СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
В.И. Beifjieiiifo, P.E. Белким, Р.В. Солошенко
Аннотация. Рассмотрено современное состояние государственного регулирования производства сахарной свеклы. Обоснован проект прямой поддержки свеклосеющих хозяйств, позволяющая увеличить объемы производства сахарной свислы и обеспечить доходы, достаточные для расширенного воспроизводства в отрасли.
Ключевые слова: государственное регулирование, свеклосахарное производство, государственная поддержка.
В Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» обозначены основные задачи государственного регулирования агропромышленного производства, состоящие в стабилизации и развитии агропромышленного производства, обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшении продовольственного обеспечения населения, поддержке экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближении уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защите отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [1].
А. Боговиз в результате проведенных исследований пришел к следующему заключению: «Поддержка аграрного сектора экономики России необходима, но она должна быть эффективной, постоянной, прозрачной, гарантированной, адресной, стимулирующей. Механизмы государственной поддержки не должны противоречить рыночным принципам, а должны их дополнять» [2].
Авторский коллектив под руководством директора ВНИИСС И.В. Апасова считает, что концепция государственного регулирования свеклосахарного комплекса должна быть составной частью концепции развития этого комплекса |3|.
Проведенное нами изучение литературных источников позволило сформулировать сущность государственного регулирования производства сахарной свеклы, заключающееся в целенаправленной деятельности государства на производство, переработку и реализацию сахарной свеклы, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение отрасли.
Основной целью регулирования является обеспечение перерабатывающей промышленности в сырье и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в сахаре и продуктах его переработки при минимальных затратах используемых ресурсов.
В последние пять лет в Курской области существенно увеличены посевные площади сахарной свеклы, значительно увеличилась урожайность, что позволило более чем в 2,2 раза увеличить производство (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели производства сахарной свеклы в Курской области
Покамшели Год Показатели 2009 т. и % к 2005 1.
2005 2006 2007 2008 2009
Посеииам площадь. ШС. 111 56.3 70. Я К'ЛК 76.2 74.0 131.4
Валоиой сбор. ТЫС. г 1235 2483 2933 2723 2753 2.23 рата
Урожайность, Ц/1'cl 221 350 324 358 372 168,3
Себестоимость 1 и. руб. * 90 79 89 97 115 127,8
Уровень реи табельное™, “'о 1.6 32.5 9.9 3.8 34.0 132.4”
н иельикохомистеппых предприя тиях '“2009 г. + к 2005 г.
Достигнутые результаты во многом определяются изменением государственной политики по отношению к рассматриваемой отрасли. Анализ государственных мероприятий регулирования свеклосахарного производства в Курской области показал, что на региональном уровне, как и на федеральном, принято значительное количество законов, постановлений и программ, касающихся развития отрасли как в составе сельского хозяйства и АПК, так и отдельно. На современное развитие отрасли оказали влияние две комплексные программы, которые были разработаны в последние годы.
В первой из них, предна значенной для реализации в 1998-2005 гг., планировалось значительное использование государственных средств. Но на практике выделенные бюджетные суммы были незначительными, не оказавшими практически никакого влияния на развитие производства сахарной свеклы. Во второй программе, разработанной на 2005-2007 гг.. существенно снижено участие государства в ее финансировании. Государственные мероприятия больше касались планирования расходов, которые осуществлялись товаропроизводителями за счет собственных средств, привлечения за счет кредитов банков и ресурсов инвестиционных компаний. Использование сравнительно небольших бюджетных средств на конкурсной основе было направлено на максимальную их экономию и носило характер не государственной поддержки, а предпринимательства в свеклосахарной отрасли.
Однако доходы от производства сахарной свеклы неустойчивые, растет себестоимость ее производства, что не позволяет эффективно развивать отрасль. Необходима корректировка государственной политики в
свеклосахарном производстве, заключающаяся в усилении государственного регулирования производства сахарной свеклы, значительном расширении государственной его поддержки.
Исходя их прогнозных объемов необходимого производства сахарной свеклы в целом по стране, места и роли в этом производстве ЦЧР и Курской области, традиций и условий для производства сахарной свеклы в Курской области, анализа результатов исследований научных учреждений (в частности ВНИИСС). отдельных ученых, государственных программ развития свекловодства, собственных проведенных прогнозных расчетов с использованием различных методов было определено. что на период до 2015 г. объем производства сахарной свеклы в Курской области должен быть увеличен до 3.6 млн. т при средней урожайности 400 ц/га.
Расчет нормативных затрат, проведенных на основе технологической карты на возделывание сахарной свеклы по ресурсосберегающей технологии, позволил определить, что в ценах 2009 г. на рассматриваемую перспективу при средней урожайности их величина должна составить около 48 тыс. руб. на 1 га посевов сахарной свеклы, что почти на 3 тыс. руб.. или на 6% больше, чем фактически в 2009 г.
Главным в сложившихся у словиях направлением государственной политики являются мероприятия, прямо направленные на поддержку свеклосеющих хозяйств. Для стимулирования развития производства сахарной свеклы государственная политика должна включать в себя две взаимосвязанные группы мероприятий. направленных на у величение объемов ее производства и полу чение хозяйствами достаточных для ведения расширенного воспроизводства доходов.
В ценовой политике важное значение имеют расчетные пены, которые устанавливаются государством для обоснования финансирования, кредитования, налогообложения, страхования сельскохозяйственных предприятий. производящих сахарную свеклу. Для условий Курской области расчетный уровень цен. обеспечивающий уровень рентабельности 35-40% и позволяющий осуществлять расширенное воспроизводство в свекловичной отрасли, должен составлять 165-170 руб. за 1 ц в ценах 2009 г.
Для поддержки цен на расчетном уровне государственным органам наиболее целесообразно использовать политику компенсации производственных издержек, т.с. разницы между расчетными ценами и средними издержками, что будет способствовать снижению себестоимости производства сахарной свеклы и не приведет к росту цен на нее.
В сложившихся условиях для совершенствования налоговой политики целесообразно списать все штрафы и пени в связи с неуплатой налогов, а задолженность реструктурировать, предоставить предприятиям налоговый кредит по текущим платежам и задолженности в областной бюджет для инвестирования этих средств в производство сахарной свеклы, период погашения долговых обязательств увеличить до одного года.
Финансовая политика должна заключаться в постепенном переходе от распределения бюджетных средств к формированию кредитной активности предприятий, производящих сахарную свеклу. Государственные меры по реализации стратегии финансирования производства сахарной свеклы должны состоять из программ поддержки убыточных и начинающих производство сахарной свеклы с предоставлением наиболее крупных сумм бюджетных средств на длительный период под низкие проценты, финансирования важнейших мероприятий при производстве сахарной свеклы с крупными сумами на средний срок под невысокие проценты, финансирования теку щей деятельности с относительно
небольшими суммами на короткий срок под сравнительно высокие проценты, но ниже, чем в коммерческих банках.
Для расширения возможностей использования кредитных средств коммерческих банков государством должны быть созданы для применения залоговых операций. предоставлением государственных гарантий по возврат} кредитов, госу дарственной поддержкой специальных кредитных учреждений, финансирующих свекловичное производство, способствовать развитию кредитных кооперативов и поддерживать их деятельность.
Для повышения инвестиционной привлекательности сахарного подкомплекса со стороны государства должны быть приняты меры по созданию условий для формирования совместных предприятием с долевым участием иностранного капитала и государства, развитию крупных интегрированных объединений вокруг сахарных заводов, лизинговых компаний.
Для достижения спроектированных на 2015 г. показателей производства сахарной свеклы в Курской области необходимо увеличивать урожайность, расширять посевные площади, увеличивать затраты, рост которых в расчете на 1 га посевов ежегодно должен составлять не менее 1000 руб., а в целом рост затрат в прогнозном периоде на производство сахарной свеклы в области должен составить 650-700 млн. руб.
Для получения необходимого для расширенного воспроизводства сахарной свеклы уровня рентабельности ее производства компенсация издержек на 1 га посевов будет снижаться, если государственное регулирования рыка свеклосахарного сырья обеспечит прогнозируемое повышение цен реализации, а эффективность производства сахарной свеклы повысится (таблица 2).
Таблица 2 - Расчет компенсации издержек на возделывание сахарной свеклы в Курской области в 2011-2015 гг. (в ценах 2009 г.)__________________________
1Указатель Год
2011 2012 2013 2014 2015
Площадь посева, тыс. га КЗ Х5 Х7 Х9 90
Прогнозная урожайность. ц/га 360 370 380 390 400
Валовой сбор. тыс. т 2988 3145 3306 3471 3600
За фаты на 1 га, 1ыс. руб. 44 45 46 47 48
Себестоимость 1 ц. руб. 122,2 121,6 121.1 120.5 120.0
1 {сна реализации 1 ц, руб. 130 135 140 145 150
Затраты всего, млн. руб. 3652 3825 4002 4183 4320
Компенсация издержек, млн. руб. 1228 1109 974 823 648
Компенсация на 1 га. тыс. руб. 14.8 13.1 11.2 9.3 7.2
Таблица 3 - Экономическая эффективность проектируемых мер госу дарственного регулирования производства сахарной свеклы в Курской области (в ценах 2009 г.)
Показа гели Фактически в 2005-2009 гг. По проекту па 2015 г. Проектные показатели В °о К фактиче- ским
Валовой сбор, гыс. i 2425 3575 147.4
Урожайность, и га 325 400 123,1
Себестоимость 1 и, руб. 104,4 120,0 114.9
Прибыль: от реализации 1 ц. руб. 17.2 ЗОЛ 175.0
с lia посевов, тыс. руб. 5.59 8.30 148.5
от реализации сахарной свеклы всего, млн. руб. 417 1079 2.59 раза
Уровень рентабельности, °о 16.5 40.0 -23.5’
проектные показатели + к фактическим
Компенсационные выплаты должны быть осуществлены за счет бюджетных средств, удельный вес которых будет снижаться с 11 до 6% от общих затрат и обеспечить нормальный уровень прибыли для расширенного воспроизводства. Компенсацию транспортных издержек целесообразно осуществлять за счет средств сахарных заводов, инфляционных процессов - за счет краткосрочных кредитов банков. Финансирование всех этих затрат должно находиться под контролем и непосредственном участии государства.
Государственная поддержка должна касаться сельскохозяйственных предприятий с разным уровнем эффективности. Однако суммы компенсации издержек в расчете на 1 ц сахарной свеклы более эффективно работающим хозяйствам должны быть на 50-60%. а в расчете на 1 га посевов - более чем 2 раза выше, чем в хозяйствах с относительно низким уровнем эффективности производства сахарной свеклы.
Это позволит в рассматриваемом прогнозном периоде к 2015 г, увеличить урожайность, повысить производительность труда, ликвидировать убытки и получать прибыль (таблица 3).
Повышение уровня рентабельности производства сахарной свеклы позволит устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство в отрасли, решить социальные вопросы. Основная часть сахара будет произво-
диться из отечественного свекловичного сырья, что позволит восстановить продовольственную безопасность при производстве и потреблении сахара как важнейшего стратегического проду кта питания.
Список использованных источников
1 Федеральный закон «О государственном регулировании аїропро.мьішленного производства». Принят Государственной Думой РФ 14.07.1997 г.
2 Боговиз, А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития / А. Боговиз // Международный сель-скохозяйстпепный журнал. -2006. -№4. - С. 3-6.
3 Концепция развития свеклосахарного комплекса России (2008-2020 гг.) //Сахар. - 2009. - №2. - С. 14-19.
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики ФГОУ 13110 «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.
Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель ФГОУ ВГГО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.
Солошепко Руслан Викторович, кандидат экономических паук, доцент кафедры экономической теории ФГОУ ВПО «Курская ГСХА>>.