ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ Пыткин А.Н.,
д.э.н., профессор, директор Пермского филиала Института экономики УрО РАН E-mail: [email protected] Глезман Л.В.,
к.э.н., доцент, ст. научный сотрудник Пермского филиала Института экономики УрО РАН E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современные условия российской экономики, в которых оперируют коммерческие организации, можно охарактеризовать как условия повышенной финансовой нестабильности рыночной среды с тенденцией к периодическому самовоспроизводству кризисных явлений в экономике. В связи с этим финансовый механизм коммерческой организации должен включать методы и инструменты адаптивного управления финансовыми ресурсами как в стабильных, так и в кризисных условиях. Для этого менеджменту коммерческой организации необходимо предусматривать возможности непрерывного совершенствования и повышения эффективности финансового механизма, что потребует от организации изменений и корректировок как в части организации финансового механизма, так и в методах управления финансовыми ресурсами.
Ключевые слова: коммерческая организация, управление финансами, финансовый механизм, краудфандинг, краудинвестинг.
Pytkin A.N., Glezman L. V.
IMPROVEMENT FINANCIAL MECHANISM OF A COMMERCIAL ORGANIZATION
The contemporary conditions of the Russian economy, in which commercial organizations operate, can be characterized as conditions for increased financial instability of the
market environment with a tendency to periodic self-reproduction of crisis phenomena in the economy. In this regard, the financial mechanism of a commercial organization should include methods and tools for adaptive management of financial resources, both in stable and in crisis conditions. To this end, the management of a commercial organization should provide for the possibility of continuous improvement and improvement of the efficiency of the financial mechanism, which will require that the organization make changes and adjustments both in terms of the organization of the financial mechanism and in the methods of managing financial resources.
Keywords: commercial organization, financial management, financial mechanism, crowdfunding, crowdinvesting.
Основная цель финансового механизма коммерческой организации - максимизация результатов от выполняемых функций финансов, в том числе обеспечение деятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами. И более расширенно - ключевая цель управления финансами коммерческой организации -это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платежеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников.
Анализ представленных в научных работах подходов к изучению экономических и финансовых механизмов [1-6] позволяет утверждать, что имеет место высокая степень терминологической неопределенности понятия «финансовый механизм», что затрудняет систематизацию научных исследований. Существующая в литературе неопределенность финансово-
экономической категории «механизм» не позволяет сформировать базовый понятийный аппарат, что препятствует научной формализации объекта исследования. На базе анализа представленных в научной литературе понятий финансового механизма предлагаем конкретизировать его с позиций процессного, функционального и интегрального подхода следующим образом:
1) в рамках процессного подхода финансовый механизм можно определить как
совокупность необходимых ресурсов и способов их взаимодействия для реализации конкретного финансово-экономического процесса;
2) с позиций функционального подхода финансовый механизм представляет собой виды, формы, способы и условия реализации на практике функций финансов и может быть представлен в качестве средства воздействия субъекта на объект финансовой системы;
3) применяя интегральный подход, финансовый механизм можно рассматривать как совокупность прямых и обратных связей элементов финансовой системы, используемую субъектом для обеспечения эффективного функционирования, эволюции и оптимизации финансово-экономической системы.
В условиях кризиса многие коммерческие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать компромиссные решения противоречивых задач. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой - возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования. По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в кризисных условиях могут привести к перерасходу бюджета компании как минимум на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и адекватно урезаны. Другая причина - неработающие системы планирования и контроля, неэффективное использование полученной прибыли.
Результаты анализа технико-экономических характеристик коммерческих организаций свидетельствуют о том,
что организациям необходимо обратить пристальное внимание на действующий финансовый механизм. В частности, учитывать некоторые особенности управления финансовыми ресурсами в условиях нестабильности рыночной среды и нарастания кризисных явлений, ввиду того что в деятельность организаций, как правило, вовлекаются внешние финансовые ресурсы в виде кредитов. Обобщая результаты анализа, организационно-экономическую модель эффективного финансового механизма коммерческой организации (КО) в условиях повышенной нестабильности рыночной среды можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рассмотрим основные элементы представленной на рисунке 1 модели. В условиях повышенной нестабильности рыночной среды и кризисных явлений в экономике управление финансами и функционирование финансового механизма коммерческой организации необходимо выстраивать на основе не только общих, но и специальных принципов:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности коммерческой организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно осуществлять постоянный мониторинг финансового состояния организации, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Анализ и прогнозирование влияния мировых и внутристрановых кризисов на деятельность организации позволят принять необходимые меры заблаговременно и минимизировать негативные последствия;
2. Оперативность реагирования на кризисные явления. В условиях нестабильности рыночной среды и кризисных явлений в финансово-экономической сфере приоритетное значение имеет оперативное управление финансами организации. Финансовому менеджменту необходимо быстро принимать решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, обеспечивать возврат дебиторской задолженности и т.п.;
Рисунок 1 - Организационно-экономическая модель эффективного финансового механизма коммерческой организации
3. Реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Финансово-экономическая нестабильность в кризисных условиях обу-
словливает необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств может
увеличить риски потери платежеспособности организации.
4. Обеспечение достаточности денежных средств. Рассчитать оптимальный для организации объем свободных денежных средств можно с помощью различных методов.
Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) организации.
Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия. Потребность в денежных средствах определяется по формуле, руб.:
Дпл _ (ОПпл : °Пср)*Дср — Апол + Апол.ср
где Дпл - плановый объем денежной выручки от продажи товаров, работ, услуг;
Дср - среднее значение денежной выручки, рассчитанное на основе фактических показателей за предыдущие периоды;
ОПпл - объем продукции, отгруженной покупателям со склада организации;
ОПср - средний объем продукции, отгруженной покупателям со склада организации, рассчитанный на основе фактических показателей за предыдущие периоды;
Апол - полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
Аполср - средний размер полученных авансовых платежей, рассчитанный на основе показателей за предыдущие периоды.
Основными управленческими процессами, реализуемыми посредством финансового механизма в представленной на рисунке 1 модели, являются: финансовое планирование, управление финансовыми ресурсами, организация (координация, регулирование), контроль.
Планирование в финансовом механизме рассматривается как процесс разработки финансовых планов и программ (финансовое прогнозирование), детализация их в плановых заданиях и графиках выполнения последних, формирование необходимого ресурсного и кадрового обеспечения для реализации финансовых планов и программ, контроль за их реализацией.
Важным элементом обеспечения эффективности финансового механизма организации в кризисных условиях является оценка эффективности управления финансами организации. Проведение такой оценки позволит выявить слабые места в функционировании финансового механизма и обосновать необходимость его совершенствования, и далее - определить приоритетные направления совершенствования финансового механизма. Оценка эффективности принимаемых решений в сфере управления финансами требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки:
- управление оборотными средствами и капиталом - включает анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоемкость, рентабельность капитала и активов;
- управление финансовыми рисками - предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хеджирование рисков;
- привлечение инвестиций - в целях снижения риска потери платежеспособности приоритет отдается долгосрочным инвестициям;
- динамика финансового состояния организации - оценка количественных и качественных показателей различных видов прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).
Исследования и анализ условий деятельности российских коммерческих организаций свидетельствуют о том, что целесообразна модернизация по следующим направлениям.
Обеспечение информацией. Современные прикладные системы ПК и другого
сетевого оборудования дают возможность пользователям получать информационное обеспечение, предоставляя интегральные возможности. Обычно интегрированные информационные системы работают на базе корпоративных сетей. Документооборот переводится на автоматизированный режим работы, любая внутренняя информация, включая управленческую и коммерческую, интегрирована в общей сети компании, в работе используются ресурсы не отдельно взятого ПК, а всей сети. Это значительно сокращает время на поиск, обработку и анализ данных при подготовке маркетинговых и производственных проектов, позволяет существенно снизить непроизводительные затраты и уменьшить риск ошибок при составлении бухгалтерских и управленческих отчетов.
Применение прогрессивных методов привлечения сторонних финансовых ресурсов. Заслуживают интереса альтернативные способы привлечения финансовых ресурсов - краудфандинг и краудинве-стинг - перспективные, но малоиспользу-емые в России финансовые инструменты.
Краудфандинг - привлечение финансовых средств на новый проект от большого числа потенциальных клиентов. Это метод коллективного сбора средств. Предприниматель регистрируется на специальной электронной площадке и представляет пользователям свой проект. Так, в России работают популярные краудфандинговые площадки Kickstarter и Boomstarter. Владелец проекта указывает срок и минимальное количество средств, которые хочет собрать. Если идея проекта нравится пользователям, они делают предзаказ, выплачивая определенную сумму. Если проект не собрал нужного количества средств к заявленному сроку, то деньги возвращаются спонсорам. А если сумма набирается, то все, кто сделал заказ, после создания товара или разработки услуги получают их. На площадке Boomstarter состоялось 1445 успешных проектов, привлечено 308 млн руб. с помощью 165 тыс. частных спонсоров.
Британская концертная платформа Show4me использует краудфандинг в своей деятельности. Обычно промоутер дол-
жен внести задаток артистам и площадке, назначает дату и лишь затем продает билеты. Это рискованно: билеты могут не раскупить. Используя Show4me, промоутер рассчитывает бюджет концерта и предлагает зрителям предоплатить стоимость билетов. Дата концерта остается открытой. Если количество предоплаченных билетов покрывает бюджет, промоутер вносит оплаты и устанавливает дату. Если затраты не покрыты, деньги возвращаются обратно приобретателям билетов.
Краудинвестинг - выкуп акций компаний большим количеством микроинвесторов. В отличие от краудфандинга, при краудинвестинге инвестор получает долю в компании, пусть и небольшую. Этот инструмент может быть полезен тем предприятиям, которые хотят привлечь небольшие средства, но не могут выполнить условия получения банковского кредита. Так, в России работает краудинвестинго-вая платформа StartTrack. В 2017 году через нее привлечено финансирование 35-ти проектов на сумму 800 млн руб. с помощью 2 тыс. частных инвесторов. На сайте StartTrack (https://starttrack.ru) информируют, что потенциальные инвесторы могут запросить у компании паспортные данные учредителей и генерального директора, управленческую и бухгалтерскую отчетности, документы о движении денежных средств, оборотно-сальдовую ведомость и др. Например, на площадке StartTrack в январе 2016 года российский предприниматель Дмитрий Баранов получил от частного инвестора заем в размере 1 млн руб. под 30% годовых и выплатил долг через 8 месяцев. На эти средства предприниматель открыл сеть столовых, которые принесли в 2016 году 30 млн руб. выручки и 6,4 млн руб. прибыли.
Краудфандинг и краудинвестинг -основные способы привлечения финансовых ресурсов помимо классических банковских кредитов. Все остальные инструменты - частные случаи этих двух. При этом мы не рассматриваем указанные способы как наиболее предпочтительные варианты источников финансирования.
В США банки, венчурные фонды и инвесторы используют успешный опыт краудфандинга как инструмент для оценки компании при принятии решения об инвестициях.
В России такой практики нет: менеджмент банков не воспринимает краудфандинг всерьез, к тому же российские банки не рассматривают в качестве залога популярность проекта на краудфандинговой площадке. Малознаком этот метод и предпринимателям. По оценкам экспертов, о нем осведомлены не более 5% предпринимателей. На главной зарубежной площадке Kickstarter в день появляются 100 проектов, а в России - не более двух, причем с низким уровнем подготовки.
В целях реализации положений программы «Цифровая экономика России», озвученных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, 20-го марта в Государственную думу внесен проект закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который планировался к принятию Госдумой до 1 июля текущего года. Законопроект призван урегулировать отношения по привлечению инвестиций с использованием цифровых технологий и установить правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ (инвестиционных площадок).
Рассмотренные выше подходы к совершенствованию финансового механизма коммерческой организации предполагают повышение его эффективности посредством модернизации в соответствии с предложенной организационно-экономической моделью финансового механизма организации, в рамках которой предусмотрены элементы управления финансовыми ресурсами в условиях нестабильной внешней среды. В качестве первоочередных мер повышения эффективности финансового механизма целесообразны мероприятия по улучшению информационного обеспечения финансового менеджмента. Также возможно применение новых для отечественной практики инструментов привлечения внешних финансовых ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кульман А. Экономические механизмы / пер. с фр. - М.: Прогресс, 1993. -192 с.
2. Логинов М. Экономические механизмы: сущность, классификация, кибернетический подход // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 9. С. 94-102.
3. Пессель М.А. Финансово-кредитный механизм интенсификации общественного производства. М.: Финансы, 1977. 224 с.
4. Слепов В.А., Бурлачков В.К., Ор-дов К.В. О теории экономических механизмов // Финансы и кредит. 2011. № 24. С. 2-8.
5. Чаленко А.Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Экономика промышленности. 2010. Т. 3. № 51. С. 26-33.
6. Шаринова Г.А. Финансовый механизм - активный элемент в системе управления финансами // Вестник КалмГУ. 2013. № 1. С. 93-98.
7. Щербина А.В. Финансы организаций. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 506 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Kulman A. Economic mechanisms / trans. with fr. Moscow: Progress, 1993. 192 p.
2. Loginov M. Economic mechanisms: their nature, classification, and cybernetic approach // Theoretical and Practical Aspects of Management. 2015. No. 9. Pp. 94-102.
3. Pessel M.A. Financial and credit mechanism of social production intensification. Moscow: Finance, 1977. 224 p.
4. Slepov V.A., Burlachkov V.K., Or-dov K.V. About the theory of economic mechanisms // Finance and credit. 2011. No. 24. Pp. 2-8.
5. Chalenko A.Yu. About the terminological uncertainty of the term "mechanism" in economic research // Economy of Industry. 2010. Vol. 3. No. 51. Pp. 26-33.
6. Sharinova G.A. Financial mechanism - an active element in the financial management system // Bulletin of the Kalmyk State University. 2013. No. 1. Pp. 93-98.
7. Scherbina A.V. Finance of organizations. Rostov-on-Don: Feniks, 2005. 506 p.