УДК 338.246.025.2:338.432(4Укр55)
Е.Н. ВИШНЕВСКАЯ, канд. экон. наук, зав. кафедрой «Экономической теории и государственного управления», e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», Донецк, ДНР,
Э.В. ЕРШОВ, директор Департамента регулирования, координации и развития АПК Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА
Представлен анализ основных элементов механизма государственного регулирования агропромышленного рынка. Описана модель их практического применения и предложены направления по усовершенствованию данного механизма с целью эффективного развития особо чувствительных отраслей с учетом их специфики и проблематики.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, механизмы регулирования, внешняя торговая деятельность, объем квот, ставки таможенных пошлин.
Vishnevskaya E.N., Yershov E.V.
Improving the state regulation of the agroin-dustrial complex of the Donetsk region.
The article analyzed the main elements of the mechanism of state regulation of the agroindustrial market; described the model of their practical application and suggested the directions for improving the given mechanism with a view to the effective development of particularly sensitive industries,
taking into account their specificity and problems.
Keywords: agroindustrial complex, regulation mechanisms, foreign trade activity, volume of quotas, customs duty rates.
Одной из ключевых проблем современности является проблема продовольственной безопасности. Отсутствие продовольственной безопасности - это состояние, характеризующееся отсутствием у людей надежного доступа к достаточным объемам безопасных и питательных пищевых продуктов для нормального роста, развития, ведения активного и здорового образа жизни. Такое состояние может быть вызвано отсутствием продовольствия, ненадлежащим распределением или неправильным использованием его, недостаточной покупательной способностью.
Направлениям развития национальной экономики в контексте совершенствования механизма формирования рыночно
© Е.Н. Вишневская, Э.В. Ершов, 2018
ориентированного агропромышленного комплекса посвящены научные исследования И. А. Абдулрагимова [1], В.В. Бледных [2], А.А. Гайдая [3], П.Д. Косинского [4], М.Р. Медведева [5], Л.В. Тю [6], И.Г. Ушачева [7], И.В. Щетининой [8] и др.
Цель статьи - разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс Донецкой Народной Республики (далее -АПК ДНР) является крупнейшим межотраслевым комплексом, включающим сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, направленным на обеспечение продовольственной безопасности населения Республики.
В настоящее время возросла роль и значение агропромышленного комплекса, выполняющего важнейшую функцию -обеспечение потребностей в сельскохозяйственной продукции для внутреннего потребления и для зарубежных поставок. Однако сегодня этот сектор экономики Донецкого региона претерпевает значительные трудности, связанные со снижением рентабельности сельскохозяйственных организаций, сокращением производства отдельных видов растениеводческой продукции и низко технологичным использованием земельных угодий. Имеющиеся проблемы могут быть в значительной степени решены путем совершенствования инструментов и методов регулирования на основе новых научных подходов в финансово-кредитном, информационно-консультационном и кадровом направлениях государственного регулирования агропромышленного комплекса, обеспечивающих преодоление негативных тенденций развития сельскохозяйственного производства и способствующих формированию кооперационных связей в аграрном секторе региона.
Совершенствование государственного регулирования агропромышленного
комплекса Донецкого региона невозможно без формирования организационно-экономического механизма реализации стратегии импортозамещения, способствующего реализации факторов, положительно влияющих на укрепление продовольственной безопасности региона. Данный механизм должен состоять из двух основных разделов. Первый раздел включает в себя формирование фундаментальных основ современного развития АПК, второй - системы «рычагов», позволяющих заставить работать эти фундаментальные положения.
Вместе с тем с учетом таких факторов, как военные действия, продовольственное эмбарго со стороны РФ и экономическая блокада со стороны Украины АПК ДНР является особо чувствительной сферой, требующей особого подхода и своевременного реагирования со стороны государства. Важно также учесть социальный аспект регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, так как главной его целью является обеспечение насыщенности продуктов питания на прилавках магазинов и доступности потребительских цен для населения.
Важным направлением совершенствования механизма государственного управления АПК Донецкой Народной Республики является селекция. Во многих странах бывшего СССР (не исключением стала и ДНР) разрушена система взаимоотношений между научно-исследовательскими институтами, элитхозами, семеноводческими и рядовыми хозяйствами. Анализ нормативных документов показывает, что в ДНР ранее не разрабатывались целевые программы развития селекцинно-семеноводческой науки по зерну, картофелю, овощам и кормовым культурам. В регионе не осуществлялась и государственная поддержка селекционно-семеноводческих процессов.
На сегодняшний день существует необходимость в создании Концепции развития системы селекции и семеноводства в ДНР. Она должна приобрести
вектор поступательного развития от сокращенного к расширенному воспроизводству семян. Для этого необходимо повысить материально-техническую базу отрасли, ее научную и кадровую составляющие, что будет способствовать сокращению обновления сортов с 15 до 5-8 лет. Сорта должны стать пластичными и доступными конечному потребителю [8].
Для успешной реализации концепции развития создаваемой системы необходима ее согласованность (координация) с Республиканской стратегией развития.
В целях улучшения селекционно-семеноводческой работы и коммерциализации результатов научной деятельности научных учреждений необходимо создавать республиканские селекционно-семеноводческие центры по растениеводству, которые обеспечат стратегическую координацию научной и производственной деятельности субъекта.
Миссия республиканской системы семеноводства зерновых культур - производство оригинальных и элитных семян, обеспечение устойчивого качества семян, высокой экономической эффективности сортовых семян, расширение ареола их применения, обеспечение максимальных финансовых результатов участников системы, роста конкурентоспособности продукции и достижения высоких темпов им-портозамещения и продовольственной безопасности в регионе.
Следующим направлением совершенствования государственного регулирования АПК является применение системы взаимосвязанных натуральных прогнозных балансов продукции животноводства и растениеводства, а также продуктов их переработки.
Балансовый метод достаточно широко применяется в целях планирования и прогнозирования на уровне предприятия. Он включает систему сбалансированных прогнозных показателей по источникам поступления пшеницы и направлениям ее использования, при которой ресурсная часть равняется сумме распреде-
лительной части и запасов на конец периода. Например, в России Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат) ежеквартально разрабатывает отчетные балансы продукции сельского хозяйства и товарных ресурсов [3].
Формирование прогнозов спроса и предложения пшеницы является составной частью проводимой в ДНР политики в агропродовольственной сфере. Прогнозы спроса и предложения обеспечивают взаимосвязь потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с возможностями национальных производителей и внешней торговлей ДНР. Прогнозы спроса и предложения позволяют при возникновении диспропорций выявлять возможные риски и угрозы продовольственной безопасности ДНР и принять действенные меры по их устранению или стабилизации.
Формы прогнозов спроса и предложения зерна включают данные за отчетный, текущий и прогнозный (следующих за текущим) периоды и формируются расчетными и экспертными методами. Полученные расчетными методами прогнозные значения показателей корректируются экспертно с учетом основных факторов, которые могут повлиять на сложившиеся тенденции в динамике показателей.
При возникновении дисбалансов в прогнозных балансах планового периода органы государственного управления АПК будут иметь возможность с помощью соответствующих мер государственной поддержки влиять на складывающуюся конъюнктуру рынка. При недостаточности планируемых объемов производства сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть предусмотрены меры по стимулированию производства, а при избытке продукции - развития экспорта.
Вопрос регулирования внешней торговой деятельности является принципиально важным, так как он напрямую связан с проблемой продовольственной безопасности государства, которая
обеспечивается за счет оптимального сочетания внутреннего производства и экспортно-импортной политики [7]. При этом оптимальное сочетание будет варьироваться в зависимости от ситуации в Республике.
В этой связи приоритетным направлением государственного регулирования аграрного производства является формирование такого гибкого инструмента защиты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, как квотирование. В сочетании с регулированием рынка посредством ввозных таможенных пошлин данный механизм позволит гибко регулировать импортные поступления продукции, решая задачу сбалансированного обеспечения населения и защиты отечественного производителя. Этот механизм также позволит государству своевременно адекватно реагировать на изменения международной ситуации и состояние рынка в Республике.
Необходимо создать систему постоянного контроля и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, позволяющую видеть реальную картину, оценивать ситуацию и принимать решения об усилении либо ослаблении протекционистских мер в кратчайшие сроки.
Основными этапами эффективного регулирования рынка сельхозпродукции являются:
1) составление продовольственного баланса сельскохозяйственной продукции;
2) расчет общего объема импортной квоты при необходимости;
3) определение оптимальной ставки ввозной таможенной пошлины.
Расчёт объема импортной квоты на сельскохозяйственную продукцию производится по следующей формуле:
@ = £ потреб — £ план, (1)
где:
Q - общий объем импортной квоты;
£ потреб. - суммарный объем производства (в том числе на экспорт) и
импорта (общий объем потребления), планируемый на период установления квоты;
£ план. - суммарный объем продукции, планируемый к производству отечественным производителем на период установления квоты.
В случае наплыва импортируемой сельскохозяйственной продукции и создания угрозы для производителей аналогичной непосредственно конкурирующей продукции необходимо увеличивать ставки ввозных таможенных пошлин. Особенно важно, что при данном подходе ставка ввозной таможенной пошлины должна полностью нивелировать изменение цен на ввозимую сельхозпродукцию и тем самым создавать равные условия для импортеров и отечественных производителей.
Изменение ставок ввозных таможенных пошлин может рассчитываться в зависимости от изменения цен на импортируемую продукцию.
Например:
( Цена произв. \
Ставка Л = (----1) х 100
\Цена имп. +Ставка 0 )
(2)
Ставка г = Ставка Л + Ставкао,
где:
Ставка Л - изменение ставки ввозных таможенных пошлин;
Ставка о - существующая ставка ввозной таможенной пошлины;
Ставка ± - планируемая ставка ввозной таможенной пошлины;
Цена имп. - средняя цена на импортируемую сельскохозяйственную продукцию;
Цена произв. - средняя оптовая отпускная цена отечественных производителей на непосредственно конкурирующую сельскохозяйственной продукцию.
При условии, если Ставках принимает отрицательное значение, необходимо устанавливать нулевую ставку ввозной таможенной пошлины.
При определении объема квот и ставок ввозных таможенных пошлин необходимо также использовать особенный
подход в каждой отрасли сельского хозяйства с учетом специфических особенностей и существующей проблематики.
На сегодняшний день Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики подготовлен проект Порядка по определению и распределению объема квот на ввоз продовольственных товаров групп 1-24 согласно ТН ВЭД на территорию Донецкой Народной Республики [9]. Данный проект определяет прозрачный механизм определения и распределения объема квот и процедуру их утверждения решением Межведомственной комиссии. Данный механизм может послужить эффективным инструментом для защиты особо чувствительных рынков продовольственных товаров и учитывать специфику отдельных отраслей АПК.
По нашему мнению, именно поддержка отечественного производителя путем внедрения механизма квотирования, а также тарифного регулирования полностью нивелирует возможные ценовые изменения на внешних рынках, создаст необходимые условия, для наращивания сельскохозяйственного производства, обеспечит продовольственную безопасность Республики и послужит мощным фактором развития отраслей АПК. Кроме того, позволит обеспечить доступные цены на продукты питания для населения Республики. Необходимо учитывать многофункциональную роль АПК, значение которого важно не только в вопросе обеспечения продовольственной безопасности и снижения импортозависимости, но и в решении ряда других, не менее серьезных вопросов - занятость населения, социальное и экономическое развитие [8].
Таким образом, на основании вышеизложенного с учетом важности рассматриваемого вопроса необходимо следующее:
1. Создать Межведомственную комиссию в составе представителей профильных министерств и ведомств, основной задачей которой будет осуществление
постоянного контроля и реализация прозрачных механизмов регулирования продовольственного рынка Донецкой Народной Республики.
В соответствии с направленностью и в рамках своей компетенции каждое из министерств и ведомств будет осуществлять ту часть общей задачи и предоставлять ту часть информации, которая необходима для произведения расчетов, накопления и контроля информации, реализации принятых решений. К примеру, Министерство агропромышленной политики и продовольствия ДНР и Министерство промышленности и торговли ДНР ответственны за предоставление количественных, качественных и ценовых показателей, Министерство экономического развития ДНР - за составление экономического анализа и получение обратной связи влияния принятых мер на продовольственный рынок Республики. Министерство доходов и сборов ДНР - непосредственно реализует меры по регулированию рынка и предоставляет для осуществления расчетов информацию по объемам импортно/экспотрных операций в количественном, стоимостном выражении и в разрезе участников внешнеторговой деятельности. Также необходимым является участие Республиканской антимонопольной службы как основной контролирующей службы в части антимонопольного законодательства и обеспечения свободной конкуренции на рынке продовольственных товаров Республики.
2. В связи с вышеизложенным необходима также разработка проекта изменений в Закон «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике». Данные изменения должны обеспечить возможность Межведомственной комиссии принимать прозрачные, легитимные решения относительно определения и распределения квот на продовольственные товары, а также за счет изменения ставок таможенных пошлин реализовывать принятые решения и тем самым постоянно
держать «руку на пульсе» отечественной экономики.
Вывод
Подводя итог, можно сказать, что резервы роста производства и качества продукции во всех отраслях АПК Донецкого региона имеются. Для их реализации необходимо изменить принципы функционирования АПК, в основе которых должны быть определены векторы приоритетов в направлении обоснования производственно-ресурсного потенциала региона для формирования долгосрочной стратегии комплексного программно-целевого управления АПК и импортозаме-щения. Реализация предлагаемой методики мониторинга и прогнозирования развития рынка зерна и продуктов его переработки позволит оперативно отслеживать его состояние, своевременно выявлять возникающие дисбалансы, эффективно отслеживать конъюнктуру, стимулировать экспорт продукции сельского хозяйства и продуктов его переработки, а, следовательно, эффективно управлять продовольственной безопасностью. Установление квот на импорт продовольственных товаров даст внутренним производителям уверенность, что объем ввоза товара будет неизменен вне зависимости от изменяющихся рыночных условий, тем самым обеспечив возможность наращивать производство и конкурентные преимущества на внутреннем рынке.
Список использованной литературы
1. Абдулрагимов, И.А. Импортоза-мещение как инструмент решения актуальных проблем АПК Российской Федерации / И.А. Абдулрагимов // Экономические науки. - 2015. - № 4 (125). -С. 66-68.
2. Проблемы импортозамещения в агропродовольственном секторе Российской Федерации: монография / В.В. Бледных, П.Г. Свечников, М.М. Мухаматну-
ров и др.; науч. ред. И.М. Донник; Урал. гос. аграр. ун-т. - Екатеринбург: Урал. ГАУ, 2016. - 329 с.
3. Гайдай, А.А. Продовольственная безопасность: сущностные аспекты. / А.А. Гайдай, Л.А. Коптева // Статистика, учет и аудит. - 2015. - № 3 (58). -С. 89-95.
4. Косинский, П.Д. Формирование агломерации муниципальных образований: теоретические и прикладные аспекты / П.Д. Косинский, В.В. Меркурьев, А.Г. Чупрякова. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2015. - 206 с.
5. Медведев, М.Р. Особенности взаимодействия хозяйствующих субъектов в молочнопродуктовом подкомплексе / М.Р. Медведев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. - 36 с.
6. Тю, Л.В. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Сибири до 2020 г. / Л.В. Тю; РАСХН. Сиб. отделение, ГНУ СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2005. -92 с.
3. Ушачев, И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирования экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России / И.Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2016. - № 1. - С. 4-22.
4. Щетинина, И.В. Методологические основы управления конкурентоспособностью организаций АПК / И.В. Щетинина, Е.И Кендюх // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. - 2010. - Т. 4. - № 6. -С. 83-88.
5. Проект Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О мерах по защите отечественного рынка продовольственных товаров» / Официальный сайт Народного Совета ДНР. - URL: http://dnrsovet.dnr.ru
Статья поступила в редакцию 17.08.18