Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В ГЧП / РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РФ В МЕХАНИЗМЕ ГЧП / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко М.А.

В статье приведен анализ механизма государственно-частного партнерства в РФ за последние годы. Исследована динамика объема инвестиций с 2018 по 2022 годы, направленных на реализацию проектов ГЧП. Дана оценка эффективности действующих программ регионального стимулирования механизма ГЧП. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адаменко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE FINANCIAL MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article provides an analysis of the mechanism of public-private partnership in the Russian Federation in recent years. The dynamics of the volume of investments from 2018 to 2022 aimed at the implementation of PPP projects is studied. An assessment of the effectiveness of existing programs of regional stimulation of the PPP mechanism is given. Recommendations on improving the mechanism of public-private partnership in the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКЕ

М.А. Адаменко, магистрант

Научный руководитель: Ю.Н. Александрин, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-5-11

Аннотация. В статье приведен анализ механизма государственно-частного партнерства в РФ за последние годы. Исследована динамика объема инвестиций с 2018 по 2022 годы, направленных на реализацию проектов ГЧП. Дана оценка эффективности действующих программ регионального стимулирования механизма ГЧП. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в РФ.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, инвестиции в ГЧП, рейтинг субъектов РФ в механизме ГЧП, налоговые льготы и меры поддержки механизма государственно-частного партнерства.

Развитие экономической сферы является важнейшей функцией государства, благодаря модернизации экономики происходит потенциальный рост всего общества в целом. Одним из важнейших инструментов модернизации является государственно-частное партнерство - важный механизм развития местной, региональной и федеральной инфраструктуры.

За 2022 год накопленный объем проектов ГЧП достиг 3724 единиц (рис. 1), либо 5412 млрд. руб. (рис. 2) в финансовом эквиваленте. Данный результат не является рекордным и уникальным для российской действительности, в последние годы объемы инвестиций, а также количество ком-

мерческих закрытий проектов неуклонно сокращается, это вызвано множественными причинами, но главными можно выделить: пандемию, которая привела к локда-уну и заморозке многих объектов и планируемых проектов государственно-частного партнерства в 2020 году, следующим фактором сокращения стало - увеличение себестоимости материалов для строительства, что привело к росту капиталоемкости проектов, также к еще одному фактору относится новый экономико-политический кризис, который сократил финансовые поступления и инвестиции, способствующие реализации проектов ГЧП.

Рис. 1. Количество проектов ГЧП на конец 2022 года, ед. [1]

Сокращение инвестиций в экономику ГЧП происходило постепенно, в частности директор Национального Центра ГЧП [2] заявляет, что подобная тенденция наблюдается с 2017 года, рост количественного и финансового объема уменьшается, что непосредственно сказывается на развитии механизма ГЧП в РФ, объем финансовых вложений в ретроспективе можно посмотреть на рисунке 3.

Исходя из общих данных рынка, представленных в статье, можно сказать, что механизм государственно частного партнерства находится в кризисном состоянии, если посмотреть на динамику финансовых вложений, то можно заметить следующее: объем инвестиций в проекты ГЧП продолжает сокращаться, если смотреть на динамику, то сокращение объема инвестиций в 2019 году составило 8 % по отноше-

нию к 2018 году. Финансирование в 2020 году сократилось на 42,7 %, настолько серьезное падение связано с пандемией ко-ронавируса, а также введенным из-за него локдауна, в период пандемии было заморожено множество проектов, которые в 2021 году отыграли падение по отношению к 2020 году - рост составил 32 %. Сильнее всего на механизме ГЧП отразился кризис 2022 года, объем инвестиций сократился на 55 %, бизнес и государство адаптируются к новым экономическим условиям, что непосредственно влияет на общий объем инвестиций в новые проекты государственно-частного партнерства, первостепенной задачей как для правительства, так и частного сектора стало сохранение стабильной системы функционирования.

Транспортная ■ Коммунально-энергетическая Социальная Иные сферы Рис. 2. Общий объем инвестиций секторов ГЧП на конец 2022 года, млрд. руб. [1]

Если смотреть на динамику механизма ГЧП в региональном срезе (таблица 1), то можно увидеть следующее: наблюдается сильная неравномерность распределения проектов ГЧП, лидерами являются Приволжский и Центральный округа, они обладают наибольшим количеством объектов ГЧП, а также превалирующим над другими округами объемами инвестиций. Достаточно активно также развиваются регионы Сибирского и Дальневосточного округа - они занимают достаточно круп-

ную долю в реализации проектов государственно-частного партнерства. Наименьшим по количеству и объему инвестиций является Северо-Кавказский федеральный округ, низкие показатели инвестиционной активности которого наблюдаются достаточно длительный период времени.

На основании рассмотренных данных можно выделить еще две проблемы - неравномерное распределение проектов ГЧП, а также неравный доступ округов РФ к объемам частных инвестиций.

Рис. 3. Динамика объема инвестиций проектов ГЧП с 2018-2021 гг., млрд. руб. [1]

Стоит отметить, что подобная тенденция прослеживается на протяжении нескольких лет. Например, в 2020 году, где Центральный округ имел 389 проектов ГЧП и 1655 млрд руб. инвестиций, а Приволжский - 545 проектов и 512 млрд руб. инвестиций. Округами с низкой инвести-

ционной активностью также были - Южный и Северо-Кавказский. Распределение остается неизменным уже в течение нескольких лет (данная закономерность существует с 2016 года и продолжается до сих пор) [3,4].

Таблица 1. Количество реализуемых проектов ГЧП по федеральным округам за 2022 год, ед. [1]

Федеральный округ Количество реализуемых проектов, ед. Объем инвестиций, млрд руб.

Приволжский 997 683,8

Центральный 684 1070,3

Северо -Западный 290 573,4

Уральский 405 273,7

Сибирский 556 379,4

Дальневосточный 534 423,1

Южный 186 238,8

Северо-Кавказский 35 6,4

Срез по федеральным округам дает обобщенную информацию по объектам ГЧП, для более детального рассмотрения механизма государственно-частного партнерства следует обратиться к данным, формируемым аналитическим центром РОСИНФРА, ежегодно центр публикует рейтинг субъектов РФ по развитию механизма ГЧП (актуальные данные представлены за 2021 год).

Аналитический центр РОСИНФРА изучает рейтинги субъектов РФ в сфере развития ГЧП. В данный рейтинг входят следующие показатели:

- динамика реализации проектов ГЧП в отчётном году (динамика);

- накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (опыт);

- состояние нормативно-институциональной среды (НИС).

Каждый из этих показателей просчитывается индивидуально, а после сводится в средний балл, который показывает уровень развития субъекта РФ в сфере ГЧП.

Для анализа будут взяты несколько субъектов РФ, которые занимают лидирующую позицию в стране, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП в 2021 году [5]

Субъект РФ Место в рейтинге Общий показатель Динамика, баллы Опыт, баллы НИС, баллы

Московская область 1 79,8 100 36,4 25,2

г. Москва 2 61,2 45,3 100 95,2

Республика Карелия 3 35,9 40,6 0,5 74,1

Мурманская область 4 24,5 21,3 3,6 89

г. Санкт-Петербург 4 22,5 0,1 99,8 25,2

Республика Татарстан 6 19,3 13,8 1,2 93,5

Новосибирская область 7 17,1 9,7 10 83,2

Нижегородская область 8 16,4 11,9 5,9 69,3

Согласно данным таблицы, лидером в развитии механизма ГЧП является Московская область, ее лидерство ретроспективно, область ежегодно занимает лидирующие позиции, обладая огромным опытом в реализации проектов государственно-частного партнерства, динамикой реализации объектов, а также развитой институциональной базой, наполненной законодательными актами, формирующими меры поддержки и льготы для частного партнера.

Рассмотрим льготы, которые субъекты РФ предоставляют частному инвестору:

Московская область:

- снижен налог на имущество (минимальная ставка - 0 %);

- налог на прибыль организации (минимальная ставка - 0 %);

- инвестиционный налоговый вычет (максимальный - 90%);

- инвестиционный налоговый кредит по сниженной процентной ставке [6].

г. Москва:

- снижен налог на имущество (минимальная ставка - 0 %);

- налог на прибыль в бюджет Москвы снижен на 21 % (льготная ставка - 13,5 %);

- земельный налог снижен н 99,3 % (ставка - 0,7 % от исчислений суммы налога);

- арендная плата за землю снижена на 99,9 % (льготная ставка 0,01 % от кадастровой стоимости) [7].

Республика Карелия:

- льгота по арендной плате за их использование - 0,01% от кадастровой стоимости;

- освобождение от налога на имущество организаций, снижение ставки налога на прибыль;

- меры финансовой поддержки, а именно субсидирование затрат;

- наличие особого экономического режима на Арктических территориях Республики Карелия (снижение нагрузки по уплате страховых взносов до 7,5%, льготное кредитование);

- наличие территорий опережающего социально-экономического развития (предусмотрены налоговые льготы и в 4 раза уменьшен размер страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) [8].

Вышеперечисленные льготы обуславливают следующее: данные регионы обладают обширным набором мер поддержки проектов ГЧП. Это способствует их высокой конкурентной позиции между другими субъектами РФ. Высокая институциональная развитость помогает территориальным образованиям получать больше инвестиций от частных партнеров, в следствие это ведет к большему количеству коммерческих закрытий проектов и улучшению социальной и экономической жизни регионов за счет реализации объектов государственно-частного партнерства.

Наибольший приток инвестиций в экономику субъекта РФ зависит от его законодательной базы в области государственно-частного партнерства, прозрачности данных в области экономического развития территории - эти факторы позволяют инвестору оценивать свои риски, а также измерять потенциальную прибыль проекта, что непосредственно оказывает влияние на принятие решения по строительству, модернизации или реконструкции объекта ГЧП.

Проблема регионального развития механизма ГЧП обсуждаются ежегодно, в

рамках крупных мероприятий, на которых утверждают новые пути развития механизма, например:

- программа «Дальневосточная концессия»;

- программа льготного инфраструктурного кредита;

- программа развития социальных объектов;

- также разрабатываются и применяются новые льготные источники финансирования для инвесторов [9].

На основании вышеперечисленных данных можно заключить следующее: проблема развития государственно-частного партнерства в регионах РФ имеет «хронический» характер, принятие локальных мер, которые направлены на отдельные аспекты системы ГЧП, не способны разрешить ее. Нужно проводить кардинальную институциональную реформу, способную изменить механизм ГЧП. К таким мерам можно отнести:

- четкое разграничение рисков участников проектов ГЧП, с установкой предметов введения и страховых гарантий: с учетом современной кризисной ситуации государству необходим фонд поддержки частного бизнеса, который участвует в механизме ГЧП и покрывает выросшие издержки бизнеса, например, при учете нарушения логистики, стоимость проекта становиться более капиталоемкой, бизнесу нужна поддержка для покрытия разницы цен, при этом необходимо сохранить возможность приватизации конечного проекта для частного партнера;

- расширение возможности частного финансирования системы - крупные компании, имеющие большой объем ресурсов, способны покрывать издержки проектов ГЧП, для развития механизма государственно-частного партнерства возможно создать реестр секторальных компаний для создания более компетентного консорциума, который будет показывать большую эффективность в реализации механизма ГЧП, а также помогать малым и средним компаниям, например, высокотехнологичные компании, как Яндекс или VK Group могут помогать более меньшему бизнесу в реализации проектов: своими ресурсами, в

том числе и финансовыми, человеческим капиталом и технологиями, так как многие крупные компании имеют государственное участие - необходимо снять запрет на участие таких компаний в механизме ГЧП;

- создание наиболее благоприятных финансовые и институциональные условия для регионов, которые находятся в кризисном положении, например, северокавказский федеральный округ находится на последнем месте в разрезе страны, для развития механизма ГЧП необходимо выровнять условия реализации партнерства: распространить льготные условия на кризисные регионы - установление льготной налоговой ставки на имущество, на аренду земли, на прибыль, выделить отдельные субсидии для развития государственно-частного партнерства в регионе;

- расширение перечня объектов ГЧП, федеральное законодательство четко очерчивает список инфраструктуры, а увеличение списка позволит задействовать механизм ГЧП в новых областях, поспособствовать реализации импортозамещения, например, в медицине и Щ если рассматривать медицину, то необходимо создавать собственные инфраструктурные объекты, связанные с химической промышленностью, создавать компоненты для медикаментов, а если сферу ^-сектора, то это заводы по производству чипов, высокотехнологичного оборудования для средств связи, компонентов для электроники;

- создать новый инструмент финансирования, в качестве финансового фонда на бирже, это позволит привлекать больше финансовых ресурсов на реализацию объектов ГЧП, в качестве наполнения фонда можно использовать инфраструктурные облигации и акции компаний, также подобный инструмент позволит сохранить средства россиян в условиях турбулентности, подобный инструмент будет обладать меньшим риском из-за участия государства, а также приносить доход.

Современная экономическая действительность, вызванная санкционным давлением, новым экономико-политическим кризисом и постпандемийными последствиями, повлияла на развитие механизма ГЧП: сократила финансовые ресурсы и

инвестиции в экономику. В связи с этим модернизация государственно-частного партнерства может стать основой развития экономики, где государство будет выступать главным инвестором, а бизнес - модернизатором экономики. Поэтому для решения данной проблемы предложено несколько решений: институциональная модернизация, связанная с расширением перечня объектов ГЧП, это позволит реа-лизовывать более сложные, технологичные и наукоемкие проекты, что непосред-

компонентов, так и созданием новых технологий, финансовая модернизация: создание нового инструмента финансирования в виде фонда на бирже, а также законодательного закрепления и распространения наиболее благоприятных и эффективных налоговых льгот и средств поддержки для регионов с низкой инвестиционной активностью, а для более высокой финансовой стабильности создать страховой фонд для частного бизнеса, который способен покрывать выросшие издержки в

ственно поможет государству с импорто- момент реализации проекта. замещением как дефицитных продуктов и

Библиографический список

1. Инвестиции в инфраструктуру ГЧП 2022. Аналитический обзор // Национальный центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/59e/59e99c63fe1b0558340251ab897b3409.pdf/ (дата обращения: 20.12.2022).

2. В пандемию количество ГЧП-проектов сократилось на 40%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/09/22/v-pandemiiu-kolichestvo-gchp-proektov-sokratilos-na-40.html (дата обращения: 20.12.2022).

3. Инвестиции в инфраструктуру ГЧП 2020. Аналитический обзор // Национальны центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/razvitie-rynka-infrastruktury/ (дата обращения: 15.06.2022).

4. Рынок ГЧП в России. Итоги 2019: тренды, проекты, события// Национальный центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/razvitie-rynka-infrastruktury/ (дата обращения: 20.12.2022).

5. Рейтинг городов по уровню развития ГЧП // Национальный центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/rating-of-regions/2021 (дата обращения: 20.12.2022).

6. Московская область: меры государственной поддержки // ГЧП-советник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppadvisor.ru/moskovskaya-oblast-/?category=%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B 4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 20.12.2022).

7. Меры поддержки инвестиционным проектам // Официальный ресурс Правительства Москвы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://investmoscow.ru/business/tax-benefits-investment-projects (дата обращения: 20.12.2022).

8. Меры поддержки проектов ГЧП // Корпорация развития республики Карелии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.kr-rk.ru/p/meri-podderzhki-proektov-gchp (дата обращения: 20.12.2022).

9. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор // Национальный центр государственно-частного партнерства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/razvitie-rynka-infrastruktury/ (дата обращения: 20.12.2022).

IMPROVING THE FINANCIAL MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

IN THE RUSSIAN ECONOMY

M.A. Adamenko, Graduate Student

Supervisor: Yu.N. Alexandrin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article provides an analysis of the mechanism of public-private partnership in the Russian Federation in recent years. The dynamics of the volume of investments from 2018 to 2022 aimed at the implementation of PPP projects is studied. An assessment of the effectiveness of existing programs of regional stimulation of the PPP mechanism is given. Recommendations on improving the mechanism of public-private partnership in the Russian Federation are proposed.

Keywords: public-private partnership, concession agreements, investments in PPP, rating of subjects of the Russian Federation in the PPP mechanism, tax benefits and measures to support the mechanism of public-private partnership.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.