Научная статья на тему 'Совершенствование государственного управления в субъектах РФ'

Совершенствование государственного управления в субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
645
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / ПУБЛИЧНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тлисов Азамат Борисович, Агеева Екатерина Александровна

Статья посвящена анализу реализации некоторых направлений административной реформы. Особое внимание авторы уделяет введению в управленческий дискурс термина «публичное администрирование». Публичное администрирование рассмотрено как сбалансированное удовлетворение потребностей общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of public administration in the subjects of the Russian federation

The article is devoted to analysis of the implementation of some directions of administrative reform. Special attention is paid to introduction to managerial discourse of the term «public administration». Public administration is considered as a balanced satisfaction of needs of society and the state.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного управления в субъектах РФ»

А.Б. ТЛИСОВ кандидат экономических наук, доцент, директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС*

Е.А. АГЕЕВА кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС"

Совершенствование государственного управления в субъектах РФ

Актуальность вопроса совершенствования государственного управления сохраняет свое смысловое значение, выступая потребностью проведения в настоящее время комплексного анализа накопившихся за годы реформирования насущных проблем в данной сфере и выработки научно обоснованных подходов по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения.

Совместная задача органов власти и экспертного научного сообщества заключается в консолидации усилий по решению задач государственного управления, поставленных в майских Указах Президента Российской Федерации, а именно ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность, исключения чрезмерного регулирования, снижения административных барьеров для бизнеса, повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг населению, уровня открытости деятельности органов власти и степени участия граждан в выработке государственной политики.

Для решения поставленных задач в субъектах Российской Федерации разрабатываются и осуществляются под руководством Правительства органами исполнительной власти Планы мероприятий («дорожные карты») по реализации

* Тлисов Азамат Борисович, e-mail: tlisov@mail.ru

** Агеева Екатерина Александровна, e-mail: kay79@yandex.ru

направлений административной реформы. От успешного выполнения этих планов зависит повышение открытости властных структур, инвестиционной привлекательности регионов, уровня легитимности власти.

Правительства субъектов Российской Федерации, осознавая значимость этих результатов для будущего регионов, стремясь к повышению роли субъектов в политическом и экономическом пространстве страны, безусловно, оценивают и актуальные проблемы.

Среди них:

- незавершенность институализации новых постреформенных явлений и процессов и, как следствие, разрозненность ценностных оснований государственного управления, подмена стратегических целей и задач несущественными единичными личностными задачами, проявления коррупции;

- ограниченность кадровых ресурсов, способных обеспечить организацию и эффективную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом требований законодательства и использованием инновационных управленческих технологий, оценки регулирующего воздействия электронного документооборота;

- сохранение избыточности государственного регулирования бизнес-структур, а также дублирующих функций между органами исполнительной власти;

- несистематичность проведения процедур оценки регулирующего воздействия, антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- незаконченность процесса перевода наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг в электронную форму;

- недооценка значимости профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих.

Центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

- снижение избыточного государственного регулирования;

- повышение качества государственных услуг;

- повышение эффективности органов власти;

- повышение информационной открытости.

Значимость указанных направлений для сохранения и

развития общества сложно переоценить, поскольку долгосрочная работа по формированию гармоничной системы

обеспечения устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития возможна только при условии открытости, высокого качества услуг и эффективного расходования средств бюджетов разных уровней. В качестве основы данной деятельности выступает формирование партнерских взаимоотношений между различными секторами социума. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть такую концепцию государственного управления, как публичное администрирование.

Публичное администрирование направлено на сбалансированное удовлетворение потребностей общества и государства, исполнение нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, обеспечение верховенства права, соблюдения Конституции Российской Федерации и законодательства, а также реализацию законных прав и свобод человека и гражданина. Дефиниция «публичное администрирование» нечасто встречается в научном, политическом дискурсе. Вместе с тем в последнее десятилетие публикуются монографии, статьи, посвященные этой теме. Ученые рассматривают публичное администрирование как правовую категорию1, как совокупность управленческих отношений2, как направление деятельности3. Как управленческий феномен и процесс управления «публичное администрирование» является дословным переводом «public administration», что в англоязычных странах и подразумевает «государственное управление».

В то же время, на наш взгляд, слово «публичное» как раз сочетает в себе открытость властных структур, доступность получения государственных и муниципальных услуг, участие граждан в обсуждении и принятии общественно значимых решений, развитие системы общественного контроля, - все то, что и составляет смысл административной реформы.

1 См.: Денисенко В.В. Публичное администрирование как правовая категория // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2016, № 3(33). Электронный ресурс. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=27397237

2 См.: Зинченко Г.П. Публичное администрирование как совокупность управленческих отношений. Монография. Ростов-/нД., 2011.

3 См.: Воронов А.М., Гоголев А.М. Развитие теории публичного администрирования как направления правоохранительной деятельности в сфере обеспечения безопасности гражданского общества // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. Пермь, 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: http://elibra-ry. ru/item.asp?id=26032870

Российский законодатель, принимая законы об общественном контроле, государственно-частном партнерстве, предоставлении государственных и муниципальных услуг, о доступе социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам и другие, очевидно, исходил именно из идеи публичности, сбалансированности интересов и потребностей, рациональности и самостоятельности субъектов права и политики. Документом, ставшим ориентиром процесса административной реформы, является Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Концепты публичного администрирования до известной степени идеальны, условия, в которых оно должно реализоваться, подразумевают политическую и финансовую стабильность, тотальную лояльность граждан, высокую квалификацию государственных служащих. На практике, как упоминалось выше, возникает иная система, большинство элементов которой далеки от идеала и «нездоровы». На сайте Государственной автоматизированной информационной системы «Управление» представлены статистические отчеты о выполнении субъектами РФ майских Указов Президента и в частности Указа № 601. За 2016 г. сведения о выполнении этого Указа находятся на стадии проработки, так как по данному документу не все субъекты Федерации предоставили информацию. В 2015 г. достижение показателей выполнения Указа № 601 выглядело таким образом: в 40 субъектах в плановый период были достигнуты все показатели1.

По сравнению с 2014 г. показатели изменились несущественно: авангардными субъектами по достижению показателей были 37 субъектов.

Как известно, к показателям совершенствования системы государственного управления глава государства относит:

- уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;

- долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного

1 Источник: ГАС «Управление». Электронный ресурс. Режим доступа: http ://gasu.gov. ru/ukaz

окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг;

- долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности;

- сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг;

При этом из пяти показателей, представленных в таблице, три показателя - доступ к получению услуг в режиме «одного окна», услуги бизнес-сообществу и сокращение времени ожидания в органе власти и управления - должны были быть достигнуты уже в 2014 и 2015 гг. Показатель доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, достигнут в 2015 г. только в 34 субъектах.

Таблица

Количество субъектов, в которых в 2015 г. не были достигнуты показатели выполнения Указа № 601 от 7 мая 2012 г.1

Направления (показатели) Технология (одно окно) Услуги в электронной форме Услуги для бизнеса Среднее время ожидания Уровень удовлетворенности получением услуг

Количество субъектов 82 34 80 75 76

Невыполнение субъектами данных показателей позволило Председателю Правительства Российской Федерации

1 Источник: ГАС «Управление». Электронный ресурс. Режим доступа: http ://gasu.gov. ru/ukaz

Д.А. Медведеву в апреле 2016 г. заявить о новом витке реформы государственного управления и совместно с главой Сбербанка России Г. Грефом предложить проектный подход к управлению1. Д.А. Медведев предложил «определить ключевые показатели эффективности для каждого из министерств и сформировать понятную «приборную панель» для власти с учетом общественной оценки ее действий. При этом подчеркивается тот факт, что министры должны нести персональную ответственность за достижение этих показателей, а не просто отчитываться о выполненных поруче-ниях»2. С учетом из данного посыла идея создания проектных офисов также коррелирует с концепцией публичного администрирования.

Государство для российских граждан было и остается главным регулятором общественных отношений, координатором различных сфер человеческой деятельности, организатором политических, правовых, а часто и экономических действий. Государственный аппарат испытывает со стороны российских граждан в равной степени доверие и недоверие к себе. Первое - благодаря сохраненному гуманитарному суверенитету на международной арене, второе - в связи с сохраняющимися проблемами и нерешенными задачами во внутренней политике. Именно поэтому, на наш взгляд, умелое сочетание в государственном управлении этатизма и либерализма, регулирования и открытости позволит обществу и государству консолидироваться на основе общественно значимых концептов.

Тлисов А.Б., Агеева Е.А. Совершенствование государственного управления в субъектах РФ. Статья посвящена анализу реализации некоторых направлений административной реформы. Особое внимание авторы уделяет введению в управленческий дискурс термина «публичное администрирование». Публичное администрирование рассмотрено как сбалансированное удовлетворение потребностей общества и государства.

1 См.: ЛатухинаК. Путин поддержал идею реформы госуправления // Российская газета. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2016/04/22/putin-podderzhal-ideiu-reformy-gosupravleniia.html

2 СМИ: Медведев предложил создать комиссию по улучшению госуправления // Российская газета. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2016/04/22/smi-medvedev-predlozhil-sozdat-komissiiu-po-uluchsheniiu-gosupravleniia.html

Ключевые слова: административная реформа, публичное администрирование, совершенствование государственного управления.

Tlisov A.B., Ageeva E.A. Improvement of public administration in the subjects of the Russian federation. The article is devoted to analysis of the implementation of some directions of administrative reform. Special attention is paid to introduction to managerial discourse of the term «public administration». Public administration is considered as a balanced satisfaction of needs of society and the state.

Keywords: administrative reform, public administration, improvement of public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.