УДК 81'271
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
© 2011 А.В.Попова, Л.П.Лунева
Самарский государственный университет путей сообщения
Статья поступила в редакцию 03.05.2011
Статья посвящена вопросу совершенствования этической составляющей коммуникации учащихся старших классов. В статье описываются основополагающие принципы и структура элективного курса «Речевой этикет: секреты успешного общения», способствующего решению выдвинутой проблемы.
Ключевые слова: этическая компетенция, речевой этикет.
Современное общество предъявляет высокие требования к будущему специалисту. Эти требования распространяются не только на область профессиональной деятельности, но и на умения ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В связи с этим процессы модернизации, инновации в сфере обучения и воспитания затронули как мотива-ционно-целевую и содержательную, так и организационно-технологическую стороны учебной-деятельности. Важное место в системе обучения стала занимать проблема совершенствования культуры речиспециалиста любого профиля.
Новая образовательная политика определила необходимость в разработке элективного курса по русскому языку «Речевой этикет: секреты успешного общения», главная коммуникативная идея которого состоит в том, чтобы пробудить у старшеклассников внимание к проблемам культуры этикетного поведения, заложить основы для формирования словесной вежливости в ситуациях общения, актуализировать и стимулировать стремление старшеклассников к совершенствованию коммуникативной компетентности.
Основные подходы, определяющие специфику элективного курса, -универсальный и деятельно-коммуникативный. Универсальный подход заключается в том, что содержание курса формируется вокруг таких важных понятий, как «культура речи», «речевой этикет», «этикетная ситуация», «участники этикетного общения», «этикетная формула», «этикетная ошибка» и т.д., которые рассматриваются с точки
Попова Анастасия Валериевна, учитель русского языка и литературы школы №175, Самара, аспирант каф. инженерной педагогики и культуры делового общения. E-mail: asya222@mail. ru
Лунева Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. каф. инженерной педагогики и культуры делового общения. E-mail: luneva ipkdo@mail.ru
зрения разных наук: русского языка, психологии, этики, эстетики, истории.
Деятельно-коммуникативный подход предусматривает построение учебного процесса как модели общения. Суть данного подхода в том, что правила, понятия и ситуации не только изучаются через специальные упражнения, но и усваиваются в процессе коммуникативной деятельности. Таким образом, отрабатываются речевые образцы и структуры. Наиболее полно этот подход проявляется в творческой направленности обучения, в воспитании через нетрадиционные, активные формы работы, которые предполагают свободное общение, обыгрывание жизненных ситуаций, подготовку самостоятельных заданий по выбору1. В этой связи актуализированные подходы программы элективного курса направлены на совершенствование коммуникативных способностей учащихся средствами живого общения. Курс позволяет вовлечь большинство участников в обсуждение интересных вопросов, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Задания на основе теоретического и практического материала поможет учащимся легко и правильно вступать вконтакты с людьми, понимать поведение собеседника, преодолевать барьеры в общении.
Программа элективного курса имеет концентрическую структуру, предусматривающую усвоение учебного материала на разных уровнях сложности. Первый уровень-ознакомительный, связанный с развитием у учащихся представлений о культуре речи и речевом этикете как ее составляющей, о специфике речевого этикета в отдельных странах, об истории речевого этикета в России; второй и третий-основные, призванные сформировать на более высоком уровне представления о правилах речевого общения
1 Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: 2002. - C 134 - 157.
в зависимости от этикетной ситуации, целей и задач коммуникации, участников общения.
При создании элективного курса самым главным было совершенствование коммуникативно-речевых умений в условиях постепенного перехода от одного умения к другому на основе изучения сведений по теории этикетного делового общения. Всё обучение словесной вежливости на занятиях строилось с учетом тех связей, которые существуют между отдельными элементами содержания обучения. Так, например, реализовывалась связь между умением употреблять местоимение «Вы» как форму вежливого обращения и умением выбирать обращение в зависимости от ситуации общения, возраста адресата и степени знакомства с ним.
Идейную концепцию курса определили следующие вопросы, направленные на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: 1) Какие коммуникативно-речевые умения могут быть положены в основу формирования коммуникативной компетентности у учащихся профильных классов? 2) Какие принципы, методы и средства будут использованы в процессе обучения этикетной речи? 3) Какие стратегии и тактики речевого поведения можно считать эффективными в ситуациях сотрудничества и кооперации? 4) На каком исходном материале будут формироваться эти умения?
Особенность разработанного элективного курса состоит в том, что в его основу положена идея развития и совершенствования у учащихся коммуникативно-речевых умений, значимых дляих дальнейшей профессиональной деятель-ности2. В ходе работы были определены основные профессионально значимые коммуникативно-речевые умения для старшеклассников профильных классов. Это, прежде всего, умение словесно оформлять высказывание адекватно речевой ситуации общения. С другой стороны, не менее важным является умение прогнозировать речевое поведение партнера по общению в конкретной ситуации, опираясь на знание этикетных формул. Для будущего специалиста актуальными являются и умения моделировать профессионально значимые высказывания с учетом особенностей партнеров по общению, и использовать формулы речевого этикета, опираясь на знание функционально-семантических полей как единиц этикетного речевого поведения. С целью повышения уровня эффективности коммуникации необходимо также обладать умением грамотно использовать речевые жанры общения (приветствие, представление, знакомство, телефонный разговор и т.д.).
2 Ермаков Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. - 2004. - №3. - С.6 - 11.
Ориентация на эти знания и умения определяет цели и задачи курса. Необходимо дать учащимся практические умениям этикетного, но в то же время результативного, то есть достигающего цели общения; научить самоопределяться в конкретной речевой ситуации и поступать в соответствии с «принципом вежливости», с законами гармоничного общения, учитывая реальную ситуацию и статусные роли коммуникантов; выработатьпрактические умения при моделировании этикетного речевого поведения; сориентировать в применении практических умений при использовании коммуникативных стратегий и тактик, соответствующих поставленной цели и ситуации общения; научить осознавать собственные реальные речевые возможности для личностного и профессионального становления. Элективный курс призван помочь формированию нравственных убеждений, гуманистических качеств личности, гражданской позиции и деловой репутации, а также в совершенствовании психических качеств и свойств личности обучаемых (памяти, творческих способностей, внимания, гибкости мышления и т.д.), необходимых в общении.
В основу лингводидактических принципов целенаправленного отбора и описания языкового материала положены такие общедидактические принципы, как научность, системность, доступность, а также принципы интеграции, коммуникативной ценности и принцип профильно ориентированного обучения. Научность изложения предусматривает изложение системы знаний об этикетной речи в соответствии с уровнем развития лингвистической науки. Научность как принцип изучения языкового материала просматривается в целенаправленном выборе научной лингвистической концепции, последовательной реализации основных положений научной концепции во всех компонентах структуры курса, в ориентации системы научных знаний на развитие и совершенствование навыков этикетного общения.
Принцип доступности в обучении этикетному речевому поведению соотносится, главным образом, с базовым материалом и степенью глубины его постижения. Этот принцип предусматривает учет лингвистических, лингводидак-тических, психологических, психолингвистических факторов: объем имеющихся знаний в области предмета, возможности при усвоении языкового материала, возрастные особенности учащихся и т.д.
Принцип наглядности предписывает максимальное использование возможностей чувственной формы познания. Средства предметной на-глядности-плакаты, таблицы, чертежи, схемы,
кинофильмы-обладают большими информационными возможностями.
Благодаря принципу коммуникативной ценности вырабатываются главные умения и навыки, необходимые для этикетного общения. Принцип коммуникативной ценности языковых единиц признается ведущим при целенаправленном отборе языкового материала при обучении этикетному общению. Критериями коммуникативной ценности языковых единиц служат соответствие выбранных речевых высказываний темам и ситуациям общения, соотнесенность их с лексиконом учащихся каждой возрастной группы и т.д.
В основу программы элективного курса положены материалы речеведческого характера. Это тексты, содержащие сведения о том, что такое «актуализаторы» вежливости и этикетный диалог, в чем специфика делового общения и использования формул речевого этикета. На решение основной цели элективного курса направлена специальная система упражнений, способствующая формированию необходимых навыков и умений. В работе использовались следующие типы коммуникативно-речевых заданий и упражнений.
Анализ готовых текстов (этикетных диалогов, отрывков из художественных произведений). Эти задания включают учеников в дискуссию, побуждают их сопоставить несколько мнений по одному и тому же вопросу, сформулировать свое отношение к высказыванию. Например, прочитайте текст и составьте к нему тезисный план. К каждому тезису подберите свои аргументы или примеры.
«Культура речи неотделима от общей культуры», - писал К.Чуковский. Эти слова могут быть отнесены и к профессиональной культуре. Понимая профессиональную культуру как совокупность знаний и навыков, обеспечивающих высокие результаты работы каждого человека по выбранной специальности, отметим, что само понятие «профессиональная культура» не имеет однозначного толкования, существует разница и в определении составляющих это понятие компонентов. Психологи высказывают мнение, что профессиональная культура обеспечивается синтезом культуры поведения, эмоциональной культуры, культуры речи и культуры профессионального общения. Считается, что каждая профессиональная деятельность воздействует на человека. Существует утверждение, что люди есть то, что они делают. При этом культура речи составляет основу профессионального общения, друг без друга они просто несостоятельны. В процессе работы можно предложить задание обратного характера. Например, что вы можете
сказать об участниках диалогов, об их отношениях, кем они могут друг другу приходиться?
- Кого я вижу! Маша! Здравствуйте!
- Ниночка! Как я рада, что ты пришла! Как давно я тебя не видела! А у меня для тебя столько новостей!
- Простите, Галина Петровна, что беспокою Вас в столь ранний час. Здравствуйте!
- Доброе утро! Входите, пожалуйста. Что привело Вас ко мне? Проходите, присаживайтесь, рассказывайте.
- Благодарю Вас! Мне очень нужно с Вами поговорить.
Подбор, замена этикетных формул (приветствие, благодарность, извинение, просьба и т.д.). На данном этапе наиболее оправданны упражнения аналитического характера. Например, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.
Целесообразно предложить и более сложное задание, связанное, например, с анализом ошибок этикетного характера в ситуации представления при приёме на работу:
Меня зовут Сергей. По батюшке я Александрович, но Вы можете звать меня просто Сергей, без отчества. Мне также будет приятно, если Вы будете величать меня на Ты. Я хочу присоединиться к вашей работе, где я хочу отвечать за сбыт продукции. Хотелось бы предложить несколько гениальных идей, чтобы улучшить состояние дел на вашей фирме.
Моделирование и разыгрывание этикетных диалогов в предложенных ситуациях с использованием этикетных рамок и готовых речевых клише. Это задания интерактивного характера, ориентирующие учащихся на работу в группе или паре. Чаще всего для совместной работы предлагается составить диалог. При этом группы могут выполнять одинаковые задание или разные3. Разыгрывание различных этикетных ситуаций, тренировка в использовании этикетных формул, поиск оптимального выхода из сложных этикетных положений имеют первостепенное значение для совершенствования коммуникативных компетенций учащихся. Обязательный элемент такой работы-рефлексия, попытки оценить собственную коммуникативную деятельность и речь своего собеседника с учетом соответствующих норм русского речевого этикета. В этом блоке можно предложить следующее задание:
3
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Ульяновск: 1998. - С. 34.
Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении задания обратите внимание на поведение участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил. 1) Вы — учащийся 11-го класса. Вам необходимо обратиться с просьбой к директору, преподавателю, одному из родителей, товарищу. 2) Вы — работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить: ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике, ученого из университета выступить в колледже с лекцией, руководителя фирмы благоустроить спортивную площадку.
Моделирование стратегий и тактик речевого поведения в зависимости от типа ситуации и коммуникативной цели говорящих. Например, обыграйте следующую ситуацию: Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения? Иллюстрацией подобного типа упражнений может служить такое задание: Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые Вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самонаименование, поздравительные формулы).
Программа ставит целью совершенствование этикетного речевого поведения и коммуникативно-речевых умений в ситуациях общения, в целом- подготовить к эффективной деловой коммуникации. В ходе изучения курса у учащихся формируются и развиваются умения этикетного общения, они получают рекомендации по определению целей, задач, мотивации ситуативного речевого поведения, его форме, постановке голоса, статусному и ситуативному поведению, внешнему виду и т.д. Для проведения целенаправленной работы была разработана специальная программа, основными особенностями которой являются: поэтапный характер работы, вариативность используемых методов и приёмов, реализация внутри- и межпредметных связей, направленность на сознательное усвоение знаний и развитие навыков самоконтроля школьников.
Необходимо отметить, что задача речевого развития учащихся в курсе «Речевой этикет и его значение для успешной деятельности будущего специалиста» тесно связана с развитием нравственной культуры человека, так как главным компонентом речевого этикета является вежливость. В настоящее время остро встаёт проблема соблюдения этических норм общения. Важно не только грамотно, красиво и убедительно говорить, но и проявлять доброжелательное отношение к адресату, демонстрировать заинтересованность в мнении собеседников, уметь корректно выражать своё мнение, уметь
отказывать, не обидев человека. Всё это составляет этический компонент речи4, который, помимо вышеуказанного, предполагает отсутствие лжи, терпимость к чужим убеждениям, такт, умение учитывать интересы других, умение слушать и рассказывать. В этом отношении этичность категорически не допускает употребление внелитературных элементов в речи. Этическая составляющая речевой культуры - это не только профессиональный и личный этикет, но и языковой вкус, национально-нравственные устои, менталитет, эстетический опыт народа. Важнейшей функцией соблюдения этического компонента является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Тактичность речи как знак уважения к конфликтующей стороне создаёт условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Нормативно-этические структуры языка соответствуют кодексу поведения человека, обеспечивающего социально-нравственный характер речевых взаимоотношений между людьми, и отвечают сложившимся в обществе этическим нормам. Этические нормы языка воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Умение соблюдать этические нормы всегда высоко ценилось в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и речи свидетельствовало и свидетельствует о хорошем воспитании и образовании говорящего и пишущего. Добро и желание добра другим лежат в основе общения, поэтому все этические нормы содержат доброжелательность как норму общения. Этические нормы диктуют необходимость нести ответственность за слова и речевые поступки, а нарушение этической составляющей речи служит барьером в общении.
Всё вышесказанное имеет непосредственное отношение к разработанному элективному курсу. В результате целенаправленной работы учащиеся расширили свои представления о речевом этикете, пополнили знания в области этикета разных стран, развили умение использовать этикетные формулы в разных ситуациях общения. Старшеклассники совершенствовали навыки ведения диалога, убеждения собеседника в чем-либо, тактичной аргументации собственного мнения. Важным итогом совместной деятельности стало стремление учеников к установлению доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.
4 Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете // Русская словесность. - 2003. - №5. - С. 14 - 16.
THE IMPROVEMENT OF THE ETHICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR DEVELOPMENT OF THE ELECTIVE COURSE
©2011 A.V.Popova, L.P.Luneva
Samara State University of Transport
The article is devoted to the issue of improving the ethical component of communication of high school students. This article describes the fundamental principles and the structure of the elective course «Speech etiquette: the secrets of successful communication» contributing to the put forward issue solution .
Key words: ethical competence, speech etiquette.
Anastasiya Valeriyevna Popova, a teacher of Russian language and Literature MEI School № 175 Samara city district, a post-graduate student. E-mail: asya222@mail. ru
Lyudmila Petrovna Luneva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department. engineering education and culture of Business Communication. E-mail: luneva ipkdo@mail.ru