Совершенствование государственного регулирования ритейла в условиях пандемии ООУЮ-19
Ерицян Григор Артурович,
магистрант, факультет государственного управления, кафедра финансового менеджмента, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, [email protected]
Жаворонкова Елена Николаевна
к.э.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]
В статье анализируются особенности государственного регулирования сектора розничной торговли в условиях кризиса, в том числе в современных условиях финансово-экономической нестабильности, вызванной пандемией СОУЮ-19. Нами рассматривается развитие сектора розничной торговли (ритейла) в постсоветское время, его роль в экономике страны по сравнению с другими отраслями на основании показателя валовой добавленной стоимости по отраслям экономики. Вместе с тем в статье анализируются меры государства по поддержке ритейла в периоды финансово-экономической нестабильности от депрессии 90-х годов до современного кризиса в условиях пандемии. В том числе, сделана попытка выявить «слабые» места государственной антикризисной политики, напрямую повлиявшие на сектор розничной торговли. Кроме того, в статье исследуются возможности использования математических моделей для оценки влияния отдельных факторов, определяющих финансово-экономические показатели сектора розничной торговли, с целью более точного планирования мер государственной поддержки отрасли.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: системный анализ, факторный анализ, финансовый анализ, инструментарий статистического анализа и моделирования.
Результат исследования заключается в том, что при определении ключевых направлений антикризисной политики государства по поддержке сектора розничной торговли целесообразно выявить факторы, влияющие на товарооборот. В дальнейшем возможно применение факторного анализа и моделирования для определения влияния факторов на финансово-экономические показатели деятельности компаний сектора розничной торговли, вырабатывать эффективные управленческие решения и определять меры государственной поддержки, нивелирующие воздействие выявленных факторов. Ключевые слова: государственное регулирование, сектор розничной торговли, факторный анализ, антикризисное управление, кризис.
Введение
В условиях кризиса национальной экономики Российской Федерации и мировой экономики одним из важнейших направлений государственной антикризисной политики выступает восстановление экономической активности населения и хозяйствующих субъектов. В связи с этим первостепенными представляются вопросы государственного регулирования отрасли розничной торговли, непосредственно отражающей динамику конечного потребления и состояние внутреннего спроса населения. Оценка эффективности и совершенствование методов государственного регулирования принимают особое значение в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. В рамках достижения цели данной статьи проведён анализ развития отечественного сектора розничной торговли Российской Федерации, определены текущие тренды развития российского рынка розничной торговли, представлены результаты оценки текущего состояния государственного регулирования данной сферы экономической деятельности, выработаны рекомендации по совершенствованию государственного, в том числе антикризисного, регулирования сектора торговли.
Цель исследования состояла в уточнении направлений совершенствования государственного регулирования сектор розничной торговли в условиях пандемии.
Задачи исследования включали в себя уточнение места сектора розничной торговли в национальной экономике, оценка воздействия мер государственной поддержки данного сектора экономики в период кризиса, в т.ч. в условиях финансово-экономической нестабильности в условиях пандемии СОУЮ-19, демонстрация на конкретном примере возможностей применения факторного анализа и моделирования для определения мер государственной поддержки компаний сектора розничной торговли в период кризиса.
Место сектора розничной торговли в экономики России
Одним из наиболее динамично и активно развивающихся секторов современной российской экономики выступает розничная торговля. После развала Советского союза и наблюдалось стремительное падение темпов роста большей части отраслей промышленного производства, в том числе
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
и высокотехнологичных. Переход к рыночной системе экономических отношений привел к стремительному развитию сферы розничной торговли в связи с большей ориентацией на удовлетворение внутреннего спроса и ростом товарного ассортимента в торговых предприятиях за счет более свободного доступа к иностранным оптовым рынкам.
С началом восстановления российской экономики от последствий экономической депрессии 1990-х годов и дефолта 1998 года наблюдается постепенный рост уровня доходов населения. В 2000-х годах рост внутреннего потребления привел к активному росту сектора розничной торговли, одним из
определяющих факторов которого является состояние внутреннего спроса и предложения. Также с 2000-х годов стали активно развиваться процессы концентрации рынка розничной торговли, внедряются новые форматы торговых предприятий, интегрируются информационные технологии и искусственный интеллект в бизнес-процессы, проводится публичное размещение акций крупнейших компании в секторе ритейла на ведущих отечественных и внешних фондовых рынках (X5 Retail Group L.N., ПАО «Магнит», PLC Lenta).
10%
5% -
0% -
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рисунок 1. Доля сектора торговли в ВВП России в период 2000-2011 гг. [14]
и Ч
со
16,3%
i
6,8%
■ —
13,1%
■ -
9,1%
■■
15,8%
14,7%
14,1% 13,5% 13,0% 13,1»%
14,4% 14,5%
13,8
9,8
2014
2015 2016 2017 2018 2019
Добыча полезных ископаемых ■ Обрабатывающие производства Строительство Торговля оптовая и розничная
6,4% 6,0% 5,6% 5,5% 5,7%
■ ш р. ■
14,4% 14,5%
13,0% 13,7% 14,8%
9,6% 10,9%] [13,4%] [12,9% 9,8%
2020
Рисунок 2. Структура валовой добавленной стоимости по отраслям экономики (в текущих ценах, в % к итогу) [6]
В целом на протяжении данного десятилетия а переменно и ее рост (см. рис. 1), что отражает прослеживалась высокая доля торговой деятель- как структурные изменения в экономике, связанности в структуре валового внутреннего продукта, ные с ростом доли сферы услуг, так и серьезные
проблемы, связанные, например, с потребностью в развитии более наукоемких отраслей экономики и роста экономической активности в сферах, связанных созданием высокой добавленной стоимости (финансовый сектор, 1Т, определенные сегменты сельскохозяйственного производства).
Начиная с 2014 года по настоящее время наблюдается существенное сокращение доли торговой отрасли в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС), что обусловлено как внутренними по отношению к экономике факторам, так и внешними. Наибольшее влияние на сокращение доли розничной торговли в структуре ВДС оказали такие внутренние факторы, как замедление роста доходов населения, высокие темпы роста высокотехнологичных отраслей экономики в силу изменения инвестиционного климата и структурных изменений, связанных с необходимостью сокращения сырьевой зависимости и поиска новых возможностей и механизмов управления экономикой, направленных на реализацию национальных интересов страны [12, с.144-148; 15, с.599-608].
На протяжении последних семи лет доля торговой отрасли в экономике России стремительно сокращалась, что вызвано такими внешними факторами, как падение мирового спроса на энергоносители и мировых цен на энергоресурсы, девальвацией национальной валюты и высоким уровнем инфляции. Введение продовольственного эмбарго и прочих ограничений на импорт ряда продовольственных и непродовольственных товаров также привело к существенным трансформациям ассортиментной политики ритейлеров [9, с.193-197], изменению корпоративных стратегий ведущих компаний отрасли торговли, бизнес-процессов и бизнес-моделей торговых предприятий. При этом, несмотря на заметное сокращение доли данного сектора экономики в структуре ВДС, торговая отрасль по-прежнему выполняет очень важную социальную функцию, предоставляя большое количество рабочих мест по сравнению с другими сферами экономической деятельности в стране (18-19% от общей численности занятых в стране).
Основные тренды развития российского сектора розничной торговли
Рассматривая основные направления в развитии российского сектора розничной торговли, можно выделить общие тренды в развитии отрасли в целом и специфические для российского рынка розничной торговли. Так, к глобальным трендам развития сектора розничной торговли можно отнести:
• индивидуализацию ценностного предложения по отношению к конечному потребителю (пер-сонализация клиентов [16, с.53], ориентация на потребности отдельно взятого покупателя, в том числе посредством современных маркетинговых технологий, например, контекстной рекламы);
• структурные изменения в секторе в сторону роста сегмента электронной торговли под влиянием цифровой революции [11, с.15-18; 13, с.78-84];
• популяризацию новых бизнес-моделей «ом-никальных магазинов», основа которых заключается в отсутствии привязанности к определенному формату взаимодействия с потребителями [20, с.32-41; 28];
• активное внедрение технологий искусственного интеллекта и больших данных в бизнес-процессы ведущих ритейлеров на всех этапах реализации продукции [6, с. 599-608];
• постепенное сокращение доли занятых в секторе в связи с активным внедрением онлайн-форматов торговли, сокращением доли гипермар-кетов в структуре магазинов розничной торговли и изменениями в потребительском поведении новых поколений потребителей, вызванное сменой ценностных ориентиров [3, с.42-46].
В настоящее время российский рынок розничной торговли развивается в условиях интеграции в мировую экономику и в связи с переходом к рыночной модели экономических отношений характеризуется наличием в нем выделенных выше глобальных трендов. При этом представляется, что помимо выделенных тенденций, связанных с фундаментальными изменениями в развитии общества в целом, вызванных научно-техническим прогрессом и сменой поколений, целесообразно выделить также специфические тренды развития российского сектора розничной торговли. К основным трендам развития российского рынка ритейла представляется возможным отнести:
• рост уровня концентрации в секторе в связи с проведением крупных M&A между крупнейшими компаниями сектора в целях увеличения рыночной власти и большего улучшения показателей экономической деятельности [1, с.82-94];
• возрастание роли маркетинговых технологий, обеспечивающих значительную долю выручки крупнейших компаний в секторе в условиях рыночной экономики (в 2019 году на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50 % выручки розничных сетей) [10, с.10-16];
• вхождение на рынок розничной торговли компаний из других секторов экономики (ПАО «Сбербанк», Yandex Inc.);
• сокращение доли малых и средних предприятий в отраслевых показателях розничной торговли, а также уход иностранных компаний из российского рынка ритейла, вызванный их меньшей конкурентоспособностью по сравнению с отечественными компаниями, а также общим ухудшением макроэкономической ситуации, вызванной западными санкциями и пандемией коронавирус-ной инфекции COVID-19;
х
X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
CS
о
CS
0
01
о ш m
X
<
m О X X
• выход отечественных компаний, занятых в сфере электронной коммерции, на IPO для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения дополнительных финансовых ресурсов для развития (Детский мир, OZON, Fix Price);
• усиление контроля цен товаров и услуг, предоставляемых крупнейшими предприятиями со стороны антимонопольных органов [7, с. 28-33].
Текущее состояние государственного регулирования розничной торговли в Российской Федерации
В рамках выделенных трендов и, в особенности в условиях социально-экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекцией COVID-19, существенную роль в развитии российского сектора розничной торговли играет государство.
Государственное регулирование российского сектора розничной торговли осуществляется в большей части посредством применения тех или иных прямых методов воздействия. Базовым нормативно-правовым актом, на основе которого в России государством регулируется деятельность хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли, является Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В рамках данного закона выделяются следующие методы государственного регулирования розничной торговли:
• установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
• антимонопольное регулирование рынка розничной торговли;
• информационное обеспечение в области торговой деятельности;
• государственный и муниципальный контроль (надзор);
• установление или регулирование цен в предусмотренных законодательством случаях [22].
Стоит отметить, что в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ, действующий на протяжении одиннадцати лет, внесено пятнадцать поправок, что свидетельствует о неустойчивости норм, регулирующих торговую деятельность, а также об отсутствии прогнозируемости развития сектора в будущем в условиях непредсказуемости внешней среды деятельности торговых предприятий. Одной из главных причин принятия Закона, регулирующего деятельность торговых предприятий, стала необходимость сокращения возможностей привлечения дополнительных оборотных средств производителей крупными розничными торговыми сетями, которые сформировались в результате
консолидации сектора в 2000-х годах и ограничивали каналы сбыта для производителей [23, с.43-50].
Стоит отметить, что в данном нормативно-правовом акте, имеются пробелы, оказывающие существенное влияние на уровень конкуренции, возможность определения сегментов сектора торговли. По оценке Л.В. Андреевой, определенные Законом основные понятия в области торговли носят общий характер и непосредственно не применяются на практике [2, с.35-42], в связи с чем торговые предприятия во взаимодействии с другими субъектами экономики и между собой руководствуются государственными стандартами, принятыми в 2009 и 2013 годах.
Существующие на данный момент ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [5] и ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» [4] определяют терминологию, применяемую торговыми организациями в рамках собственной деятельности по реализации товаров и услуг конечным потребителям, выделяют основные различия между предприятиями основных сегментов сектора (например, между оптовой и розничной торговлей), определяют виды торговых предприятий и специфику их деятельности. Государственные стандарты, представляя собой документы рекомендательного характера, играют важную роль в саморегулировании отрасли, обеспечивая повышение качество предоставляемых товаров и услуг.
На данный момент происходит формирование основных направлений государственного регулирования торговой отрасли, о чем свидетельствует принятый в 2009 году отраслевой закон, определяющий цели, методы государственного регулирования, полномочия органов публичной власти в сфере регулирования торговой деятельности, а также возможности трансляции интересов торговых предприятий через общественные ассоциации, отстаивающие интересы отрасли в рамках реализуемой государственной политики.
Оценка эффективности государственного регулирования розничной торговли в условиях кризиса, вызванного пандемией ООУЮ-19
В условиях кризисных явлений, вызванных пандемией COVID-19 и наблюдаемых в социально-экономической сфере в целом, роль государства в управлении экономическими отношениями значительно возрастает, что проявляется и в сфере розничной торговли.
Если спрос на товары и услуги предприятий продовольственного ритейла довольно устойчив и слабо подвержен циклическим колебаниям, то для прочих торговых предприятий, реализующих непродовольственные товары, макроэкономическая конъюнктура может оказывать определяющее
влияние на финансовые и прочие показатели деятельности. В условиях текущего социально-экономического кризиса только в 2020 году, по данным Росстата, оборот розничной торговли непродовольственными товарами в России упал на 5,2% [8, с.83], что также было вызвано вводимыми Правительством РФ ограничениями для предотвращения распространения коронавирусной инфекции ODVID-19.
В рамках регулирования розничной торговли в условиях кризиса основными задачами государства выступают нивелирование угроз нарастания социальной напряженности среди населения и бизнеса, обеспечение макроэкономической стабильности, введение мер государственной поддержки предприятиям для сокращения затрат и обеспечения возможностей быстрого восстановления деловой активности в посткризисный период.
В контексте современного социально-экономического кризиса в РФ, начиная с 2020 года Правительство стало активно прибегать к такому методу регулирования торговой деятельности, определенном Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», как антимонопольное регулирование рынка розничной торговли, а также принимает меры государственной поддержки системообразующих предприятий и субъектов МСП, в том числе занятых в сфере торговли.
В августе 2021 года Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации в рамках антимонопольного регулирования рынка розничной торговли и в связи с многочисленными обращениями граждан, связанными с необоснованным ростом цен на социально значимые продукты, проводятся контрольные мероприятия в ведущих розничных торговых сетях (ПАО «Магнит», X5 Retail Group N.V.) на предмет антиконкурентного сговора [21; 24]. В случае выявления сговора крупнейшие компании сектора розничной торговли, лидирующие по годовой выручке, понесут значительные убытки в связи со штрафами, составляющими до 10-15% от годовой выручки, что может сказаться на инвестиционной привлекательности крупнейших предприятий отрасли для инвесторов на фондовых рынках.
В настоящее время государственная поддержка системообразующих предприятий национальной экономики, направленная на поддержку их финансового состояния, предоставляется в форме:
• субсидий в целях полного или частичного финансового возмещения затрат в связи с реализацией товаров;
• отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам;
• государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам [19].
Эффективность данного механизма поддержки системообразующих предприятий, занятых, в том числе, в секторе розничной торговли, неоднозначна. С одной стороны, существенной проблемой для реализации данного механизма представляется бюрократизация самой процедуры получения помощи, которая выражается в требовании еженедельной и ежемесячной передачи сведений касательно использования предоставленных государством субсидий и иных мер поддержки, следствием чего становится рост административных расходов, а также чрезмерно высокая нагрузка на управленческий персонал.
С другой стороны, в текущих условиях отсутствует необходимость оказания государственной поддержки системообразующим предприятиям в торговой отрасли в связи с более высоким уровнем устойчивости, особенно учитывая более тяжелое состояние средних и малых торговых предприятий. Индикатором слабой результативности государственной поддержки финансовой устойчивости системообразующих предприятий, помимо этого, можно отметить маленькую долю компаний (около 9-10% от общего количества системообразующих предприятий), которые в итоге обратились за ней.
В рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса, занятого, в том числе и в сфере торговли, принято Постановление Правительства N 434 от 03.04.2020 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», в качестве мер государственной поддержки средних и малых предприятий выделяется лишь предоставление кредитных каникул по возвращению займов [18]. В то же время более широкая государственная поддержка малому и среднему бизнесу в форме отсрочки налоговых платежей и страховых взносов не затрагивает сектор ритейла и предоставляется предприятиям, сфера экономической деятельности которой определяется Постановлением N 409 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (например, авиаперевозки, культура, гостиничный бизнес, общественное питание и проч.) [25; 17].
Оценивая значимый ущерб, нанесенный финансовой устойчивости предприятий непродовольственного ритейла, на наш взгляд, имелись веские основания для включения также и розничной торговли непродовольственными товарами в перечень секторов экономики, по отношению к которым применялись вводимые отсрочки, особенно учитывая включение данного отрасли в перечень наиболее пострадавших.
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
см о см
0
01
о ш т
X
<
т О X X
Основные направления государственной политики в сфере регулирования торговли в условиях кризиса
Представляется, что основные направления развития мер государственного регулирования торговой деятельности в первую очередь целесообразно связать с совершенствованием нормативно-правовой базы, устанавливающей правила ведения торговой деятельности, а также с защитой конкуренции в отрасли. В настоящее время одной из главных проблем Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности, является отсутствие единого подхода в сфере защиты конкуренции в разных сегментах сектора розничной и оптовой торговли.
Одним из возможных направлений совершенствования законодательства в сфере торговой деятельности выступает «возвращение» содержащихся в законе о торговле антимонопольных норм в межотраслевой закон «О защите конкуренции», а также обеспечение большей эффективности и скорости разрешения судебных споров субъектов рынка, в особенности малых и средних [23, с.43-50]. В рамках антимонопольного регулирования сферы торговли основной задачей антимонопольных органов может стать предупреждение и предотвращение нарушений законодательства в сфере защиты конкуренции со стороны крупнейших торговых сетей.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках борьбы с социально-экономическим кризисом 2020 года, вызванного пандемией, также выработало рекомендации по совершенствованию регулирования торговой деятельности странами в условиях социально-экономической нестабильности. По рекомендациям ОЭСР, государствам-членам организации для смягчений последствий, вызванных кризисом, определены следующие меры в рамках государственной политики:
• обеспечение доступности мер государственной поддержки по поддержанию ликвидности торговых предприятий вне зависимости от их размера;
• содействие ретейлерам в решении проблем с нехваткой рабочей силы, в том числе посредством предоставления рекомендаций по стандартам охраны труда и техники безопасности в условиях пандемии;
• поддержка предприятий розничной торговли в реализации мер социального дистанцирования;
• защита конкуренции посредством принятия антимонопольных мер в целях замедления роста концентрации в отрасли в условиях кризиса;
• создание условий для диверсификации каналов продаж предприятий малого и среднего бизнеса, в частности упрощение их выхода в сектор электронной торговли [27].
В целом, предлагаемые ОЭСР меры могут способствовать частичному сглаживанию последствий кризиса для отрасли, при этом принимаемые государствами антикризисные меры, в первую очередь, направлены на поддержание ликвидности крупных компаний. В Великобритании Банком Англии реализуется программа корпоративного финансирования Covid (CCFF) [26], в рамках которой поддерживается ликвидность лишь тех компаний, которые имеют возможность выпускать ценные бумаги в обращение на ведущих фондовых рынках.
Принимаемые правительствами антикризисные меры, в отличие от мер поддержки финансовых регуляторов, также влияют на ликвидность всех субъектов рынка розничной торговли, поскольку оказывают влияние на снижение налоговой нагрузки. При этом большое значение также имеют вводимые ограничения в отношении текущей деятельности, ухудшении финансового положения конечных потребителей, а также сокращении производства реализуемых в сфере торговли товаров и услуг.
Для определения основных направлений антикризисной политики государства по поддержке сектора розничной торговли нами были выделены факторы, влияющие на товарооборот. Для определения факторов была использована линейная модель множественной регрессии.
В рамках модели нами были учтены следующие негативные факторы, препятствующие развитию сектора: дефицит финансовых средств, высокая налоговая нагрузка, высокая стоимость аренды торговых площадей, высокая конкуренция со стороны остальных участников рынка. Основой выборки для построения модели послужили данные ежеквартальных статистических исследований Росстата. Уравнение модели, отражающее степень влияния выделенных выше факторов на темп прироста товарооборота, можно составить в следующем виде:
У = /(Х1,Х2,Х3,Х4,Х З^б^
(1.0)
где х1 - недостаточный платежеспособный спрос, х2 - дефицит финансовых средств, х3 - высокие налоги, х4 - высокая арендная плата помещений, х5 - высокая конкуренция со стороны остальных торговых организаций, х6 - высокие транспортные расходы, у - темп прироста товарооборота розничной торговли.
В результате математических расчетов нами была получена следующая модель:
у = 0,49 + 0,032хх - 0,008х2 + 0,002х3 - 0,0027х4 - 0,00889х5 - 0,0052х6 + е.
(2.0)
Согласно параметрам полученной нами модели, бета-коэффициенты, определяющие силу влияния учтенных факторов х: на темп прироста товарооборота розничной торговли, получили следующие значения:
Ро = 0,49 (определяет степень влияния факторов, не учтенных в модели);
= 0,032 (определяет степень влияния факторов, связанных с недостаточным платежеспособным спросом);
[>2 = - 0,008 (определяет степень влияния факторов, связанных с дефицитом финансовых средств);
р3 = 0,002 (определяет степень влияния факторов, связанных с налогообложением);
[>4 = - 0,0027 (определяет степень влияния факторов, связанных с высокой стоимостью арендной платы помещений);
р5 = - 0,00889 (определяет степень влияния факторов, связанных с уровнем конкуренции в секторе розничной торговли);
р6 = - 0,0052 (определяет степень влияния факторов, связанных со стоимостью транспортных расходов).
Исходя из рассчитанных коэффициентов ре-грессии,^!, ^2-^3-^4-^5-^6, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми факторами деловой активности, оказывающими негативное влияние на товарооборот, являются дефицит финансовых средств, высокая арендная плата помещений, высокая конкуренция со стороны остальных торговых организаций.
На основе результатов, полученных посредством построения линейной модели множественной регрессии, можно сделать вывод о том, что основной акцент в государственном регулировании торговой отрасли, в первую очередь, должен быть направлен на реализацию следующих мер:
• совершенствование налогового регулирования предприятий сектора розничной торговли;
• ужесточение антимонопольного надзора над слияниями и поглощениями в секторе и пресечение нарушений антимонопольного законодательства крупными «игроками» рынка посредством проведения внеплановых контрольных мероприятий;
• обеспечение государственной поддержки малому и среднему бизнесу (временные налоговые льготы, информационная поддержка, развитие торговой инфраструктуры, в том числе и цифровой), занятому в основном в жилых зонах, в частности, в условиях финансово-экономической нестабильности в 2020 году;
• проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности и обеспечение доступности инструментов денежного рынка для решения проблемы, связанной с нехваткой финансовых
средств в рамках текущей деятельности предприятий.
Заключение
Сектор торговли выступают связующим звеном между производителем и конечным потребителем товаров и услуг. После развала СССР переход к рыночной экономике привел к стремительному развитию сектора розничной торговли. При этом, несмотря на заметное сокращение доли данного сектора экономики в структуре ВДС в течение последних десяти лет, торговая отрасль по-прежнему выполняет очень важную социальную функцию, обеспечивая большим количеством рабочих мест по сравнению с другими сферами экономической деятельности в стране.
В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 наблюдалась необходимость в принятии мер государственной поддержки малых и средних предприятий, занятых в сфере розничной торговли непродовольственными товарами, при этом эффективность принятых Правительством мер государственной поддержки оказалась неоднозначной, поскольку, с одной стороны, применяемый механизм поддержки финансовой устойчивости системообразующих предприятий охватывает лишь ведущие торговые сети, занятые в сфере торговли продовольственными товарами, спрос на который более устойчив в условиях кризиса. С другой стороны, меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса не затрагивают такие отрасли экономики, как сектор торговли непродовольственными товарами, товарооборот которой только за апрель 2020 год по сравнению с предыдущим периодом упал на 40%.
В целях совершенствования антикризисной государственной политики сфере регулирования торговой деятельности, на наш взгляд, необходимо принятие научно обоснованных решений, в связи с чем в статье была предпринята попытка проведения моделирования степени влияния факторов, оказывающих негативное влияние на экономические показатели, отражающие состояние и развитие сектора розничной торговли. Исходя из построенной линейной модели множественной регрессии, определяющей степень негативного влияния выделенных в исследовании факторов на оборот розничной торговли, выделяются основные направления совершенствования мер государственного регулирования сектора розничной торговли.
Литература
1. Айзинова И.М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат. Часть I. Отраслевые проблемы розничной торговли // Проблемы прогнозирования. 2019. №1 (172). С.82-94.
х
X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
CS
о
CS
0
01
о ш m
X
<
m О X X
2. Андреева Л.В. Стандартизация в системе правового регулирования торговой деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2018. №2 (87). С.35-42.
3. Белова Л.А., Верона Л.И. Современные тренды российской розничной торговли // ЕГИ. 2021. №1(33). С.42-46.
4. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 22.04.2020) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_167655/. (дата обращения: 02.07.2021г.).
5. ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли (утв. и введен в действие Приказом Росстехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст) // URL:http://docs.cntd.ru/document/1200079743. (дата обращения: 14.06.2021г.).
6. Данные по разделам ОКВЭД. Структура валовой добавленной стоимости по отраслям экономики / Федеральная служба государственной статистики. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/TD3ReW7K /str1.xls (дата обращения: 06.01.2021).
7. Иванова Н.В. Концептуальные основы развития розничной торговли в современных условиях // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 8 (190). С. .
8. Информация о социально-экономическом положении России, январь-декабрь 2020 года. Доклад. М.: Росстат, 2020. С.83. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/6WHhWc1N /oper-12-2020.pdf (дата обращения: 28.08.2021)
9. Косарева О.А. Современные тенденции развития розничной торговли и перспективные форматы розничных магазинов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 193-197
10.Красюк И.А., Назарова Э.А. Маркетинговые технологии в организации бизнес-процессов розничной торговли // Практический маркетинг. 2019. № 7 (269). С. 10-16
11.Медведева О.С., Ананьева В.А. Особенности развития интернет-маркетинга в сфере розничной торговли // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2019. № 3. С. 15-18.
12.Милета. В. И., Сергеева А. А. Анализ состояния сферы розничной торговли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №5-2. С. 144-148.
13.Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши А.Ш. Оценка состояния и тренды развития розничной торговли России // Вестник РУК. 2020. №2 (40). C.78-84.
14. Национальные счета. Валовая добавленная стоимость по отраслям экономики (в текущих ценах 2002-2011. Федеральная служба государственной статистики. 2020. // URL:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/TD3ReW7K /str1.xls (дата обращения: 06.01.2021).
15. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. №3. С. 599-608.
16. Панкова Н.В, Богатырева С.В. Глобальный рынок розничной торговли: основные тренды, адаптационные технологии бизнеса // УЭкС. 2017. №4 (98). С.53.
17. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_349463/. (дата обращения: 06.01.2021).
18. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 16.10.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_349344/. (дата обращения: 18.07.2021).
19. Постановление Правительства РФ от 10.05.2020 N 651 "О мерах поддержки системообразующих организаций" (вместе с "Правилами отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций Российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки") //
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_352128/. (дата обращения: 18.07.2021).
20. Синявская Е.Е. Современные парадигмы российского ритейла // Петербургский экономический журнал. 2020. №3. C. 32-41.
21. ФАС России проводит антикартельные проверки крупнейших торговых сетей. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. URL: https://fas.gov.ru/news/31429. (дата обращения: 08.09.2021).
22. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_95629/.(дата обращения: 15.06.2021).
23. Чеглов В.П. Проблемы регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и пути их решения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №3 (55). С. 43-50.
24.Agarwal J., Wu T. Factors influencing growth potential of e-commerce in emerging economies: an institution-based N-OLI framework and research proposition // Thunderbird International Business Review. 2015. №57(3).
25. Catherine S., Joyce S. Future retailing strategies in grocery retailing // Aegaeum journal. 2021. №8. P. 29-33.
26.CCFF results and usage date. Bank of England. URL:
https://www.bankofengland.co.uk/markets/bank-of-england-market-operations-guide/results-and-usage-data (дата обращения: 17.02.2020).
27.COVID-19 and the retail sector: impact and policy responses. OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). OECD. 2020. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-and-the-retail-sector-impact-and-policy-responses-371d7599/ (дата обращения: 04.09.2021)
28. Wassan S. Impact of digitalization on retailers and its future trends // Materials Today: Proceedings. 2021.
Improving government administration of retail in the context of a
pandemic COVID-19 Eritsyan G.A., Zhavoronkova E.N.
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. The article considers the features of government administration of the retail in the context of the crisis, including in modern conditions of financial and economic instability caused by the COVID-19 pandemic. This article considers the development of the retail trade sector in the post-Soviet period, its role in the country's economy in comparison with other industries based on the gross value-added indicator by economic sectors. At the same time, the article analyzes the state's measures to support retail during periods of financial and economic instability from the depression of the 90s to the modern crisis in the context of a pandemic. An attempt was made to identify the "weak" points of the state anti-crisis policy that directly affected the retail sector. In addition, the article examines the possibilities of using mathematical models to assess the impact of individual factors that determine the financial and economic indicators of the retail sector, to plan measures of state support more accurately for the industry. During the study, we used the following methods: system analysis, factor analysis, financial analysis, statistical analysis and modeling tools. The result of the study is that when determining the key directions of the state's anti-crisis policy to support the retail trade sector, it is advisable to identify the factors affecting the turnover. In the future, it is possible to use factor analysis and modeling to determine the impact of factors on the financial and economic performance of companies in the retail sector, to develop effective management decisions and determine state support measures that level the impact of the identified factors. Keywords: government administration, retail sector, retail, factor analysis,
crisis management, crisis. References
1. Aizinova I.M. (2019) Retail in the Russian Federation in the economic and social context. Part I. Industry-specific problems in retail. Problemy prognozirovaniya. Moscow. No 1(172). Р.82-94.
2. Andreeva L.V. (2018) Standardization in the system of the legal regulation of trading activity. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. Moscow. No 2(87). P. 35-42.
3. Belova L.A., Verona L.I. (2021) Modern trends in russian retail. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. Krasnodar. No 1(33). Р.42-46.
4. GOST R 51303-2013. National Standard of the Russian Federation. Trading. Terms and definitions (approved by the Order of Rosstandart of 28.08.2013 N 582-st) (ed. of 22.04.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655 / (date of the application: 02.07.2021 г.).
5. GOST R 51773-2009. National Standard of the Russian Federation. Trade services. Classification of trade enterprises (approved and put into effect by the Order of Rostec Regulation dated 15.12.2009 N 771-st) // URL:http://docs.cntd.ru/document/1200079743. (date of the application: 14.06.2021).
6. Data on OKVED sections. The structure of gross value added by economic sectors / Federal State Statistics Service. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/TD3ReW7K/str1 .xls (date of the application: 06.01.2021).
7. Ivanova N.V. (2020) Conceptual bases of retail trade development in modern conditions. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. Samara. No 8(190). P. 28-33.
8. Information on the socio-economic situation of Russia, January-December 2020. Report. Moscow: Rosstat, 2020. p.83. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/6WHhWc1N/oper-12-2020.pdf (date of the application: 28.08.2021)
9. Kosareva O.A. (2019) Modern tendencies of development of retail trade and future formats of retail stores. Biznes. Obrazovaniye. Pravo. Volgograd. No 1(46). P. 193-197.
10. Krasyuk I.A., Nazarova E.A. (2019) Marketing technologies in the organization of business processes of retail trade. Prakticheskij marketing. Moscow. No 7 (269). P. 10-16.
11. Medvedeva O.S., Anan'yeva V.A. (2019) Osobennosti razvitiya internet-marketinga v sfere roznichnoy torgovli [Specificity of the development of Internet marketing in the retail sector]. Innovatsionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment. Moscow. No 3. P. 15-18.
12. Mileta B.I., Sergeeva A.A. (2019) Analysis of the state of the retail trade sphere in Russia. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. Novosibirsk. No 5-2. P. 144-148.
13. Munshi A.YU., Alexandrova L.YU. Munshi A. SH. Evaluation of the state and development trends of Russia retail trade. Rossiyskiy universitet kooperatsii. Cheboksary. No 2(40). P. 78-84.
14. National accounts. Gross value added by economic sectors (in current prices 2002-2011. Federal State Statistics Service. 2020. // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/TD3ReW7K/str1 .xls (date of the application: 06.01.2021).
15. Panasenko S.V., Stukalova I.B., Mazunina T.A. (2018) Directions of modern retail trade. Rossijskoe predprinimatel'stvo. Moscow. No 3. P. 599-608.
16. Pankova N.V, Bogatyreva S.V. (2017) Global'nyy rynok roznichnoy torgovli: osnovnyye trendy, adaptatsionnyye tekhnologii biznesa [Global retail market: main trends, business adaptation technologies]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. Kislovodsk. No 4(98). P. 53.
17. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.04.2020 N 409 (ed. of 07.11.2020) "On measures to ensure sustainable economic development" // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/. (date of the application: 06.01.2021).
18. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 N 434 (ed. of 16.10.2020) "On approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/. (date of the application: 18.07.2021).
19. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.05.2020 N 651 "On measures to support system-forming organizations" (together with the "Rules for the selection of organizations included in the sectoral lists of system-forming organizations of the Russian economy applying for state support measures in 2020") // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352128 /. (date of the application: 18.07.2021).
20. Sinyavskaya E.E. (2020) Modern paradigms of russian retail. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal. Sankt-Peterburg. No 3. P. 32-41.
21. The FAS of Russia conducts anti-cartel inspections of the largest retail chains. Official website of the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation. URL: https://fas.gov.ru/news/31429. (date of the application: 08.09.2021).
22. Federal Law "On the basics of state regulation of trading activities in the Russian Federation" dated 12/28/2009 No. 381-FZ (latest edition) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/. (date of the application: 15.06.2021).
23. Cheglov V.P. (2019) Trade regulation problems in the Russian Federation and ways of their solution. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nyye nauki. Nizhnij Novgorod. No 3(55). P. 43-50.
24. Agarwal J., Wu T. (2015) Factors influencing growth potential of ecommerce in emerging economies: An institution-based N-OLI framework and research propositions // Thunderbird International Business Review. Vol. 57. № 3. P 197-215.
25. Catherine S., Joyce S. (2021) Future retailing strategies in grocery retailing // Aegaeum journal. 2021. №8. P. 29-33.
26. CCFF results and usage date. Bank of England. URL: https://www.bankofengland.co.uk/markets/bank-of-england-market-operations-guide/results-and-usage-data (date of the application: 17.02.2020).
27. COVID-19 and the retail sector: impact and policy responses. OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). OECD. 2020. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-and-the-retail-sector-impact-and-policy-responses-371d7599/ (date of the application: 04.09.2021).
28. Wassan S. (2021) Impact of digitalization on retailers and its future trends // Materials Today: Proceedings. 2021.
X X О го А С.
X
го m
о
м о м