Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры безопасности / правоохранительные органы / правоохранительная деятельность / совер-шенствование законодательства. / чорањои амниятї / маќомоти њифзи њуќуќ / фаъолияти њифзињуќуќї / мукаммалсозии қонунгузорӣ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усачева Е.А.

Статья посвящена дискуссионной, в современной науке уголовного права проблеме, обеспече-ния безопасности должностных лиц правоохранительных органов в России. Автор анализиру-ет действующее законодательство в сфере обеспечения мер безопасности, применяемых к ука-занной категории должностных лиц. Выражается авторская точка зрения на внесенные изме-нения в Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и их уголовно-правовое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усачева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INSTITUTION OF SECURITY MEASURES IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF RUSSIA

Маќола ба масъалаи бањсбарангези илми муосири њуќуќи љиноятї оид ба таъмини амни-яти шахсони мансабдори маќомоти њифзи њуќуќи Россия бахшида шудааст. Муаллиф ќонунгузории амалкунандаро дар соњаи таъмини чорањои амниятие, ки нисбати ин кате-горияи шахсони мансабдор татбиқ мешаванд, таҳлил намудааст. Нуќтаи назари муаллиф оид ба ворид намудани таѓйиру иловањо ба Ќонуни федералї аз 20 апрели соли 1995 № 45-ФЗ «Дар бораи њифзи давлатии судяњо, шахсони мансабдори маќомоти њифзи њуќуќ ва назорат» ва ањаммияти њуќуќї-љиноятии онњо баён шудааст.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ»

УДК 343.01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

МУКАММАЛСОЗИИ ИНСТИТУТИ ЧОРАХ,ОИ АМНИЯТЙ ДАР ЦОНУНГУЗОРИИ

ЧИНОЯТИИ РОССИЯ

IMPROVING THE INSTITUTION OF SECURITY MEASURES IN THE CRIMINAL

LEGISLATION OF RUSSIA

Усачева Е.А. Usacheva E.A.

Адъюнкт кафедры уголовной политики факультета подготовки

научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, старший лейтенант полиции Адъюнкти кафедраи сиёсати циноятии факултети тайёр намудани кадруои илмй ва илмй-педагогии Академияи идоракунии

ВКД Россия, лейтенанти калони политсия Adjunct of the Department of Criminal Policy of the Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Police Senior Lieutenant

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Тахассуси илмй: 12.00.08 - хукуки чиноятй ва криминология; хукуки ичрои чазои чиноятй.

Scientific specialty: 12.00.08 - criminal law and criminology; penal law.

Рецензент: Мартыненко Н.Э. - профессор кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, полковник полиции (научный руководитель).

Такриздщанда: Мартиненко Н.Э. - профессори кафедраи сиёсати чиноятии Академияи идоракунии ВКД Россия, доктори илмхои хукукшиносй, профессор, полковники политсия (рохбари илмй).

Reviewer: Martynenko N.E. - Professor of the Department of Criminal Policy of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor, Police Colonel (scientific director).

Аннотация: Статья посвящена дискуссионной, в современной науке уголовного права проблеме, обеспечения безопасности должностных лиц правоохранительных органов в России. Автор анализирует действующее законодательство в сфере обеспечения мер безопасности, применяемых к указанной категории должностных лиц. Выражается авторская точка зрения на внесенные изменения в Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и их уголовно-правовое значение.

Ключевые слова: меры безопасности, правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, совершенствование законодательства.

Аннотатсия: Макола ба масъалаи бахсбарангези илми муосири хукуки чиноятй оид ба таъмини амнияти шахсони мансабдори макомоти хифзи хукуки Россия бахшида шуда-аст. Муаллиф конунгузории амалкунандаро дар сохаи таъмини чорахои амниятие, ки нис-

E-mail:

ketrinoketi@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4749-8566

Осори Академияи ВКД Цумхурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

бати ин категорияи шахсони мансабдор татби; мешаванд, тахлил намудааст. Нуктаи назари муаллиф оид ба ворид намудани тагйиру иловахо ба ^онуни федералй аз 20 апрели соли 1995 № 45-ФЗ «Дар бораи хифзи давлатии судяхо, шахсони мансабдори макомоти хифзи хукук ва назорат» ва ахаммияти хукукй-чиноятии онхо баён шудааст.

Вожауои калиди: чорахои амниятй, макомоти хифзи хукук, фаъолияти хифзихукукй, мукаммалсозии конунгузорй.

Annotation: The article is devoted to the debatable problem in the modern science of criminal law of ensuring the security of law enforcement officials in Russia. The author analyzes the current legislation in the field of security measures applied to this category of officials. The author's point of view is expressed on the amendments to the Federal Law of April 20, 1995 No. 45-FZ "On State Protection of Judges, Officials of Law Enforcement and Supervisory Bodies" and their criminal legal significance.

Key words: security measures, law enforcement agencies, law enforcement, improvement of legislation.

Новые реалии современного мира диктуют новые условия реализации государственной политики. Мировые процессы гуманизации и глобализации оказывают воздействие на все сферы жизни общества, в том числе, и на правовую. Бесспорен и тот факт, что сегодня государственная власть стремиться к приведению национального законодательства в такой вид, который отвечал бы всем требованиям и стандартам, закрепленных в международно- правовых актах.

Регулирование общественных отношений посредством права между государством и обществом представляется невозможным без связующего звена. Таким звеном выступают правоохранительные органы, деятельность которых основывается на соблюдении прав и свобод человека и гражданина при обеспечении охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Юридическая наука неоднократно обращает фокус своего внимания на вопросы взаимодействия личности и государства. Современные научные деятели, такие как Е.В. Виноградова [7], С.Н. Кожевников [6], Н.Э. Мартыненко [8] и другие правоведы, при анализе проблемы взаимоотношений государства и государственных служащих в правовой плоскости, определяют в качестве «почвы» таких отношений - конституционные права и свободы. Однако проблема взаимодействия права, личности и государства

не исчерпывается данными вопросами, она гораздо масштабнее.

Правоохранительные органы обеспечивают реализацию законодательства, являясь исполнительным органом власти, они выступают своеобразным гарантом не только безопасности граждан, но и государства в целом. В ходе исполнения своих обязательств, предусмотренных законодательством РФ, должностные лица правоохранительных органов ежедневно сталкиваются с активным противодействием со стороны криминальных элементов общества, которые могут создавать реальную угрозу их здоровью, жизни. Ввиду чего отношения, складывающиеся между государством и должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов, имеют как общие черты (конституционного характера: уважение и соблюдения прав и свобод человека и гражданина), так и свои особенности (специальный правовой инструментарий, например, государственная защита).

Установление баланса между интересами личности и государства, представляется сегодня приоритетным направлением в национальной политики РФ, а изменения, происходящие в политической, правовой, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества лишь актуализируют проблему совершенствования механизма охраны и защиты должностных лиц правоохранительных органов.

Сотрудничество Российской Федерации с другими странами в рамках работы в

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

международных организациях, например, таких как: ООН, Интерпол, СНГ, «Группа восьми», ПСП Россия-ЕС, Совет Европы, Совет Россия-НАТО, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов по обеспечению безопасности стран-участников, является примером правовой интеграции. При этом вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью, являются основополагающими, обуславливающими правотворческую и правоприменительную деятельность этих стран.

Так, Всеобщая декларация прав человека [1], которая была принята еще в 1948 году закрепила на международной арене обязанность всех государств признать, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира, является человеческое достоинство, которое присуще «всем членам человеческой семьи». При этом, именно «закон», в широкой его трактовке, призван в своем главенстве охранять государственную власть. Учитывая, что правоохранительные органы играют важную роль в поддержании правопорядка и охраны прав и законных интересов граждан, они нуждаются в определенной защите со стороны государства, того, чью волю они исполняют. При этом правоохранительные органы выступают своеобразным гарантом незыблемости государственной власти.

Должностные лица правоохранительных органов являются специальными субъектами, которые, с одной стороны, призваны обеспечить правопорядок на территории государства, а с другой, в тот момент, когда происходит активное посягательство на охраняемых законом общественные отношения и возникает возможная угроза их безопасности со стороны криминальной среды, посягающей на эти отношения, становятся перед выбором: обеспечить свою безопасность или безопасность гражданина. Так происходит конфликт интересов - служебных обязанностей и неотъемлемых конституционных прав (на жизнь и здоровье). Должностные лица правоохранительных органов, «принимая удар на себя», обеспечивают защищенность граждан от преступных проявлений, однако, являясь гражданами своего государства и имея такие же пра-

ва и свободы, как и рядовой гражданин, они вынуждены нивелировать их значимость для того, чтобы в полной мере выполнить возложенные на них обязанности.

Несмотря на то, что законодательно система правоохранительных органов не закреплена [12, а 142], правовой статус конкретного правоохранительного органа находит свое закрепление в одноименном федеральном законе, а также в нормативно-правовом акте ведомства, к которому он относится, где и определены его функции и правомочия. Такого рода деятельность, как правоохранительная, является управленческой, что подразумевает под собой возможность, основанную на правовых предписаниях, ограничивать в правах граждан, что создает благоприятную почву для конфликтных ситуаций. Кроме того, защищая права одних лиц, должностные лица правоохранительных органов ограничиваются в правах сами, ввиду чего ставят себя под угрозу возможного негативного (противоправного) воздействия, связанного с их служебной деятельностью. Из чего логически вытекает необходимость обеспечения безопасности самих должностных лиц.

Именно поэтому не менее важным направлением обеспечения безопасности граждан, является направление по реализации института мер безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных органов. Нельзя говорить о реализации государственной политики по охране прав и свобод человека и гражданина, пока исполнительные органы власти, призванные ее обеспечивать, сами не защищены. Такое положение дел является вполне логичным, ведь связующим звеном между государством и личностью выступают правоохранительные органы, именно они занимают роль «посредника» в трансляции взаимных интересов.

Институт мер безопасности в современной России представлен широким спектром правового инструментария. Конкретизированный перечень мер безопасности, применяемых в отношении правоохранительного органа, закреплен в ст. 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранитель-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

ных и контролирующих органов» [3] (далее - ФЗ № 45), а мер безопасности, применяемых в отношении участников уголовного судопроизводства - в ст.6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [4] (далее - ФЗ № 119). Оба нормативно-правовых акта именуют лиц, в отношении которых применяются данные меры безопасности, как «защищаемые лица».

Отметим, что ФЗ № 119 был принят через девять лет после принятия ФЗ № 45, это позволяет говорить о том, что уголовная политика того времени была направлена прежде всего на охрану судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (и их близких) в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей [13, а 131], а уже позднее - на охрану участников уголовного производства.

Видеться, что законодатель, учитывая современные реалии и преследуя цель гармонизации законодательства, внес изменения, в соответствии с которыми сведения об имуществе защищаемого лица наравне со сведениями о личности, должны носить конфиденциальный характер, что детерминировано стремлением достижения баланса между особым служебным (профессиональным) статусом и процессуальным.

Учитывая, что структурирование УК РФ, а именно конкретная последовательность и порядок расположения разделов, глав и статей в нем, отражает иерархию общественных правоохраняемых ценностей. Составы преступлений, в которых употребляется термин «меры безопасности» (ст.311, 320 УК РФ) [2], относятся к главам 31-32 УК РФ, которые расположены позже главы 21, которая включает в себя преступления против собственности.

При этом важно отметить, что Федеральным законом РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми охране подлежит не только личность и ее жилище, но и «имущество» защищаемого лица. Подобного рода новелла является примером расширения перечня охраняемых благ должностных лиц правоохранительных органов. Так, законодатель пытается свести к минимуму

количество незащитных объектом, имеющих ценность для защищаемого лица и через воздействие на которые может быть оказано опосредованное давление на должностное лицо при принятии решения по вопросам служебного характера, что может подорвать авторитет государственной власти и дестабилизировать нормальное функционирование правоохранительной системы.

Бесспорен и тот факт, что имущество должностных лиц, рассматриваемой категории граждан, действительно нуждалось в особой охране. Учитывая, что уголовное законодательство в качестве объекта охраны рассматривает общественные отношения в сфере экономики, необходимость признания имущества в качестве объекта охраны мерами безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного органа, не вызывает сомнения.

Имущество является фундаментальным понятием отечественной цивилистики, ввиду того, что оно выражает универсальную характеристику, базы общественных отношений. В УК РФ неоднократно можно встретить понятие «имущество», однако наиболее контрастно оно отражается в ст. 104.1 «Конфискация имущества», из смысла диспозиции которого следует, что конфискации подлежит лишь имущество, добытое преступным путем, из чего следует, что право собственности на какую-то вещь материального мира, не влияет на решение вопроса обращении ее в пользу государства. Что позволяет говорить о том, что имущество в уголовно-правовом аспекте шире понятия собственности. Поэтому включения «имущества» в качестве объекта охраны мерами безопасности вполне оправдано.

Нам представляется, что законодатель преследовал цель не допустить необоснованного сужения объектов (предметов) охраны, ввиду чего и закрепил понятие «имущество», а не «собственность», так как охране должны подлежать вещи материальные мира, находящиеся у лица, вне зависимости от их гражданско-правового статуса (собственности), так как в результате противоправного посягательства на материальные блага защищаемого лица могут пострадать

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон. № 1 (53)- 2022

объекты, не принадлежащие ему на праве собственности.

Данная новелла законодательства может быть рассмотрена в качестве правовой нормы, направленной на превенцию преступлений против собственности.

Сам институт «мер безопасности», как отмечалось нами раннее, связан с обеспечением безопасности должностных лиц правоохранительных органов. Поэтому нельзя обойти стороной и изменения, касающиеся целевого предназначения мер безопасности.

Старая редакция ст.5 ФЗ № 45 предусматривала диспозитивный характер применения мер безопасности, т.е. на усмотрение органа, обеспечивающего безопасность, о чем свидетельствует формулировка «могут применяться». На сегодняшний день данное положение было изменено - «применяются», что позволяет говорить об ужесточении охраны защищаемых, которая теперь носит императивный характер.

Складывающиеся современные реалии в криминальной среде детерминируют необходимость дальнейшего совершенствования законодательной регламентации процессов, связанных с обеспечением безопасности внутри государства, а именно: поиск и разработка новых организационно-правовых средств и мер, которые способствовали бы преобразованию действующего механизма обеспечения безопасности.

Таким образом, в России институт мер безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных органов в качестве закрепленного на законодательном уровне инструмента по обеспечению высокого уровня защищенности граждан, находит свое отражения не только в различных нормах УК РФ, но и иных нормативно-правовых актах. Однако, частичная нормативно-правовая неопределенность, доктринальная незакрепленность института мер безопасности, а также отсутствие его понятийно-категориального аппарата, де-

терминируют необходимость дальнейшего совершенствования данного института. Его востребованность условиях современного российского общества обусловлена рядом причин:

Во-первых, неослабевающими процессами, связанными с дестабилизацией общественно-политической жизни, преодоление которых возможно лишь в рамках «правового поля».

Во-вторых, необходимостью обеспечения деятельности должностных лиц правоохранительных органов собственным правовым инструментарием, способствующим беспрепятственному осуществлению управленческой деятельности и поддержанию правопорядка на территории государства.

В-третьих, предписаниями, содержащимися в международных документах [5] приравнивают уровень опасности деяний, посягающих на безопасности должностных лиц правоохранительных органов по своей значимости к деяниям, посягающим на стабильное функционирование жизнедеятельности общества в целом, тем самым представляющим угрозу национальной безопасности.

В-четвертых, меры безопасности призваны обеспечить состояние защищенности должностных лиц, вышеназванных органов и их близких, так как осуществляя свою служебную деятельность они рискуют своей жизнью, здоровьем и имуществом, при этом не перестают быть гражданами своей страны, имеющими такие же права, как и рядовые граждане.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что институт мер безопасности призван устранить диссонанс, возникающий в сфере охраны прав и свобод человека, возникающий при реализации должностными лицами своих служебных обязанностей, путем поиска наиболее оптимального соотношения частных и публичных интересов.

Использованная литература

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 05 апреля 1995. № 67.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 01.07. 2021) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1455.

4. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ред. от 28.06. 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.

5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: сб. стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (Нью-Йорк, 1992) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/firearms.shtml

6. Виноградова, Е.В. Суверенитет: государство - личность - государство Российская модель / Е. В. Виноградова, С.И. Захарцев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 1. - С. 156-163.

7. Кожевников, С.Н. Личность и государство: политико-правовая действительность / С.Н. Кожевников, Ю.С. Кожевникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2014. -№ 2. - С. 20-22.

8. Мартыненко, Н.Э. Обеспечение безопасности личности -главная задача современной российской уголовной политики / Н.Э. Мартыненко, Р.А. Журавлев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 2(42). - С. 225-231.

9. Оленев, С. Б. Охрана прав и свобод человека и гражданина - принцип российского уголовного судопроизводства: дисс. ... к.ю.н: 12.00.09 / Сергей Борисович Оленев. - Ижевск, 2005. - 205 с.

10. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека: Краткий учебный курс / А. В. Стремоухов. -М.: НОРМА, 2006. - 350 с.

11. Фадеев, П.В. О проблемах соотношения охраны, защиты и обеспечения прав участников уголовного судопроизводства / П. В. Фадеев // Общество и право. - 2013. - № 4(46). - С. 149-153.

12. Уголовная политика Российской Федерации: в 2-х ч.: учебник / под ред. Заслуженного юриста Рос. Федерации, д-ра юр. наук, проф. Л.И. Беляевой. - М.: Академия управления МВД России, 2020. Ч.2.

- 264 c.

13. Мартыненко Н.Э. Уголовно-правовая охрана потерпевшего: дисс. ... д.ю.н.: 12.00.09 / Наталья Эдуардовна Мартыненко. - М., 2015. - 508 с.

References

1. Universal Declaration of Human Rights: adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948 // Rossiyskaya Gazeta. April 05, 1995. No. 67.

2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 01.07.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - Art. 2954.

3. Federal Law of 20.04.1995 No. 45-FZ "On state protection of judges, officials of law enforcement and regulatory bodies" (as amended on 01.07. 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 1995. -No. 17. - Art. 1455.

4. Federal Law of 20.08.2004 No. 119-FZ "On State Protection of Victims, Witnesses and Other Participants in Criminal Proceedings" (as amended on 28.06. 2021) // Collected Legislation of the Russian Federation.

- 2004. - No. 34. - Art. 3534.

5. Basic principles of the use of force and firearms by law enforcement officials: collection of articles. UN standards and norms in the field of crime prevention and criminal justice (New York, 1992) // [Electronic resource]. - Access mode: https: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/firearms. shtml

6. Vinogradova, E.V. Sovereignty: State - Personality - State Russian model / E.V. Vinogradova, S.I. Zakhartsev // Legal policy and legal life. - 2021. - No. 1. Р. 156-163.

7. Kozhevnikov, S.N. Personality and state: political and legal reality / S.N. Kozhevnikov, Yu.S. Ko-zhevnikova // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2014. - No. 2. - Р. 20-22.

8. Martynenko, N.E. Ensuring personal security is the main task of modern Russian criminal policy / N.E. Martynenko, R.A. Zhuravlev // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 2 (42). - Р. 225-231.

9. Olenev, S.B. Protection of the rights and freedoms of man and citizen - the principle of Russian criminal justice: diss. ... Candidate of Law: 12.00.09 / Sergey Borisovich Olenev. - Izhevsk, 2005. - 205 p.

10. Stremoukhov, A. V. Legal protection of a person: A short training course / A. V. Stremoukhov. - M.: NORMA, 2006. - 350 р.

11. Fadeev, P. V. On the problems of the ratio of protection, protection and ensuring the rights of participants in criminal proceedings / P. V. Fadeev // Society and law. - 2013. - No. 4 (46). - Р. 149-153.

12. Criminal policy of the Russian Federation: in 2 parts: textbook / ed. Honored Lawyer Russian Federation, Dr. Sciences, prof. L.I. Belyaeva. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. Part 2. - 264 p.

13. Martynenko, N.E. Criminal legal protection of the victim: diss. ... Doctor of Law: 12.00.09 / Natalya Eduardovna Martynenko. - M., 2015. - 508 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.