Научная статья на тему 'Совершенствование финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения'

Совершенствование финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3065
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
бюджетные учреждения / финансовое обеспечение / финансовый механизм / внебюджетные средства / бюджетные ассигнования / budgetary institutions / financial support / financial mechanism / extrabudgetary funds / budget appropriations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко Александр Александрович, Сухорукова Наталья Валерьевна

В статье рассмотрены основы организации эффективной финансовой деятельности бюджетных учреждений, позволяющие реализовать материальные и финансовые ресурсы с целью оказания качественных общественно значимых услуг населению. Выявлена значимость функционирования учреждений бюджетной сферы как для государства, так и для общества. Представлена система ключевых показателей эффективности, включающая три блока, и позволяющая всесторонне оценить финансовую деятельность бюджетного учреждения. Авторами установлены особенности и источники финансовых ресурсов данной сферы, проанализирован механизм их использования. Определены элементы, взаимодействие которых будет способствовать повышению эффективности и результативности финансового механизма. На основании проведенных исследований обозначены основные проблемы использования бюджетных и внебюджетных средств, а также предложены основные мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цвырко Александр Александрович, Сухорукова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Financial Support of Budget Institution Activities

The article considers the basics of arrabging the effective financial activity of the budgetary institutions, allowing to implement material and financial resources in order to provide high-quality socially significant services to the population. The significance of the functioning of the budgetary sector institutions for both the state and society has been detected. The system of key performance indicators, which includes three units and allows a comprehensive assessment of the financial activities of a budgetary institution, has been presented. The authors have identified the features and sources of financial resources in this area, and the mechanism of their use has been analyzed. The elements, the interaction of which will contribute to improving the efficiency and effectiveness of the financial mechanism, have been determined. Based on the undertaken studies, the main problems of using budgetary and extrabudgetary funds have been identified, and the main measures to improve the financial support of budgetary institution activities have been proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения»

© 2019 г.

А.А. Цвырко Н.В. Сухорукова

совершенствование финансового обеспечения деятельности

бюджетного учреждения

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10002

Цвырко Александр Александрович - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиал РАНХиГС

(E-mail: Ser2508@rambler.ru)

Сухорукова Наталья Валерьевна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления - филиал РАНХиГС

(E-mail: Suh19751975@mail.ru)

Бюджетные учреждения в настоящее время действуют в интересах государства и призваны обеспечить ключевые задачи развития гармоничного общества за счет решения социально-экономических проблем, связанных с решением национальных проблем, а именно поддержание целостности процесса производства за счет сглаживания циклических колебаний; достижения стабильности в экономике; формирований достойной социальной инфраструктуры; защита окружающей среды; регулирование региональной политики; обеспечение научно-технического прогресса.

Результаты деятельности бюджетных учреждений свидетельствуют о проделанной ими полезной работы и представляет собой процесс оказания различных услуг населению в виде образовательных, медицинских и других предоставляемых услуг. Для их финансирования из бюджета выделяются средства, эффективность использование которых является важным условием повышения их качества. В связи с этим особый интерес приобретает формирование эффективной финансовой деятельности учреждения, позволяющей реализовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы этого элемента рыночной экономики.1

Бюджетные учреждения выделяются в отдельную группу хозяйствующих субъектов, отличительной чертой которых является цель деятельности. Данные организации, выполняя социальные задачи, не преследуют цели получения прибыли, а способностью обеспечить удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей. Бюджетные учреждения создаются для поддержания и развития следующих сфер: образование, социальная сфера, культура, здравоохранение и государственное управление, без которых невозможно представить нормальное функционирование государства.

Материальной основой финансовых отношений бюджетных учреждений являются финансовые ресурсы, которые складываются из бюджетов разных уровней и фондов. Стабильность

1 Образцова Е.В. Особенности финансирования бюджетных учреждений в России / Е.В. Образцова // Научные горизонты. - 2017. - №1. - С. 107-112.

вливания государственных средств в различные сферы хозяйственной деятельности, в частности и в бюджетную, свидетельствует об усилении социальной направленности современных экономических отношений в нашей стране.

Финансовые ресурсы бюджетного учреждения представляют собой совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, используемых на цели текущего содержания и на расширение деятельности данной организации.2

На рисунке 1 представлена система основных показателей эффективности для бюджетных учреждений, состоящая из трех блоков, в состав каждого будет включен определенный набор показат елей, отражающих ту или иную характеристику деятельности учреждений.

Система ключевых показателей бюджетных учреждений \

......»1 ......н ......► Финансовая самостоятельность |

Платежеспособность |

Финансовая устойчивость |

Рис. 1. Система основных показателей эффективности для бюджетных учреждений

Данные блоки способны отражать полную картину финансово-экономического состояния бюджетных учреждений. Обозначенная система показателей даёт возможность всесторонне оценить финансовую деятельность учреждения и на этой основе наметить основные направления совершенствования существующих финансовых потоков.

Таким образом, финансовая деятельность бюджетных учреждений напрямую зависит от финансовых возможностей государства либо муниципального образования, которые непосредственно влияют на эффективное функционирование и степень выполнения задач, стоящих перед государством и обществом.

Бюджетные учреждения занимают значительное место в финансовой системе нашей страны. Можно выделить основные особенности финансов данных учреждений: тесная связь с бюджетом при помощи которого происходит финансирование основной части расходов; изменение в бюджете влияет на финансы учреждения; не полное получение средств бюджетом влечет недофинансирование расходов; а также рост поступления может привести к дополнительному финансированию бюджетных учреждений.

К источникам ресурсного обеспечения государственных учреждений следует относить: взносы учредителей; членские взносы; доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; ассигнования из бюджета соответствующего уровня; безвозмездные поступления от юридических и физических лиц.3

Эффективность функционирования финансового механизма бюджетного учреждения основана на рациональном взаимодействии следующих элементов:

2 Акашева В.В. Финансирование бюджетных учреждений / В.В. Акашева, Е.В. Назарова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - №4. - С. 107-110.

3 Герсонская Т.Г. Анализ и оценка источников финансирования деятельности бюджетного учреждения / Т.Г. Герсонская // Центральный научный вестник. - 2018. - Т. 3. - №13(54). - С. 34-35.

- целеустремленность элемента финансового механизма;

- воздействие элементов финансового механизма на получение предусмотренных объемов бюджетного финансирования, позволяющих покрыть расходы в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности;

- обратная связь соответствующих элементов финансового механизма как по вертикали, так и по горизонтали;

- своевременность и гибкость элементов финансового механизма.4

Немаловажное значение в организации финансовой деятельности бюджетного учреждения играет комплексная оценка ее эффективности. При рассмотрении критериев оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения, можно выделить следующие: правовые, социальные, экспертные и прагматические (рис. 2).

рис. 2. Критерии оценки эффективности деятельности бюджетного учреждения

Таким образом, при системном анализе бюджетных учреждений происходит выявление результативности расходов на основе проверки всесторонних связей и зависимостей между различными сторонами деятельности организаций бюджетной системы, а также формирования показателей, учитывающих основные аспекты производственно-финансовой деятельности.

Осуществляя свою деятельность в качестве хозяйствующего субъекта, бюджетные учреждения оснащены материально-технической базой, необходимой при осуществлении основной деятельности. В связи с недостаточностью бюджетных средств для успешного выполнения возложенных на них задач и осуществления функций необходимо уделять достаточное внимание поиску возможностей привлечения внебюджетных ресурсов для финансирования своей деятельности.

В современных условиях при использовании внебюджетных средств финансовый механизм предполагает неравномерное поступление внебюджетных доходов в учреждениях на протяжении финансового года. Это приводит к ряду трудностей, снижая возможности эффективного планирования, как годового объема этих поступлений, так и направлений их расходования. Так, если средства поступили в конце отчетного периода (квартала), то они могут остаться на

4 Мороз Ю.С. Финансовый механизм бюджетных учреждений. // Наука через призму времени. - 2017. -№ 9(9). - С. 171-173.

счете и тогда они рассматриваются как прибыль и, следовательно, подлежат налогообложению. Вместе с тем расходы по этим средствам могут осуществляться лишь в следующем периоде (квартале), что приведет к снижению эффективности использования средств, выставляя на первый план скорость их расходования, а не рациональность и экономность средств, зачастую снижая эффективность и результативность. Как следствие, потребность расходовать поступающие внебюджетные доходы сразу же при их поступлении не дает возможность их накопления для решения ряда проблем, таких как ремонт, приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, расходных материалов. В то же время за счет внебюджетных средств сотрудникам учреждения можно выплачивать доплаты только из прибыли, поскольку в противном случае учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании внебюджетных средств.5

Для решения данных проблем, возникающих с учреждением необходимо полностью или частично освободить рассматриваемые бюджетные учреждения от налогообложения доходов получаемых от внебюджетной деятельности. При планировании объема финансирования к приоритетным статьям, по которым необходимо его увеличить, следует отнести оплату труда, капитальный и текущий ремонт, приобретение производственного оборудования, оплату за коммунальные услуги. Наряду с этим, целесообразно сохранять за бюджетным учреждением остаток средств, обоснованно образовавшийся по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения и наделить руководителя данного учреждения правом расходовать этот остаток.

Таким образом, основной целью оптимизации финансовой деятельности учреждения является рост эффективности и рациональности использования как бюджетных, так и внебюджетных средств, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.6

Одним из направлений совершенствования финансовой деятельности учреждения выступает рост эффективности бюджетных расходов, являющейся одной из главных задач, решаемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Для повышения результативности механизма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений необходимо осуществлять трансформацию форм и методов, а также инструментов финансирования и кредитования с последующей структурной и функциональной модернизацией существующего финансового механизма в финансово-кредитный механизм финансового обеспечения. При этом под трансформацией финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений следует понимать кардинальные изменения соотношений источников финансовых ресурсов.

Наряду с вышеперечисленными и направлениям совершенствования финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений следует отнести мониторинг финансовой устойчивости и качества финансового менеджмента. Это позволит оценить эффективность бюджетных расходов, качество использования финансовых ресурсов, экономическую эффективность и конечные результаты деятельности бюджетных учреждений и повысить качество оказываемых государственных услуг и бюджетную устойчивость организаций государственного сектора экономики.

5 Скляренко В.Л. Проблемы финансирования учреждений социально-культурной сферы / В.Л. Скля-ренко, М.А. Сидорова // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - №1(17). - С. 333-337.

6 Квитко К.В. Реформирование процесса финансирования бюджетных учреждений / К.В. Квитко // Прогрессивные технологии развития. - 2017. - №11. - С. 80-82.

Для совершенствования организации финансовой деятельности бюджетных учреждений, предлагается проведение следующих мероприя ий (рис. 3).

\ Предлагаемые мероприятия \

1......► расширение спектра платных социальных услуг

|......► разработка и реализация рекламы предоставляемых платных услуг

\......► развитие иной приносящей доход деятельности

^......► привлечение добровольных пожертвований

рис. 3. Основные мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения деятельности

бюджетных учреждений

В целях расширения спектра платных социальных услуг, на наш взгляд, целесообразно помимо существующих оказывать еще и социально-психологические и социально-правовые услуги. Основными видами социально-психологических услуг должны стать: социально-психологическое консультирование, психологическая помощь и поддержка и социально-психологический патронаж.

Результатом предоставления социально-психологических услуг будет выявление психологических проблем, стоящих перед получателем услуг, и определение возможных путей их решения.

Необходимость в оказании социально-правовых услуг обусловлена потребностью в грамотном оформлении различных документов (заявлений, жалоб, справок и др.); содействии в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с действующим законодательством; изложении и написании сопроводительных писем, а также консультирование граждан, нуждающихся в юридической помощи.

Разработка и реализация рекламы предоставляемых платных услуг включает в себя проведение рекламной кампании по продвижению платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением. Это будет способствовать привлечению новых клиентов и увеличению объема внебюджетных доходов.

К числу направлений поступлений от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения можно отнести доходы от сдачи в аренду транспорта, доходы от работы буфета и другие.

Считаем, что реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения, поскольку будет способствовать росту внебюджетных доходов.

Библиографический список

1. Акашева В.В. Финансирование бюджетных учреждений / В.В. Акашева, Е.В. Назарова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 4.- С. 107-110.

2. Герсонская Т.Г. Анализ и оценка источников финансирования деятельности бюджетного учреждения / Т.Г. Герсонская // Центральный научный вестник. - 2018. - Т. 3. - № 13 (54). -С. 34-35.

3. Демидова И.А. Сущность понятий доходов и расходов и их контроль в бюджетных учреждениях / И.А. Демидова, Н.И. Кириченко // Менеджер. - 2017. - № 2 (80). - С. 134-138.

4. Квитко, К.В. Реформирование процесса финансирования бюджетных учреждений / К.В. Квитко // Прогрессивные технологии развития. - 2017. - № 11. - С. 80-82.

5. Маршалкина Г.А. Оценка эффективного использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения / Г.А. Маршалкина // Вестник современных исследований. - 2018. -№ 6.4 (21). - С. 234-235.

6. Мороз Ю.С. Финансовый механизм бюджетных учреждений / Ю.С. Мороз // Наука через призму времени. - 2017. - № 9(9). - С. 171-173.

7. Образцова Е.В. Особенности финансирования бюджетных учреждений в России / Е.В. Образцова // Научные горизонты. - 2017. - № 1. - С. 107-112.

8. Раджабова М.Г. Особенности финансирования деятельности бюджетных учреждений / М.Г. Раджабова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2017. - № 6. - С. 4-9.

9. Скляренко В.Л. Проблемы финансирования учреждений социально-культурной сферы / В.Л. Скляренко, М.А. Сидорова // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 1 (17). - С. 333-337.

10. Шибзухова М.Р. Особенности финансирования бюджетных учреждений / М.Р. Шибзухо-ва, Э.Г. Шурдумова, С.А. Байзулаев // Вектор экономики. - 2018.- № 4 (22). - С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.