УДК 657
Гаджиева Ирина Рустамовна
ассистент кафедры учета и аудита Рязанского государственного университета имени СЛ. Есенина i.r.gadjieva@gmail.com
Irina R. Gadjieva
assistant to chair of the account and audit The Ryazan state university of S.A. Yesenin i.r.gadjieva@gmail.com
Совершенствование формирования
информационной базы управления на малых предприятиях, осуществляющих деятельность в условиях различных налоговых режимов
Improvement of
the management information base in small businesses operating under different tax regimes
Аннотация. В статье обосновывается целесообразность совершенствования формирования информационной базы управления на малых предприятиях, осуществляющих деятельность в условиях различных налоговых режимов. Автором предлагается внедрение на предприятии малого бизнеса системы управленческого учета по центрам ответственности, сформированным по применяемым налоговым режимам и видам деятельности. Рассматриваются условия, необходимые для внедрения данной системы управленческого учета. Разработана примерная управленческая структура на основе центров ответственности для малого предприятия в сфере торговли и производства. Для каждого типа центров ответственности предложены контролирующие показатели и система бюджетов для оценки результатов деятельности выделенных сегментов бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, управление, управленческий учет, налоговые режимы, центры ответственности, центры затрат, центры прибыли, бюджетирование.
Annotation. The article substantiates the expediency of improvement of the management information base in small enterprises, operating in different tax regimes. The author proposes the introduction of small business management accounting system on the responsibility centers formed based on the applicable tax regimes and activities. The article discusses the conditions necessary for the implementation of this system of management accounting. Developed an exemplary management structure on the basis of the responsibility centers for small enterprise in sphere of trade and production. For each type of responsibility center proposed control indicators and a system of budgets for performance evaluation of selected segments of business.
Keywords: small businesses, management, management accounting, tax regimes, responsibility centers, cost centers, profit centers, budgeting.
Система управленческого учета по центрам
ответственности, как правило, применяется ,
среднему бизнесу. Для таких компаний характерна сложная организационная структура,
предполагающая наличие большого количества ,
,
расположенных в географическом удалении друг . -
, -
шений в области управления целесообразно передать от высшего руководства менеджерам подразделений, которым намного проще управлять работой подразделений с учетом ситуационных факторов.
Менеджмент малых предприятий в России
крайне редко использует методы управленческо-
.
центрам ответственности является еще более . , -
ста некоторых малых предприятий таковы, что децентрализация управления могла бы способствовать осуществлению более качественного
управления и повышению эффективности биз-. ,
осуществляют несколько видов деятельности, находящихся на различных налоговых режимах. Это может быть сочетание традиционной системы налогообложения (или упрощенной системы
)
виде единого налога на вмененный доход. В та-
ком случае вести раздельный учет доходов и расходов по каждому налоговому режиму необходимо в соответствии с законодательством [1].
Каждый налоговый режим имеет особенности организации учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, виды деятельности, по которым применяются различные налоговые режимы, могут существенно различаться. Вследствие этих причин, нам представляется целесообразным выделение в управленческой структуре малого предприятия центров ответственности по применяемым нало-. , более эффективно контролировать доходы и расходы соответствующих сегментов бизнеса.
Для внедрения управленческого учета по цен,
следующие условия:
1) сформировать центры ответственности в соответствии с применяемыми налоговыми режимами;
2) разработать систему показателей для оценки
результатов деятельности центров ответствен;
3) разработать систему бюджетов, позволяющую эффективно и грамотно осуществлять планирование и контроль деятельности центров ответственности и предприятия в целом;
4) определить полномочия и ответственность для менеджеров центров ответственности;
5) разработать формы и периодичность внутренней отчетности для центров ответственности.
В соответствии с общепринятой практикой управ, -
можно выделение центров затрат, центров продаж,
центров прибыли и центров инвестиций [4].
, -
ваться данные о деятельности в рамках определенного налогового режима, целесообразно квалифицировать как центр прибыли. В рамках такого подразделения необходимо формировать информацию одновременно о затратах и прибыли по осуществляемой деятельности. Руководитель такого центра отвечает одновременно за достижение определенных показателей затрат и прибыли, закрепленных бюджетом. В частности, менеджер центра прибыли контролирует расход ресурсов, цены, объем производства и продаж. Основным показателем для оценки деятельности такого центра является прибыль [7].
Если малое предприятие осуществляет торговую
деятельность или оказывает услуги, то в составе , -
ленному налоговому режиму, целесообразно, в
,
различным видам деятельности. Так, например, если организация в качестве одного из налоговых режимов применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, , -
, -
тров прибыли по видам деятельности, например:
• розничная торговля;
• бытовые услуги;
• услуги общественного питания и др.
Для каждого такого центра необходимо разработать систему дополнительных контролирующих показателей в зависимости от целей, поставленных перед подразделением руководством предприятия. Такими показателями могут быть выручка от продаж, себестоимость продаж, уровень издержек обращения и другие. При этом, основным контролирующим показателем должна , -
.
, -
ет производственную деятельность, центр прибыли, сформированный по определенному нало-
,
определенное количество центров затрат в зависимости от специфики организационной структуры и технологического процесса. Менеджмент центра затрат отвечает только за уровень затрат .
должны осуществляться планирование, учет и
,
достигнутых показателей с целью выявления причин отклонений от показателей, определен-
[5].
Контролирующими показателями для такого центра ответственности могут быть уровень заработной платы персонала, себестоимость произ-
, ,
объем и номенклатура производимой продукции . -татов центра должен быть общий уровень затрат .
Управленческая структура малого предприятия,
основанная на выделении центров ответствен,
распорядительном документе (положении),
[2].
Предлагаемая система организации управленческого учета может быть эффективной только
при наличии экономически обоснованных бюд-
,
в виде различных показателей деятельности для предприятия в целом и для каждого центра ответственности [6].
Как показывает практика ведения бизнеса, бюджетирование - это наиболее эффективный способ контролировать денежные потоки и принимать верные инвестиционные решения. Также, преимуществами бюджетирования являются: возможность определять цели развития организации, в целом, и ее отдельных подразделений и эффективно контролировать достижение этих целей. Компании, применяющие бюджетирование, при
прочих равных условиях характеризуются большей
. -
вых показателей достигается, в частности, за счет
повышения мотивации персонала в достижении поставленных целей [3].
Для успешного применения бюджетирования необходимо разработать бюджетный регламент, который представляет собой правила формирования и контроля исполнения бюджетов [б].
Можно выделить следующие компоненты бюджетного регламента:
1. Бюджетный период.
2. График формирования бюджетов.
3. Система контроля исполнения бюджетов, которая должна включать комплекс методов оценки степени достижения предприятием заявленных целей.
Важнейшей составляющей внедрения бюджетирования является разработка бюджетной структуры, которая должна основываться на особенностях направлений деятельности, административной структуры и информационных потоков [8].
Мы предлагаем следующую бюджетную структуру для организации малого бизнеса, включающую три блока бюджетов:
1. Функциональные бюджеты. Формирование таких бюджетов представляется целесообразным в торговой организации. В этом случае для выделенных центров прибыли могут быть сфор-
мированы следующие бюджеты:
- бюджет закупок;
- бюджет коммерческих расходов;
- ;
- ; - .
Если организация осуществляет деятельность в сфере производства, то, как отмечалось выше, в составе центра прибыли могут быть выделены . -
циональных бюджетов может быть следующим: - ;
- ; - ; - ;
2. ( предприятию, в целом).
3. ( -
ятия, в целом).
Предложенная бюджетная структура может быть доработана в зависимости от специфики конкретного бизнеса.
Внедрение управленческого учета по центрам ответственности с использованием предложенной бюджетной структуры может использоваться в качестве комплексной методики управления для повышения результативности деятельности малых предприятий.
Литература:
1.
(часть вторая), Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
2. Гэрепик ОМ. Управленческий учет и анализ / О.М. Горелик, Э.Ш. Низамова, ЛА Парамонова
. : , 2008. 25б .
3. . . -
. , как достигнуть финансового успеха. Пер. с англ. Спб. : ООО «Издательство Полигон», 1999. 240 с.
4. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий
: . . : « », 2008. 480 .
5. . . -ятия (организации) / М.С. Кузьмина, Б.Ж. Акимова. М. : КНОРУС, 2015. 320 с.
6. . .
//
Современный бухучет. 2007. № 7. С. 19-21.
7. . . -
трам ответственности / И.Н. Черных, З.Ч. Хами-дуллина. М. : КноРус, 2008. 256 с.
8. . . // . 2010. № 1. С. 15-26
Literature:
1. Tax code of the Russian Federation (part second), federal law of 05.08.2000 N 117-FZ.
2. Gorelik O.M. Management accounting and analysis / O.M. Gorelik, E.Sh. Nizamova, L.A. Paramon-ova. M. : Knorus, 2008. 256 pages.
3. Dikki T. Budgeting of small business. Alphabet of business. A practical advice how to achieve financial success. The lane with English. SPb. : JSC Ground Publishing House, 1999. 240 pages.
4. Kerimov V.E. Bukhgaltersky management accounting : textbook. M. : ITK «Dashkov and TO», 2008. 480 p.
5. Kuzmina M.S. Management of expenses of the enterprise (organization) / M.S. Kuzmina, B.Zh. Akimova. M. : KNORUS, 2015. 320 p.
6. Pashkova L.V. Budgeting in system of management accounting of small enterprise // Modern accounting. 2007. № 7. Page 19-21.
7. Chernykh I.N. Organization of the accounting of expenses on the centers of responsibility / I.N. Chernykh, Z.Ch. Hamidullina. M. : Knorus, 2008. 256 pages.
8. Hodzhash A.A. Budgeting at small enterprises // Management accounting and finance. 2010. № 1. Page 15-26