А. М. Курлаев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ
Работа представлена кафедрой общей экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Т. И. Безденежных
Государственная поддержка кредитной кооперации является одним из направлений Национального проекта «Развития АПК». В статье представлены направления эволюции государственной политики в сфере кредитной кооперации с момента ее появления в Российской империи в середине XIX в. и до наших дней. Рассмотрены основные положения федерального и регионального законодательства о кредитной кооперации. Представлены механизмы государственного регулирования и поддержки кредитных кооперативов.
Government support of credit cooperation is a part of the national project «Agroindustrial complex development». The article studies the evolution of government policy concerning credit cooperation from the moment of its appearance in the Russian Empire in the mid-19'1' century and to the present. Federal and regional legislation on credit cooperation is examined. The mechanisms of government control and support of credit cooperatives are represented.
Реализация национального проекта «Развитие АПК», в котором кредитной кооперации отводится важное место в развитии системы финансово-кредитной поддержки малых сельскохозяйственных предприятий, делает актуальным исследование государственной политики в сфере кредитной кооперации.
Первое кооперативное учреждение мел -кого кредита - ссудо-сберегательное товарищество - было создано в 1865 г. в селе Рождественское, Костромской губернии1. К 1914 г. в Российской империи существовала развитая система государственного регулирования и поддержки кредитной кооперации, включавшая в себя: законодательную базу в виде Положения об учреждениях мелкого кредита от 1895 и 1904 гг., орган государственного регулирования в виде Управления по делам мелкого кредита, механизм государственного кредитования кредитных кооперативов через Государственный банк, сберегательные и земские кассы. Кредитная кооперация (учреждения
мелкого кредита) к 1917 г. насчитывала более 16 тыс. кооперативов с 10,5 млн членов2.
В настоящее время деятельность кредитной кооперации на федеральном уровне регулируется тремя законами: Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным законом № 47-ФЗ от 07 марта 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом № 117-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан».
В отдельных регионах приняты региональные законы о регулировании деятельности кредитной кооперации, например закон Волгоградской области № 111 -ОД от 18 апреля 1997 г. «О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Волгоградской области» и закон Саратовской области № 37-ЗСО от 24 сентября 2001 г. «О государственной поддержке прав и за-
5 7
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
конных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и потребительских обществ на территории Саратовской области».
По нашему мнению, законодательная база должна быть основана на гармоничном сочетании общегражданского и специализированного законодательства по кредитной кооперации, должны отсутствовать противоречия с налоговым, банковским и бюджетным законодательством. Законодательство должно предусматривать кооперативную идентичность кредитных кооперативов, т. е. соответствие целей и видов деятельности кооперативным принципам, принятым Международным кооперативным альянсом, а также должно создавать равные правовые условия для экономической деятельности на финансовом рынке государственных, частных и кооперативных финансовых организаций. Ограничения в деятельности кредитных кооперативов должны исходить из интересов членов кредитных кооперативов и быть сбалансированы дополнительной поддержкой или льготами со стороны государства. На наш взгляд, необходимо принять федеральный закон «О кредитной кооперации», проект которого прошел первое чтение в Государ -ственной думе РФ. На региональном уров-не целесообразно принимать законы о защите прав и законных интересов членов кредитных кооперативов.
Текущее регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по антимонопольной политике. Кроме того, региональным законодательством регули-рующими функциями наделены отдельные региональные органы исполнительной власти. В настоящее время функциями регулирующих органов являются контроль за соблюдением кредитными кооперативами действующего законодательства и мониторинг деятельности кредитных кооперативов. По нашему мнению, органам испол-
нительной власти необходимо разработать и принять ряд нормативных актов, имеющих обязательный и рекомендательный характер, в том числе примерные учредительные документы кредитных кооперативов, примерные правила проведения операций в кредитных кооперативах и регламент деятельности органов управления кредитных кооперативов, а также финансовые нормативы деятельности кредитной кооперации. Также необходимо сформировать процедуру приема и рассмотрения заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам кредитной кооперации.
Формой государственного регулирования кредитной кооперации является саморегулирование деятельности кредитной кооперации, которая обладает свойствами самоорганизации и саморегулирования. В соответствии с действующим законодательством органы саморегулирования обладают полномочиями проводить инспекторский мониторинг деятельности кредитных кооперативов, входящих в систему саморегулирования, а также предъявлять иски в суд, в арбитражный суд в интересах членов кредитных кооперативов и их союзов в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В качестве составных частей саморегулирования можно рассматривать введение системы обязательного аудита деятельности кредитных кооперативов, а также создание системы добровольной сертификации деятельности кредитных кооперативов в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».
На Северо-Западе России были приняты и реализованы несколько региональных государственных программ поддержки кредитной кооперации. В качестве примера можно привести реализацию с 2003 по 2005 г. в Ленинградской области Региональной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства на период 2003-2005 гг.», в составе кото-
Совершенствование государственного регулирования и поддержки кредитной кооперации
рой была выделена отдельная подпрограмма развития системы взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Основной целью подпрограммы было формирование сети кредитной кооперации. В ходе реализации подпрограммы был создан областной центр кредитной кооперации, занимающийся информационно-консультационным обеспечением фермеров по вопросам взаимного кредитования, проводилось обучение предпринимателей вопросам взаимного кредитования.
Государственная поддержка осуществляется путем административной и ресурсной поддержки со стороны государственных органов. К формам и методам государственной поддержки можно отнести разработку и принятие целевых государственных программ поддержки и развития кредитной кооперации, разработку и принятие в виде подпрограмм или мероприятий по поддержке кредитной кооперации как отдельных направлений в составе целевых государственных программ поддержки малого предпринимательства. Можно выделить следующие направления поддержки кредитных кооперативов: создание благоприятных условий для деятельности кредитных кооперативов, подготовка кадров для кредитных кооперативов, информационно-консультационная поддержка кредитных кооперативов.
Важным элементом государственной поддержки кредитной кооперации являет-
ся создание равных условий деятельности на финансовом рынке для кооперативных и частных кредитных организаций. По нашему мнению, постепенно, в соответствии с ростом кредитных кооперативов, нужно разрешить проведение кредитными кооперативами отдельных банковских операций - ведение расчетных счетов, осуществление расчетов и других, необходимых для членов кооперативов. Кредитные кооперативы нужно включить в систему обязательного страхования вкладов, также создать равные условия для налогообложения вкладов в кредитных кооперативах и коммерческих банках.
Эффективной формой государственной поддержки кредитной кооперации является ресурсная поддержка. Основные формы ресурсной поддержки регулируются бюджетным законодательством и могут быть представлены в виде субсидий, субвенций, государственных займов, государственных гарантий и государственных инвестиций. По нашему мнению, целесообразно выделение заемных средств кредитным кооперативам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; прямая финансовая или иная материальная помощь кредитным кооперативам от фондов, агентств или институтов социально-экономического развития; создание специальных фондов, гарантирующих стабильность развития сельской кредитной кооперации (фонд гарантий и поддержки, гарантий сбережений пайщиков).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Седова Г. М., Курлаев А. М. и др. Российская национальная модель кредитной кооперации: Концепция. СПб., 2002.
2 Кабанов В. В. Кооперация, революция, социализм. М.: Наука, 1996. С. 12.