Научная статья на тему 'Совершенствование имиджа регионального вуза'

Совершенствование имиджа регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
абитуриент / имидж / образ / вуз / образовательная организация / образование / конку-рентоспособность. / applicant / image / image / university / educational organization / education / competitiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виниченко В. А.

Актуальность работы по совершенствованию имиджа регионального образовательного учрежде-ния обусловлена высоким уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг страны. Большинство выпускников провинциальных школ стремятся получить высшее образование в центральных вузах. В сло-жившейся ситуации необходима активная работа по формированию имиджа вуза в сознании целевых аудиторий. В статье дано определение понятия «имидж», приведена социально-психологическая модель имиджа вуза, определены мотивы поступления абитуриентов в высшее учебное заведение. Системати-зировать необходимую работу по совершенствованию образа вуза возможно путем использования по-этапной схемы управления имиджем организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE IMAGE OF A REGIONAL UNIVERSITY

The relevance of work to improve the image of a regional educational institution is due to the high level of competition in the country's educational services market. Most graduates of provincial schools seek higher edu-cation at central universities. In this situation, active work is needed to build the image of the university in the minds of target audiences. The definition of the concept of “image” is given in the article, the socio-psychological model of the university’s image is given, the motives for admission of applicants to a higher educational institution are determined. It is possible to systematize the necessary work to improve the image of a university by using a phased organization image management scheme.

Текст научной работы на тему «Совершенствование имиджа регионального вуза»

SOCIAL COMMUNICATIONS

УДК: 316.77

Виниченко В.А.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10957 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Vinichenko V.A.

Northeast Federal University named after M.K. Ammosova IMPROVING THE IMAGE OF A REGIONAL UNIVERSITY

Аннотация

Актуальность работы по совершенствованию имиджа регионального образовательного учреждения обусловлена высоким уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг страны. Большинство выпускников провинциальных школ стремятся получить высшее образование в центральных вузах. В сложившейся ситуации необходима активная работа по формированию имиджа вуза в сознании целевых аудиторий. В статье дано определение понятия «имидж», приведена социально-психологическая модель имиджа вуза, определены мотивы поступления абитуриентов в высшее учебное заведение. Систематизировать необходимую работу по совершенствованию образа вуза возможно путем использования поэтапной схемы управления имиджем организации.

Abstract

The relevance of work to improve the image of a regional educational institution is due to the high level of competition in the country's educational services market. Most graduates of provincial schools seek higher education at central universities. In this situation, active work is needed to build the image of the university in the minds of target audiences. The definition of the concept of "image" is given in the article, the socio-psychological model of the university's image is given, the motives for admission of applicants to a higher educational institution are determined. It is possible to systematize the necessary work to improve the image of a university by using a phased organization image management scheme.

Ключевые слова: абитуриент, имидж, образ, вуз, образовательная организация, образование, конкурентоспособность.

Key words: applicant, image, image, university, educational organization, education, competitiveness.

Имидж для образовательной организации является крайне важным неосязаемым элементом нематериального капитала, который необходимо всячески поддерживать, развивать и контролировать. Эта составляющая вуза нуждается в неослабевающем внимании руководства, так как от характерных слагаемых имиджа зависит выживаемость образовательного учреждения, обусловленная численностью поступивших абитуриентов.

Мотивы поступления абитуриентов в высшие учебные заведения страны разные. Исследователи определили основные из них. Это стремление быть образованным человеком (91%), желание иметь диплом о высшем образовании (85%), приобрести профессию, считаемую призванием (75%), возможность углубиться в интересующую область знаний (75%) и представление о том, что высшее образование дает больше возможностей хорошо зарабатывать (73%). Отмечаются и инфантильные мотивы поступления в вуз, которые считаются мало распространенными. Это желание отложить время вступления во взрослую жизнь (25%), нежелание сейчас начинать работать (21%), а также опасение, что без высшего образования невозможно найти работу (24%) [1].

Ежегодно региональные вузы разрабатывают стратегические и тактические планы мероприятий

по привлечению абитуриентов, и каждое лето сталкиваются с проблемой качества и количества вчерашних школьников, оставляющих желать лучшего. Ведь самая активная и талантливая молодежь стремится уехать из родного города и поступить в центральные вузы. Наблюдается постоянный отток будущих специалистов из регионов в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и др., из малых городов уезжают в более крупные.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в конце мая 2019 года крупнейшим порталом для абитуриентов «Поступи Онлайн» [2]. Полученные данные показали, что 84,3% абитуриентов желают уехать в другое место или даже страну и там поступить. 26,9% выпускников из других регионов планируют учиться в Санкт-Петербурге, а 23,1% - в Москве. 18% ребят выбрали для поступления другой регион, 12,2% опрашиваемых готовы учиться в другом городе своего региона. Только 17,8% респондентов собираются продолжить обучение в родном городе, а 4,1% опрошенных решили получать высшее образование за границей.

Регионы упускают лучшую молодежь, так как выпускники российских провинциальных школ поступают в популярные известные вузы и не желают по окончании учебы возвращаться домой. Как объясняет один из авторов исследования Д. Козлов, для

/ 80С1ЛЬ СОММПМСЛТЮШ

161

поступающих в университеты «...важно социальное и экономическое развитие региона и наличие исторически сложившихся университетских центров. Но в этих [непопулярных] регионах работают лишь филиалы вузов. У выпускников нет другого выбора, кроме как получать высшее образование в другом регионе. ... Есть и другие факторы - низкая привлекательность местных университетов и сложная социально-экономическая обстановка».

В условиях сложившейся неблагоприятной ситуации актуальной становится работа вуза по совершенствованию своего имиджа. Ведь привлекательный имидж может сыграть решающую роль при решении вопроса о выборе места дальнейшего обучения на фоне конкурентов. Как отмечают исследователи, на внутреннем рынке даже «...ведущие университеты страны в связи с неблагоприятными демографическими процессами находятся в состоянии жесточайшей конкуренции за талантливых абитуриентов и внебюджетного студента» [3, с. 245].

Согласно определению А. Ю. Панасюка, имидж понимается как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения (школы, училища, вуза), часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [4]. К тому же, это «динамичная категория, имеющая свои этапы развития, характеристики, средства реализации и инструменты, необходимые для грамотной системной работы по формированию и удержанию позитивного отношения целевых групп к субъекту» [5, с. 140].

В идеальном варианте, получить положительные эмоции потенциальный абитуриент может в ходе реализации таких мероприятий для школьников, как Дни открытых дверей, олимпиады, обзорные экскурсии, семинары, деловые игры и т.д. Но активная работа должна идти с целой совокупностью разных целевых групп: родители абитуриентов, потенциальные партнеры, инвесторы, СМИ и т.д., для которых также необходим план продуманных коммуникаций, рекламные и РЯ-мероприятия. Только в этом случае у образовательного учреждения в перспективе есть возможность приобрести позитивный имидж, который может рассматриваться как «свидетельство признания устойчивого качества деятельности образовательного учреждения, как показатель доверия» местной общественности [6].

Для деятельности по совершенствованию имиджа вуза характерна концептуальность, планомерность, систематичность, комплексность и четкость ориентиров. Социально-психологическая модель структуры имиджа организации Е. А. Ободковой [7] может послужить основой для такой работы. Данная модель включает в себя восемь компонентов: внешняя атрибутика (название организации, фирменный стиль, место расположения и т.д.); история организации, ее традиции; финансовое положение; имидж продукции; имидж руководителя и

его команды; имидж персонала; деловые коммуникации и рекламная известность.

Прежде чем приступить к разработке планов по совершенствованию имиджа следует провести анализ и оценку компонентов по данной модели, чтобы иметь представление о сложившемся образе вуза. А также организовать исследование целевых аудиторий для определения основных характеристик сложившегося имиджа на текущий момент. Это важно для того, чтобы выявить слабые места и масштаб дополнительной работы. Обязанности по выполнению всего объема работ по формированию имиджа образовательного учреждения обычно делегируются отдельному подразделению, в распоряжении которого имеются необходимые ресурсы.

Позитивный имидж организации - показатель планомерной поэтапной работы по его управлению. Е. А. Дагаева предлагает схему управления имиджем организации, рассмотрим ее. На первом этапе необходимо провести идентификацию качественных характеристик вуза в сравнении с конкурентами посредством SWOT-анализа. На втором этапе выявляются и анализируются потребности целевых групп. Это студенты; родители студентов; администрация вуза; профессорско-преподавательский состав, сотрудники вуза (библиотекари, технический персонал); работодатели; вузы-конкуренты; посреднические структуры (службы занятости, биржи труда, ассоциации образовательных учреждений); регулирующие органы (Министерство культуры, Министерство образования). На третьем этапе занимаются построением маркетинговой коммуникации с целевыми группами [8].

Региональным вузам важно осознать значимость работы по совершенствованию своего образа в сознании общественности. Только в этом случае можно будет говорить о создании целостного позитивного образа, благоприятного имиджа, выигрышной конкурентной позиции.

Проблемная ситуация с потенциальными абитуриентами характерна и для Республики Саха (Якутия). Большинство городских выпускников планируют по окончании школы уехать учиться в центральные вузы. Местные образовательные учреждения буквально «сражаются» за каждого студента. И имидж высшей школы становится «магистральным фактором конкурентоспособности» [9, с. 70].

В целях решения проблемы еще в июле 2010 года в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова был организован новый отдел - Управление информационной политики и коммуникативных технологий [10]. За несколько лет существования сотрудниками отдела был выполнен большой объем работы по совершенствованию имиджа университета, завоеванию выигрышной позиции на рынке образовательных услуг г. Якутска.

Глобализация обуславливает стремительные перемены в обществе. Информационный поток глубок и подвижен, меняется резко и неожиданно. Но молодое поколение быстро научилось ориентироваться в нем, собирать нужную ему информацию, в

том числе и о преимуществах и недостатках того или иного вуза. «Достучаться» до сознания потенциального абитуриента и его родителей сложно, навязать ему желательный выбор - невозможно. Но у регионального вуза есть возможность изменить отношение к себе, возможность трансформировать свой ничем не примечательный заурядный образ, имидж во что-то более интересное, яркое, захватывающее. От уникального предложения еще ни у кого не было сил отказаться, поэтому образовательному учреждению стоит приложить определенные усилия для обретения конкурентного преимущества.

Список литературы

1. Рябоконь М. В. Абитуриент классического университета в процессе поступления // Огарев-Онлайн. - 2017. - №05. - С. 1-7.

2. Киеня Н. 80% абитуриентов хотят переехать в другой город // Портал Postupi.online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр5://ро5Шр1.опНпе/аЬои1/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Оптимизация стратегии вуза в области реализации новых программ рекрутинга студентов // Проблемы педагогики и психологии. - 2017. - №3. - С. 243-253.

4. Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.

5. Пескова Е. Н. Средства поддержания имиджа организации и контент корпоративного сайта // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - №7 (389). - Филологические науки. Выпуск 101. - С. 140-147.

6. Вакуленко Р. Я., Колосова В. В. Социальная значимость имиджа вуза: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований [Электронный ресурс] // Науковедение. - 2013. - Выпуск №6. - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/issues.php

7. Ободкова Е. А. Социально-психологическая структура и содержание имиджа организации: автореф. дис. ... к.психол.н. - Ярославль, 2007. -25 с.

8. Дагаева Е. А. Управление имиджем [Электронный ресурс] // Управление персоналом. - 2005. - №3. - Режим доступа: https://www.top-регеопа1.ш^ие.ЫтГ?377 (дата обращения: 20.11.2019).

9. Лекторова Ю. Ю. Проктирование имиджа вуза в контексте общественных ожиданий // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2017. - №3. - С. 69-86.

10. Сайт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.s-vfu.ru (датаобращения: 20.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.