© 2019 г.
А.А. Цвырко Н.В. Сухорукова
совершенствование финансового обеспечения деятельности
бюджетного учреждения
DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10002
Цвырко Александр Александрович - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиал РАНХиГС
(E-mail: Ser2508@rambler.ru)
Сухорукова Наталья Валерьевна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиал РАНХиГС
(E-mail: Suh19751975@mail.ru)
Бюджетные учреждения в настоящее время действуют в интересах государства и призваны обеспечить ключевые задачи развития гармоничного общества за счет решения социально-экономических проблем, связанных с решением национальных проблем, а именно поддержание целостности процесса производства за счет сглаживания циклических колебаний; достижения стабильности в экономике; формирований достойной социальной инфраструктуры; защита окружающей среды; регулирование региональной политики; обеспечение научно-технического прогресса.
Результаты деятельности бюджетных учреждений свидетельствуют о проделанной ими полезной работы и представляет собой процесс оказания различных услуг населению в виде образовательных, медицинских и других предоставляемых услуг. Для их финансирования из бюджета выделяются средства, эффективность использование которых является важным условием повышения их качества. В связи с этим особый интерес приобретает формирование эффективной финансовой деятельности учреждения, позволяющей реализовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы этого элемента рыночной экономики.1
Бюджетные учреждения выделяются в отдельную группу хозяйствующих субъектов, отличительной чертой которых является цель деятельности. Данные организации, выполняя социальные задачи, не преследуют цели получения прибыли, а способностью обеспечить удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей. Бюджетные учреждения создаются для поддержания и развития следующих сфер: образование, социальная сфера, культура, здравоохранение и государственное управление, без которых невозможно представить нормальное функционирование государства.
Материальной основой финансовых отношений бюджетных учреждений являются финансовые ресурсы, которые складываются из бюджетов разных уровней и фондов. Стабильность
1 Образцова Е.В. Особенности финансирования бюджетных учреждений в России / Е.В. Образцова // Научные горизонты. - 2017. - №1. - С. 107-112.
вливания государственных средств в различные сферы хозяйственной деятельности, в частности и в бюджетную, свидетельствует об усилении социальной направленности современных экономических отношений в нашей стране.
Финансовые ресурсы бюджетного учреждения представляют собой совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, используемых на цели текущего содержания и на расширение деятельности данной организации.2
На рисунке 1 представлена система основных показателей эффективности для бюджетных учреждений, состоящая из трех блоков, в состав каждого будет включен определенный набор показат елей, отражающих ту или иную характеристику деятельности учреждений.
Система ключевых показателей бюджетных учреждений \
......»1 ......н ......► Финансовая самостоятельность |
Платежеспособность |
Финансовая устойчивость |
Рис. 1. Система основных показателей эффективности для бюджетных учреждений
Данные блоки способны отражать полную картину финансово-экономического состояния бюджетных учреждений. Обозначенная система показателей даёт возможность всесторонне оценить финансовую деятельность учреждения и на этой основе наметить основные направления совершенствования существующих финансовых потоков.
Таким образом, финансовая деятельность бюджетных учреждений напрямую зависит от финансовых возможностей государства либо муниципального образования, которые непосредственно влияют на эффективное функционирование и степень выполнения задач, стоящих перед государством и обществом.
Бюджетные учреждения занимают значительное место в финансовой системе нашей страны. Можно выделить основные особенности финансов данных учреждений: тесная связь с бюджетом при помощи которого происходит финансирование основной части расходов; изменение в бюджете влияет на финансы учреждения; не полное получение средств бюджетом влечет недофинансирование расходов; а также рост поступления может привести к дополнительному финансированию бюджетных учреждений.
К источникам ресурсного обеспечения государственных учреждений следует относить: взносы учредителей; членские взносы; доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; ассигнования из бюджета соответствующего уровня; безвозмездные поступления от юридических и физических лиц.3
Эффективность функционирования финансового механизма бюджетного учреждения основана на рациональном взаимодействии следующих элементов:
2 Акашева В.В. Финансирование бюджетных учреждений / В.В. Акашева, Е.В. Назарова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - №4. - С. 107-110.
3 Герсонская Т.Г. Анализ и оценка источников финансирования деятельности бюджетного учреждения / Т.Г. Герсонская // Центральный научный вестник. - 2018. - Т. 3. - №13(54). - С. 34-35.
- целеустремленность элемента финансового механизма;
- воздействие элементов финансового механизма на получение предусмотренных объемов бюджетного финансирования, позволяющих покрыть расходы в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности;
- обратная связь соответствующих элементов финансового механизма как по вертикали, так и по горизонтали;
- своевременность и гибкость элементов финансового механизма.4
Немаловажное значение в организации финансовой деятельности бюджетного учреждения играет комплексная оценка ее эффективности. При рассмотрении критериев оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения, можно выделить следующие: правовые, социальные, экспертные и прагматические (рис. 2).
рис. 2. Критерии оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения
Таким образом, при системном анализе бюджетных учреждений происходит выявление результативности расходов на основе проверки всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами деятельности организаций бюджетной системы, а также формирования показателей, учитывающих основные аспекты производственно-финансовой деятельности.
Осуществляя свою деятельность в качестве хозяйствующего субъекта, бюджетные учреждения оснащены материально-технической базой, необходимой при осуществлении основной деятельности. В связи с недостаточностью бюджетных средств для успешного выполнения возложенных на них задач и осуществления функций необходимо уделять достаточное внимание поиску возможностей привлечения внебюджетных ресурсов для финансирования своей деятельности.
В современных условиях при использовании внебюджетных средств финансовый механизм предполагает неравномерное поступление внебюджетных доходов в учреждениях на протяжении финансового года. Это приводит к ряду трудностей, снижая возможности эффективного планирования, как годового объема этих поступлений, так и направлений их расходования. Так, если средства поступили в конце отчетного периода (квартала), то они могут остаться на
4 Мороз Ю.С. Финансовый механизм бюджетных учреждений. // Наука через призму времени. - 2017. -№ 9(9). - С. 171-173.
счете и тогда они рассматриваются как прибыль и, следовательно, подлежат налогообложению. Вместе с тем расходы по этим средствам могут осуществляться лишь в следующем периоде (квартале), что приведет к снижению эффективности использования средств, выставляя на первый план скорость их расходования, а не рациональность и экономность средств, зачастую снижая эффективность и результативность. Как следствие, потребность расходовать поступающие внебюджетные доходы сразу же при их поступлении не дает возможность их накопления для решения ряда проблем, таких как ремонт, приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, расходных материалов. В то же время за счет внебюджетных средств сотрудникам учреждения можно выплачивать доплаты только из прибыли, поскольку в противном случае учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании внебюджетных средств.5
Для решения данных проблем, возникающих с учреждением необходимо полностью или частично освободить рассматриваемые бюджетные учреждения от налогообложения доходов получаемых от внебюджетной деятельности. При планировании объема финансирования к приоритетным статьям, по которым необходимо его увеличить, следует отнести оплату труда, капитальный и текущий ремонт, приобретение производственного оборудования, оплату за коммунальные услуги. Наряду с этим, целесообразно сохранять за бюджетным учреждением остаток средств, обоснованно образовавшийся по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения и наделить руководителя данного учреждения правом расходовать этот остаток.
Таким образом, основной целью оптимизации финансовой деятельности учреждения является рост эффективности и рациональности использования как бюджетных, так и внебюджетных средств, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.6
Одним из направлений совершенствования финансовой деятельности учреждения выступает рост эффективности бюджетных расходов, являющейся одной из главных задач, решаемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Для повышения результативности механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений необходимо осуществлять трансформацию форм и методов, а также инструментов финансирования и кредитования с последующей структурной и функциональной модернизацией существующего финансового механизма в финансово-кредитный механизм финансового обеспечения. При этом под трансформацией финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений следует понимать кардинальные изменения соотношений источников финансовых ресурсов.
Наряду с вышеперечисленными и направлениям совершенствования финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений следует отнести мониторинг финансовой устойчивости и качества финансового менеджмента. Это позволит оценить эффективность бюджетных расходов, качество использования финансовых ресурсов, экономическую эффективность и конечные результаты деятельности бюджетных учреждений и повысить качество оказываемых государственных услуг и бюджетную устойчивость организаций государственного сектора экономики.
5 Скляренко В.Л. Проблемы финансирования учреждений социально-культурной сферы / В.Л. Скля-ренко, М.А. Сидорова // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - №1(17). - С. 333-337.
6 Квитко К.В. Реформирование процесса финансирования бюджетных учреждений / К.В. Квитко // Прогрессивные технологии развития. - 2017. - №11. - С. 80-82.
Для совершенствования организации финансовой деятельности бюджетных учреждений, предлагается проведение следующих мероприя ий (рис. 3).
\ Предлагаемые мероприятия \
1......► расширение спектра платных социальных услуг
|......► разработка и реализация рекламы предоставляемых платных услуг
\......► развитие иной приносящей доход деятельности
^......► привлечение добровольных пожертвований
рис. 3. Основные мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности
бюджетных учреждений
В целях расширения спектра платных социальных услуг, на наш взгляд, целесообразно помимо существующих оказывать еще и социально-психологические и социально-правовые услуги. Основными видами социально-психологических услуг должны стать: социально-психологическое консультирование, психологическая помощь и поддержка и социально-психологический патронаж.
Результатом предоставления социально-психологических услуг будет выявление психологических проблем, стоящих перед получателем услуг, и определение возможных путей их решения.
Необходимость в оказании социально-правовых услуг обусловлена потребностью в грамотном оформлении различных документов (заявлений, жалоб, справок и др.); содействии в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с действующим законодательством; изложении и написании сопроводительных писем, а также консультирование граждан, нуждающихся в юридической помощи.
Разработка и реализация рекламы предоставляемых платных услуг включает в себя проведение рекламной кампании по продвижению платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением. Это будет способствовать привлечению новых клиентов и увеличению объема внебюджетных доходов.
К числу направлений поступлений от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения можно отнести доходы от сдачи в аренду транспорта, доходы от работы буфета и другие.
Считаем, что реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, поскольку будет способствовать росту внебюджетных доходов.
Библиографический список
1. Акашева В.В. Финансирование бюджетных учреждений / В.В. Акашева, Е.В. Назарова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 4.- С. 107-110.
2. Герсонская Т.Г. Анализ и оценка источников финансирования деятельности бюджетного учреждения / Т.Г. Герсонская // Центральный научный вестник. - 2018. - Т. 3. - № 13 (54). -С. 34-35.
3. Демидова И.А. Сущность понятий доходов и расходов и их контроль в бюджетных учреждениях / И.А. Демидова, Н.И. Кириченко // Менеджер. - 2017. - № 2 (80). - С. 134-138.
4. Квитко, К.В. Реформирование процесса финансирования бюджетных учреждений / К.В. Квитко // Прогрессивные технологии развития. - 2017. - № 11. - С. 80-82.
5. Маршалкина Г.А. Оценка эффективного использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения / Г.А. Маршалкина // Вестник современных исследований. - 2018. -№ 6.4 (21). - С. 234-235.
6. Мороз Ю.С. Финансовый механизм бюджетных учреждений / Ю.С. Мороз // Наука через призму времени. - 2017. - № 9(9). - С. 171-173.
7. Образцова Е.В. Особенности финансирования бюджетных учреждений в России / Е.В. Образцова // Научные горизонты. - 2017. - № 1. - С. 107-112.
8. Раджабова М.Г. Особенности финансирования деятельности бюджетных учреждений / М.Г. Раджабова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2017. - № 6. - С. 4-9.
9. Скляренко В.Л. Проблемы финансирования учреждений социально-культурной сферы / В.Л. Скляренко, М.А. Сидорова // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 1 (17). - С. 333-337.
10. Шибзухова М.Р. Особенности финансирования бюджетных учреждений / М.Р. Шибзухо-ва, Э.Г. Шурдумова, С.А. Байзулаев // Вектор экономики. - 2018.- № 4 (22). - С. 58.