Научная статья на тему 'Совершенствование и развитие внешних связей Республики Таджикистан с Европейским Союзом'

Совершенствование и развитие внешних связей Республики Таджикистан с Европейским Союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / ПРИОРИТЕТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / INTEGRATION / COOPERATION / WORLD COMMUNITY / PRIORITIES OF INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / INVESTITURES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Р.

В датой статье автор выявила наиболее приоритетные направления внешней политики Республики Таджикистан, среди которых находит свое отражение многостороннее сотрудничество в рамках международных и региональных организаций, включая Европейский Союз. На основе фактов отражается процесс укрепления и развития отношений с государствами. Автор справедливо отмечает, что благодаря усилиям Европейского Союза инвесторы европейских стран стали наиболее активно проявлять интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан. В статье отражена разносторонняя помощь со стороны европейского сообщества в форме различных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection and Development of Outward Relations of Tajikistan Republic with European Union

The author highlighted the streamlines of foreign policy of Tajikistan Republic being of supreme priority among which multiple cooperation in the frames of international and regional organizations, the European Union inclusive, finds its reflection. The facts concerned with consolidation and development of relations with the European Union are adduced. Due to the endeavours of the latter the investors of the European countries displayed interest in the economy of Tajikistan. The aid is expressed in the terms of various auxiliary programmes.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и развитие внешних связей Республики Таджикистан с Европейским Союзом»

Р. Алиева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Н РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Ключевые слова: Интеграция, сотрудничество, инвестиции, мировое сообщество, приоритеты межгосударственных отношений

Обретение государственной независимости открыло возможность Таджикистану самостоятельно проводить свою внешнюю политику определять направления и приоритеты межгосударственных отношений. Внешняя политика Республики Таджикистан - это политика дружбы и взаимодействия со странами мира и всестороннее развитие межнациональных, экономических и культурных связей с ними.

Выявление наиболее приоритетных направлений внешней политики позволило Таджикистану выработать собственные пути вхождения в мировое сообщество. Государственную независимость Республики Таджикистан официально признали более 130 стран мира, около 90 из них установили с нашей страной дипломатические отношения, а 44 государства имеют в Таджикистане постоянных послов или послов по совместительству.

За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, протекающие в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств. Сотрудничество и двусторонние отношения Таджикистана с мировым сообществом в настоящее время определяются и

регулируются более 780 соглашениями и другими правовыми документами. Эти документы создали солидную правовую основу двусторонних отношений, обеспечивающих широкую перспективу для укрепления равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. Внешнеполитическая деятельность суверенного Таджикистана утвердилась в качестве неотъемлемого компонента государственной политики в совершенно новых геопо-литических условиях, всемерно способствуя определению достойного места республики в мировом сообществе. Важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных организаций является Европейский Союз - ЕС.

После обретения независимости Республика Таджикистан стала самостоятельным субъектом, что обусловило необходимость определения основных приоритетов внешнеполитического курса страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее взаимодействие по линии Таджикистан - Европейский Союз (ЕС).

Актуальность сотрудничества Таджикистана с ЕС объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход СССР с политической арены, коллапс биполярной системы, создание ряда новых государств и следовательно, новых проблем - все это вместе подвигнуто многие страны на поиск утерянной сбалансированности в новых условиях коллективной безопасности и экономического сотрудничества, так называемых региональных организаций. Одним из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. История знает множество примеров различного рода альянсов, союзов и т.п. Однако Европейское Сообщество, без сомнения, образец абсолютно иных мотивов интеграции.

Процесс интеграции, рассматриваемый на примере ЕС, это процесс долгосрочный, он строился на экономическом сотрудничестве, не без идеи политического единства. ЕС- свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости. Это своеобразная лаборатория, где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса.

Уместно отметить, что интеграционные процессы в Европе прошли длительный путь, начиная от таможенного союза (конец 50-х годов) к совместной аграрной политике (60-е годы), выравниванию системы, налогообложению, разработке совместной бюджетной и валютной политики (70-е годы), унификации норм в социально-политической сфере (начало 80-ых годов), наконец, созданию Европейской валютной системы (90-е годы). Сегодня, Европейский Союз - самый крупный торговый партнер и на его долю приходится 20 % всего объема мировой торговли. Кроме этого, ЕС - крупнейший поставщик гуманитарной помощи, технического содействия как странам бывшего социалистического блока, вставшим на путь демократии, так и странам третьего мира. ЕС поддерживает дипломатические связи с 130 государствами, имеет статус наблюдателя в ООН. Быстрый рост экономического могущества ЕС и его влияние на международную жизнь сделали его одним из трех ведущих партнеров, определяющих ход событий в современном мире.

Европейский Союз в настоящее время является вершиной общественного, мирового цивилизационного развития и объединяет государства с высоким уровнем развития, особенно в экономике и социальной сфере. Это 22 государства, отличающиеся друг от друга как по численности населения и площаци территорий, так и по объему экономического потенциала и тенденциям развития. Найдены пути, механизмы и гарантии, делающие выбор для стран в пользу Содружества привлекательным и результативным.

Интерес к Центральной Азии и проблемам этого региона со стороны ведущих государств мира и мировых центров повышается в связи с появлением новых военных, экологических и других серьезных угроз безопасности стран региона, опасности эскалации терроризма, и религиозного экстремизма.

Учитывая свои экономические интересы в Центральной Азии, Европейский Союз придает важное значение трансформационным процессам в странах региона. ЕС считает необходимым как по политическим, так и по экономическим причинам, выработку общей политики в отношении государств региона, которая обеспечила бы геостратегический баланс в Центрально-Азиатском регионе, учитывающий также геополитические интересы других стран, в

частности США, РФ, Китая, Индии и Японии. В договоре стран Евросоюза одной из целей является стремление к дальнейшему содействию стабильности и безопасности как внутри государств партнеров, так и в рамках межгосударственных отношений, во время кризисов или в мирное время посредством чрезвычайных или превентивных действий, если они затрагивают гражданские или военные вопросы.

Отношения между ЕС и суверенными государствами Центральной Азии начали интенсивно развиваться с 1991 года под влиянием события колоссальной геополитической важности - официального упразднения СССР. 16 декабря 1991г. в Брюсселе состоялась чрезвычайная встреча министров иностранных дел стран-членов ЕС, на которой были определены принципы признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза. Итогом этой встречи стало принятие совместного заявления Сообщества о признании бывших советских республик на основе полученных от них заверений о готовности выполнять условия, отраженные в "Принципах признания государств в Восточной Европе и Советском Союзе". Этот день можно считать датой, с которой стартовали равноправные, с точки зрения международного права, двусторонние отношения Республики Таджикистан и Европейского Сообщества.

В специальном Коммюнике, подготовленном Комиссией Евросоюза, изложены интересы ЕС в Центрально-Азиатском регионе и в Республике Таджикистан. Стратегия Евросоюза базируется на следующих постулатах:

-под держка бывших советских республик Центральной Азии на пути к независимости;

-всемерное содействие развитию связей ЕС с государствами Центральной Азии, при этом уделение особого внимания развитию энергетического сектора, геополитики и экономики;

-достижение своих целей в регионе через развитие демократических институтов, уменьшение конфликтного потенциала, осуществление экономических реформ;

-связь своей безопасности с возможностью влиять на принятие решений в области энергетики и добыче минеральных ресурсов. При формировании внешнеэкономического и внешнеполитического

курса Таджикистана учитывалось, что Западная Европа, институты Европейскою сообщества являются той политической и экономической силой, которую следует учитывать при разработке стратегии внешней политики каждого государства. С начала 90-х годов Европейский Союз стал осуществлять программы экономической и технической помощи государствам региона. Для проведения этой политики была разработана специальная программа для стран Центральной Азии (СПЕКА).

К концу 90-годов в РТ сложились все предпосылки -экономические, политические и дипломатические для полноценного сотрудничества Таджикистана с Европейским Союзом. Следует отметить, что с 1997 года отмечается особая активность в отношениях РТ с Евросоюзом, что обусловлено наметившейся политической стабильностью в Таджикистане.

Одной из важных сторон, выработанной в ЕС по отношению к Таджикистану и другим государствам Центрально-Азиатского региона, является поддержка процесса политических и экономических реформ в этих государствах. В этой связи ЕС видит свою задачу в сотрудничестве с международными финансовыми органами по вопросам гуманитарной помощи и содействия экономическому возрождению и устойчивому развитию Республики Таджикистан. Важным шагом в развитии отношений с Евросоюзом стала аккредитация Постоянного Представителя Республики Таджикистан в Европейском Союзе, что способствует укреплению и углублению сотрудничества республики как в рамках ЕС, так и с государствами-членами ЕС на двусторонней основе.

Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообщества в форме различных программ, наиболее значимой из которых является ТАСИС, которая начала свою реализацию в Таджикистане в 1995 году. Координационное бюро программы ТАСИС осуществило множество проектов по консультативной и технической помощи Таджикистану. Эти проекты касались сфер экономики, финансов, банковского сектора, сельского хозяйства, образования энергетики и государственного управления. В целом программа ТАСИС внесла заметный вклад в развитие инфраструктуры нашего государства.

Главной целью Европейского Союза в 90-х годах было установление мира и стабильности в Таджикистане. В связи с этим, ЕС реализовывал свои программы, направленные на поднятие экономики республики. Так, реализованные в сельскохозяйственной сфере проекты были нацелены на развитие отрасли в целом и, в частности фермерских и дехканских хозяйств. Проекты в области энергетики, в основном, привлекали иностранные инвестиции для строительства ГЭС. Проекты по образованию осуществлялись на базе Таджикского центра по менеджменту (г. Худжанд) и Таджикского Государственного Национального Университета (Душанбе). Несмотря на сложные условия, через программу ТАСИС Европейский Союз за период с 1991 по 1998 годы вложил в экономику Таджикистана 8 млн. евро. Помощь, которая координируется Гуманитарным Управлением Европейского Союза (ECHO), позволила европейским неправительственным организациям и агентствам ООН проводить мероприятия по реализации комплексной программы гуманитарной помощи, которая включала продовольственную помощь наименее защищенным слоям населения, медицинскую помощь лечебным учреждениям в Таджикистане, а также Программы по улучшению качества питьевой воды, восстановлению водозаборов и насосных станции в сельской местности. Управление Европейского Союза (ECHO) ведет свою деятельность в РТ с 1992 года. Всего за этот период эта организация оказала гуманитарную помощь более чем на 153 млн. евро. Ежегодно гуманитарной помощью этой организации охвачено более 20тысяч граждан РТ ( 5, 6 ).

В последние годы ряд государств Европы, в том числе ФРГ, Великобритания, Италия внесли важный вклад в национальную экономику и народное хозяйство нашей страны в виде реализации различных проектов и программ. Свидетельством нарастающего развития отношений стало подписание 16 января 1997 года в Брюсселе Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве по финансовой и технической помощи между Таджикистаном и Европейским Союзом. Так, например, Министерство иностранных дел Федеративной Республики Германия в партнерстве с Германской АгроАкцией с 1995 по 2004 гг. оказали продовольственную помощь Республике Таджикистан в виде муки, картофеля, одежды, угля и

средств личной гигиены. За эти годы 164 100 человек получили гуманитарную помощь. С апреля 2004 года Министерство Иностранных дел профинансировало проект Германской АгроАкции по профилактике и предупреждению катастроф в Зерафшанской долине Согдийской области. Проект охватывал три района - Айнинский, Пенджикентский, Горно-Матчинский и включал в себя следующие мероприятия: тренинговая программа для местного сообщества, а также мероприятия по проекту « Продовольствие за труд» (4,6).

Известно, что путь к увеличению экспортного потенциала и выпуску конкурентоспособной продукции лежит через серьезную реконструкцию действующих предприятий, их переоснащение современными технологиями, а также создание совместных предприятий с зарубежными партнерами. Страны Евросоюза являются основными донорами международных гуманитарных организаций. В перспективе Республика Таджикистан имеет все шансы по расширению и углублению двустороннего сотрудничества со странами Европы, которые могут стать активными партнерами в деле финансово-кредитного обеспечения, а также восстановления и дальнейшего возрождения экономики РТ.

В условиях рыночной экономики решающим фактором развития считается уровень вовлеченности страны в мировую торговлю. Благодаря усилиям Европейского Союза инвесторы европейских стран стали наиболее активно проявлять интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан. С учетом огромных технических и финансовых возможностей, которыми располагают индустриально развитые страны Европы, такие как Великобритания, Германия, Италия, Франция и др., сотрудничество с ними для Таджикистана экономически выгодно. Практика подтверждает, что слияние таджикского и европейского капитала наиболее удачно и рентабельно, оно гарантирует стабильные поступления финансов в республиканский бюджет. Инвесторами таких высокоразвитых стран, как Италия, Великобритания, Корея, США, созданы совместные предприятия, которые непосредственно участвуют в дальнейшем развитии экономики страны. Достаточно перечислить крупнейшие Таджикско-Британское СП 'Заравшон и Дарвоз по переработке

золота, и «Оби Зулол». Таджикско-итальянские СП ' Абрешим . "Джавони". "Пэкэджинг . "Сано в Худжаиде, где производство продукция в основном ориентирована для реализации в странах ЕС. Основная продукция экспорта этих предприятий: хлопчатобумажная пряжа и ткань, отходы текстильного производства, очес, а также джинсовые материалы, их деятельность высоко оценил Президент РТ Эмомали Рахмон Последние годы стали приоритетными в деятельности Евросоюза в Таджикистане, который несмотря на то, что переживает тяжелые последствия гражданской войны, природных катаклизмов при поддержке развитых стран Европы, проводит крупномасштабные реформы в экономике, в управленческом процессе и других сферах общественно-политической жизни.

Реализация программ по реформированию всех сторон общественно-политической жизни и экономической сферы невозможна без существенных внешних инвестиций индустриально развитых стран, крупных фирм, бизнесменов, а также льготных кредитов международных финансовых институтов. Инвестирование экономики инфраструктуры Таджикистана осуществлялось на взаимовыгодных условиях путем освоения природных богатств и других потенциалов страны, а также использования квалифицированных кадров, представленных в настоящее время в виде дешевой рабочей силы.

Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР оказывает всемерную поддержку Таджикистану и ищет возможность инвестирования с целью расширения частного сектора в различных областях народного хозяйства. Так, Всемирный банк развития в октябре 1998 года выделил нашей республике кредит в сумме 5 млн. долларов США для выполнения проекта в области образования. Основной его целью является разработка новых методов управления образовательным процессом, а также повышение достижений учащихся в овладении знаниями и навыками, улучшение доступа к высококачественному образованию. В рамках проекта группа, входящая в ассоциацию учителей и родителей 20 пилотных школ РТ выезжала для изучения опыта Содружества школ и родительской общественности, а также интерактивных методов обучения в ряд европейских государств. Для изучения состояния обеспеченности

доступности учебниками учащихся школ, содержания качества, прочности знаний и прочих характеристик в Таджикистан приезжали специалисты из Великобритании, Венгрии и Румынии. Ими были составлены рекомендации по внедрению арендной системы распространения учебников, а также создание резервного фонда возобновления учебников (2, 234) . Таджиктелеком получил в 2002 году льготный кредит от Европейского Банка Реконструкции и Развития для реализации проекта частичной модернизации телекоммуникационной сети Таджикистана. Значение этого проекта трудно переоценить потому, что оперативная связь и цифровая передача информации в цивилизованном мире являются нормой, а не прецедентом. Финансируемая Министерством по экономическому сотрудничеству и развитию Германии и ECHO - Германская "Агроакция" реализует на селе проект "Продовольствие взамен работ", сокращая тем самым многотысячную очередь безработных. "Агроакция" выдает микрокредиты фермерам и дехканам на селе, тем самым поддерживая важную отрасль -животноводство. Программой ЭКО также будут возобновлены работы в секторе сокращения бедности, национального развития, таких как оказание результативного содействия в соблюдении прав человека, демократии а также МАКРО экономической поддержки. Не менее динамично развиваются отношения РТ с "локомотивом ЕС - Францией. Так, группа наших курсантов отправилась во Францию для прохождения курса по подготовке ведения боевых действий в горных условиях. Для ознакомления с проектами Министерства энергетики РТ в Республике Таджикистан побывала французская консалтинговая компания "Электросети Дю Франс". Возможно, именно от нее будет зависеть успешная ликвидация оползня на Байпазинской ГЭС.

Прогрессирующее развитие отношений со странами Евросоюза стало весьма заметным особенно с 2000 года. Так, если только в 2000г. Республику Таджикистан посетили делегации 6 стран Европы, такие европейские страны, как Великобритания, Германия. Италия, Австрия и Нидерланды, то в 2002 году Таджикистан посетило 15 делегаций стран Европы. Визиты послов Италии, Дании, Канады, Испании, Греции и Великобритании приобрели регулярный характер (3,2). Необходимо отметить, что в ходе своих

визитов в Республику Таджикистан иностранные официальные представители обращали больше внимания на такие вопросы, как ход выполнения Общего Соглашения об установлении мира и национального согласия в стране и сотрудничество с ООН, а также различные аспекты дальнейшей перспективы двусторонних отношений с Таджикистаном в торгово-экономической сфере (2,339).

В начале 2000 года Еврокомиссия направила новую стратегию для Республики Таджикистан на период 2002 - 2010 годов. Целью ее является обеспечение безопасности и предупреждение конфликтов, устранение источников политического и социального напряжения, улучшение климата для торговли и инвестиций. Достижение вышеназваных программ планировалось через осуществление Программ ТАСИС совместно с другими институтами сотрудничества Еврокомиссии.

Целенаправленно действуя на пути сохранения мира в постконфликтном Таджикистане, Европейский Союз строит свои отношения с республикой на основе программ, подписанных на уровне правительства и Министерств. На современном этапе Европейский Союз стремится развязать сложный клубок проблем, определившихся в РТ после гражданской войны. Игнорирование этих проблем может привести к новой дестабилизации обстановки в регионе. Именно эти сложности становятся сегодня причиной того, что отношения Европейского Союза и Таджикистана выходят на качественно новый уровень.

Такая миролюбивая политика Европейского Союза вызывает доверие не только стран, стремящихся войти в Союз, но и стран, которым предстоит с ним будущее сотрудничество. Доверие к Европейскому Союзу вызывает тот факт, что Европейский Союз сумел обеспечить длительный мир между государствами-членами, которые столетиями были вовлечены в конфликты. Своих целей Союз добивается мирным путем, путем демократических соглашений, не прибегая к мерам, способным нанести урон национальной самобытности.

Следует отметить, что содействие, оказываемое Европейским Союзом Таджикистану, разнообразно. Оно способствует определенной экономической стабильности, следовательно, сохранению и

укреплению мира в Таджикистане, завоеванного столь большой ценой. Все перечисленное является лишь малой толикой того, что характеризует нынешнее состояние сотрудничества РТ и ЕС.

Исследование внешнеполитической деятельности Республики Таджикистан позволяет сделать вывод, что Таджикистан после достижения национального примирения делает первые шаги на пути интеграции в мировое сообщество, налаживая сотрудничество со многими европейскими государствами и другими Международными организациями. Интеграция Таджикистана в единое мировое сообщество возможна только в ходе плодотворного сотрудничества с передовыми цивилизованными государствами, представляющими Европейский Союз, достигшими грандиозных успехов в развитии экономики, науки, культуры, информационной технологии. Исходя из этого, сотрудничество с ЕС является для Республики Таджикистан важным условием её интеграции в мировое сообщество, одним из основных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям. Благодаря политике и ценностям, провозглашенным в Конституции РТ, в настоящее время республика остается одним из постоянных партнеров ЕС, где ЕвроСоюз выступает в роли организации-донора. Поддержка стран Центральной Азии, вообще, и Республики Таджикистан, в частности, является существенной и для нашей страны, так как дальнейшее позитивное сотрудничество с этими странами - это еще один гарант светлого будущего Таджикистана на пути к устойчивому развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахмонов Э. Ответственность за будущее нации. //Послание Президента Таджикистана Э.Ш. Рахмонова Мачлиси Оли. - Душанбе, 2003г.

2. СаидовЗ. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. -Душанбе: Авасто, 2004

3. Саидов 3. Официальные визиты Президента Э. Рахмонова в Бельгию и ФРГ / Народная газета. - № 25-26 (19320). - 2 апреля 2003г.

4. Мобер П. Европейский Союз желает реалистического подхода к проблемам, который учитывает нужды региона в целом и стремления

— 106- НОМАИ донишгох J>

каждой страны в частности. /Бизнес и политика. -12 (418). -12 апреля 2002г. 5.Development, № 9, сентябрь,2004

Совершенствование и развитие внешних связей Республики Таджикистан с Европейским Союзом

Р. Алиева

Ключевые слова: Интеграция, сотрудничество, инвестиции, мировое сообщество, приоритеты межгосударственных отношений

В данной статье автор выявила наиболее приоритетные направления внешней политики Республики Таджикистан, среди которых находит свое отражение многостороннее сотрудничество в рамках международных и региональных организаций, включая Европейский Союз. На основе фактов отражается процесс укрепления и развития отношений с государствами. Автор справедливо отмечает, что благодаря усилиям Европейского Союза инвесторы европейских стран стали наиболее активно проявлять интерес к сотрудничеству с Республикой Таджикистан. В статье отражена разносторонняя помощь со стороны европейского сообщества в форме различных программ.

Perfection and Development of Outward Relations of Tajikistan Republic with European Union

R.Alieva

Key words: integration, cooperation, investitures, world community, priorities of intergovernmental relations

The author highlighted the streamlines of foreign policy of Tajikistan Republic being of supreme priority among which midtiple cooperation in the frames of international and regional organizations, the European Union inclusive, finds its reflection. The facts concerned with consolidation and development of relations with the European Union are adduced. Due to the endeavours of the latter the investors of the European countries displayed interest in the economy of Tajikistan. The aid is expressed in the terms of various auxiliary programmes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.