СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ
ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
К.О. Монгуш, магистрант
Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)
DOL10.24412ШП-0450-2023-12-1-143-Ш
Аннотация. В статье охарактеризовано совершенствование государственного управления рынком труда в Республике Тыва. Изучение национально-культурных особенностей рынка труда показывает, что в каждом из регионов Российской Федерации рынок труда формируется самостоятельно и зависит от ряда характеристик, таких как минимальный размер оплаты труда, оценка престижности профессии, спрос на квалифицированную рабочую силу; немаловажным фактором является демографическая и социальная структура населения, влияющая на традиционное отношение к труду и занятости, которое формируется под влиянием менталитета местного населения.
Ключевые слова: государственное управление, рынок труда, Республика Тыва, численность безработных, самозанятость.
Одной из особенностей экономического развития Республики Тыва является ее исторически обусловленное положение в системе общественных отношений. Тува традиционно была самодостаточной аграрной республикой. Основу экономики составляли кочевое животноводство, охота и ремесла. Сельское хозяйство, особенно орошаемое, играло второстепенную роль.
Сегодня состояние рынка труда в Республике Тыва определяется общей эконо-
мической ситуацией: темпами роста производства в отраслях материального производства, структурными изменениями в экономике, перспективами введения новых производственных мощностей, созданием условий для развития предпринимательства и самозанятости населения и другими мерами экономической политики, направленными на содействие занятости населения.
35,0 и
30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
272
28,9
26,0 ,825,8
29,3
27,027,6
21,922,6
23,322 023,523,823.2—23,1
213
23,5
18,8
14,4
19,1
424
/ с^ / п^ / / л^ J9 / /
Рис. 1. Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения Республики Тыва в возрасте 15 лет и старше за 2017-2022 гг. (в процентах) [3]
10,5
12,1
9,0
9,6
□ 2017
□ 2018
□ 2019
□ 2020 □ 2021 □ 2022
Рис. 2. Потенциальная рабочая сила в Республике Тыва в возрасте 15 лет и старше за 20172022 гг. (тыс. человек) [3]
16,3
25,4
20,6
20,7
□ 2017
□ 2018
□ 2019
□ 2020 □ 2021 □ 2022
19,7
Рис. 3. Численность безработных в Республике Тыва в возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований рабочей силы) [3]
Эффективное управление рынком труда является одним из ключевых аспектов успешного развития любой экономики. Чтобы совершенствовать государственное управление рынком труда в республике Тыва, следует учитывать несколько важных факторов [1].
Создание благоприятной бизнес-среды: для того, чтобы привлечь инвестиции и развить бизнес в регионе, необходимо создать условия, способствующие его развитию. Это может включать снижение бюрократических барьеров, упрощение процедур регистрации и ликвидации предприятий, а также предоставление налоговых и финансовых льгот для предпринимателей.
Приоритетными направлениями могут быть развитие сферы услуг, информационных технологий, туризма и сельского хозяйства, а также поддержка образовательных программ, которые соответствуют потребностям рынка труда. Развитие туризма и других отраслей экономики требует совершенствования инфраструктуры. Модернизация дорог, строительство аэро-
портов и гостиниц, развитие сети общественного транспорта и прочие инвестиции в инфраструктуру помогут привлечь больше инвесторов и создать новые рабочие места [2].
Для развития малого и среднего предпринимательства необходим доступ к финансовым ресурсам. Создание финансовых инструментов и поддержка развития кредитной системы могут стимулировать инвестиции и создание новых рабочих мест [5].
Важно отметить, что успешное управление рынком труда требует сотрудничества между государственными органами, предпринимателями и общественными организациями. Казалось бы, эти меры могут быть непросто внедрить в практику, однако рынок труда районов требует его. Предприниматели и государство должны работать вместе, чтобы создать благоприятную и устойчивую среду для бизнеса и обеспечить рост и процветание региона. Особая значимость рынка труда для региона определяется его социальной направ-
ленностью, когда доходы от трудовой деятельности являются основой благосостояния населения. Формирование трудовых ресурсов, в свою очередь, определяет спрос на труд и структуру занятости населения по всей России, в связи с чем рынок труда как ключевой элемент региональной рыночной системы отвечает за повседневное развитие общества, а качество и количество рабочей силы определяют темпы экономического роста. Наряду с традиционными сельскохозяйственными и ручными профессиями происходит переориентация профессиональной рабочей силы с населения на современное промышленное производство, что создает спрос на квалифицированные кадры, подготовка которых включает в себя приобретение технических знаний и производственных навыков. Рыночная экономика заставляет людей повышать свою квалификацию, приобретать знания и навыки и накапливать опыт. В результате работодатели предъявляют повышенный спрос в основном на квалифицированный персонал. Потенциал человеческих ресурсов определяется соотношением спроса и предложения, и для правильного функционирования региональных рынков труда необходимо понимать и использовать следующие факторы специфические особенности, на которые влияют национальные, культурные и другие факторы. По мнению ведущих экономистов Республики Тыва, с каждым годом спрос на рабочую силу в квалифицированных отраслях увеличивается при низком предложении, в то же время спрос на выпускников, предоставляемых рынком, снижается [4].
Анализ состояния рынка труда Республики Тыва позволяет видеть ряд проблем, которые могут оказывать негативное влияние на экономическое развитие и благополучие населения региона. Вот некоторые основные проблемы, выделенные в анализе:
Высокая доля теневой занятости населения: это означает, что значительная часть населения занята в секторе экономики, который не официально регистрируется и не облагается налогами. Теневая заня-
тость может ухудшать условия труда, снижать доходы и делать трудовой рынок менее прозрачным.
Дисбаланс на рынке труда: возникает ситуация, когда спрос на рабочую силу превышает предложение, что может привести к недостатку квалифицированных работников в некоторых отраслях. Это может приводить к неэффективности производства и ограничению экономического роста.
Несоответствие уровня образования безработных граждан требованиям работодателей: это означает, что люди, которые потеряли работу, не обладают необходимыми навыками и квалификацией, чтобы соответствовать требованиям рынка труда. Это может быть причиной высокого уровня безработицы и уменьшения продуктивности.
Несоответствие структуры подготовки кадров в образовательных организациях реальным потребностям работодателей: возможно, образовательные программы и курсы не отвечают требованиям и потребностям отраслей экономики, что затрудняет процесс трудоустройства выпускников и создает разрыв между уровнем подготовки кадров и требованиями рынка труда.
Низкая трудовая мобильность рабочей силы: это означает, что люди мало подвижны или не готовы переезжать для поиска работы. Это может создавать проблемы в случае дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением в том же регионе [6].
Также отмечается значительное изменение структуры занятости населения в разных отраслях. Это может быть связано с падением объемов производимой продукции в некоторых отраслях и, возможно, требует анализа и принятия мер для стимулирования роста в более перспективных секторах экономики.
Решение этих проблем может потребовать комплексного подхода, включающего образовательные программы, поддержку предпринимательства, создание новых рабочих мест и стимуляцию трудовой мобильности.
Библиографический список
1. Монгуш А.С. Анализ проблемы безработицы в Республике Тыва / Гос. служба и кадры. - 2018. - № 4. - С. 61-64.
2. Офиц. сайт Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrudtuva.ru (дата обращения: 22.12.2023).
3. Офиц. сайт Управления федеральной службы государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 22.12.2023).
4. Офиц. сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasstat.ru/doklad/Tuva/12/dok.html (дата обращения: 22.12.2023).
5. Постановление Правительства Республики Тыва № 638 от 24.12.2018 г. «О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года» // Офиц. портал Республики Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npa.rtyva.ru/page/3143.html (дата обращения: 22.12.2023).
6. Постановление Правительства Республики Тыва от 22.11.2019 г. № 561 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Содействие занятости населения на 2020-2022 годы» (с изм. на 31.01.2020 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561642846(дата обращения: 22.12.2023).
IMPROVING STATE MANAGEMENT OF THE LABOR MARKET IN THE REPUBLIC OF TYVA
K.O. Mongush, Graduate Student
Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)
Abstract. The article characterizes the improvement of state management of the labor market in the Republic of Tyva. The study of national and cultural features of the labor market shows that in each of the regions of the Russian Federation the labor market is formed independently and depends on a number of characteristics, such as the minimum wage, assessment of the prestige of the profession, demand for qualified labor force; an important factor is the demographic and social structure of the population, influencing the traditional attitude to work and employment, which is formed under the influence of the mentality of the local population.
Keywords: public administration, labor market, Tyva Republic, number of unemployed, self-employment.