будут действенными, так как нарушители могут находиться за границей. Для борьбы с ними необходима консолидация усилий на международном уровне и принятие международных правил поведения в интернет-пространстве. Подобные попытки предпринимались. Так, Будапештская конвенция Совета Европы допускала преследование нарушителей на территории другого государства без предупреждения его властей. Именно поэтому многие страны сочли неприемлемым ратифицировать данный документ.
Модельный закон «Об основах регулирования Интернета», одобренный на пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, устанавливает порядок государственной поддержки и регулирования Интернета, а также правила определения места и времени совершения юридически значимых действий в сети. Кроме того, в законе регламентируется деятельность и ответственность операторов услуг.
Необходимо отметить и ратификацию документа, разрешающего обмен конфиденциальной информацией на территории России, Беларуси и Казахстана. Речь идет о протоколе, который определяет порядок предоставления сведений, содержащих конфиденциальную информацию, для расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Это очень важное соглашение государств - участников Таможенного союза, которое позволяет совместно выработать и отстроить защитные антидемпинговые и компенсационные меры. Таким образом, на сегодняшний день организована прочная нормативная база, которая создает принципиально новый наднациональный орган, уполномоченный не только проводить расследования, собирать доказательственную базу, но и защищать ее от утечек, определяя порядок предоставления.
Формирование наднациональных институтов в информационной сфере позволит преодолеть ограниченность национальных законодательств в борьбе с информационными преступлениями.
4. Отсутствие институтов интернет-пространства.
В настоящее время в международном праве должны появиться такие новые институты, регулирующие взаимодействие субъектов в интернет-пространстве, как «электронная граница», «электронный суверенитет», «электронное налогообложение» и другие. Это будет способствовать преодолению латентного характера киберпреступности, т.е. увеличению раскрываемости киберпреступлений.
5. Развитие частно-государственного партнерства в информационной сфере.
В связи со стремлением правительственных организаций публиковать отчеты о состоянии своей системы информационной безопасности возникает интересная дилемма. С одной стороны, эти публикации отражают усилия государства по поддержанию системы кибербезопасности на должной высоте. Казалось бы, такой результат должен вести к более эффективной структуре расходов на кибербе-зопасность. Но, с другой стороны, публикация информации о недостатках системы кибербе-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
зопасности государственных организаций с большей вероятностью делает их уязвимыми для атак хакеров, что влечет за собой потребность в большем количестве ресурсов для их отражения и предотвращения.
Самой большой проблемой в обеспечении сотрудничества и обмена информацией, связанной с безопасностью, между государственными агентствами и корпорациями Гордон и Лоеб считают проблему «безбилетничества» (//тее-^ет). Казалось бы, поскольку безопасность компьютерных сетей зависит от действий каждого участника, подобное сотрудничество является оптимальным способом увеличить эффективность средств, затрачиваемых на обеспечение кибербезопасности. Успешный обмен информацией и опытом в области кибербезопасности мог бы дать возможность координировать такую деятельность на национальном и международном уровнях. Но в реальности боязнь фирмы потерять конкурентные преимущества, участвуя в подобном сетевом сотрудничестве и предоставляя полную информацию о себе, приводит к укло-
нению от предоставления полной информации. Изменить ситуацию здесь может только развитие государственно-частного партнерства на основе введения достаточно значимых экономических стимулов.
Таким образом, институциональный механизм обеспечения информационной безопасности государства предполагает формирование законодательных основ и институциональных структур, ее обеспечивающих. Для совершенствования институционального механизма и формирования новой архитектуры экономической безопасности в условиях информационной экономики предложена система мер, включающая: преодоление декларативного характера законодательства и сокращение разрыва между законодательством и практикой в информационной сфере, формирование наднационального законодательства в информационной сфере, создание новых институтов, определяющих рамки взаимодействия и правил поведения в интернет-пространстве.
Библиографический список (References)
1. Иншаков О.В., Лебедева Н.Н. Хозяйственный и институциональный механизмы: соотношение и взаимодействие в условиях социально-рыночной трансформации российской экономики // Вестник С.-Петерб. гос. унта. Сер. 5. 2008. Вып. 4 (№ 16).
2. Дзлиев М.И., Романович А.Л., Урсул А.Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М., 2001.
3. Атаманов Г. А. Информационная безопасность в современном российском обществе (социально-философский аспект): дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006.
4. Кононов А. А., Смолян Г. Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? // Информационное общество. 2002. № 1.
1. Inshakov O.V., Lebedeva N.N. (2008) Khozyaystvennyy i institutsional'nyy mekhaniz-my: sootnosheniye i vzaimodeystviye v usloviyakh sotsial'no-rynochnoy transformatsii rossiyskoy ekonomiki [Economic and institutional mechanisms: correlation and interaction in the context of social and market transformation of the Russian economy] // Vestnik S.-Peterb. gos. un-ta. Ser. 5. Vyp. 4 (№ 16).
2. Dzliyev M.I., Romanovich A.L., Ursul A.D. (2001) Problemy bezopasnosti: teoretiko-metodologicheskiye aspekty [Security challenges: theoretical and methodological aspects]. M.
3. Atamanov G.A. (2006) Informatsionnaya bezopasnost' v sovremennom rossiyskom ob-shchestve (sotsial'no-filosofskiy aspekt) [Information security in the modern Russian society (socio-philosophical aspect)]. Volgograd.
4. Kononov A.A., Smolyan G.L. (2002) In-formatsionnoye obshchestvo: obshchestvo total'nogo riska ili obshchestvo garantirovannoy bezopasnosti? [The information society: society of total risk or guaranteed security ?] // Informat-sionnoye obshchestvo. № 1.