Научная статья на тему 'Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения'

Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5205
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
здравоохранение / государственное управление / кризис / квалифицированные кадры / рыночные отношения / недофинансирование / оптимизация. / health care / public administration / crisis / qualified personnel / market relations / underfunding / op- timization.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Проваторова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам российского здравоохранения и поиску путей их решения через совершенствование государственного управления в данной сфере. Совершенствование государственного управления в системе здравоохранения как в области профилактики и лечения заболеваний, так и в области социально-экономического развития учреждений здравоохранения будет способствовать улучшению качества трудовой деятельности, а также увеличению продолжительности жизни граждан и укреплению их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of public administration in healthcare

This article is devoted to the urgent issues of Russian health care problems and ways to solve them through the improvement of public administration in this area. Improving public administration in the health care system, both in the field of diseases prevention and treatment and in the field of socio-economic development of health care institutions, will contribute to the improvement of the work quality, as well as to the increase of citizens’ life expectancy and their health strengthening.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения»

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

ART 183071 DOI 10.24411/2304-120X-2018-13071 УДК 351.77

Проваторова Анастасия Сергеевна,

студентка Среднерусского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Орел nastyaprovatorova@vandex.ru

Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения

Аннотация. Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам российского здравоохранения и поиску путей их решения через совершенствование государственного управления в данной сфере. Совершенствование государственного управления в системе здравоохранения как в области профилактики и лечения заболеваний, так и в области социально-экономического развития учреждений здравоохранения будет способствовать улучшению качества трудовой деятельности, а также увеличению продолжительности жизни граждан и укреплению их здоровья. Ключевые слова: здравоохранение, государственное управление, кризис, квалифицированные кадры, рыночные отношения, недофинансирование, оптимизация. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Как известно, уровень здравоохранения является своеобразным индикатором уровня развития страны, который напрямую связан с демографическими процессами, такими как продолжительность жизни и ее качество. Российская система здравоохранения представляется кризисной уже не одно десятилетие. Впервые Россия была внесена в рейтинг систем здравоохранения, представленный агентством Bloomberg (The Most Efficient Health Care, 2016) в соответствии с данными Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединённых Наций и Всемирного банка, в 2014 г., при этом стране было отдано последнее, 51-е место. Основной причиной не включения России в рейтинг был такой показатель, как «средняя продолжительность жизни населения страны», который составляет 69 лет, в то время как в рейтинге отражены страны, в которых продолжительность жизни превышает 70 лет.

Конечно же, как и любая другая социальная сфера, здравоохранение лежит на плечах государства, от политики которого и зависит этот самый уровень здравоохранения. И, поскольку сегодня в России качество медицинских услуг оставляет желать лучшего, современное российское здравоохранение, а если быть точнее, то государственное управление данной сферой нуждается в совершенствовании.

Большую работу в исследовании проблем в сфере здравоохранения России провели такие ученые, как А. С. Акопян, Г. В. Балашова, А. И. Вялков, А. А. Глашев, Н. А. Мешков и др. Проблемы и пути совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения освещались в работах Л. В. Руголя, Е. Н. Селютиной, В. И. Стародубова, А. В. Тихомирова и др.

Концепции, теории управления изменениями в сфере здравоохранения изучены в трудах таких зарубежных ученых, как Й. Шумпетер, Ричард Р. Нельсон и Сидней Дж. Уин-тер, И. Адизес, А. Маслоу, Г. Минцберг, Ф. Хедоури, Д. Стюарт, Дж. Коттер, М. Бираи др.

Главная цель государственной политики в сфере здравоохранения заключается в обеспечении доступной медицинской помощи, в повышении эффективности медицинских услуг, объем, вид и качество которых должны быть соответственны заболеваемости и потребности населения, опираться на передовые достижения медицин-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

ской науки (данное положение представлено в государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», которая была утверждена Правительством РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения») [1].

Сегодня в управлении российским здравоохранением используется программно-целевой подход, обеспечивающий достижение конкретных целей, коих в здравоохранение довольно много. Все эти цели, несмотря на их разное направление, очень тесно взаимосвязаны, потому как в конечном итоге подводят к достижению главной цели государственного управления здравоохранением, а именно к сокращению потерь населения от различных заболеваний, его смертности и заболеваемости.

Наиболее важными подцелями являются профилактические, реабилитационные, лечебно-оздоровительные, диагностические, демографические, репродуктивные, правовые [2].

С целью определения основных направлений совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения необходимо проанализировать основные проблемы данной сферы; начнем с мнения россиян о современном состоянии здравоохранения.

В качестве наиболее актуальных проблем, характерных для здравоохранения, россияне называют наличие очередей в больницах, поликлиниках, отсутствие необходимого оборудование, непрофессионализм врачей - данные проблемы были выявлены в ходе опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 56% респондентов с полисами ОМС отметили необходимость долгого ожидания медицинской помощи, 42% респондентов отмечают наличие некомфортных условий в больнице или поликлинике (отсутствуют сидячие места, плохая вентиляция) [3]. 40% респондентов обращают внимание на отсутствие или нехватку лекарства, оборудования. 37% респондентов ссылаются на недостаточность профессионального уровня врачей, 37% - на их нехватку (рис. 1).

Рис. 1. Проблемы здравоохранения, по мнению россиян

Дана негативная оценка российской системе здравоохранения 52% респондентов, удовлетворительно её оценили 37% респондентов, 9% оценили её «скорее хорошо» (см. рис. 2) [4].

В соответствии с мнением, высказанным половиной участников опроса, решению проблем будет способствовать «наказание рублём» - финансирование медицинского учреждения в соответствии с качеством оказываемых им услуг. 35% респондентов видят решение проблемы в увольнении руководителя больницы или поликлиники, где оказываются некачественные медицинские услуги, 25% респондентов высказались за необходимость контроля независимыми организациями, которыми обеспечивается защита прав пациента [6].

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

■ Хорошо "Удовлетворительно Плохо "Воздержались от ответа

Рис. 2. Оценка современной системы здравоохранения респондентами [5]

Подавляющим большинством респондентов (82%) была отмечена правильность системы, в которой осуществляется защита прав пациентов страховыми компаниями. По мнению 55% респондентов, основная функция страховых представителей заключается в защите пациента при врачебных ошибках, 42% респондентов отмечают важность информирования о бесплатных медицинских услугах [7].

Основными проблемами, прочно укрепившимися в отечественной системе здравоохранения, являются следующие [8].

Недофинансирование государственной системы здравоохранения (в соответствии с оценками ряда авторов, минимум в 1,5 раза) [9]. Это приводит к низкой оплате труда медицинского персонала, недостаточному обеспечению населения лекарствами, невозможности соблюдения современных стандартов оказания медицинской помощи и обеспечения больниц современным оборудованием и расходными материалами. Очевидно при этом то, что доля государственных расходов на здравоохранение в размере 3-4% от ВВП является недостаточной для покрытия расходов на реализацию программы государственных гарантий, образование, инвестиции в инфраструктуру и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения [10].

Важная проблема, рост которой отмечается на современном этапе развития сферы здравоохранения, заключается в дефиците и неоптимальной структуре медицинских кадров, в снижении квалификации медицинского персонала (что приводит к низкой доступности и неудовлетворительному качеству медицинской помощи). Данная ситуация вызвана низким уровнем оплаты труда, а также проблемами в системе образования, которая подготавливает кадры.

На сегодняшний день отмечается нужда населения в больших объёмах бесплатного медицинского обслуживания, что находит выражение в наличии очередей в поликлиниках, имеющихся проблемах с доступностью лекарственных средств и высокотехнологичной медицинской помощи. С одной стороны, это является следствием ухудшения состояния здоровья населения, которое чаще обращается за медицинской помощью, с другой - связано с проблемой финансирования системы здравоохранения и неадекватным расчетом нормативов. Низкий объем высокотехнологичной медицинской помощи, в которой остро нуждаются россияне (в т. ч. по причине роста численности пожилых людей), также представляет собой результат недостатка финансирования и нехватки квалифицированных врачей.

Как уже говорилось, сфера здравоохранения относится к социальным сферам и очень тесно с ними взаимосвязана. Так, от уровня здравоохранения зависят многие де-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

мографические процессы, такие как продолжительность жизни населения, уровень рождаемости и смертности. Само здравоохранение, в свою очередь, во многом зависит от сферы образования, которая сегодня также испытывает некоторые затруднения [11].

Как известно, кадры для медицинских учреждений готовятся в образовательных учреждениях. На сегодняшний день, в рамках рыночных отношений, образовательные учреждения предоставляют свои услуги за деньги - бюджетных мест практически нет. Поэтому при приеме на учебу студентов в медицинские образовательные учреждения внимание обращается на знания студента и его платежеспособность, тогда как очень важные качества, необходимые любому медицинскому работнику, остаются без внимания. Речь идет о гуманизме, моральных качествах, желании помогать. В результате все чаще новостные выпуски «балуют» зрителей ужасающими происшествиями, главными героями которых являются медицинские работники [12].

Проблема заключается также и в том, что сегодня пациент стал в первую очередь клиентом - возможностью заработать. Поэтому довольно часто медицинские работники стараются не как можно скорее вылечить человека, а наоборот, сделать так, чтобы он не раз еще вернулся, а значит, не раз еще заплатил. Именно поэтому выпускники медицинских образовательных учреждений, как правило, после получения диплома идут работать в частные клиники, тогда как в государственных медицинских учреждениях иногда катастрофически не хватает кадров. На наш взгляд, для решения данной проблемы нужно обязать студентов после окончания вуза отработать три года в государственном медицинском учреждении, как это практиковалось в Советском Союзе [13].

Как уже было сказано выше, многие государственные больницы и поликлиники сильно нуждаются в кадрах - это следующая серьезная проблема государственного управления в сфере здравоохранения России [14].

Так, в 2010 г. Министерство финансов предложило так называемую оптимизацию, которая коснулась всех бюджетных учреждений, а именно учреждений социальной сферы и культуры, здравоохранения и образования [15]. По мнению Министерства финансов, многие из них работали неэффективно, что означает не приносили прибыли и даже работали «в минус». Все вышеобозначенные учреждения были поделены на две группы - эффективные и неэффективные, после чего планировалось упразднение неэффективно работающих и объединение эффективно работающих учреждений. Однако данный процесс был остановлен.

В 2013 г. Министерство финансов вернулось к идее оптимизации, после чего по всей стране стали закрываться и объединяться учреждения культуры, социальной сферы, образования и здравоохранения [16].

В рамках оптимизации было закрыто множество сельских и даже районных больниц, поликлиник и родильных домов, в результате чего многие медработники потеряли свою работу, а те, кто не потерял, были вынуждены взять еще ставку. Конечно же, зарплата у медицинских работников выросла, но незначительно, особенно если обратить внимание на тот факт, что их нагрузка увеличилась в два, а то и в три раза [17].

Оптимизационные мероприятия в системе здравоохранения сопровождались ростом общей смертности населения, что не предоставляло возможности достижения целевых значений показателя, определенного в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г, № 294 (13,1 на 1000 населения вместо 12,8); ростом внутрибольничной летальности с 1,55% в 2016 г. до 1,59% в 2017 г.; сокращением на 12,4 тыс. численности коек в центральных районных, районных и участковых больницах, что способствовало сокращению коечного фонда и снижению доступности специализированной медицинской помощи сельским

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

жителям; увеличением числа отказов в вызове скорой медицинской помощи с 1,16 млн отказов в 2016 г. до 1,4 млн отказов в 2017 г.; ростом сроков ожидания медицинской помощи, в 1,5-2 раза превышающих установленные нормативы; ростом объема платных медицинских услуг с 358,5 млрд рублей в 2016 г. до 445,2 млрд рублей в 2017 г. (рост на 24,2%) [18].

В соответствии с данными, представленными Росстатом за 2017 г. в сравнении с 2016 г., выявлено сокращение [19]:

- врачей и работников медицинских организаций, которые имеют высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляют медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), - на 12,84 тыс. человек;

- средних медицинских и фармацевтических работников (работников, которые обеспечивают условия для предоставления медицинских услуг) - на 40,5 тыс. человек;

- младшего медицинского персонала (персонала, который обеспечивает условия для предоставления медицинских услуг) - на 36,7 тыс. человек.

При этом наибольшее сокращение отмечается по врачам, имеющим клинические специальности (терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, инфекционисты, кардиологи, неврологи, урологи, проктологи и т. д.). Отмечается сохранение высокого процента совместительства по причине недостатка персонала и низкой оплаты труда (коэффициент совместительства врачей по итогам 2017 г. составил 1,5 ставки, средних медицинских работников - 1,3 ставки.

Потребность в медицинских работниках в 2017 г. [20]

Показатель (человек) Потребность, установленная регионами Фактическая численность персонала Размер дефицита

Число врачей 674 743 528 519 146 224

Число средних медицинских работников 1 455 989 1 290 617 165 372

Число младших медицинских работников 671 108 540 886 130 223

Доля средств, полученных от оптимизации медицинских организаций, составила всего 0,2% финансового обеспечения программы государственных гарантий, а в структуре фонда оплата труда медицинских работников - менее 0,5 %. Отрицательная динамика в сфере здравоохранения и демографической сфере продолжилась и в 2017 г.: в первом полугодии 2017 г. Росстат зафиксировал значительный рост смертности населения по сравнению с показателями 2016 г. - на 5,2% - и снижение рождаемости - на 5,7 тыс. человек меньше, чем в первом полугодии 2016 г. По данным Рос-стата, естественная убыль населения в 2017 г. зафиксирована почти во всех регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов и в Поволжье [21].

Еще одна серьёзная проблема, которая касается всей социальной сферы, заключается в недофинансировании. В 2014 г. отмечается рост платных медицинских услуг более чем на 20%, что свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, однако до определенных пределов по причине снижения уровня жизни населения в нынешних условиях [22].

В период с 2008 по 2011 г. благодаря увеличению финансирования системы здравоохранения и на фоне организационных изменений было отмечено возрастание медицинской помощи, предоставляемой населению. В 2013 г. в Российской Федерации был подсчитан положительный показатель естественного прироста населения

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

(положительные тенденции были отмечены в первый раз после 1990-х гг.). В 2013 г. этот показатель составлял 0,2 на 1000 человек.

Начиная с 2013 г. начало происходить снижение объема предоставляемой населению медицинской помощи. Если сравнивать с 2012 г., в 2013 г. население получало на 4,7% меньше медицинской помощи. Таким образом, в 2013 г. были снижены наблюдения за состоянием здоровья людей, а также сократилось число профилактических мероприятий.

Причины такой статистики в следующем: в 2013 г. начали проводиться мероприятия по оптимизации сетей медицинских организаций, что значительно снизило их количество: некоторые организации были закрыты в целях экономии и реорганизации других, был также сокращен коечный фонд медицинских организаций [23].

Также недофинансирование привело большинство российских поликлиник и больниц к неудовлетворительному состоянию. В большинстве российских медицинских учреждений доктора вынуждены пользоваться давно устаревшими технологиями и оборудованием. Проблема в том, что наше государство не производит медицинского оборудования и его приходится покупать за границей, что, во-первых, дорого, а во-вторых, не способствует развитию российской экономике, что и приводит в конечном счете к проблемам в социальной сфере.

Все вышеописанные проблемы негативно сказываются на здоровье населения России, а также на продолжительности его жизни. Так, на сегодняшний день в целом отмечается ухудшение показателей здоровья населения России [24]. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные Министерством здравоохранения РФ о заболеваемости населения по основным классам болезней. Зафиксирован рост по общей численности зарегистрированных больных (в т. ч. на 1000 человек населения) и по основным классам болезней [25]. Большое внимание может привлечь возрастание числа осложнений беременного периода, процесса родов, послеродового периода, а также увеличение числа аномалий, которые были получены еще до рождения (к примеру, порок развития, различные деформации плода, хромосомные нарушения и другие проблемы). Если обращаться к статистическим данным, то числа будут примерно такие [26]:

- 63 прецедента на 1000 человек населения в 2008 г.;

- 77,3 прецедента на 1000 человек населения в 2017 г.

Становится очевидно, что рост заболеваемости населения продолжится, так как врожденные пороки развития и осложнения беременности и родов ведут за собой возникновение проблем со здоровьем населения в перспективе [27].

Проблемы здравоохранения представляют собой серьёзную социальную проблему. В связи с этим ряд исследований направлен на раскрытие страховой модели финансирования здравоохранения, делаются выводы о несовершенстве и неэффективности этой модели [28]. Тесная взаимосвязь вышеописанных проблем системы дополняется и является одновременно следствием неэффективного управления отраслью на всех уровнях, которое проявляется в нерациональном распределении государственных средств и отсутствии экономически эффективных инструментов управления - конкуренции по критерию качества медицинских услуг, составления рейтингов ЛПУ, применения экономических стимулов для достижения запланированных результатов и т. д. [29]

С целью совершенствования государственного управления в сфере здравоохранения в первую очередь государству следует пересмотреть свое отношение к финансированию всей социальной сферы и сферы здравоохранения в частности. Несмотря на то что, казалось бы, данное предложение звучит довольно банально, данная мера является базовой - без нее дальнейшие рассуждения на тему совершенствования здравоохранения бесполезны [30].

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

Следующей мерой может стать более ответственное отношение к поступающим в медицинские вузы. На наш взгляд, любая социальная сфера требует больше бюджетных мест в образовании. Также нехватку кадров в государственных медицинских учреждениях можно решить путем обязывания выпускников отрабатывать по профессии несколько лет в больницах и поликлиниках.

В заключение стоит обозначить тот факт, что совершенствование системы государственного управления в сфере здравоохранения требует проведения постоянного мониторинга ситуации и результатов проводимых реформ с их детальным научным анализом с привлечением ведущих специалистов по организации здравоохранения.

Ссылки на источники

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников».

3. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы».

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 № 2н «Профстандарты младшего медицинского персонала».

5. Сисигина Н. Н., Омельяновский В. В., Авксентьев Н. А. Обзор международной практики использования механизма разделения затрат в национальных системах здравоохранения // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2015. - Т. 8. - № 2. - С. 12-17.

6. Чубарова Т. В. Система здравоохранения России: экономические проблемы развития // Доклады конференции «Здоровье граждан как общественная проблема (ответственность государства, личности, медицинских работников и гражданских организаций)». - URL: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/9970/9998/10000/document10312.shtml.

7. ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/news/ratings.

8. Улумбекова Г. Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - № 2. - С. 33-38.

9. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением / В. А. Решетников, Г. П. Сквирская, Л. Е. Сырцова и др. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2014. - № 6. - С. 9-15.

10. Кривонос О. В., Арутюнян Д. А. Оценка эффективности финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий // Вестник АКСОР. - 2015. - № 3. - С. 41-50.

11. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. В. И. Староду-бова, О. П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 324 с.

12. Редько А. А. О нерешенных проблемах российского здравоохранения // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 2. - С. 453-456.

13. Реформы финансирования здравоохранения. Опыт стран с переходной экономикой / под ред. Joseph Kutzin, Cheryl Cashin, Melitta Jakab; Всемирная организация здравоохранения. - М.: Изд. дом «Практическая медицина», 2011. - 463 с.

14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

15. Банин С. А. Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения // Вестник томского государственного университета, 2012. - № 3(19). - С. 112-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Частные расходы на здравоохранение в регионах России: факторы и последствия / Н. А. Авксентьев, В. М. Байдин, О. А. Зарубина, Н. Н. Сисигина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2016. - № 6. - С. 20-35.

17. Отришко М. О. Роль приоритетных национальных программ в решении проблем финансирования здравоохранения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: сб. науч. тр. Вып. 5. - Ростов н/Д.: РИНХ, 2015. - С. 11-15.

18. Каграманян И. Н. О кадровом обеспечении системы здравоохранения Российской Федерации // Образование и подготовка медицинских кадров. - 2014. - С. 277-280.

19. Щепин О. П. О развитии здравоохранения Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 5. - С. 3-7.

20. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития: докл. к XVIII Апр. меж-дунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11-14 апр. 2017 г. / рук.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

авт. кол. С. В. Шишкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - С. 54

21. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511 -р Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения».

22. Аудиторский отчёт Счётной палаты «Об оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания». - URL: www.ach.gov.ru/press_center/news/21297.

23. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

24. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года»: монография. - М., 2010. - 111 с.

25. Стародубов В. И. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением // Здравоохранение. - 2010. - С. 9-21.

26. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения // Здравоохранение в России - 2015: стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - С. 19.

27. Проект «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года». -URL: http://old.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020.

28. Караева О. С. Представления о справедливости и эффективности в системах здравоохранения различных стран (по данным ISSP) // Вестник общественного мнения. - 2014. - № 1-2 (117). - С. 50-65.

29. Андреева О. В., Самойлова К. Н., Такмазян А. С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. - 2015. - № 2 (47). - С. 89-98.

30. Юргель Н. В., Хубиева М. Ю. Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению // Вестник Росздравнадзора. - 2014. - № 2. - С. 39-42.

Anastasia Provatorova,

Student, Central Russian Institute of Management, branch of Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation, Orel

nastyaprovatorova@yandex.ru

Improvement of public administration in healthcare

Abstract. This article is devoted to the urgent issues of Russian health care problems and ways to solve them through the improvement of public administration in this area. Improving public administration in the health care system, both in the field of diseases prevention and treatment and in the field of socio-economic development of health care institutions, will contribute to the improvement of the work quality, as well as to the increase of citizens' life expectancy and their health strengthening.

Key words: health care, public administration, crisis, qualified personnel, market relations, underfunding, optimization. References

1. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.07.2017) "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii" (in Russian).

2. Prikaz Minzdrava Rossii ot 20.12.2012 № 1183n "Ob utverzhdenii nomenklatury dolzhnostej medicinskih i farmacevticheskih rabotnikov" (in Russian).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2012 № 2190-r "Ob utverzhdenii Programmy poehtapno-go sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennyh (municipal'nyh) uchrezhdeniyah na 2012-2018 gody" (in Russian).

4. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 12.01.2016 № 2n "Profstandarty mladshego medicinskogo personala" (in Russian).

5. Sisigina, N. N., Omel'yanovskij, V. V. & Avksent'ev, N. A. (2015). "Obzor mezhdunarodnoj praktiki ispol'-zovaniya mekhanizma razdeleniya zatrat v nacional'nyh sistemah zdravoohraneniya", Farmakoehko-nomika. Sovremennaya farmakoehkonomika i farmakoehpidemiologiya, t. 8, № 2, pp. 12-17 (in Russian).

6. Chubarova, T. V. "Sistema zdravoohraneniya Rossii: ehkonomicheskie problemy razvitiya", Doklady kon-ferencii "Zdorov'e grazhdan kak obshchestvennaya problema (otvetstvennost' gosudarstva, lichnosti, medicinskih rabotnikov i grazhdanskih organizacij)". Available at: http://www.socpolitika.ru/rus/confer-ences/9970/9998/10000/document10312.shtml (in Russian).

7. VCIOM. Available at: https://wciom.ru/news/ratings (in Russian).

8. Ulumbekova, G. Eh. (2012). "Sistema zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii: itogi, problemy, vyzovy i puti resheniya", Vestnik Roszdravnadzora, № 2, pp. 33-38 (in Russian).

9. Reshetnikov, V. A. et al. (2014). "Konceptual'nye podhody k podgotovke specialistov v oblasti upravleniya zdravoohraneniem", Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii, № 6, pp. 9-15 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Проваторова А. С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183071.htm.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. 17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28. 29.

30.

Krivonos, O. V. & Arutyunyan, D. A. (2015). "Ocenka ehffektivnosti finansovogo obespecheniya medicinskoj pomoshchi, okazyvaemoj v ramkah programmy gosudarstvennyh garantij", Vestnik AKSOR, № 3, pp. 41-50 (in Russian).

Starodubov, V. I. et al. (ed.) (2015). Obshchestvennoe zdorov'e izdravoohranenie. Nacional'noe rukovod-stvo, GEHOTAR-Media, Moscow, 324 p. (in Russian).

Red'ko, A. A. (2016). "O nereshennyh problemah rossijskogo zdravoohraneniya", Zdorov'e - osnova che-lovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya, № 2, pp. 453-456 (in Russian). Kutzin, J. Cashin, Ch. & Jakab M. (eds.) (2011). Reformy finansirovaniya zdravoohraneniya. Opyt stran s perekhodnoj ehkonomikoj, Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya, Izd. dom "Prakticheskaya medicina", Moscow, 463 p. (in Russian).

Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii". Banin, S. A. (2012). "Zdravoohranenie Rossii: voprosy finansirovaniya i puti resheniya", Vestnik tom-skogo gosudarstvennogo universiteta, № 3(19), pp. 112-117 (in Russian).

Avksent'ev, N. A. et al. (2016). "Chastnye raskhody na zdravoohranenie v regionah Rossii: faktory i posledstviya", Nauchno-issledovatel'skij finansovyjinstitut. Finansovyjzhurnal, № 6, pp. 20-35 (in Russian). Otrishko, M. O. (2015). "Rol' prioritetnyh nacional'nyh programm v reshenii problem finansirovaniya zdravoohraneniya", Finansovaya politika Rossijskogo gosudarstva v usloviyah ehkonomicheskih i social'nyh reform: sb. nauch. tr. Vyp. 5, RINH, Rostov n/D., pp. 11-15 (in Russian).

Kagramanyan, I. N. (2014). "O kadrovom obespechenii sistemy zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii", Obrazovanie i podgotovka medicinskih kadrov, pp. 277-280 (in Russian).

SHCHepin, O. P. (2016). "O razvitii zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii", Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istoriimediciny, № 5, pp. 3-7 (in Russian).

(2017). Zdravoohranenie: sovremennoe sostoyanie i vozmozhnye scenarii razvitiya: dokl. k XVIII Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ehkonomiki i obshchestva, Moskva, 11-14 apr. 2017 g. / ruk. avt. kol. S. V. SHishkin; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ehkonomiki», Moscow Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, p. 54 (in Russian).

Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie zdravoohraneniya", utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2012 g. № 2511-r Ob utverzhdenii gosudar-stvennoj programmy RF "Razvitie zdravoohraneniya" (in Russian).

Auditorskij otchyot Schyotnoj palaty "Ob optimizacii v sfere zdravoohraneniya, kul'tury, obrazovaniya i social'nogo obsluzhivaniya". Available at: www.ach.gov.ru/press_center/news/21297 (in Russian). Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 597 "O meropriyatiyah po realizacii gosudarstvennoj social'nojpolitiki". Ulumbekova, G. EH. (2010). Zdravoohranenie Rossii. CHto nado delat: nauchnoe obosnovanie "Strategii razvitiya zdravoohraneniya RF do 2020 goda": monografiya, Moscow, 111 p. (in Russian). Starodubov, V. I. (2010). "O razumnom sochetanii administrativnyh i ehkonomicheskih metodov uprav-leniya zdravoohraneniem", Zdravoohranenie, pp. 9-21 (in Russian).

(2015). Rodivshiesya, umershie i estestvennyj prirost naseleniya, Zdravoohranenie v Rossii - 2015: stat. sb. / Rosstat, Moscow, p. 19 (in Russian).

Proekt "Koncepcii razvitiya sistemy zdravoohraneniya v Rossijskoj Federacii do 2020 goda". Available at: http://old.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020 (in Russian).

Karaeva, O. S. (2014). "Predstavleniya o spravedlivosti i ehffektivnosti v sistemah zdravoohraneniya razlichnyh stran (po dannym ISSP)", Vestnik obshchestvennogo mneniya, № 1-2 (117), pp. 50-65 (in Russian). Andreeva, O. V., Samojlova, K. N. & Takmazyan, A. S. (2015). "Aktual'nye voprosy vnedreniya i razvitiya pre-imushchestvenno odnokanal'noj modeli finansirovaniya medicinskih uchrezhdenij", Finansovye issle-dovaniya, № 2 (47), pp. 89-98 (in Russian).

YUrgel', N. V. & Hubieva, M. YU. (2014). "Voprosy povysheniya kachestva i dostupnosti medicinskoj pomoshchi sel'skomu naseleniyu", Vestnik Roszdravnadzora, № 2, pp. 39-42 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.09.18

Принята к публикации Accepted for publication 20.09.18 Опубликована Published 30.11.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Проваторова А. С., 2018

977230412018011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.