Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИИ КОМПЛАЕНС В ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИИ КОМПЛАЕНС В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС-ФУНКЦИЯ / КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА / «ТРИ ЛИНИИ ЗАЩИТЫ» / ОХРАНА ТРУДА / «ИНТЕРНЕТ ВЕЩИ» / КОМПЛАЕНС БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА / РИСКИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катаргулова Мария Сатиевна, Кабанова Наталья Алексеевна

В данной работе рассматривается вопрос, связанный с проблемой реализации комплаенс-функции как в теоретическом аспекте, так и на примере ГМК «Норникель». Автором были изучены ключевые аспекты понятия комплаенс-контроля, особенности возникновения данного явления, а также проанализирована актуальность внедрения систем комплаенс в деятельность средних и крупных предприятий. В данной работе также был проведен анализ законодательных актов, регулирующих специфику применения системы комплаенс и оценивающих ее роль в деятельности организации. Автором была изучена модель «Трех линий защиты», направленная на управление рисками в организации и связанная с системой комплаенс. Важное место в данной работе отведено анализу системы комплаенс в ГМК «Норникель». Автором были изучены внутренние документы организации, в том числе связанные с ранее рассмотренной моделью «Трех линий защиты». В данной работе была дана оценка системы комплаенс ГМК «Норникель», а также предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности данной системы и развитие смежных показателей организации. В ходе описания мер и их возможных последствий автором был подсчитан потенциальный результат после внедрения предложенных мер по совершенствованию комплаенс-функции ГМК «Норникель» в сфере охраны труда. В заключительной части работы автором было выявлено, что внедрение мер по совершенствованию комплаенс-функции позволит избежать крупных финансовых потерь и сохранить привлекательность компании, таким образом, были описаны положения предиктивного характера, связанные с потенциальным развитием системы комплаенс в ГМК «Норникель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ELEMENTS OF THE COMPLIANCE FUNCTION IN THE ORGANIZATION

This paper considers the issue related to the problem of implementing the compliance function both in the theoretical aspect and on the example of MMC Norilsk Nickel. The author studied the key aspects of the concept of compliance control, the peculiarities of the occurrence of this phenomenon, and also analyzed the relevance of the implementation of compliance systems in the activities of medium and large enterprises. In this work, an analysis of legislative acts regulating the specifics of the application of the compliance system and assessing its role in the organization's activities was also carried out. The author studied the "Three Lines of Defense" model aimed at risk management in the organization and related to the compliance system. An important place in this work is devoted to the analysis of the compliance system at MMC Norilsk Nickel. The author studied the internal documents of the organization, including those related to the previously considered "Three Lines of Defense" model. In this paper, an assessment of the compliance system of MMC Norilsk Nickel was given, as well as recommendations aimed at improving the efficiency of this system and the development of related indicators of the organization were proposed. During the description of the measures and their possible consequences, the author calculated the potential result after the implementation of the proposed measures to improve the compliance function of MMC Norilsk Nickel in the field of labor protection. In the final part of the work, the author revealed that the implementation of measures to improve the compliance function would avoid major financial losses and preserve the attractiveness of the company, thus, predictive provisions related to the potential development of the compliance system at MMC Norilsk Nickel were described.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИИ КОМПЛАЕНС В ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esj.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/41ECVN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Катаргулова, М. С. Совершенствование элементов функции комплаенс в организации / М. С. Катаргулова, Н. А. Кабанова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https://esj. todav/PDF/41ECVN522.pdf

For citation:

Katargulova M.S., Kabanova N.A. Improving the elements of the compliance function in the organization. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 41ECVN522. Available at: https://esi.todav/PDF/41ECVN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Катаргулова Мария Сатиевна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Экономики и бизнеса» Студентка 4 курса бакалавриата E-mail: Katargulova00@inbox.ru

Кабанова Наталья Алексеевна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Департамент экономической безопасности и управления рисками

Преподаватель, доцент Кандидат экономических наук, доцент E-mail: nkabanova@bk.ru

Совершенствование элементов функции комплаенс в организации

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос, связанный с проблемой реализации комплаенс-функции как в теоретическом аспекте, так и на примере ГМК «Норникель». Автором были изучены ключевые аспекты понятия комплаенс-контроля, особенности возникновения данного явления, а также проанализирована актуальность внедрения систем комплаенс в деятельность средних и крупных предприятий. В данной работе также был проведен анализ законодательных актов, регулирующих специфику применения системы комплаенс и оценивающих ее роль в деятельности организации. Автором была изучена модель «Трех линий защиты», направленная на управление рисками в организации и связанная с системой комплаенс.

Важное место в данной работе отведено анализу системы комплаенс в ГМК «Норникель». Автором были изучены внутренние документы организации, в том числе связанные с ранее рассмотренной моделью «Трех линий защиты». В данной работе была дана оценка системы комплаенс ГМК «Норникель», а также предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности данной системы и развитие смежных показателей организации. В ходе описания мер и их возможных последствий автором был подсчитан потенциальный результат после внедрения предложенных мер по совершенствованию комплаенс-функции ГМК «Норникель» в сфере охраны труда.

В заключительной части работы автором было выявлено, что внедрение мер по совершенствованию комплаенс-функции позволит избежать крупных финансовых потерь и сохранить привлекательность компании, таким образом, были описаны положения предиктивного характера, связанные с потенциальным развитием системы комплаенс в ГМК «Норникель».

Ключевые слова: комплаенс-функция; комплаенс-система; «Три линии защиты»; охрана труда; «интернет вещи»; комплаенс безопасности труда; риски охраны здоровья и безопасности труда

Введение

Актуальность работы состоит в том, что международные и российские компании для успешного функционирования на рынке должны внедрять и использовать эффективные инструменты экономического и организационного характера. Цель каждой организации — получение большей прибыли и расширение масштабов своего производства. Чтобы достичь намеченных ориентиров, необходимо пройти тяжёлый путь. Каждому испытанию соответствуют свои риски: коррупционные, монопольные, производственные, политические, экологические и т. д.

С развитием общества и технологий риск возникновения непредвиденных обстоятельств увеличивается в разы. Отделы и департаменты не справляются с большим объёмом данных для анализа и проверки. Регулирование и контроль со стороны соответствующих органов неимоверно растут. Из-за этого повышается и груз ответственности перед компаниями.

Внедрение комплаенс-функции в деятельность организации — верный инструмент для минимизации многочисленных рисков. В нынешних реалиях уже сформировалось мнение о необходимости включения системы мониторинга за выполнением требований и нормативов в корпоративное управление. Затраты на осуществление гораздо меньше, чем уплата штрафов за соответствующие риски и их последствия.

Объект исследования — ГМК «Норникель».

Предмет исследования — комплаенс-функция ГМК «Норникель».

Цель работы — рассмотреть структуру комплаенс-функции ГМК «Норникель» и предложить меры по её совершенствованию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность комплаенс-функции через теоретический аспект, законодательные акты, регулирующие её специфику и роль в организации.

2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, отдельно комплаенс-функции ГМК «Норникель» и выявить её несовершенства.

3. Предложить меры по совершенствованию комплаенс-функции ГМК «Норникель» и проанализировать эффект от их внедрения.

В качестве теоретической и методологической базы были использованы отечественная и зарубежная литература, статистические сборники, международные и российские нормативно-правовые акты, электронные ресурсы и данные хозяйственной деятельности ГМК «Норникель».

1. Материалы и методы

Если обратиться к глоссарию Международной комплаенс-ассоциации (ICA), то данная сфера является независимой функцией по выявлению, оцениванию, предложению необходимых рекомендаций, отслеживанию и предоставлению отчётов о комплаенс-рисках. «Комплаенс-функция» — это процесс, в результате которого организация самостоятельно

контролирует своё «поведение», страхуя себя от противоправной деятельности, опираясь на соответствующие стандарты и нормы1.

Вопрос функционирования и совершенствования системы комплаенс неоднократно поднимался многими представителями бизнеса, учёными-экономистами как в международной, так и в отечественной практике. Данную проблему рассматривали Медведева Н.В. [1], Якимова В.А. [2], Крепышева А.М. [3], Попондопуло В.Ф. [4], Кеворкова Ж.А. [5] и другие.

Среди методов исследования были применены следующие: синтез, анализ, анализ нормативно-правовых документов.

Комплаенс-функция, которая разрабатывается российскими компаниями, должна основываться на системном и предварительном контроле за производственными явлениями, бизнес-процессами и фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, которые исходят из состояния его текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Комплаенс-система — это совокупность ключевых характеристик комплаенс-функции, обеспечивающая их взаимосвязь при достижении минимизирующего эффекта риска, основываясь на нормативах и стандартах, которым компания должна соответствовать или которые решает соблюдать. Так, она включает в себя множество областей регулирования [6].

Существует множество законодательных актов, регулирующих комплаенс-функцию. Однако следует сделать акцент на стандартах ISO, разработанных Международной организацией по стандартизации [7].

В 2021г. стандарт ISO 19600:2014 «Системы управления соответствием» был заменён на соответствующий стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия». Структура нового Стандарта 37301 принципиально не отличается от структуры ISO 19600. Основное отличие нового Стандарта 37301 — акцент на этической культуре. Новый документ содержит требования к комплаенс-программам и руководство по применению требований, что позволяет организациям официально подтвердить соответствие своей комплаенс-программы требованиям Стандарта 37301, путем соответствующей сертификации. Стандарт 19600 содержал только рекомендации [8].

Организации, которые ещё не внедрили комплаенс в свою деятельность, могут легко принять международный стандарт ISO 37301:2021 в качестве самостоятельного руководства своих бизнес-процессов.

Процесс реализации комплаенс-системы состоит из нескольких взаимосвязанных элементов (рис. 1).

По рисунку 1 можно сказать, что организации следует определять внешние и внутренние проблемы, связанные с комплаенс-рисками, которые влияют на её способность достигать намеченных результатов в сфере комплаенс. При этом компания должна учитывать широкий спектр внешних и внутренних угроз, таких как правовые, экономические, политические и т. д. Организация должна определить заинтересованных сторон, имеющих отношение к системе комплаенс, и их требования. Следует также определить границы и применимость системы комплаенс, чтобы установить область её применения. Её требования должны выполняться на всех уровнях бизнес-процессов [9].

1 ICS/International compliance services [Электронный ресурс] URL: https ://www.becompliant. ru/. Страница 3 из 10

2. Результаты и обсуждение

41ECVN522

Рисунок 1. Функционирование комплаенс-системы (разработано автором)

В 2013 г. Институт внутренних аудиторов (IIA) разработал модель «Трёх линий защиты». Она позволяет лучше понять систему управления рисками через уточнение ролей и обязанностей (рис. 2).

Совет директоров, комитет го аудиту

Высшее исполнительное руководство

1 линия защиты (бизнес-функции)

Оценка, регулирование и

минимизация рисков, Обеспечение эффективной системы внутреннего контроля

2 линия защиты (функции мониторинга)

Управление рисками: Внутренний контроль; Соблюдение внутренних и корпоративных требований; Соблюдение требований законодательства

Внутренний аудит

3 линия защиты (независимая функция) Оценка финансовых рисков; Оценка операционных и стратегических рисков; мониторинг функций 1-ой и 2-ои линии защиты: Контроль выполнения корректирующих мероприятии

Рисунок 2. Модель «Трёх линий защиты»

Из рисунка 2 видно, что в модели четко очерчены роли различных руководителей и работников организации. Оперативные руководители (в том числе по управлению рисками и комплаенс) — первая и вторая линии. Функции, предоставляемые внутренним аудитом — третья линия [10].

В настоящее время компании уделяют значительное внимание внешним сферам комплаенс, такие как: антимонопольное, антикоррупционное и экологическое регулирование. Этим они упускают важные внутренние процессы, которые имеют колоссальное влияние на состояние организации. Так, область охраны труда не находится на высокой приоритетности у

организаций. Сначала они пытаются решить более видные для общества и государства проблемы, забывая о своём внутреннем аппарате. Жизнь и здоровье людей — один из приоритетов деятельности любого предприятия. Комплаенс-функция способствует повышению развития данной сферы посредством соответствующих стандартов и нормативов. Компаниям, опираясь на них, следует внедрять необходимые меры, чтобы обеспечить благоприятные и безопасные условия труда для сотрудников [11].

Например, Лебедев Игорь Александрович уже предложил одно из ключевых направлений модернизации сферы охраны труда — внедрение интернет вещей. Так, можно проводить мониторинг перемещения и состояния сотрудников с помощью специальной рабочей одежды (комбинезон, каска), которые снабжены соответствующими GPS-датчиками и RFID-метками. Это позволит отслеживать факт движения сотрудника или его отсутствие, выявлять несанкционированные проникновения и несчастные случаи.

Касаемо хозяйственного субъекта, российская горно-металлургическая компания «Норникель» — крупнейший производитель на российском и международном рынке по добыче и производству никеля, палладия, платины, родия, кобальта, меди и других металлов.

В 2020 г. в компании был утверждён Кодекс деловой этики, который делает акцент на важности поддержания модели «Трёх линий защиты» (рис. 3).

Рисунок 3. Модель «Трёх линий защиты» в ГМК «Норникель» (составлено автором на основе Кодекса деловой этики ГМК «Норникель» [Электронныйресурс] // URL: https://www.nomwkeLm/upload/iblock/4ab/kodeks_delovoj_ehtiki.pdf)

Согласно рисунку 3, ключевое планирование производится сверху-вниз: от составления стратегического плана компании руководящими органами в сфере минимизации ключевых рисков до внедрения их в процесс производства и соблюдения всеми сотрудниками компании [12].

ГМК «Норникель» начала активно развивать комплаенс-систему. Результат — это высокий рейтинг компании (А1), утверждённый Антикоррупционной хартией российского бизнеса в сентябре 2021 года [13]. Рейтинг А1 — максимальный высокий уровень противодействия коррупции и минимальный уровень её рисков. Помимо антикоррупционного и экологического комплаенса в компании также развиваются антимонопольный, информационный, сфера взаимодействия с контрагентами.

Но за плечами ГМК «Норникель» насчитано немало нарушений трудового характера. Основными причинами трагедий являются: падение сотрудников или предметов, перемещение предметов, обрушение горной массы, случаи ДТП, поражение сотрудников энергией,

воздействие экстремальных температур, взрывы на производстве, переработка сотрудников на производственных точках компании, что привело к смертельному исходу из-за невнимательности.

В феврале 2021 года в дочерней компании «Норникеля» «Медвежий ручей» произошло обрушение, площадь которого составила тысячу квадратных метров. В итоге погибли трое работников и пять были госпитализированы. Как раз 8 апреля того же года в результате внеплановой проверки в компании были обнаружены нарушения производственно-трудового характера.

Для выдвижения основной части рекомендаций необходимо обратиться к стандарту ISO 45001:2020 «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» 2 . Предложенные меры и возможный результат от их внедрения представлены выглядят следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Предложенные меры и возможный результат

Предложенная мера Результат

Использование модернизированных средств индивидуальной защиты. Своевременное информирование сотрудников о риске возникновения опасной ситуации, быстрое реагирование на случившееся происшествие, минимизация производственных травм сотрудников, которые могут привести к летальному исходу.

Проведение обучения сотрудников в сфере ОЗБТ (охрана здоровья и безопасность труда) посредством курсов или обучающих семинаров. Повышение уровня компетенций сотрудников различных подразделений в политике ОЗБТ, приобретение и повышение навыков реагирования на производственные происшествия и устранения возможных рисков.

Систематическое проведение аудитов и инспекций рабочих мест. Независимость проверок технического оборудования и других составляющих производственного процесса, что обеспечит более глубокий и менее субъективный анализ.

Оценка эгрономики во время процесса производства. Уменьшение нагрузки на сотрудников, что приведёт к повышению эффективности результатов проделанной ими работы и осторожности во время её выполнения.

Повышение обмена информацией об инциденте между работниками и высшим органом управление через сбор, обновление и рассылку информации, учитывая гарантию фактов получения, отправления и уровня понятности всем лицам. Прозрачность информации о текущих производственных работах, что обеспечит повышение уровня доверия между высшими органами управления и сотрудниками компании и репутации компании у потенциальных работников и правоохранительных органов.

Внедрение в процесс ОЗБТ «тона сверху», чтобы высшие чины организации демонстрировали сотрудникам приверженность политике ОЗБТ. Повышение уровня доверия между высшими органами управления и сотрудниками компании, обеспечение активного взаимодействия различных подразделений компании, формирование стиля общения в компании, мотивационных ориентиров, целей и корпоративной идентичности.

Составлено автором

В количественном плане необходимо рассчитать показатели эффективности введённых мер из таблицы 1 на основе затрат на их осуществление. Некоторые показатели трудно рассчитать из-за ограниченного объёма данных.

В плане обеспечения сотрудников модернизированными средствами индивидуальной защиты сделан акцент на программно-аппаратное обеспечение «умная каска» от компаний «РОСОМЗ» и БойНпе (рис. 4).

2 Стандарт ISO 45001:2020 «Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья». Страница 6 из 10

Определение местонахождения работника и регистрация событий на территории с помощью модулей

йРБЛЗЬпаББ \

Вызов оператора "Мне нужна помощь'

Информирование о температуре и заряде батареи

Мониторинг факта наличия каски на голове сотрудника

J*

Информирование о серьёзных ударах по каске

Информирование о ' фазе свободного падения с высоты до 1,5 метров

\

Информирование о ситуации длительной неподвижности

Рисунок 4. Функционал защитной каски PFI-3 BIOTSmart3

Согласно рисунку 4, внедрение программно-аппаратного обеспечения «умная каска» с моделями защитной каски PFI-3 BIOT Smart компания сможет своевременно реагировать на произошедшие аварии и быстро предпринимать меры по оказанию помощи сотрудникам. Сотрудники также смогут самостоятельно понять о возможности возникновения опасности, так как у каски присутствуют датчики воздушного пространства и регулирования светового обеспечения.

Таблица 2

Расчёт эффективности предложенных мер

Затраты на внедрение мер Затраты от последствий

Обучение персонала: «Курс по трудовой безопасности» от Национальной ассоциации комплаенс (дистанционно) 30 000 руб. Также на их УоиТиЪе-канале регулярно выходят видео о нововведениях в комплаенс сфере. Просмотр бесплатный. Согласно ст. 143 УК РФ за смерть двух или более лиц предусматривается наказание в виде принудительных работ со сроком до 5 лет (или лишение свободы на срок до 5 лет), лишение права заниматься конкретной деятельностью или занимать определённую должность на срок до трёх лет. Снижение репутации и уменьшение финансовых показателей также могут стать негативными последствиями из-за уменьшения привлекательности компании.

Закупка умных касок от компании 8ой1ше: 7 000 * 200 (работники, занимающиеся непосредственно опасным трудом) = 1 400 000 руб.

Аудиторские проверки по охране труда компанией ЦОТ «НСС Консалт»: от 15 000 руб. за час * 5 часов проверки = 75 000 руб.

Выплата от компании по потере кормильца в размере, который равен шестидесятикратной величине МРОТ. В 2021 г. выплата составила: 3 * 60 * 12 792 руб. = 2 302 560 руб.

Итого: 1 505 000 руб. Итого: наличие риска лишения свободы или установления принудительных работ, запрета на занятие определённым видом работы, риска потери репутации и риска снижения финансовых показателей. Выплата по потере кормильца 2 302 560 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагаемый эффект: 1. Минимизация или полное предотвращение рисков лишения свободы или установления принудительных работ, запрета на занятие определённым видом работы, потери репутации и снижения финансовых показателей. 2. 2 302 560 - 1 505 000 = 797 560 руб. можно было бы сохранить и потратить на нужды компании.

Разработано автором

3 Источник: составлено автором на основе данных Softline «Программно-аппаратный комплекс «Умные каски»» [Электронный ресурс] // URL: https ://softline. ru/solutions/infrastructure-solutions/inzhenernyie-sistemyi/programmno-apparatnyj-kompleks-umnye-kaski.

Страница 7 из 10

41ECVN522

В плане организации курсов по повышению компетенций в трудовом комплаенсе стоит обратить внимание на курс Национальной ассоциации комплаенс. Он позволит изучить основы и правоприменительную практику в сфере соответствующей сфере, научиться выявлять и оценивать комплаенс-риски определённой сферы, расширит знания сотрудников и объяснит, как нивелировать и прогнозировать конкретные риски в бизнес-процессы и проекты компании. Сама ассоциация пользуется высоким уровнем доверия среди комплаенс-специалистов и руководителей различных организаций, так как является одним из связующих звеньев в сфере комплаенс в России.

ЦОТ «НСС Консалт» является одной из ведущих компаний в Москве по обеспечению соответствия процесса производства нормативам и стандартам в сфере охраны труда. Им доверяют как крупные игроки рынка, так и более мелкие предприятия4.

Общие расчёты по предполагаемой выгоде были рассчитаны, акцентируя внимание на аварии на дочерней компании «Норникеля» «Медвежий ручей», которая произошла в феврале 2021 года (табл. 2).

Если опираться на выводы по таблице 2, то выбор в сторону внедрения предложенных мер будет очевиден. Лучше израсходовать средства компании на модернизацию процесса охраны здоровья и безопасности труда, чем потерять право не введение своей деятельности или, в худшем случае, свободу. Внедрение мер составляет 65,36 % от суммы выплат семьям погибших.

Заключение

Комплаенс-контроль является одним из важных элементов поддержания функционирования предприятия и оказывает влияние не его устойчивость. Система комплаенс является разноплановой и комплексной, из-за чего ее применение должно быть эффективным и сбалансированным. На примере ГМК «Норникель» была подтверждена необходимость совершенствования комплаенс-функции в политике ОЗБТ. Важно уделять внимание антикоррупционному и антимонопольному комплаенсу, только не стоит преуменьшать важность остальных отраслей. В каждой сфере могут возникать свои риски, приводящие к необратимым негативным последствиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведева Н.В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции // Власть и управление на Востоке России. — 2019. — № 1(86). — С. 51-59.

2. Якимова В.А. Особенности применения комплаенс-процедур в системе внутреннего контроля экспортной деятельности предприятий // Международный бухгалтерский учет. — 2021. — Т. 24. — № 4. — С. 459-486.

3. Крепышева А.М., Сергиевская А.А., Сторчевой М.А. Определение и измерение риска в комплаенс-менеджменте // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2020. — Т. 11. — № 2. — С. 150-159.

4. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. — 2020. — Т. 11. — № 1. — С. 102-114.

4 ЦОС «НСС Консалт» [Электронный ресурс] // https://www.ohranatrud.ru/. Страница 8 из 10

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11. 12. 13.

Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит.

— 2020. — Т. 7. — № 2. — С. 6-16.

Лахно Ю.В. Система комплаенс в российских компаниях реального сектора экономики // Налоги и финансы. — 2018. — № 2(38). — С. 36-44.

Ципляева С.А., Шоль Ю.Н. Комплаенс-контроль как эффективность финансовой безопасности компании // Проблемы и перспективы развития экономического контроля и аудита в России. — 2019. — С. 124-129.

Литвиненко А.Н., Самойлова Л.К., Ольха А.А. Организационно-правовые аспекты имплементации комплаенс-функции в систему внутреннего контроля отечественных предприятий // Вестник Московского университета МВД России.

— 2019. — № 6. — С. 43-51.

Тургаева А.А. Система "Комплаенс-контроль" как инструмент внутреннего контроля страховых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — Т. 16. — № 1. — С. 67-71.

Штунь Р.Р. и др. Комплаенс-контроль в России // Цифровая экономика: проблемы и современные тренды. — 2020. — С. 183-186.

Schumacher M. et al. An introductory review of active compliant control // Robotics and Autonomous Systems. — 2019. — Т. 119. — С. 185-200.

Kobielieva T., Kocziszky G., Veres Somosi M. Compliance-technologies in marketing // MIND Journal. — 2018. — № 5. — С. 1-10.

Painter M., Qiu T. Political beliefs affect compliance with government mandates // Journal of Economic Behavior & Organization. — 2021. — Т. 185. — С. 688-701.

Katargulova Maria Satievna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Katargulova00@inbox.ru

Kabanova Natalia Alekseevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: nkabanova@fa.ru

Improving the elements of the compliance function in the organization

Abstract. This paper considers the issue related to the problem of implementing the compliance function both in the theoretical aspect and on the example of MMC Norilsk Nickel. The author studied the key aspects of the concept of compliance control, the peculiarities of the occurrence of this phenomenon, and also analyzed the relevance of the implementation of compliance systems in the activities of medium and large enterprises. In this work, an analysis of legislative acts regulating the specifics of the application of the compliance system and assessing its role in the organization's activities was also carried out. The author studied the "Three Lines of Defense" model aimed at risk management in the organization and related to the compliance system.

An important place in this work is devoted to the analysis of the compliance system at MMC Norilsk Nickel. The author studied the internal documents of the organization, including those related to the previously considered "Three Lines of Defense" model. In this paper, an assessment of the compliance system of MMC Norilsk Nickel was given, as well as recommendations aimed at improving the efficiency of this system and the development of related indicators of the organization were proposed. During the description of the measures and their possible consequences, the author calculated the potential result after the implementation of the proposed measures to improve the compliance function of MMC Norilsk Nickel in the field of labor protection.

In the final part of the work, the author revealed that the implementation of measures to improve the compliance function would avoid major financial losses and preserve the attractiveness of the company, thus, predictive provisions related to the potential development of the compliance system at MMC Norilsk Nickel were described.

Keywords: compliance function; compliance system; "Three lines of protection"; labor protection; "Internet of things"; labor safety compliance; health and safety risks

41ECVN522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.