Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ / ПРОЦЕССНАЯ ЧАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филичкина Ю.Ю.

В статье проведен анализ финансового обеспечения государственных программ в Республике Мордовия, выявлены проблемы реализации государственных программ, определены направления совершенствования процесса формирования и реализации государственных программ в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филичкина Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article analyzes the financial support of state programs in the Republic of Mordovia, identifies problems of implementing state programs, identifies areas for improving the process of formation and implementation of state programs in the region.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Филичкина Юлия Юрьевна*

к.э.н., доцент julfil70@yandex.ru

* ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия

Аннотация:

В статье проведен анализ финансового обеспечения государственных программ в Республике Мордовия, выявлены проблемы реализации государственных программ, определены направления совершенствования процесса формирования и реализации государственных программ в регионе.

Ключевые слова: государственные программы, финансирование, формирование, реализация, проектная часть, процессная часть.

УДК 336.1

ГО1: 10.24411/2658-6932-2022-10-0000

Для цитирования: Филичкина Ю. Ю. Совершенствование формирования и реализации государственных программ в Республике Мордовия / Ю. Ю. Филичкина // Контентус. - 2022. - № 10. - С. 34 - 42.

Государственные программы являются инструментом управления социально-экономическим развитием страны. Данный документ обеспечивает взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования и дальнейшего финансирования расходов бюджета [5]. Так, в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы являются основой для составления проекта регионального бюджета на очередной финансовый год и плановый период [2].

В таблице 1 представлены государственные программы, принимаемые к финансированию из республиканского бюджета РМ на 2016 -2020 гг.

Таблица 1 - Государственные программы, принимаемые к финансированию из республиканского бюджета РМ на 2016-2020 гг. [4]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Расходы республиканского бюджета, млн р. 40238 44327 42769 40096 50145

в том числе в рамках государственных (целевых) программ, млн р. 37607 41231 40246 38612 48648

Количество реализуемых (сформированных) государственных программ 27 27 26 25 26

Доля государственных (целевых) программ в общих расходах 93,5 93,0 94,1 96,3 97,0

Доля расходов, сформированных в рамках государственных программ, в общем объеме расходов бюджета ежегодно увеличивается. Так, если в 2016 г. доля программных расходов составляла 93,5 %, то к 2020 г. она увеличилась до 97,0 %. Объем исполненных расходов бюджета Республики Мордовия в рамках государственных программ за 2016-2020 гг. увеличился на 11041 млн р. и составил в 2020 г. 48 648 млн р. Исполнение бюджета Республики Мордовия в 2020 г. осуществлялось на основе 26 утвержденных государственных программ.

Анализ реализации госпрограмм позволил выявить следующие проблемы:

- сверхукрупнение программ, что может привести к потере управляемости и снижению эффективности их реализации;

- несвязанность и автономность инструментов реализации государственной политики (государственных и ведомственных программ, федеральных и ведомственных проектов) по отношению к соответствующей национальной цели;

- долгосрочные стратегические документы верхнего уровня актуализируются несвоевременно и фактически не согласованы с национальными и федеральными проектами;

- отсутствие связанности и преемственности в программах по конкретным направлениям, как правило, данные по программам доступны только за последние 2-3 года на сайтах госпрограмм и электронного бюджета;

- отсутствие прозрачного механизма оценки реализации программ, мер по повышению их эффективности, перераспределения неэффективного финансирования;

- низкий уровень софинансирования госпрограмм и участия бизнеса и регионов при их реализации [1, 7. 8].

Филичкина Ю. Ю. Совершенствование формирования и реализации государственных ...

С целью улучшения качества государственных программ, их планирования и управления Министерством экономического развития РФ была проведена реформа в части формирования и реализации государственных программ на федеральном уровне. В регионы также направляются соответствующие рекомендации по формированию государственных программ и у некоторых регионов есть свои наработки и успешный опыт по их реализации. В 2020 году сформированы предпосылки для изменения государственного управления с точки зрения государственных программ. В основу разработки новых государственных программ легли пять национальных целей и базовые показатели по национальным целям стали ключевыми для формирования государственных программ.

Новая структура целеполагания государственных программ в стране будет базироваться на Указе Президента № 474, который, по сути, является стратегией до 2030 года и определяет ключевые направления государственной политики в сфере деятельности государства [6]. В октябре 2021 года был принят Единый план достижения национальных целей развития РФ, в котором представлены факторы, оказывающие влияние на достижение национальных целей [3]. Данный план формирует систему индикаторов, характеризующих факторы достижения целевых показателей, помогает анализировать ход достижения национальных целей и является основой для детальных планов и графиков достижения национальных целей развития, в том числе нацпроектов и госпрограмм. На основе Единого плана была сформирована линейка новых государственных программ, которые и стали основой для исполнения и достижения национальных целей. Особенность новой системы целеполагания заключается в направленности мероприятий на конкретную цель, доступности на результат, четкой взаимоувязке государственных программ, национальных проектов и иных документов. Новые государственные программы выступают ключевым механизмом, определяющим направление государственной политики, они структурированы по национальным целям. Ключевые отличия новых государственных программ:

- структурированы по национальным целям;

- структурными элементами выступают федеральные проекты и комплексы процессных мероприятий;

- утверждение в двух частях: постановление Правительства (стратегические приоритеты, нормативная часть) и протокол заседания Правительства (паспорт государственной программы);

- цели госпрограмм увязываются с показателями Единого плана, что позволяет выстраивать механизм мониторинга достижения национальных целей;

- наличие контрольных точек, бюджета, конкретного измеримого результат и ответственного для каждого мероприятия;

- введение данных, утверждение и мониторинг паспортов госпрограмм и структурных элементов в специальной подсистеме по госпрограммам в электронном бюджете, расширенная аналитика в новой АИС ГП.

Регионам рекомендовано использовать новую систему государственных программ для реализации в субъектах Российской Федерации, но в настоящий момент это рекомендация не носит обязательный характер. В отношении регионов в положении предусмотрена возможность заключения соглашения для участия в соответствующей государственной программе. Это важный инструмент, при помощи которого Федерация будет взаимодействовать с субъектами в отношении каждой конкретной госпрограммы. Важно отметить, что на федеральном уровне нет требований, что регионы должны делать реплики государственных программ для участия в федеральных программах, то есть участие в реализации государственных программ на уровне субъекта может осуществляться через реализацию региональных проектов по той аналогии, которая сейчас реализуется в рамках национальных проектов и соответствующих федеральных проектов. Тем не менее, Министерство экономического развития РФ предложило двум регионам, Краснодарскому краю и Нижегородской области поучаствовать в пилотном проекте и попробовать адаптировать положения федерального уровня на региональный уровень. Участие пилотных регионов в реализации важно для того, чтобы понять, насколько программа федерального уровня может быть адаптирована к субъектам Российской Федерации. Опыт данных регионов позволит в последующем, во-первых, другим регионам Российской Федерации, в том числе и Республике Мордовия начать применение новых подходов к управлению государственными программами, и во-вторых, Министерству экономического развития РФ разработать Методические рекомендации для регионов по реализации новой системы управления госпрограммами.

Рассмотрим опыт Нижегородской области, которая вошла в число пилотных проектов по внедрению на своей территории новых положений работы с госпрограммами. Нижегородская область с учетом использования опыта Минэкономразвития РФ определилась с подходами, которые будут использованы при формировании новой нормативной правовой базы. В то же время выявляются различные проблемы (в частности, при оценке эффективности госпрограмм), решение которых в дальнейшем позволит совершенствовать нормативную базу по формированию и реализации государственных программ. Оценка эффективности госпрограмм проводилась исходя из трех основных направлений: достижение индикаторов, выполнение мероприятий, обеспечение полного

Филичкина Ю. Ю. Совершенствование формирования и реализации государственных ...

использования выделенного финансирования. При анализе по данным направлениям складывались достаточно высокие показателя эффективности реализации госпрограмм: 80 % госпрограмм признавались эффективными. Такой высокий балл получался при оценке эффективности исходя из принятой методологии. В то же время было достаточно много проблем, указывающих на неорганизованность координаторов -заказчиков. В частности, не вовремя составлялся план-график, формирование показателей госпрограмм являлось формальным. Все усилия были направлены на максимальную формализацию этих подходов, на приведение в соответствие методики расчета всех показателей и индикаторов госпрограмм и четкую проработку формирования планов-графиков по реализации госпрограмм с соблюдением всех требований бюджетного законодательства. В настоящее время пилотный регион следует логике формирования новых подходов к управлению госпрограмм, которую предложил Минэкономразвития РФ.

Государственная программа в действующем виде - это большой документ и внесение изменений в такой формат госпрограмм занимает много времени у разработчиков госпрограмм и проверяющих органов. В этой связи предлагается изменить параметры госпрограмм регионов и сделать структуру по аналогии с госпрограммами, предлагаемыми Минэкономразвития РФ. Также необходимо внедрение в комплексную программу проектной и процессной деятельности как плана мероприятий, состоящих из мероприятий, уже заложенных в государственных программах. Другими словами, комплексные программы рассматриваться и согласовываться будут в облегченном варианте, и к ним будут применяться несколько иные требования по согласованию и мониторингу, чем к государственным программам.

Важным является раздел, касающийся показателей, которые включаются в государственные программы. На сегодняшний день в рамках 172 ФЗ регионы рассчитывают индикаторы, непосредственно результаты, ориентируясь на методику, которая принимается в регионе. Безусловно, сейчас будет сделан акцент на показатели достижения национальных целей, приоритетов социально-экономического развития, уровня удовлетворенности населения и которые должны будут использоваться в качестве индикаторов достижения целей программ. Но здесь существует проблема. Регионы заключают денежные и неденежные соглашения, ориентированные на достижение поставленных в государственных программах целей.

В процессе реализации госпрограмм в регионы поступают из Рабочих групп Российской Федерации рекомендации по корректировке утвержденных показателей, выполнение которых бывает зачастую нереальным, что ведет к штрафным санкциям со стороны контролирующих

органов. Для решения данной проблемы необходим реальный механизм по формированию и корректировке заданий с учетом складывающейся реальной ситуации.

В действующем положении система управления госпрограммами состоит из заказчика-координатора и соисполнителей. Основной проблемой, как было отмечено выше, является то, что по многим госпрограммам заказчик-координатор не всегда в срок и качественно разрабатывает план реализации Госпрограммы. Поэтому предлагается переходить на консолидированную ответственность с закреплением персональной ответственности за реализацию госпрограмм. В соответствии со схемой, которая предлагается Министерством экономического развития РФ на уровне Российской Федерации для регионов также может быть выбран вариант, в котором куратором по конкретным государственным программам назначается заместитель Главы региона, в качестве заказчика-координатора может выступать руководитель регионального органа исполнительной власти. И уже проектный офис будет под эгидой заместителя Главы региона будет выполнять работу по реализации гос-программмы.

Таким образом, государственные программы являются документом стратегического планирования, а также основанием для разработки и принятия бюджетов вех уровней. Меры по совершенствованию подходов к формированию и реализации государственных программ позволят улучшить качество государственных программ, их планирование и управление. Что в конечном итоге позволит более эффективно реализо-вывать государственную политику регионов и страны в целом.

Филичкина Ю. Ю. Совершенствование формирования и реализации государственных ... Список использованных источников

1. Бусалова С.Г., Семенова Н.Н., Федоткина О.П., Филичкина Ю.Ю. Финансовое обеспечение программ в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Мордовия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 9 (57). - Текст: электронный - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20809016_66917092.pdf (дата обращения 28.09.2022).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/. (дата обращения 25.09.2022).

3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) (с изм. от 24.12.2021 - [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398015/ - (дата обращения 24.09.2022).

4. Министерство финансов Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfinrm.ru/norm-akty-new/zakony/norm-prav-akty/ (дата обращения 20.09.2022).

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/. - Режим доступа: сеть Интернет.

6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ № 474 от 21.06.2020. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/.

7. Филичкина Ю. Ю. Совершенствование программно-целевого метода управления расходами регионального бюджета // Финансовая жизнь. - 2022. - № 3. - С. 81-85.

8. Филичкина Ю. Ю., Морозова Г. В. Реализация государственных программ в Республике Мордовия: проблемы и их решение // Казанский экономический вестник. - 2019. -№ 4 (42). - С. 95-100.

IMPROVING THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Filichkina Y. Y.**

Ph.D., Associate Professor julfil70@yandex.ru

**National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article analyzes the financial support of state programs in the Republic of Mordovia, identifies problems of implementing state programs, identifies areas for improving the process of formation and implementation of state programs in the region.

Key words:

state programs, financing, formation, implementation, project part, process part.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.