Научная статья на тему 'Совершенствование гражданского процессуального законодательства в части осуществления права на обжалование судебных постановлений'

Совершенствование гражданского процессуального законодательства в части осуществления права на обжалование судебных постановлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
621
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ / АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ / КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ / НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ / CIVIL PROCEDURE / ARBITRATION PROCEDURE / APPEAL OF COURT DECISIONS / APPEALS INSTANCE / CASSATION INSTANCE / SUPERVISING INSTANCE / PROCEEDINGS IN COURT OF APPEAL INSTANCE / PROCEEDINGS IN COURT OF CASSATION INSTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маняк Н. И.

Обеспечение права на судебную защиту, в том числе права на обжалование неправосудных судебных решений, центральная задача судебных инстанций, осуществляющих рассмотрение гражданских дел, проверку и пересмотр судебных постановлений, вынесенных судами первой и последующих инстанций. Предлагаемые изменения и дополнения гражданского процессуального законодательства обеспечат более полное осуществление лицами, участвующими в деле, своих прав и обязанностей, обеспечение права на судебную защиту во всех его проявлениях и во всех судебных инстанциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the civil procedural legislation in realization of the right to appeal of court decisions

Ensuring the right to judicial protection including the right to appeal of illegal court decisions is the main task of judicial instances carrying out trying the civil cases, checking and review of court decisions taken by the courts of first instance and the following ones. The changes and amendments to the civil procedural legislation proposed in the article will provide more complete realization of rights and duties by the persons participating in the case. They will also ensure the right to judicial protection in all its scope and in all judicial instances.

Текст научной работы на тему «Совершенствование гражданского процессуального законодательства в части осуществления права на обжалование судебных постановлений»

96

Раздел 8. Взгляд правоприменителя

Раздел 8. Взгляд правоприменителя

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАжДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ОСУщЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА

на обжалование судебных постановлений

Н.И. Маняк

(председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации;

infomanyak@kubansud.ru)

Обеспечение права на судебную защиту, в том числе права на обжалование неправосудных судебных решений, - центральная задача судебных инстанций, осуществляющих рассмотрение гражданских дел, проверку и пересмотр судебных постановлений, вынесенных судами первой и последующих инстанций. Предлагаемые изменения и дополнения гражданского процессуального законодательства обеспечат более полное осуществление лицами, участвующими в деле, своих прав и обязанностей, обеспечение права на судебную защиту во всех его проявлениях и во всех судебных инстанциях.

Ключевые слова: гражданский процесс, арбитражный процесс, обжалование судебных актов, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, надзорная инстанция, производство в суде апелляционной инстанции, производство в суде кассационной инстанции.

Право на судебную защиту - важнейшее конституционное право, гарантирующее юридическое и реальное обеспечение всех других конституционных прав и свобод граждан. Обеспечение этого права, включающего, в частности, право на обжалование неправосудных судебных решений, - центральная задача судебных инстанций, осуществляющих рассмотрение гражданских дел, проверку и пересмотр судебных постановлений, вынесенных судами первой и последующих инстанций.

Нарушение требований процессуального закона о рассмотрении гражданских дел в установленные сроки, а тем более выход за рамки, ограничивающие рассмотрение дел в разумные сроки, существенно отражается на авторитете судебной власти и сказывается на осуществлении гражданских прав и обязанностей.

Отчасти такому положению способствует недостаточная проработка и нечеткое изложение в законе некоторых процессуальных и организационных действий, осуществляемых судом. Так, страдают законодательной неопределенностью порядок и сроки изготовления протоколов судебных заседаний, составления полных и

окончательных мотивированных решений, направления дел на рассмотрение в суды последующих инстанций в случае обжалования предыдущих судебных актов.

Известно, что решение суда, которым дело разрешается по существу, принимается немедленно после разбирательства дела. В соответствии со ст. 199 ГПК РФ составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более чем 5 дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Нередко суды обходят это правило, и факт его несоблюдения не всегда уловим. Однако права лиц, участвующих в деле, оказываются нарушенными.

По императивным нормам процессуального законодательства датой окончания ведения и составления протокола судебного заседания является дата вынесения и оглашения решения суда. В статье 230 ГПК РФ установлено, что протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через 3 дня после окончания судебного заседания. Чаще всего суд объявляет (и это находит отражение

Юридическая наука и правоохранительная практика в протоколе судебного заседания), что мотивированное решение будет изготовлено к определенной дате. При этом в абсолютном большинстве случаев нигде не указывается, когда был фактически изготовлен и подписан протокол судебного заседания, а также, когда было изготовлено, подписано и предъявлено для ознакомления мотивированное решение. Эти скрытые нарушения сроков вынесения судебных постановлений могут быть исключены, если в процессуальном законодательстве будет сформулировано требование о том, что в завершающей части протокола судебного заседания должна указываться фактическая дата изготовления протокола судебного заседания и фактическая дата составления готового к ознакомлению мотивированного решения.

Полная ясность в соблюдении этих процедур обеспечит строгое соблюдение судами процессуальной дисциплины, устранит часть причин, по которым нарушаются сроки рассмотрения гражданских дел, и которые побуждают к разговорам о судебной волоките.

Весьма растяжимы и лишены необходимой конкретности и строгой определенности формулировки о порядке направления дел на апелляционное кассационное рассмотрение после истечения срока на обжалование (ст.ст. 325, 343 ГПК РФ). На практике это приводит к тому, что дело может быть направлено в суд второй инстанции спустя день или несколько десятков дней, а то и спустя несколько месяцев после истечения срока на обжалование. Представляется, что эти нарушения будут в значительной степени устранены, если в законе будет указан не только первоначальный срок направления дела в суд второй инстанции (истечение срока на обжалование), но и предельная дата направления. Например, не позднее 10 дней после истечения срока на обжалование, а по жалобам, поданным в срок, но поступившим после истечения срока на обжалование, не позднее 10 дней со дня их поступления в суд.

По нормам ГПК РФ если жалоба на не вступившее в законную силу судебное постановление оставлена без движения

или возвращена как неправильно поданная, то суды первой инстанции выносят определения. Иная ситуация складывается при оформлении такого организационного действия, как направление дела в суд второй инстанции. На практике суды направляют такие дела с сопроводительным письмом, которое является сугубо внутренним для суда документом, с которым не может ознакомиться заинтересованное лицо. Полагаем, что с учетом роли судебного определения в общем документообороте судебных инстанций данное действие должно оформляться им. Копию определения следует направлять всем лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам. Такое правило повысит требования и внимание суда к столь ответственному действию, как направление дела в суд второй инстанции.

Действия суда апелляционной инстанции после поступления дела на его рассмотрение, кроме извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте его рассмотрения, никаким образом не оговорены в процессуальном законе. Между тем суд второй инстанции, прежде чем известить лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, должен совершить ряд действий, имеющих значение для дальнейшего движения дела. В частности, проверить правильность оформления дела судом первой инстанции, правильность проверки судом первой инстанции соответствия апелляционной жалобы и приложенных документов требованиям закона, выполнения судом первой инстанции требований о направлении лицам, участвующим в деле, копии жалоб и приложенных к ним документов. Эти действия по подготовке дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции должен единолично совершать судья суда второй инстанции. Если он находит дело подготовленным к рассмотрению в апелляционном порядке, то обязан вынести определение о назначении дела к судебному разбирательству. Копия этого определения со сведениями о времени и месте судебного заседания должна быть направлена лицам, участвующим в деле, и в суд первой инстанции.

Если дело не подготовлено и недостатки его оформления устранимы в суде второй инстанции, то судья выносит определение о проведении необходимых процессуальных действий, т.е. должен вынести определение, которым суду первой инстанции следовало оставить жалобу без движения (ст. 323 ГПК РФ).

Если копии жалоб, представлений и приложенных к ним документов не были направлены лицам, участвующим в деле, то суд второй инстанции должен осуществить эти действия самостоятельно. Выполнение этих действий судьей единолично до назначения дела к рассмотрению в судебном заседании значительно уменьшит время нахождения в суде апелляционной инстанции дел, поступивших с недостатками оформления и назначения, и ускорит сроки устранения этих недостатков, а затем и сроки рассмотрения этих дел по существу.

Важнейшим этапом в дальнейшем развитии и совершенствовании действующей судебной системы явилось принятие 9 декабря 2010 г. Федерального закона № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Им введен порядок апелляционного обжалования судебных актов, не вступивших в законную силу, вынесенных по первой инстанции судами всех звеньев районного (городского), краевого (областного), Верховного Суда РФ и кассационного обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, если они были обжалованы до дня вступления их в законную силу в апелляционном порядке. Это весьма радикальное и прогрессивное совершенствование процессуального законодательства не даст ожидаемых результатов, если ему не будут соответствовать позитивные изменения в организации и деятельности судебной системы, которая, безусловно, должна соответствовать процессуальному содержанию, регламентирующему процедуру разрешения судами споров и порядок обжалования вынесенных решений.

По нашему мнению, система судов районного (городского) звена не требует каких-либо существенных изменений. В то

Раздел 8. Взгляд правоприменителя же время органы правосудия на уровне мировых судей не получили окончательного организационного системного оформления. На практике это способно привести к тому, что помощь в осуществлении правосудия мировыми судьями со стороны районного (городского), краевого (областного) звена, Верховного Суда РФ будет оказываться не в организационно-системном правовом порядке, а эпизодически. Представляется, что дальнейшее организационное оформление деятельности мирового правосудия может быть осуществлено в виде создания звена мировых судов в рамках районного (городского) административно-территориального деления государства, что наиболее предпочтительно, либо включения их в качестве структурного подразделения - коллегий мировых судей в систему судов районного (городского) звена.

С 1 января 2012 г. начинают действовать коллегии по пересмотру постановлений районных судов в судах субъектов Российской Федерации. Эта система обладает теми преимуществами, что ее организационно-материальная база не требует таких затрат, как создание совершенно новых судов межрегионального звена. Так, в Краснодарском крае за последние годы обжалуется около 25 000 в год решений районных судов, не вступивших в законную силу. В то же время на территории края обжалуется около 4 500 в год решений мировых судей, не вступивших в законную силу. В связи с этим создание межрайонных судов для рассмотрения апелляционных жалоб, как это сегодня предлагается в литературе, вряд ли имеет смысл, как и создание отдельного для них суда субъекта федерации. Такие суды могут успешно функционировать в виде отдельных палат (коллегий) по рассмотрению жалоб на решения мировых судей в суде субъекта федерации, а равнозначная им палата (коллегия) по рассмотрению жалоб на решения судов районного (городского) звена уже имеется в судах субъекта Российской Федерации. Обе палаты (коллегии) смогут обеспечивать независимое, объективное и беспристрастное рассмотрение апелляционных жалоб на

Юридическая наука и правоохранительная практика судебные постановления мировых судей и районных судов.

Нуждаются в изменении также нормы процессуального законодательства о порядке пересмотра дел по жалобам на судебные постановления, вступившие в законную силу. Норма об оставлении у кассационной инстанции полномочий по рассмотрению жалоб без истребования дела только по материалам, приложенным к жалобе, или же по материалам истребованного дела, но с отказом в передаче дела в судебном заседании суда кассационной инстанции (ст. 381 ГПК РФ в редакции закона от 9 декабря 2010 г. № З53-Ф3) сохранена без каких-либо изменений полномочий надзорных инстанций, действовавших до 1 января 2012 года. С упразднением этих надзорных инстанций и образованием кассационных инстанций по рассмотрению жалоб на судебные постановления, вступившие в законную силу, явно назрела необходимость в рассмотрении кассационных жалоб по материалам дела в коллегиальном заседании суда кассационной инстанции. Это исключит установленные ранее и, по существу, оставленные без корректив, процедуры рассмотрения жалоб, ограничивающих защиту прав личности и обеспечение доступа к правосудию.

Судья, которому передана на изучение кассационная жалоба, должен возвратить кассационную жалобу без рассмотрения по существу, если она не отвечает требованиям, установленным ст. 379.1 ГПК РФ, пропущен срок на обжалование, и он не восстановлен, жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование, и т.д. Председатель суда кассационной инстанции и его заместитель могут быть наделены полномочиями по отмене определения о возвращении кассационной жалобы без рассмотрения, если оно будет обжаловано, например, лицом, считающим, что оно имеет право на обжалование судебных постановлений. Если же жалоба и приложен-

ные к ней документы отвечают установленным требованиям, дело истребуется в кассационную инстанцию и передается на рассмотрение в судебном заседании дела по кассационной жалобе. В надзорную инстанцию Краснодарского краевого суда, которая с 1 января 2012 г. будет кассационной, поступает немногим более 11 тысяч жалоб по гражданским делам, что в два с лишним раза меньше числа дел, поступающих на рассмотрение в кассационную инстанцию в настоящее время.

Суды кассационной инстанции должны быть созданы отдельно от судов апелляционной инстанции, что обеспечит более объективное и беспристрастное рассмотрение дел нижестоящими апелляционными судьями. В судах апелляционных инстанций могут действовать палаты по гражданским делам, включая коллегии по рассмотрению жалоб на постановления мировых судей и жалоб на постановления районных судов, принятые ими по первой инстанции. За ними также можно оставить рассмотрение дел, подсудных по первой инстанции судам субъектов федерации. В этих же судах могут быть образованы палаты по уголовным делам, включающие коллегию по рассмотрению апелляционных жалоб на судебные постановления мировых судей (за 2010 год в крае обжаловано 1 245 постановлений), коллегию по обжалованию в апелляционном порядке судебных постановлений районных судов (за 2010 год в крае обжаловано 7 463 постановления).

Исходя из данных Краснодарского краевого суда, по количеству рассматриваемых дел, находящихся в первых рядах судов субъектов Российской Федерации, могут быть образованы отдельные кассационные суды с коллегией по рассмотрению гражданских дел (по поступившим за 2010 год жалобам - свыше 11 000) и коллегией по рассмотрению уголовных дел (по поступившим за 2010 год жалобам - свыше 6 500).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.