Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ РАДИОАКТИВНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ РАДИОАКТИВНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ РАДИОАКТИВНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

far as radioctive contamination is concerned. The need to work prove methods for evaluating human radionuclides intake and out new and valid approaches to environmental monitoring, irradiation doses (internal radiation included) has been de-with due account of potential human exposure, and to ira- monstrated.

*

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 614.73 + 614.876

О. Г. Польский, В. А. Книжников, Э. В. Петухова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ РАДИОАКТИВНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Одним из важнейших аспектов деятельности радиологических подразделений санэпидстанций является надзор за соблюдением санитарно-гигиенических требований по охране окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами и обеспечением радиационной безопасности населения. Работа радиологических подразделений санэпидстанций в этой области регламентируется «Инструкцией о работе санитарно-эпидемиологической станции по разделу радиационной гигиены».

Большое внимание, уделяемое в нашей стране вопросам радиационной безопасности населения, позволило в условиях широкого использования ядерной энергии в народнохозяйственных целях свести до минимума поступление радиоактивных веществ в окружающую среду и обусловленное радиоактивными отходами воздействие на население. Систематическое плановое изучение состояния радиоактивности окружающей среды в масштабах страны стало проводиться с начала 60-х годов практическими и научно-исследовательскими учреждениями системы Минздрава СССР. Объектами исследования служили радиоактивные осадки, атмосферный воздух, почва, вода и другие объекты окружающей среды.

Интенсивные программы ядерных испытаний в атмосфере, проводимые в 1954—1958 и 1961— 1962 гг., явились причиной повсеместного крупномасштабного загрязнения окружающей среды осколочными нуклидами. Возникновение стратосферного запаса долгоживущих радионуклидов за счет проведенных в атмосфере испытаний ядерного оружия обусловило долговременное глобальное радиоактивное загрязнения окружающей среды. Результат этого — дополнительное облучение населения внешними и внутренними источниками радиации. Внешнее облучение человека обусловлено радионуклидами, выпавшими на поверхность земли, внутренние — поступлением осколочных

радионуклидов в организм человека преимущест-^ венно алиментарным путем [2, 6, 10, 14]. ™

Проводимое с 1963 г. научно-исследовательскими и практическими учреждениями системы Минздрава СССР целенаправленное изучение загрязненности основных объектов окружающей среды, радионуклидами глобального происхождения, содержания их в организме людей позволило за сравнительно короткий срок, получить материалы, характеризующие радиоационную обстановку в стране, обусловленную глобальными выпадениями, выяснить основные закономерности ее формирования, сделать соответствующие прогнозы. В частности, результаты определения радиоактивности^ пищевых продуктов, питьевой воды и костной ткани человека, а также прижизненные измерения содержания радионуклидов в организме людей дали возможность в динамике оценить загрязненность пищевых продуктов и поступление радионуклидов с рационом, определить количество радионуклидов в организме человека и рассчитать дозовые нагрузки на различные органы и ткани у основных контингентов населения с учетом определяющих дозообразующих факторов (особенно* стей питания, режима поведения человека и др.) [2, 6, 10, 11, 13, 14].

Установлено, что максимум радиоактивных выпадений имел место во время и спустя год после проведения интенсивных испытательных взрывов в 1963—1964 гг. В этот же период отмечалось наибольшее поступление радионуклидов в организм человека с пищей [2, 14]. Наибольшими были и дозы внешнего облучения людей за счет выпавших на поверхность почвы таких радионуклидов^ как ,44Се, !06Ни, 95гг+95МЬ, 137Сэ [1,2, 8]. Это обусловило резкое возрастание годовых доз облучения населения за счет загрязнения окружающей среды. Средние индивидуальные популяционные дозы за счет глобальных выпадений соответствовали в этот период примерно 7 % дозы среднего

облучения от всех естественных источников. В связи с прекращением испытаний в атмосфере плотность радиоактивных выпадений стала существенно уменьшаться. Установлено, что вклад воздушного загрязнения в продукты растительного происхождения, в частности хлеба, соответственно начал снижаться [2, 6, 11]. Увеличение накоп-ления почвенных запасов 903г и ,37Сз привело к возрастанию значимости почвенного пути поступ-£ ления радионуклидов в продукты питания, что, как показали исследования, сказалось на загрязненности продовольствия и характере усвоения ♦ радионуклидов организмом человека [2, 4, 14]. Максимальное содержание 905г и ,37Сз в почве было в 1965 г.; после 1966 г. наметилась тенденция к снижению уровня радионуклидов. За последние годы наблюдений почвенный запас практически не меняется, поскольку самоочищение почвы компенсируется свежими выпадениями за счет проводимых Китаем взрывов [1]. В связи с возросшей ролью почвы темпы снижения загрязненности пищевых продуктов неадекватны степени уменьшения плотности радиоактивных выпадений. Например, с 1964 по 1976 г. содержание 905г в суточном рационе сократилось с 2,7 до 0,84 Бк, а 137Сз— с 12,1 до 0,85 Бк, т. е. примерно в 6 и 14 раз соответственно [2, 13, 14]. Уровни выпадений за этот же период в Северном полушарии уменьшились более существенно, о чем свидетельствуют данные НКДАР ООН.

Анализ многолетних данных, полученных в радиологических подразделениях санэпидстанций, а также в Институте биофизики Минздрава СССР и Ленинградском НИИ радиационной гигиены, ^позволил вскрыть основные закономерности миграции радионуклидов по биологическим и пищевым цепям в различных природно-климатических зонах страны, показать особенности их усвоения и накопления в организме людей в зависимости от возраста, характера питания, минерального состава питьевой воды [2, 4, 10]. Выявленные закономерности позволили, заключить, что более 90 % радионуклидов поступают в организм с пищевым рационом, 5—9 % — с питьевой водой и ^енее 1 % — с вдыхаемым воздухом. Выявлена ведущая роль хлебопродуктов в общем поступлении 905г и 137Сб с рационом населению СССР, а в отдельных специфических регионах — молока. Значение установленных закономерностей выходит за рамки радиационной гигиены. Эти закономерности, в частности, указывают на то, что при гигиенической регламентации промышленных выбросов в атмосферу стойких в окружающей среде металлов и других токсичных веществ недостаточно учитывать лишь их возможное поступление организм с вдыхаемым воздухом, поскольку пищевой путь может иметь гораздо большее значение.

В период изучения радиационной обстановки, обусловленной глобальными выпадениями, на территории страны выявлены отдельные крупные

регионы со специфическими условиями, такие, как Субарктика и Белорусско-Украинское Полесье, где в силу почвенно-климатических особенностей и социально-экономических факторов регистрируются максимальные по стране уровни поступления радионуклидов с пищей и соответственно повышенные дозовые нагрузки на население [2, 8, 10]. Диапазон колебаний средних доз облучения крупных сравнительно однородных контингентов населения Советского Союза, как правило, незначителен [1, 2]. Вместе с тем в специфических районах отдельных республик (РСФСР, УССР, БССР) в силу особенностей миграции радионуклидов по пищевым цепям дозы на население до 10 раз выше, чем в среднем для республики [2, 10].

Изучение радиационной обстановки за последние (1976—1982) годы позволяет констатировать, что в целом по стране заметных изменений в закономерностях загрязнения продуктов питания не происходит, снижение загрязненности пищевых рационов носит выраженный характер: по 903г она уменьшилась примерно на 35 %, по |37Сз — на 40%. Вместе с тем в отдельные периоды из-за проведенных Китаем и Францией взрывов в атмосфере наблюдалась определенная стабилизация уровней загрязненности основных видов продовольствия (молока, картофеля). Так, в частности, было в 1976—1979 и 1981 — 1982 гг.

Уровни поступления радионуклидов в организм человека, как правило, были определены по данным радиологических подразделений санэпидстанций о загрязненности отдельных компонентов рациона и структуре питания различных контингентов населения СССР.

Результаты анализов на содержание 903г и 137Сэ в продовольствии и питьевой воде регулярно представлялись санэпидстанциями страны в виде полугодовых отчетов. Ежегодный объем информации включал результаты исследований не менее 5000—7000 проб объектов окружающей среды. В течение года радиологические подразделения санэпидстанций страны проводили до 15 000 и более радиохимических и радиометрических определений в пищевых продуктах, сырье, питьевой воде и костной ткани человека.

В процессе многолетних исследований накапливалась информация по закономерностям миграции и метаболизму радионуклидов, совершенствовались методы контроля и методики проведения радиохимических анализов. В практику работы санэпидстанций были внедрены новые методики по санитарному контролю за содержанием радиоактивных веществ, уточнялись задачи радиологических подразделений санэпидстанций [6, 7, 9]. За это время значительно повысилась квалификация специалистов санэпидстанций. Получаемая информация о содержании радионуклидов в объектах окружающей среды позволила систематически представлять данные о загрязненности моло-

ка на территории СССР в Международный реферативный центр радиоактивности ВОЗ [16].

Успешное осуществление контроля за глобальными радиоактивными выпадениями и полученные материалы, объективно отражающие картину загрязненности объектов окружающей среды и дозовые нагрузки на население за счет 905г и 137С$, позволяют модифицировать его проведение в направлении сокращения объема контроля за некоторыми видами продуктов и усиления его в отдельных районах с почвами, обладающими повышенной миграционной способностью радионуклидов или иными особенностями, создающими возможность повышенного облучения населения.

Исследования последних лет показывают, что среди радиационных факторов окружающей среды наибольшую дозовую нагрузку на население формируют естественные радионуклиды, извлекаемые из недр Земли с сырьем для строительных материалов и удобрений, а также органическим топливом [1, 3, 5, 8, 15]. Естественные источники излучения создают относительно постоянный уровень облучения на протяжении всего периода жизни человека. Годовая эффективная эквивалентная доза, обусловленная естественными источниками излучения, включая техногенно-изме-ненные, в районах с «нормальным» фоном составляет в среднем около 2—2,5 мЗв [15]. Однако от этого среднего уровня могут быть существенные отклонения. Это диктует необходимость широкого изучения содержания естественных радионуклидов в окружающей среде. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование контроля со стороны органов Государственного санитарного надзора.

Оптимизации контроля за загрязнением окружающей среды с целью получения достаточно полной и надежной информации о дозовых нагрузках на население за счет искусственных и естественных радионуклидов в последние годы был посвящен ряд конференций и совещаний, в частности Всесоюзные совещания по радиационной гигиене в 1977 г. (Ташкент) и 1980 г. (Запорожье), организованные и проведенные учреждениями Минздрава СССР, Узбекской и Украинской ССР.

На основе рекомендаций ташкентского совещания приказом Минздрава СССР Минздравам Узбекской и Казахской ССР поручено в порядке опыта провести работу по оптимизации контроля за глобальными выпадениями. Особое внимание обращалось на необходимость изучения особенностей миграции искусственных радионуклидов на разных территориях республики и организацию углубленных исследований за природными радионуклидами. Проведение этих мероприятий было связано с необходимостью более полного определения дозовых нагрузок на население за счет основных дозообразующих факторов, включая техногенно-обусловленное воздействие естественных радионуклидов и источников излучений,

без привлечения дополнительных средств и численности штатов радиологических подразделений санэпидстанций.

Дальнейшему совершенствованию работы радиологических подразделений в области охраны окружающей среды от радиоактивных вещестЦ способствовал выход в свет в 1980 г. директив-ных документов Минздрава СССР: приложений • № 1 и № 2 к инструкции о работе санитарно-эпидемиологической станции по разделу радиацион- щ ной гигиены № 1900—78.

Вопросам оптимизации системы контроля за ^ загрязнением окружающей среды и санитарного надзора за обеспечением радиационной безопасности населения было посвящено Всесоюзное совещание в Караганде (1981), на котором были подведены итоги работы, проведенной в Узбекской и Казахской ССР. Всесоюзное совещание по радиационной гигиене в целом одобрило работу, проведенную Минздравом Узбекской ССР, и предложено распространить опыт этой республики на другие регионы страны с учетом местных условий^ Наряду с мерами по оптимизации контроля за за™ грязнением окружающей среды искусственными нуклидами рекомендовано расширить изучение естественной радиоактивности окружающей среды.

Расширение задач радиологических подразделений санэпидстанций на новом этапе нашло отражение в приложении № 3, утвержденном главным государственным санитарным врачом СССР 3 августа 1982 г., внедрение которого в практику работы радиологических подразделений санэпидстанций позволит получать необходимую информацию о дозовых нагрузках на население за счет^ источников естественного излучения.

Перед радиологическими подразделениями санэпидстанций страны на современном этапе встает задача определения во всей полноте суммарных дозовых нагрузок на население контролируемого региона за счет основных дозообразующих факторов, включая факторы естественного фона, особенно технологически повышенного радиоактивного фона. В настоящее время антропогенное об^ лучение примерно втрое превышает естественны" фон на открытой местности в «нормальных» районах (см. таблицу).

Учитывая существенный вклад в популяцион-ную дозу естественных источников излучения, радиологические подразделения санэпидстанций должны осуществлять систематические исследования радиоактивности строительных материалов, удобрений, местных месторождений угля в объеме, предусмотренном приложением № 3. ^

Из источников искусственного загрязнения окружающей среды основной вклад в популяцион-ную дозу по-прежнему вносят глобальные радиоактивные выпадения осколочных продуктов испытательных ядерных взрывов. Каждое новое испытание в атмосфере ведет к возрастанию коммит-

Облучение населенна СССР за счет некоторых источников ионизирующего излучения [1—3, 15, 18)

Эффективвая эквивалентна«

Источник доза

к мЗв/г "бэр/г

Естественный фон * ft,9 90

Строительные материалы 1,6 160

Рентгенодиагностика 1,4 140

Глобальные выпадения 0,02 2

Выбросы в атмосферу искусст-

венных нуклидов от АЭС 0,1-ю-1 1-Ю-3

Выбросы в атмосферу естествев-

ных нуклидов от ТЭС 0,2-Ю-2 0,2

Всего ... —3,9 392

* Без учета облучения в жилых и общественных зданиях.

ментной дозы облучения, которому подвергнутся нынешнее и будущее поколения.

Учитывая стойкий характер загрязнения окру-▼жающей среды радионуклидами глобального происхождения, и, в частности, то, что накопленное почвой количество долгоживущих радионуклидов еще многие годы будет являться источником поступления радиоактивных веществ с пищей в организм человека, следует полнее изучить закономерности миграции радионуклидов в районах, где почвы характеризуются миграционными свойствами или повышенными радиоактивными выпадениями (например, горные районы). Уточнение всех миграционных особенностей каждого региона необходимо для оптимального размещения ^ предприятий ядерной энергетики, составления ра-диационно-гигиенических прогнозов.

Контроль за глобальными выпадениями должен быть систематическим, поскольку не исключена возможность дальнейшего проведения испытательных взрывов в открытых средах другими странами.

Постоянная актуальность проблем радиационной гигиены в условиях растущего использования щеточников ядерной энергии в народном хозяйстве Убедительно иллюстрируется материалами таблицы. Они свидетельствуют о том, что дозы облучения населения приближаются к 0,4 бэр (4 мЗв). В то же самое время в действующих нормах радиационной безопасности (НРБ—76) предусматривается предел дозы за год для категории Б — ограниченной части населения — 0,5 бэр. Таким образом, получается, что норматив для ограниченных групп достигнут почти всем городским на-

ё

селением страны. Превышение этого норматива, но нашему мнению, нежелательно. Поэтому особую актуальность приобретает изучение полных вопуляционных нагрузок по регионам страны на отдельные крупные контингенты населения за счет всех основных источников ионизирующего излучения.

В свете задач, стоящих перед радиологическими подразделениями санэпидстанции страны, необходимо разработать единую программу контроля за естественной и искусственной радиоактивностью окружающей среды с учетом накопленной научно-практической информации и обобщения опыта работы санэпидстанций в данной области.

Литература

1. Воробьев Е. И., Ильин Л. А., Книжников В. А. и др. — Автоном. энергия, 1977, № 5, с. 374—384.

2. Глобальные выпадения продуктов ядерных взрывов как фактор облучения человека / Под ред. А. Н. Марея. М„ 1980.

3. Крисюк Э. М., Константинов Ю. О., Никитин В. В. и др. — Гиг. и сан., 1984, № 5, с. 63—66.

4. Книжников В. А. Кальций и фтор. Радиационно-гигие-нические аспекты. М., 1975.

5. Книжников В. А., Пархоменко Г. М. — В кн.: Медико-биологические вопросы радиационной безопасности / Под ред. А. И. Бурназяна. М., 1977, с. 38—51.

6. Книжников В. А., Петухова Э. В., Бархударов Р. М. — Гиг. и сан., 1971, № 8, с. 54—58.

7. Книжников В. А., Польский О. Г., Петухова Э. В. — В кн.: Актуальные вопросы радиационной гигиены. М., 1983, с. 142.

8. Марей А. Н., Зыкова А. С., Сауров М. М. Радиационная коммунальная гигиена. М., 1984.

9. Методические рекомендации по санитарному контролю за содержанием радиоактивных веществ в объектах внешней среды / Под ред. А. Н. Марея, А. С. Зыковой. М„ 1980.

10. Моисеев А. А., Рамзаев П. В. Цезий в биосфере. М., 1975.

11. Бархударов Р. М.. Борисов Б. К., Книжников В. А. и др. — Гиг. и сан., 1983, № 10, с. 81—82.

12. Воробьев Е. И.. Ставицкий Р. В., Книжников В. А. и др.—Атом, энергия, 1984, № 4, с. 218—222.

13. Петухова Э. В., Книжников В. А. Поступление строн-ция-90 и цезия-137 глобального происхождения с пищевым рационом населения Советского Союза в 1976— 1979 гг. М., 1981, с. 81—89.

14. Поступление продуктов испытаний ядерного оружия населению Советского Союза с пищевым рационом и водой в 1963—1964 гг. (Документ ООН А/AC 82/G/L 1083) / В. А. Книжников, Ю. С. Степанов, Э. В. Петухова и др. М., 1965.

15. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда / Под ред. А. П. Александрова и др. — 2-изд. М„ 1984.

16. Wld. Hlth Org. Progress Report, 1983, n° 48—51. International Reference Cencer for Radioactivity (IRC) SCRPI Le Vesinet (France).

Поступила 31.08.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.