Научная статья на тему 'Совершенствование финансового обеспечения учебно-тренировочных сборов в системе физической культуры и спорта'

Совершенствование финансового обеспечения учебно-тренировочных сборов в системе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироненко Вячеслав Владимирович, Сатаненко Ольга Александровна

The aim of the article is to boost the efficiency of budget means use. The author describes the specifics of financial interaction between Rossport and the companies which provide services in the sphere of running athletic training camps in the system of top-level competitive sport; some possibilities to streamline the payment arrangements for the budget services of national significance are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the financial provision of athletic training camps in the system of sport and physical education

The aim of the article is to boost the efficiency of budget means use. The author describes the specifics of financial interaction between Rossport and the companies which provide services in the sphere of running athletic training camps in the system of top-level competitive sport; some possibilities to streamline the payment arrangements for the budget services of national significance are suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансового обеспечения учебно-тренировочных сборов в системе физической культуры и спорта»

В. В. МИРОНЕНКО, О. А. САТАНЕНКО*

Вячеслав Владимирович МИРОНЕНКО — соискатель кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

Окончил в 1998 г. Новосибирский государственный университет, экономический факультет.

Работает в ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России».

Автор 5 публикаций по вопросам экономики и управления спортивной инфраструктурой.

Ольга Александровна САТАНЕНКО — соискатель кафедры финансов СПбГУЭФ.

Окончила в 1993 г. СПбГУЭФ.

Работает старшим преподавателем кафедры экономики спорта и финансов Санкт Петербургского государственного университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта.

Автор 2 публикаций по вопросам финансового обеспечения физической культуры и спорта.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА**

Достижения спортсменов в различных видах спорта на крупнейших международных соревнованиях показывают не только их личные способности, но и какие условия для развития человека созданы в стране, каков уровень культуры, образования, науки и технического прогресса в целом. Поэтому постоянная модернизация форм и методов финансирования расходов на подготовку сборных команд России является одной из ключевых управленческих задач в системе физической культуры и спорта России, нацеленных на повышение результативности выступлений спортсменов.

Анализ практики подготовки спортсменов к соревнованиям доказывает эффективность проведения учебно-тренировочных сборов в специально оборудованных и оснащенных соответствующим спортивным и медицинским оборудованием центрах спор-

© В. В. Мироиеико, О. А. Сатаненко, 2007 *" Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессорам. И. Поповой.

тивной подготовки. В настоящее время для этих целей используются как российские спортивные базы, так и находящиеся за рубежом. Большинство используемых отечественных баз и центров были созданы 20-30 лет назад и с тех пор практически не модернизировались. Очевидно, что для подготовки спортсменов высокого класса необходимо осуществить комплекс мероприятий по их реконструкции и оснащению современными средствами для организации учебно-тренировочного процесса. Целесообразно также активизировать создание региональных центров спортивной подготовки (РЦСП). Это даст значительный финансовый эффект за счет приближения мест проведения учебно-тренировочных сборов по тем видам спорта, которые культивируются в том или ином субъекте Российской Федерации. При положительном развитии событий РЦСП могут стать учебно-тренировочными, спортивно-методическими подразделениями, а также выполнять функции постоянно действующих центров по организации и проведению учебно-тренировочных сборов с переменным составом спортсменов, зачисленных в установленном порядке в основной и резервный состав сборных команд России.

Что касается финансового обеспечения учебно-тренировочных сборов, то в настоящее время оно осуществляется на основе принципа консолидации средств федерального бюджета, средств общероссийских физкультурно-спортивных объединений, всероссийских федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и других источников. Выделение средств федерального бюджета осуществляется на проведение централизованных учеб-но-тренировочных сборов основных и молодежных (резервных) составов сборных команд России по видам спорта с учетом ежегодно издаваемого приказа Росспорта «Об утверждении порядка финансирования спортивных мероприятий и норм расходов на их проведение». Приказом утвержден порядок финансирования спортмероприятнй, включенных в Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий, проводимых за счет средств федерального бюджета, и нормы расходов на:

— обеспечение питанием спортсменов, тренеров н специалистов; фармакологическими, восстановительными средствами, витаминными и белково-глюкозными препаратами, медикаментами общего лечебного назначения и перевязочными материалами; автотранспортом;

— выплату заработной платы спортивным судьям за обслуживание спортивных соревнований;

— приобретение памятных призов;

— аренду спортивных сооружений.

Для анализа сложившейся системы финансирования учебно-тренировочных сборов нами использован приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 25.02.2005 г. № 25. Установленные в данном документе нормы расходов на одного человека в день дифференцированы в зависимости от места проведения учебно-тренировочных сборов. Нормы на учебно-тренировочные сборы, проводимые на базах Росспорта, расположенных в Московской области, выше, чем нормы на учебно-тренировочные сборы, проводимые на базах Росспорта, расположенных в других городах, или проводимые на базах в субъектах Российской Федерации, Так, для учебно-тренировочного центра «Новогорск» (Московская обл.) — 1350 руб.; для республиканского олимпийского центра «Озеро Круглое» (Московская обл.) — 1200 руб.; для республиканских учебно-тренировочных баз в г. Рузы, Сочи н субъектов Российской Федерации — 920 руб.

При проведении учебно-тренировочных сборов по пулевой стрельбе на базе УТЦ «Новогорск» и всех учебно-тренировочных сборов по современному пятиборью (место проведения не указано) установлена норма расходов в размере 1500 руб.; по конькобежному спорту при условии аренды крытого конькобежного центра в Крылатском —

2000 руб.; по синхронному плаванию — 1100 руб. Отдельно в названном приказе установлена норма питания в размере 380 руб. на одного человека в день в случае проведения учебно-тренировочных сборов на неспециализированных базах.

Таким образом, в настоящее время Росспорт устанавливает дифференцированные нормы на следующие расходы: питание, проживание, аренду спортсооружений, обеспечение фармакологическими, восстановительными средствами, медикаментами для участников учебно-тренировочных сборов — в зависимости от места проведения, отдельных видов спорта и состава участников. При этом обоснование различий отсутствует, как и обоснование того, что из всего многообразия олимпийских и неолимпийских видов спорта выделены только три — пулевая стрельба, синхронное плавание, конькобежный спорт.

С точки зрения действующего законодательства взаимоотношения Росспорта с базами и центрами спортивной подготовки представляют собой отношения заказчика с исполнителями бюджетных услуг по проведению учебно-тренировочных сборов членов сборных команд России. Однако, несмотря на то, что данные услуги оплачиваются за счет средств федерального бюджета, конкурсные процедуры по выбору исполнителей Росспорт не проводит. Поскольку получателем бюджетных средств является подведомственное ему федеральное государственное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд», то на него возложена обязанность заключения контрактов и составление смет расходов на каждое спортивное мероприятие в пределах утвержденных Рос-спортом объемов финансирования. Оно же осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

В заключаемых государственных контрактах с федеральными унитарными предприятиями говорится о том, что предметом контракта является соглашение о двусторонней деятельности по обеспечению проведения спортивных мероприятий в соответствии с Единым календарным планом всероссийских и международных спортивных мероприятий. В частности, на 2006 г. такой контракт заключен с ФГУП «Республиканский олимпийский Центр „Озеро Круглое"» от 30.12,2005 г. № Об/ОД-19 на сумму 43, 2 млн руб. и с ФГУП «УТЦ „Новогорск"» от 30.12.2005 г. № О6/ОД-2О на сумму 70,5 млн руб. без проведения каких-либо конкурсных процедур. Расчет стоимости контракта осуществлен в соответствии с установленными нормативами стоимости одного человеко-дня. При этом текст контракта не полностью учитывает требования федерального законодательства, в частности, в нем не указано, включает ли контрактная стоимость услуг налог на добавленную стоимость.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что оплата расходов по государственным закупкам или строительным подрядам осуществляется исключительно на конкурсной (тендерной) основе, что, по мнению законодателей, позволяет избежать завышения цен и оплаты невыполненных работ, а, следовательно, предотвратить нецелевое использование средств. Основным нормативным правовым документом, регулирующим деятельность в области государственных закупок, является Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В его развитие принят ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ. Этими документами определено, что основным способом закупки продукции для государственных нужд служит открытый конкурс. В отдельных случаях применяются и иные способы: закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, запрос котировок, закупка способом «у единственного источника». В данном случае избран последний вариант. Между тем причин дня размещения заказа на указанную услугу методом «у единственного источника» или без проведения конкурсных процедур выявить не удалось. Сегодня в России и за ее пределами есть немало конкурент-

ных предприятий, способных предоставить аналогичные виды услуг более высокого качества за более низкую стоимость.

Приведем примеры по базам, расположенным в Подмосковье. База отдыха Бекасово расположена в 46 км от Москвы (МКАД) в живописной местности среди каскада прудов. На ее территории два спальных корпуса на 210 мест, столовая, теннисный корт, во-лейбольная, баскетбольная, хоккейная и футбольные площадки, спортзал с современными тренажерами, бильярдная, собственный пляж с теневыми навесами, вышкой для прыжков в воду, лодочная станция, лыжная база, баня-сауна, отделение связи, магазин, охраняемая автостоянка. Стоимость размещения от 6S0 руб. до 1200 руб. за одного человека в сутки. Аналогичные услуги предлагает реабилитационный и учебный центр Фонда социального страхования РФ «Голубая речка» (от 650 руб.). В этом же ряду стоят пансионаты «Клязьма» и «Березовая роща» в Мытищах.

Решение государственных задач по подготовке сборных команд России к крупнейшим всероссийским и международным спортивным мероприятиям предполагает не только ведение эффективной экономической деятельности исполнителями государственных контрактов, но и предоставление качественных бюджетных услуг. В данном случае часть государственных услуг производится либо монопольно, либо в условиях ослабленной конкуренции, что и происходит в данном случае. В уставах федеральных государственных унитарных предприятий «Новогорск» и «Озеро Круглое» обозначено, что они созданы для удовлетворения общественных потребностей в результатах их деятельности и получения прибыли. Вместе с тем одной из острых проблем всех хозяйствующих субъектов, выполняющих государственные функции, является налогообложение. Например, с 2006 г. ФГУП «Новогорск» стало являться плательщиком земельного налога и налога на имущество организаций. Общая сумма указанных налогов за год составляет около 15 млн руб., что приведет к убыточности его деятельности, либо потребует увеличения норм расходов, что не может быть решено в рамках утвержденного бюджета.

Необходимость извлечения прибыли побуждает федеральные государственные унитарные предприятия — центры спортивной подготовки постоянно ставить вопрос об увеличении норм расходов на оплату выполняемых государственных услуг и увеличения стоимости бюджетного контракта. На наш взгляд, высокая социальная значимость целей, ради которых они были созданы, возрастающие размеры налогов на имущество и землю, постоянно растущие тарифы на энергоносители позволяют преобразовать указанные центры в государственные или негосударственные некоммерческие организации. В этом случае сохраняется их финансово-хозяйственная самостоятельность, что дает большие возможности для достижения уставных целей и выполнения требований системы «бюджетирования, ориентированного на результат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.