Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки АПК региона'

Совершенствование государственной поддержки АПК региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АПК / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / КФХ / ЛПХ / ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОГРАММА / ИННОВАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF TATARSTAN / STATE REGULATION / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / AGRARIAN SECTOR / ECONOMY / BUSINESS / PEASANT SMALLHOLDERS / GROSS PRODUCTION / PROGRAM / INNOVATION / DIGITALIZATION / COMPETITIVE PRODUCTS / INFORMATIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Шарипов Салимзян Ахтямович

Рассмотрены вопросы и пути совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса регионов. Определены необходимые условия для наиболее благоприятного развития аграрной сферы, механизмы государственного регулирования, которые способствовали бы решению как экономических, так и социальных проблем села, гармоничному развитию всех сфер АПК на основе эффективного сельскохозяйственного производства в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state support of agribusiness in the region

The author discusses the issues and the ways of state support of agro-industrial complex of regions improvement. The author determined the most favorable for the development of the agrarian sector, the mechanisms of state regulation, which would help solve economic and social problems of the village, to the harmonious development of all agricultural spheres based on efficient agricultural production in a digital economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки АПК региона»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 6 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

издательство

Креативная экономика

Совершенствование государственной поддержки АПК региона

Шарипов С.А. 1

1 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Рассмотрены вопросы и пути совершенствования государственной поддержки агропромышленного комплекса регионов. Определены необходимые условия для наиболее благоприятного развития аграрной сферы, механизмы государственного регулирования, которые способствовали бы решению как экономических, так и социальных проблем села, гармоничному развитию всех сфер АПК на основе эффективного сельскохозяйственного производства в условиях цифровой экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Российская Федерация, Республика Татарстан, государственное регулирование, АПК, аграрный сектор, экономика, бизнес, КФХ, ЛПХ, валовая продукция, программа, инновация, циф-ровизация, конкурентоспособная продукция, информатизация, управление

Improvement of state support of agribusiness in the region

Sharipov S.A. 1

1 The Tatar institute of retraining personals of agribusiness, Russia

Введение

Организация современного высокотехнологичного, экологического, инновационно развитого аграрного производства обусловливает привлечение крупных инвестиций. Аграрная сфера в силу природного характера производственных процессов наиболее подвержена воздействию внешних факторов: естественных условий производства и финансовой среды. Поэтому она нуждается в принятии мер государственного регулирования, обеспечивающего включение демпферных механизмов, нивелирующих влияние негативных факторов внешнего развития, а также широкого внедрения современных инновационных и цифровых технологий.

В настоящее время в Татарстане эффективно функционируют инновационные сельскохозяйственные предприятия, сложившиеся в результате реформ, система взаимодействия

различных форм аграрного бизнеса характеризуется значительным экономическим потенциалом развития. Она представлена соответствующими моделями взаимодействия последовательной трансформации организационных сельскохозяйственных структур начального этапа преобразований, переходного периода и инновационных направлений экономического развития [2] (Бкапроу, Ккап$оу, Ко1ракоу, БкашзШйтоу, 2009).

Вопросы обеспечения эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, способствующей переходу к инновационному развитию аграрного производства, приобретают особую значимость [1] (Xкысквпко, 2013).

Роль аграрной сферы выражается не только в том, что она является поставщиком сырья для других отраслей. Создание одного рабочего места в сельском хозяйстве способствует тому, что в других отраслях экономики создается семь и более рабочих мест. Поэтому создание эффективной системы сельскохозяйственного производства является приоритетной задачей аграрного производства и развития сельских территорий.

В ходе формирования в аграрном секторе национальной экономики сформировались и эффективно функционируют различные организационные формы аграрного бизнеса, представленные сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Они представляют собой различные экономические уклады и отражают социально-экономическую структуру отрасли (табл. 1).

ABSTRACT:_

The author discusses the issues and the ways of state support of agro-industrial complex of regions improvement. The author determined the most favorable for the development of the agrarian sector, the mechanisms of state regulation, which would help solve economic and social problems of the village, to the harmonious development of all agricultural spheres based on efficient agricultural production in a digital economy.

KEYWORDS: Russian Federation, Republic of Tatarstan, state regulation, agrarian and industrial complex, agrarian sector, economy, business, peasant smallholders, gross production, program, innovation, digitalization, competitive products, Informatization, management

JEL Classification: C02, C60, I29 Received: 26.08.2019 / Published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

CITATION:_

Sharipov S.A. (2019) Sovershenstvovanie gosudarstvennoy podderzhki APK regiona [Improvement of state support of agribusiness in the region]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 6. (3). - 173-180. doi: 10.18334/ppib.6.3.41398

Таблица 1.

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств*) (в фактических ценах), %

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2017 г.

Хозяйства всех категорий В том числе 100 100 100 100 100 100

Сельскохозяйственные организации 50,1 46,2 44,8 46,4 46,2 48,9

Хозяйства населения 43,9 48,4 49,2 46,4 46,3 42,1

Крестьянское (фермерские) хозяйства 6,0 5,4 6,0 7,2 7,5 9,0

*)Сельское хозяйство Республики Татарстан, статистический сборник. Татарстанстат, г. Казань, 2016 - 370 с.

Данные таблицы 1 показывают, что увеличение доли хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств вызвано не только ростом объемов производства в них, но также и тем, что темпы роста производства в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах опережают темпы роста аграрного производства в сельскохозяйственных организациях.

Общая земельная площадь Республики Татарстан составляет 6,8 млн га, в т.ч. 4,5 млн га сельхозугодий, из них 3,4 млн га - пашни. В Республике Татарстан на начало 2016 г. численность сельского населения составляла 912,6 тыс. чел., или 23,6% от общей численности населения. Из них около 60 тыс. чел. занято в сельскохозяйственном производстве республики, а на долю сельского хозяйства приходится около 11% валового регионального продукта.

Сохранение достигнутого уровня роста развития регионального АПК обусловливает необходимость дальнейшей государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя, разработки соответствующих программ развития сельского хозяйства.

Сельское хозяйство является ведущей составляющей аграрной сферы, и вследствие его многофункциональности значимость сельскохозяйственного производства в экономике региона возрастает. Валовая продукция сельского хозяйства за 2017 г. составила 235,4 млрд руб., при этом индекс производства в сопоставимой оценке (в %

ОБ АВТОРЕ:_

Шарипов Салимзян Ахтямович, - д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН и АН РТ, главный научный сотрудник

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шарипов С.А. Совершенствование государственной поддержки АПК региона // Продовольственная политика и безопасность. - 2019. - Том 6. - № 3. - С. 173-180. с1о1: 10.18334/рр1Ь.6.3.41398

к предыдущему году) составил 105%. Занимая 2,2% сельхозугодий страны, республика производит около 5% ее сельхозпродукции.

В республике действует Программа технической и технологической помощи АПК. К приоритетам программы относятся: повышение производительности труда за счет оснащения многофункциональной энергонасыщенной техникой, повышение конкурентоспособности продукции, внедрение энергосберегающих технологий, внедрение инноваций в молочном производстве, оснащение убойных цехов, комплексная механизация семейных ферм, переработка и упаковка сельхозпродукции, доильные установки для ЛПХ. При этом лимит финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей рассчитывается пропорционально имеющейся в их распоряжении площади пашни и денежной выручке за предыдущий год.

В республике активно развивается также социальная инфраструктура. Положительным моментом является то, что практически завершена газификация домов и квартир в сельской местности. Все районы подключены к системе телекоммуникаций Республики Татарстан, действует Электронное Правительство Республики Татарстан.

Поддержка отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя должна осуществляться путем реализации соответствующих мер государственного регулирования. Эти меры призваны, не нарушая действия законов рынка, минимизировать влияние негативных факторов развития на сферу аграрного производства. Одним из таких инструментов государственного регулирования национальной экономики были приоритетные национальные проекты в области здравоохранения, доступного жилья, образования и сельского хозяйства, направленные на обеспечение пропорционального, эффективного развития всех звеньев экономического механизма и экономики в целом. Так, в рамках приоритетного национального проекта по развитию АПК была осуществлена реализация мер государственной поддержки по направлениям, связанным с ускоренным развитием животноводства, стимулированием развития малых форм хозяйствования, обеспечением доступным жильем молодежи в селе.

Стимулирование развития малых форм хозяйствования было связано с увеличением объемов производства и повышением товарности продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Обеспечение доступным жильем молодежи в селе способствовало привлечению в сельхозпроизводство молодежи, ее закреплению на сельских территориях и тем самым - формированию эффективного кадрового потенциала АПК.

В результате реализации мер государственной поддержки по развитию АПК было обеспечено значительное увеличение объемов производимой продукции. Так, в 2018 году прирост производства молока по сравнению с 2005 г. составил: 14,2%, скота и птицы - 51,9%, производства яиц - 11%, (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели производства животноводческой продукции *) (в хозяйствах всех категорий)

Показатели Ед. изм. Производство Прирост (2018г. к 2005 г., %

2005 г. 2018 г.

Производство молока тыс. тонн 1535,4 1753,7 114,2 %

Производство скота и птицы на убой (в живом весе) тыс. тонн 308,7 468,8 151,9 %

Производство яиц в хозяйствах всех категорий тыс. шт. 1060020 1176968 111,0 %

*) 1) Сельское хозяйство Республики Татарстан, статистический сборник. Татарстанстат, г. Казань, 2010 - 364с

2) Сельское хозяйство Республики Татарстан, статистический сборник. Татарстанстат,г. Казань, 2016 - 370с.

Сфера аграрного производства в республике признана приоритетной, при этом ежегодно возрастает бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2018 г. инвестиционные вложения в АПК РТ составили 14,3 млрд рублей. За период с 2010 года по 2018 год составили 180,9 млрд рублей.

Успешная реализация программ поддержки сельскохозяйственного производства в Татарстане позволила стабилизировать сельскохозяйственное производство, создать должную материально-техническую базу, достичь уровня, обеспечивающего формирование базовых элементов выхода на устойчивые темпы роста.

В Республике Татарстан утверждена «Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года».

В сельскохозяйственном производстве начальным звеном является растениеводство, ведущая роль в котором принадлежит зерновому производству. Зерно является исходным, системообразующим продуктом АПК, его производству придается особое значение. В 2018 году под зерновые и зернобобовые культуры было отведено более половины посевных площадей, и при средней урожайности зерновых культур в хозяйствах всех категорий валовой сбор зерновых культур составил около 4,0 млн т.

В соответствии с целевыми установками Программы по инновационному варианту развития АПК к 2030 г. предусматривается производство: сахарной свеклы - 3800 тыс. т., картофеля - 2600 тыс. т., овощей - 4800 тыс. т., скота и птицы в живом весе - 700 тыс. т., молока - 3000 тыс. т., яиц - 2000 млн шт.; объем инвестиций - 44,5 млрд руб. (в

сопоставимых ценах 2006 г). В республике большое внимание уделяется производству и переработке технических культур.

Достижение требуемых объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является первостепенной задачей, связано с реализацией национальной аграрной политики, охватывающей перспективы развития аграрного сектора, включая его трансформацию и модернизацию производства [3; 4] (Sharipov, 2008; Sharipov, Kharisov, Kolpakov, 2010).

В рамках Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года предусматривается достижение цели, связанной с организацией эффективного производства сельскохозяйственной продукции в республике, как материальной основы обеспечения экономического роста в АПК, повышения качества жизни сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение задач АПК, связанных с: привлечением финансовых инвесторов для реализации высокоэффективных инвестиций в АПК; созданием условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса; устойчивым развитием сельских территорий, включая обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения; созданием условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов; увеличением продукции растениеводства на основе повышения урожайности сельскохозяйственных культур; увеличением продукции животноводства на основе повышения продуктивности скота и птицы; улучшением жилищных и социальных условий жизни населения в сельских поселениях; улучшением институционального устройства сельскохозяйственного производства путем поддержки развития крупных форм (агрофирм, агрохолдингов) и малых форм хозяйствования; повышением роли факторов управления, цифровизации, информатизации и науки.

Решение поставленных задач предусматривает модернизацию и цифровизацию аграрного производства и тесно связано с активным привлечением современных инновационных технологий организации производственных процессов, использующих принципиально новые машины и сельскохозяйственное оборудование. В ходе перехода на новый уровень развития предусматривается учет биологических закономерностей аграрного производства, обеспечение требований экологической безопасности и элементов точного земледелия.

Процесс инновационного развития модернизации производства должен предусматривать такое применение современных цифровых технологий на основе высокопроизводительных сельскохозяйственных машин и технического оборудования, при котором создаются оптимальные условия для роста, развития и продуцирования растений и животных, как фактора, обеспечивающего увеличение продуктивности

и выхода на запланированные уровни производства сельскохозяйственной конкурентоспособной продукции.

Поддержка и регулирование процессов аграрного производства региона, направленная на формирование эффективного устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, должна обеспечивать сохранение и воспроизводство природных ресурсов, способствовать социальной стабильности, повышению уровня жизни и стимулированию экономической активности населения на основе обеспечения конкурентоспособности экономики, продовольственной безопасности, развитию сельских территорий и эффективное решение задач социально-экономического развития.

ИСТОЧНИКИ:

1. Жученко А.А. Государственное регулирование производства и использование про-

довольствия в развитых странах запада: механизм и инструменты // Экономика.

- 2013. - № 2. - с. 22-28.

2. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А., Шамсутдинов Л.Ф. Государственное

регулирование аграрного производства в регионе - условие повышения его эффективности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

- 2009. - № 7. - с. 30-31.

3. Шарипов С.А. Трансформация и модернизация агропроизводства региона // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 4. - с. 41-50.

4. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А. Регулирование АПК региона на осно-

ве процессов трансформации и модернизации // АПК: Экономика, управление. -2010. - № 6. - с. 43-49.

5. Сельское хозяйство Республики Татарстан. / Статистический сборник. - Казань:

ФСГС ТОФСГС по РТ, 2010. - 364 с.

6. Сельское хозяйство Республики Татарстан. / Статистический сборник. - Казань:

ФСГС ТОФСГС по РТ, 2016. - 370 с.

REFERENCES:

Selskoe khozyaystvo Respubliki Tatarstan [Agriculture of the Republic of Tatarstan] (2010). Kazan: FSGS TOFSGS po RT. (in Russian).

Selskoe khozyaystvo Respubliki Tatarstan [Agriculture of the Republic of Tatarstan] (2016). Kazan: FSGS TOFSGS po RT. (in Russian).

Sharipov S.A. (2008). Transformatsiya i modernizatsiya agroproizvodstva regiona [Transformation and modernization of agriproduction in a region]. Rural economy in Russia (Ekonomika sel\'skogo khozyaystva Rossii). (4). 41-50. (in Russian).

Sharipov S.A., Kharisov G.A., Kolpakov P.A. (2010). Regulirovanie APK regiona na osnove protsessov transformatsii i modernizatsii [Regulation of the agricultural sector on the basis of the processes of transformation and modernization]. Agro-industrial complex: economics, management. (6). 43-49. (in Russian).

Sharipov S.A., Kharisov G.A., Kolpakov P.A., Shamsutdinov L.F. (2009). Gosudarstvennoe regulirovanie agrarnogo proizvodstva v regione - uslovie povysheniya ego effektivnosti [Government Regulation of Agriculture Production in the Region as Efficiency Increase Condition]. Economics of agricultural and processing enterprises. (7). 30-31. (in Russian).

Zhuchenko A.A. (2013). Gosudarstvennoe regulirovanie proizvodstva i ispolzovanie prodovolstviya v razvityh stranakh zapada: mekhanizm i instrumenty [State Regulation in Production and Using Food in Developed Countries of the West: Mechanism and Tools]. Economics. (2). 22-28. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.