Научная статья на тему 'Совершенствование информационной инфраструктуры региона как фактор его устойчивого развития'

Совершенствование информационной инфраструктуры региона как фактор его устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / THE REGION'S INFORMATION INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT OF REGION / INTEGRATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А. Ф.

В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов формирования и совершенствования информационной инфраструктуры региона. Основным инструментом данного процесса выступает комплексная региональная информационная система, которая способствует развитию органов исполнительной власти, переходу на качественно более высокий уровень как в улучшении качества обслуживания граждан, так и в прозрачности принятия решений, а также формированию единой информационной инфраструктуры региона. Предложены авторские рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the information infrastructure of the region as a factor in its sustainable development

The paper gives a brief overview of theoretical and practical aspects of forming and improving the information infrastructure in the region. The main instrument of this process has been integrated regional information system, which contributes to the development of executive power, the transition to a qualitatively higher level, both in improving the quality of service to citizens and the transparency of decision-making, as well as the formation of a unified information infrastructure of the region. Author proposed recommendations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационной инфраструктуры региона как фактор его устойчивого развития»

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СОКОЛОВ А.Ф.,

кандидат экономических наук, докторант, Волгоградский государственный университет, e-mail: [email protected]

В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов формирования и совершенствования информационной инфраструктуры региона. Основным инструментом данного процесса выступает комплексная региональная информационная система, которая способствует развитию органов исполнительной власти, переходу на качественно более высокий уровень как в улучшении качества обслуживания граждан, так и в прозрачности принятия решений, а также формированию единой информационной инфраструктуры региона. Предложены авторские рекомендации.

Ключевые слова: система управления регионом; информационная инфраструктура региона; комплексная информационная система.

The paper gives a brief overview of theoretical and practical aspects of forming and improving the information infrastructure in the region. The main instrument of this process has been integrated regional information system, which contributes to the development of executive power, the transition to a qualitatively higher level, both in improving the quality of service to citizens and the transparency of decision-making, as well as the formation of a unified information infrastructure of the region. Author proposed recommendations.

Keywords: management of region; the region's information infrastructure; integrated information system.

Коды классификатора JEL: О32, О33, О38.

Работа выполнена в рамках гранта Рособразования № П 904 от 18.08.09 ФЩП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. «Обеспечение эффективного исполнения государственных функций и предоставления услуг учреждениями и региональными органами исполнительной власти».

Информационная активность хозяйствующих субъектов является одним из ключевых факторов развития экономики регионального уровня, фактором-катализатором, стимулирующим развитие всей совокупности вспомогательных отраслей региона, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность дальнейшего развития специализирующих отраслей региона; а также способствует появлению новых информационных потребностей и увеличению информационных потоков, что благоприятно сказывается на экономическом и социальном развитии региональной хозяйственной системы [2, с. 51-63].

Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику; широкое использование достижений мировой науки и техники; вложение значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную [4, c. 23].

Современные региональные многоуровневые хозяйственные системы имеют территориально удаленную структуру, что повышает значимость информационного обмена данных. Достижение высокого уровня устойчивости, взаимодействия и принятия управленческих решений обеспечивается за счет использования в процессе управления современных информационных технологий. Информационные технологии, бизнес-процессы и ресурсы, объединенные в рамках региональной информационно-аналитической системы, создают основу стратегической устойчивости [5, c. 58].

Информация, являясь эндогенным фактором человеческой деятельности, формирует как общественное в целом, так и экономическое пространство. Представляется возможным определять информационное пространство по критериям уровня и масштаба, объекта и субъекта, состояния и динамики, фазы и зрелости и др. Более совершенное информационное пространство, снижая неопределенность хозяйственных взаимодействий субъектов, становится

© А.Ф. Соколов, 2011

условием роста эффективности использования ими ресурсов и факторов производства. Необходимость общего сокращения трансформационных и трансакционных издержек, связанных с использованием информации, обуславливает формирование единого информационного пространства региональной хозяйственной системы [3, о 57-64].

В процессе исследования информационной среды взаимодействия элементов региональных структур в системе управления целесообразно как приоритетный выделять функциональный подход, при котором региональное информационное пространство определяется как форма существования и интеграции предметно-ориентированных информационно-аналитических систем, характеризующихся иерархичностью, структурностью, протяженностью и дифференцированностью. В этом случае получаем динамическое, или деятельное, информационное пространство, характеризующее интеграционные свойства функционирующих объектов и субъектов в зависимости от степени их структуризации в предметно ориентированной информационно-аналитической системе. В процессе преобразования информации субъекты информационного пространства воспринимают окружающую среду путем фильтрации и обработки информации с помощью ментальных моделей, обеспечивающих понимание окружающей среды и решения возникающих проблем.

Для обеспечения эффективного управления информационным обменом в многоуровневых структурах необходимо не просто внедрять отдельные элементы информационных и технических средств, а создавать информационную инфраструктуру, которая связывает бизнес-процессы, ресурсы, информационные потоки, а также координирует между собой различные иерархические контуры управления [1, о 76-77]. В этом случае элементы организационной структуры управления определяют функциональное назначение ресурсного и информационного обеспечения бизнес-процессов.

Таким образом, возникает информационная инфраструктура хозяйствующего субъекта (рис.1), функцией которой является обеспечение управленческой деятельности необходимым и достаточным объемом данных. Основу этой функции составляет информация о процессах и деятельности объектов управления, поступающая по каналам обратной связи. Эффективность информационной инфраструктуры будет выше, если исключить потери в информационных каналах и обеспечить адресность информации. Это означает, что к пользователям должна попадать только необходимая им информация, исключая избыточную. На различных уровнях управления принимаются решения разного уровня значимости, поэтому и информация, необходимая для принятия решений, будет различаться по важности. Предлагается установить для разных групп пользователей соответствующие уровни доступа к информации.

Главным инструментом, позволяющим организовать взаимодействие обособленных региональных структур управления в рамках существующей региональной системы управления, является разрабатываемая и внедряемая в деятельность органов управления Волгоградской области комплексная информационная система (КИС). Эта информационная система представляет собой, с одной стороны, комплекс взаимосвязанных информационных систем, направленных на автоматизацию внутренних деловых процессов, протекающих в органах управления Волгоградской

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

120

А.Ф. СОкОлОВ

области, с другой - комплекс информационных сервисов, призванных упростить взаимодействие органов управления Волгоградской области с населением и хозяйствующими субъектами в сфере предоставления государственных услуг.

Внедрение КИС не обеспечивает немедленного экономического роста, но способствует развитию органов исполнительной власти, его переходу на качественно более высокий уровень как в улучшении качества обслуживания граждан, так и в прозрачности принятия решений, а также формированию единой информационной инфраструктуры региона [6, c. 22].

Для комплексного решения задач оптимизации управления регионом внедрены решения SAP, основанные на комплексной интеграционной и прикладной платформе SAP NetWeaver, позволяющей объединять государственных гражданских служащих, информационные потоки и деловые процессы для эффективного управления регионом.

КИС имеет модульную структуру, в которой модуль представляет собой совокупность программно-технических средств, выполняющих определенную функцию, реализация которой предполагает получение конкретного результата в рамках решения поставленных задач, и обладающих возможностью как отдельного использования, так и в составе КИС. Укрупненно структура КИС представляет собой комплекс интегрированных четырех базовых модулей: подсистема межведомственного электронного документооборота органов исполнительной власти Волгоградской области; единый информационно-справочный портал органов исполнительной власти Волгоградской области; единая информационно-аналитическая подсистема органов исполнительной власти Волгоградской области; общая интеграционная подсистема КИС [7]:

• SAP RM (Record and case management) — автоматизированная система электронного документооборота, позволяющая автоматизировать организационно-документационное обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области;

• SAP Enterprise portal — единый информационно-справочный портал органов исполнительной власти Волгоградской области, позволяющий организовать единую точку доступа ко всей информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, а также доступ к системе оказания государственных услуг населению;

• SAP BIIP (Business Intelligence Integrated Planning) — региональная информационно-аналитическая система и система планирования регионального бюджета. Платформа SAP NetWeaver и модуль SAP BI IP позволяют строить форматированную отчетность в текстовом, табличном или графическом виде, доступ к которой может быть обеспечен через WEB-интерфейс;

• SAP CRM (Customer Relationship Management) — система оказания государственных услуг населению, позволяющая объединять органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, процессы и технологии в рамках полного замкнутого цикла взаимодействия с гражданами.

Каждый из перечисленных базовых модулей отвечает за решение соответствующих ему функциональных задач.

Единая межведомственная система электронного документооборота в составе КИС обеспечивает автоматизацию всех этапов жизненного цикла документов в органах исполнительной власти Волгоградской области, а именно: регистрацию всей поступающей корреспонденции с последующим направлением электронной версии документа на рассмотрение в структурные подразделения; регистрацию исходящей корреспонденции и внутренних документов (служебные записки, заявки и т.д.); обработку и хранение организационно-распорядительных документов (приказы, распоряжения, кроме кадровых), а также данных по регистрации этой категории документов; регистрацию движения документов (документооборота) внутри структурных подразделений, включая резолюции, отчеты об исполнении, согласование и утверждение документов; осуществление контроля своевременного исполнения резолюций, обращений учреждений, организаций, резолюций и указаний руководства, проверку своевременности исполнения документов; получение статистических отчетов по документообороту; контекстный поиск документов по любому набору реквизитов регистрационно-контрольной карточки и тексту самого документа; регламентацию прав доступа к документальной информации и определение набора допустимых для конкретного пользователя делопроизводственных функций; хранение электронных образов документов произвольного формата; формирование реестров рассылки или отправку документов по электронной почте; управление версиями документов; открытость архитектуры, позволяющей без нарушения функциональности действующей системы наращивать ее путем подключения дополнительных функций; управление договорной деятельностью органов исполнительной власти; управление финансово-экономическими документами; управление архивами документов и работой самих архивов; индивидуальный подход в организации рабочих мест руководителей органов исполнительной власти.

Единый информационно-справочный портал (ИСП) органов исполнительной власти Волгоградской области будет состоять из тематических разделов по основным направлениям деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области, сгруппированных по отраслевому признаку и ведомственной принадлежности.

Портал формирует открытую и прозрачную информационную среду, которая состоит из информационных ресурсов, приложений и информационных систем органов исполнительной власти Волгоградской области. В рамках реализации принципа «единого окна» портал будет концентрировать в себе все открытые информационные потоки органов исполнительной власти Волгоградской области, предоставит возможность населению и хозяйствующим субъектам получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме.

Региональная информационно-аналитическая система (РИАС) обеспечит возможность мониторинга, анализа и прогнозирования всех уровней социально-экономического развития Волгоградской области, моделирование путей повышения эффективности государственного управления. Кроме того, в ближайшем будущем подсистема обеспечит доступ населения, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти к информации о текущем состоянии социально-экономического развития Волгоградской области. Модуль подсистемы, обеспечивающий решение задач

стратегического управления, предназначен для поддержки государственного управления Волгоградской областью на основе принципа «управлениям по результатам» и обеспечивает возможность определения, структурирования, мониторинга и анализа стратегических целей, показателей эффективности, программных мероприятий. В подсистеме Стратегического планирования реализуется возможность графического определения стратегии в виде дерева целей с возможностью анализа и мониторинга реализации стратегии в различных перспективах (таких, например, как управление деловыми процессами, управление человеческим потенциалом, управление финансами и др.). В РИАС предусмотрена возможность реализации модуля системы показателей оценки эффективности. Подсистема содержит пользовательские средства определения показателей и создания формул их расчета, предоставляет возможность динамического моделирования влияния показателей нижнего уровня на показатели верхнего уровня. При реализации модуля предусмотрена интеграция с системой управленческого учета в бюджетных учреждениях. Данные для расчета показателей эффективности оказания бюджетных услуг бюджетными учреждениями из системы управленческого учета, реализуемой в рамках развития настоящей подсистемы, будут загружаться автоматически с использованием настроенных процедур экстракции данных без использования промежуточных информационных носителей, в которые могут быть внесены изменения вручную.

Модуль интеграционной подсистемы обеспечивает возможность интеграции существующего системного и программного обеспечения и внедряемого в рамках создания КИС ЭПВО в единое информационное пространство Волгоградской области. Автором исследования разработаны и предложены для интеграции также модули «Оценка инновационного региона» и, «Оценка информационного развития региона» и «Оценка уровня риска регионального развития» в рамках информационно-аналитического блока.

Для целей интеграции возможно использование промышленной платформы интеграции информационных систем, которая включает: средства интеграции на уровне поддержки сквозных деловых процессов в гетерогенном системном ландшафте; сервер приложений; информационно-справочный портал как средство, позволяющее реализовать единый интерфейс всех компонент интегрированной информационной системы; средства обеспечения информационной безопасности. Интеграционная платформа предоставит средства для централизованного управления интеграцией систем и централизованного хранения интеграционных данных. Интеграционная платформа позволит объединять основные приложения в адаптируемые процессы, а также поддерживать основные типы обмена между системами (FILE, SOAP, JMS, JDBC).

В КИС ЭПВО предполагается также «бесшовная» интеграция с дополнительными функциями системы: подготовка бюджета (бюджетное планирование); исполнение бюджета и бюджетный учет; управленческий учет в бюджетных учреждениях области; управление государственным имуществом; государственные закупки; управление персоналом органов власти Волгоградской области.

В настоящий момент завершен первый этап проекта создания Комплексной информационной системы, в ходе которого к подсистемам КИС подключены пять органов исполнительной власти Волгоградской области, вошедшие в пилотную зону внедрения: Комитет информационных технологий и телекоммуникаций, Управление социальной защиты населения, Управление государственной службы занятости населения, Комитет экономики, а также аппарат Главы Администрации Волгоградской области. Завершение первого этапа проекта заложило основу в создании единого информационного пространства государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области.

В перспективе КИС может стать основой для создания центра ситуационного анализа региона.

Создание комплексной информационной системы на основе принципов формирования единой информационной инфраструктуры несомненно будет способствовать повышению эффективности деятельности государственного управления Волгоградской области. Единый вектор развития информатизации региона, мультипликация и аккумуляция ресурсов и средств, эффективное их использование для решения задач информатизации, согласованность политики в сфере региональной информатизации повышают качество государственного управления, предполагают как экономический, так и социальный эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьев П.А. Архитектура «электронных правительств» и технологии многоуровневой виртуализации. Сборник трудов 6-й ежегодной международной научно-практической конференции. Казань, 2008. С. 76-77.

2. Иншаков О.В., Калинина А.Э., МизинцеваМ.Ф., Петрова Е.А. Информационное развитие экономики региона. М: Издательский дом «Финансы и кредит», 2008.

3. Калинина А.Э., Петрова Е.А. Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем // Региональная экономика: теория и практика 2008. № 11 (68). С. 57-64.

4. Колобов А.А. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация. Экономика. Управление, проектирование, эффективность, устойчивость / А.А. Колобов, И.Н. Омельченко, А.И. Орлов. М.: Экзамен, 2008. С. 23.

5. Петрова Е.А. Методологические подходы к оценке уровня информационного развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 7(112). С. 58.

6. Петрова Е.А. Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства / Е.А. Петрова, А.Ф. Соколов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18(75). С. 22.

7. Техническое задание на создание комплексной информационной системы «Электронное правительство Волгоградской области». Волгоград, 2007.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.