Научная статья на тему 'Совершенствование финансового механизма государственного регулирования эффективного и рационального природопользования'

Совершенствование финансового механизма государственного регулирования эффективного и рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Р. Р., Кагирова З. Ф.

Величина рентных платежей должна обеспечивать такой уровень рентабельности каждому предприятию, который создавал бы возможность получения реальных результатов деятельности предприятий и стимулировал процесс расширенного воспроизводства. Величина рентного платежа должна определяться в результате сопоставления максимально возможного его размера с величиной прибыли, объективно необходимой предприятию с учетом его текущих и перспективных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the financial mechanism of state regulation of efficient nature use

It is emphasized that the size of rental payments should secure such a level of profitability for any enterprise that would allow the results of its activities to be really efficient and would stimulate the process of extended reproduction. The size of rental payments should be determined by its maximum possible size correlation with the profit margin fairly required by the enterprise on account of its current and long-term problems.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансового механизма государственного регулирования эффективного и рационального природопользования»

Совершенствование финансового механизма государственного регулирования эффективного и рационального природопользования

Р.Р.Яруллин, д.э.н., З.Ф. Кагирова, аспирантка, Башкирский ГАУ, г. Уфа

В общем виде под природопользованием понимают использование полезных свойств природы или ее отдельных объектов. Любое природопользование связано с обеспечением жизнедеятельности человека. Однако в большинстве случаев жизнедеятельность человека обеспечивает не сам природный объект, а продукты его переработки. Например, добыча нефти как вид природопользования является всего лишь начальным

этапом в обеспечении потребности человека в топливе, пластмассах и иной продукции нефтехимической промышленности. Государственное управление в области природопользования базируется на системе законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения природопользования. Федеральное законодательство о недрах представлено Федеральными законами: «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции», а также системой законов и нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность в РФ. Кроме того, Налого-

вым кодексом РФ предусмотрена уплата налога на добычу полезных ископаемых. А отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, с использованием и охраной недр на территории Республики Башкортостан, регулирует Кодекс республики Башкортостан о недрах.

Государственное управление в сфере охраны и использования недр в основном заключается в реализации таких функций, как осуществление мониторинга состояния недр; государственная экспертиза запасов полезных ископаемых; ведение государственного учета и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; осуществление государственного геологического контроля.

Налоги и платежи за природные ресурсы — важнейшие инструменты экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества — должны обеспечивать решение следующих основных задач:

— рационального и экологически безопасного использования ограниченных природных ресурсов;

— стимулирования добычи и производства необходимого обществу сырья;

— сбора средств в государственный бюджет;

— обоснованного изъятия всех видов природной ренты и последующего законодательного ее распределения в масштабах страны.

Платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги горнодобывающих, как и других предприятий, как правило, носят исключительно фискальный характер и во многом ни по сути, ни по наименованиям не отражают экономическую природу производства вообще и горного особенно.

Действующая налоговая система слабо увязана с механизмом распределения собираемых средств, который нельзя назвать научно обоснованным и справедливым. Особенно это касается сумм, поступающих за использование природных ресурсов, бесследно растворяющихся в государственном бюджете. Горная и другие виды природной ренты являются частью общегражданской ренты, поэтому должны научно обоснованно изыматься и справедливо, законодательно распределяться в масштабах страны между бюджетами органов государственной власти различных уровней, а в конечном счете между всеми гражданами — совладельцами всех природных богатств. В цивилизованном, социально развитом обществе все виды природной ренты должны поступать в основном в фонд общегражданской ренты, а затем направляться на специальные личные счета граждан в федеральном народном банке России. Такой банк может быть создан на базе Сбербанка, поскольку он имеет наиболее разветвленную сеть филиалов, а контрольный пакет его акций принадлежит государству.

Практикуемые в налоговой системе скрытое и явное взимание налогов с затрат, дохода, прибыли, производства, имущества, включение большинства акцизов в себестоимость продукции привели к массовой убыточности производственного сектора отечественных предприятий, развитию теневого бизнеса, неплатежам и банкротствам. Запутанность и научная необоснованность налоговой системы крайне выгодна коррумпированной части государственного аппарата и криминальным структурам. Реформирование налоговой системы необходимо начинать с научного обоснования, четкого определения и нормативного утверждения понятий «платеж», «акциз», «налог».

Исследования и анализ функционирования отечественной и зарубежных налоговых систем показали, что основные составляющие экономики горного производства: доход, затраты, прибыль и горная рента — объективно обусловливают формы их распределения между предприятием, обществом, государством и каждым гражданином.

По мнению многих экспертов, практика государственного и хозяйственного управления, действующий экономический механизм не опираются на четкую научную концепцию рентных отношений и адекватную рентную составляющую этого механизма. Отсутствуют и законодательные акты, которые содержали бы научные принципы и правовые нормы учета ренты и основанные на мировом опыте нормативы ее распределения между хозяйствующими субъектами и государством, в том числе прогрессивные ставки рентного налога, изымаемого из прибыли сверх оптимального уровня рентабельности. А этот уровень еще предстоит определить и обосновать указанные нормативы и ставки как в целом по совокупности отраслей, приносящих ренту, так и по предприятиям каждой отдельной отрасли. Здесь, учитывая меняющиеся условия рыночной конъюнктуры, региональные особенности и другие многочисленные факторы, не может быть применена единая для всех схема.

Поэтому вопрос о природной ренте — ее формах, условиях образования, методах учета, принципах и механизме распределения — является одним из самых сложных не только в отечественной, но и в мировой экономике [1].

В настоящее время в Республике Башкортостан числится 185 месторождений нефти и газа, на балансе ОАО «АНК «Башнефть» — 181 месторождение, из них 146 нефтяных, 15 газонефтяных, 7 нефтегазовых и 13 газовых; 161 месторождение находится в разработке (получены лицензии), 14 — в разведке, 10 — в консервации. В целом по ОАО «АНК «Башнефть» степень разведанности начальных суммарных ресурсов нефти составляет 80,6%. Этот показатель свидетельствует

о позднем этапе их освоения. Степень выработан-

ности запасов достигла 85,5%, а текущая нефтеотдача — 35,9% при проектной 42%. Трудноизвле-каемые запасы составляют более 44% суммарных, запасы нефти категории С2 равны 36,8 млн. т, ресурсы категории СЗ — 21,39 млн. т. Тем не менее нефтедобывающая отрасль в лице ОАО «АНК «Башнефть» ежегодно не менее чем на одну треть формирует бюджет Республики Башкортостан, что обусловлено превышением рентабельности нефтедобывающей отрасли над средней по экономике в 2,24 раза. Основной причиной получения сверхдоходов в отрасли явилась устойчивая мировая тенденция роста цен на нефть в минувшие годы. Вплоть до 1981 г. добыча нефти по республике удерживалась на отметке 40 млн. т. В дальнейшем этот показатель стал медленно, но неуклонно падать. В 2006 г. она составила 11,7 млн.т. Все вышесказанное определяет актуальность вопроса рационального недропользования в современных условиях.

Оценка природных ресурсов является важным направлением теоретических и прикладных исследований оценки стоимости имущества. В условиях, когда использование природных ресурсов приносит около 70% образующихся в стране доходов, крайне важно знать, сколько эти ресурсы стоят. На макроуровне без этого нельзя грамотно построить бюджетную, налоговую и финансовую политику, формировать нужные для общества тенденции и разрабатывать инструменты для обеспечения динамичного экономического развития страны.

По нашему мнению, кадастровая оценка месторождений должна проводиться в два этапа. На первом этапе проводится качественная оценка месторождений. Второй этап характеризует собственно стоимостную оценку участков недр, связанную с определением природной ренты и стоимости месторождений нефти.

В общеметодическом плане природную ренту ^) определяют как остаточный доход, рассчитываемый разницей между стоимостью произведенной продукции (Р) и общими затратами на ее производство (С), включая амортизацию основных фондов (возмещение капитала) и с учетом нормальной прибыли предпринимателя (П) по формуле: R = (Р — С) • Q — П. Таким образом, рента представляет собой текущий доход за определенный период (год, квартал) и для определения капитальной оценки природного ресурса, величина ^) капитализируется по приемлемой ставке процента (е).

Для углеводородов (нефть, газ, конденсат), которые относятся к невозобновляемым природным ресурсам, их стоимость определяется по формуле (1):

т

о = 1

т

г=0 (1 + е)

или О =

т[(1+е)т-1] е(1 + е)т

где Т — период использования природного ресурса;

I — год оцениваемого периода.

Важной особенностью нефтедобывающих компаний является то, что их производственная деятельность происходит под влиянием природно-геологического фактора, оказывающего значительное влияние на уровень их издержек и получаемый экономический результат. В условиях ограниченности запасов углеводородов, а также их невоспроизводимости недропользователи вынуждены использовать и худшие участки недр для удовлетворения потребностей общества в данных продуктах. В природе не существует двух одинаковых месторождений, и поскольку разработка лучших залежей нефти имеет более низкие индивидуальные затраты на извлечение продукции, чем на относительно худших участках, то здесь образуется добавочный доход, который принято называть дифференциальным или горным доходом. Последний могут получать только предприятия, разрабатывающие лучшие месторождения по продуктивности и качеству добываемого сырья, при благоприятном географическом расположении и использовании совершенных методов организации и управления производством, а также более эффективного вложения средств, обеспечивающих при средней для данного вида участков повышенную производительность труда по сравнению с производительностью на более худших площадях. Таким образом, возникновение или образование горного дохода не зависит от усилий коллективов предприятий и достигается благодаря действию природного фактора [2].

Современная экономическая теория различает абсолютную и дифференциальную горную ренту. Последняя, в свою очередь, разделяется на три части: горную ренту добычи, ренту положения (географическую) и ренту качества. Таким образом, величина горной ренты отражает различия в природно-геологических условиях разработки месторождений, транспортных издержках и качестве добываемого сырья.

Абсолютная горная рента представляет собой доход от добычи углеводородов, получаемый на месторождениях с наиболее высокими (замыкающими) в отрасли затратами. Давно доказано, что даже самый неэффективный капитал в силу неэластичности его предложения в краткосрочном периоде приносит абсолютную ренту, поскольку собственник капитала никогда не предоставит его в аренду бесплатно. Уровень абсолютной ренты в цене нефти во многом зависит от объема ее запасов в недрах [3]. Основными факторами, влияющими на уровень цены нефти и абсолютной ренты нефтяной промышленности, являются:

— олигополия в системе международных поставок нефти. ОПЕК вместе с Россией, Мекси-

кой и Норвегией контролируют 95% поставок нефти;

— ограниченность транспортных коммуникаций для поставок нефти на международный рынок (нефтепроводы, глубоководные порты и др.);

— политическая нестабильность в регионах, где сосредоточены значительные запасы нефти;

— международные санкции по отношению к странам, где сосредоточены крупные запасы нефти. В результате санкций по отношению к Ираку из международной торговли исключено до 10% объема возможных продаж;

— степень геологической изученности перспективных районов на нефть и газ, технологический уровень поисков и разведки месторождений нефти;

— макроэкономические и демографические процессы в странах — крупных потребителях нефти, влияющие на величину совокупного импортного спроса в мире;

— организационно-экономические условия, влияющие на возможность вовлечения запасов нефти в хозяйственный оборот: экологические нормы, государственные ограничения на ведение разведки, налоговая система и другие оказывают воздействие на уровень активных запасов.

Таким образом, стоимость нефтяных месторождений, в первую очередь, определяется величиной разведанных запасов сырья. На сегодня в мире запасы нефти оцениваются на уровне примерно 143 млрд. т, и за последние 30 лет они более чем удвоились. Основными рентообразующими факторами нефтяных месторождений являются такие их качественные характеристики, как начальные, остаточные балансовые и извлекаемые запасы нефти, накопленная добыча, годовая добыча, коэффициент извлечения нефти (начальный и текущий), выработанность месторождения, обводненность месторождения, обеспеченность запасами.

Качество месторождений оценивается методом геологического ранжирования. Месторождения классифицируются в порядке снижения их качественных характеристик. Степень воздействия свойств определяется их влиянием на конечный результат нефтедобычи — среднесуточный дебит скважины. На основании полученных данных по группам месторождений строится шкала их балльной оценки [4].

Другим важным рентообразующим фактором, влияющим на дифференциацию месторождений, является качество нефти, которое характеризуется такими показателями, как содержание серы, содержание парафинов, содержание смол и асфаль-тенов, плотность нефти, вязкость. Эти характеристики различаются для каждого месторождения. А степень их влияния модифицируется в зависимости от стадии геологического изучения участка недр и промышленного освоения.

Все нефтяные месторождения на территории Республики Башкортостан приурочены к отложениям палеозоя, где выделяются семь нефтегазоносных комплексов. Основными из них являются терригенные толщи девона и нижнего карбона, содержащие соответственно 40 и 46% суммарных начальных извлекаемых запасов и 65% суммарных остаточных извлекаемых запасов. 34% остаточных — трудноизвлекаемые запасы карбонатных отложений верхнего девона, нижнего и среднего карбона и нижней перми.

Коэффициент извлечения нефти (КИН) достиг 35,9%, в том числе по залежам терригенного девона — 46,3% и терригенного нижнего карбона

— 38,2%. Добыча нефти осуществляется преимущественно механизированным способом (99,9%). Годовой темп отбора нефти составляет 4,4% текущих извлекаемых запасов и 0,64% начальных извлекаемых запасов при водонефтяном факторе 11,5 т/т.

Стабилизация добычи нефти с 1999 г. на уровне около 12 млн. т/год при обводненности 90,9— 91% обеспечивается ростом числа добывающих и нагнетательных скважин. Главными составляющими технической политики компании служат создание на каждом месторождении оптимальной системы разработки и обеспечение экологической безопасности объектов нефтедобычи и всех элементов нефтедобывающего производства. В основу оптимальных систем разработки нефтяных месторождений заложен принцип реализации рациональной плотности сетки скважин и поддержания расчетных соотношений отбора (132— 134 млн. т/год) и закачки (119—120,1 млн. м3/год) вытесняющего агента. Немаловажную роль играет повышение добычи за счет методов увеличения нефтеотдачи, позволяющих снизить темпы ее падения и объемы попутно добываемой воды. С 2001 г. в «Башнефти» доля добычи нефти за счет этих методов неуклонно возрастает и в 2006 г. составила более 20%.

Местоположение месторождений нефти определяется расходами на ее транспортировку до магистрального трубопровода.

На этапе стоимостной оценки месторождений на рентной основе необходимы данные о ценах реализации себестоимости нефти, соответствующих им нормативах и транспортных затратах. Задача оценки на данном этапе состоит в том, чтобы на основе всестороннего учета условий и результатов нефтедобывающего производства установить для каждого месторождения экономический эффект от его разработки, дать ему количественное выражение.

По нашему представлению, кадастровая оценка стоимости месторождений должна быть фундаментом механизма системы управления недропользованием, поскольку ее проведение не только создаст информационную базу оценки

эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории, но и послужит инструментом регулирования и контроля за рациональным недропользованием в нефтедобыче.

Именно кадастровая стоимость должна быть положена в основу рентного налогообложения и рентных отношений в недропользовании (она может быть взята в качестве базовой стоимости при проведении аукционов на разработку месторождения) , что значительно облегчит экологическое регулирование в отрасли. Величина рентных платежей должна обеспечивать такой уровень рентабельности каждому предприятию, который создавал бы возможность получения реальных результатов деятельности предприятий и стимулировал процесс расширенного воспроизводства.

Величина рентного платежа должна определяться в результате сопоставления максимально возможного его размера с величиной прибыли, объективно необходимой предприятию с учетом его текущих и перспективных задач.

Литература

1. Петрунин, В.В. Проблемы рентных платежей за пользование природными ресурсами // Финансы. 2005. № 3. С. 62-65.

2. Винокуров, А.Ю. Экологическое право: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, В.А. Фомин; под общ. ред. д. юр. н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. 575 с.

3. Разовский, Ю.В. Горная рента. М.: ОАО НПО Изд-во «Экономика», 2000. 221 с.

4. Незамайкин, В.Н. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова // Финансы и кредит. 2006. № 19. С. 25-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.