Научная статья на тему 'Совершенствование эксплуатационных качеств судовых малоразмерных дизелей за счет улучшения процесса смесеобразования'

Совершенствование эксплуатационных качеств судовых малоразмерных дизелей за счет улучшения процесса смесеобразования Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
168
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ / ПРОФИЛИРОВАНИЕ ДНИЩА ПОРШНЯ / ОСЕВОЕ ЗАВИХРЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗАРЯДА / УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССА СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ / CYLINDRICAL COMBUSTION CHAMBER / PROFILING OF THE BOTTOM OF THE PISTON / AXIAL TURBULENCE OF AN AIR CHARGE / IMPROVEMENT OF CARBURETION PROCESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Масуев Масу Аскандарович, Дадилов Айдемир Султанбегович

Предлагается принципиально новое инженерное решение по улучшению процесса смесеобразования в малоразмерных дизелях Ч8,5/11 и Ч9,5/11 с цилиндрической камерой сгорания. Улучшение смесеобразования обеспечивается профилированием днища поршня и созданием направленного осевого потока воздушного заряда в камеру сгорания при движении поршня к верхней мертвой точке. Библиогр. 2. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Масуев Масу Аскандарович, Дадилов Айдемир Султанбегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF OPERATIONAL QUALITIES OF LOW-SIZED DIESEL ENGINES DUE TO THE IMPROVEMENT OF CARBURETION PROCESS

An essentially new engineering decision on the improvement of carburetion process in low-sized diesel engines (Ч8,5/11, Ч9,5/11) with a cylindrical combustion chamber is offered in the paper. The improvement of carburetion is provided by profiling of the bottom of the piston and creation of a direct axial stream of an air charge into the combustion chamber while piston's going up to the top dead point.

Текст научной работы на тему «Совершенствование эксплуатационных качеств судовых малоразмерных дизелей за счет улучшения процесса смесеобразования»

УДК 621.431

М. А. Масуев, А. С. Дадилов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ СУДОВЫХ МАЛОРАЗМЕРНЫ1Х ДИЗЕЛЕЙ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ

Совершенствование эксплуатационных качеств и показателей судовых малоразмерных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) неразрывно связано с эффективностью смесеобразования, которая определяется в том числе типом камеры сгорания (КС) и способом организации завихрения воздушного заряда.

Отечественные дизели Ч8,5/11 и Ч9,5/11 были разработаны и выпускались с вихревыми КС. Однако, как известно, малоразмерные дизели с вихревыми КС имеют невысокие показатели и пусковые качества. В целях улучшения эксплуатационных качеств и показателей отечественных малоразмерных дизелей ОАО «Завод «Дагдизель» и ЦНИДИ провели исследование возможности замены вихревой КС на КС в поршне типа ЦНИДИ. Это позволило существенно улучшить их пусковые качества, повысить литровую мощность и снизить удельный расход топлива. Однако в процессе исследований были выявлены и недостатки, ограничивающие или исключающие использование таких КС в малоразмерных дизелях.

Было установлено, что направленный поток сгораемых газов через суживающуюся горловину КС создает повышенные термические нагрузки на межклапанные перемычки, наконечники распылителей топлива и кромки горловин КС. Тепловые нагрузки вызывали появление трещин на межклапанных перемычках и кромках горловин камер, а сопловые отверстия распылителей топлив начинали закоксовываться уже через 15-20 часов работы. Все это приводило к снижению надежности работы, повышению вероятности возникновения отказа ДВС.

Вследствие этого было признано нецелесообразным устанавливать КС в поршне типа ЦНИДИ и ее разновидности на дизель Ч8,5/11. На дизелях Ч9,5/11 в настоящее время устанавливаются тороидально-конические КС в поршне. Следует отметить, что и для дизеля Ч9,5/11 с тороидально-конической КС в поршне не решены полностью проблемы, связанные с повышенными термическими нагрузками на детали, в связи с чем предпринимались попытки применить цилиндрические КС в поршне этого дизеля, позволяющие значительно снизить термические нагрузки на детали ДВС.

Серьезным недостатком цилиндрической КС в поршне по сравнению с КС типа ЦНИДИ и ее разновидностей является то, что она не создает достаточного тороидального завихрения воздушного заряда в КС и не обеспечивает эффективного смесеобразования. Для улучшения смесеобразования в малоразмерных дизелях с цилиндрической КС в поршне могут использоваться профилированные впускные системы с осевым закручиванием воздушного заряда при впуске (осевое закручивание заряда воздуха - закручивание воздуха с центром в оси цилиндра или КС.) Однако такие системы смесеобразования имеют и существенные недостатки. Закручивание воздушного заряда в них осуществляется только при впуске. При движении поршня к нижней мертвой точке (н. м. т.), а затем к верхней мертвой точке (в. м. т.) направление и скорость движения воздушного заряда претерпевают значительные изменения, и к моменту впрыска топлива завихрение воздушного заряда оказывается недостаточным, чтобы обеспечить эффективное смесеобразование.

Для обеспечения достаточного завихрения воздушного заряда и высокоэффективного смесеобразования в малоразмерных дизелях с цилиндрической КС (Ч8,5/11 и Ч9,5/11) нами предлагается использовать поршень с профилированным днищем (рис. 1, 2).

Рис. 1. Поршень с цилиндрической КС и профилированным днищем

Рис. 2. Общий вид поршня с профилированным днищем

Схема воздушного потока и завихрения в надпоршневом пространстве при движении поршня с цилиндрической КС к в. м. т. изображена на рис. 3.

а

б

Рис. 3. Схема образования завихрения в КС при движении к в. м. т. поршня: а - с цилиндрической КС; б - с профилированным днищем

При движении поршня к в. м. т. воздушный заряд сжимается и перемещается из объема цилиндра Удп над днищем поршня в объем Укс, расположенный над КС. Рост давления в объеме Удп происходит с некоторым опережением по отношению к давлению внутри КС [1]. Это приводит к перетеканию заряда из объема, расположенного над профилированной частью поршня, ограниченного плоскостью днища поршня, в КС через суживающуюся горловину.

Профилирование днища выполняется как наклонная плоскость, сужающаяся у КС. Воздушный заряд, расположенный над профилированным участком, по наклонной плоскости (см. рис. 1, вид А-А), через узкую горловину канала (см. рис. 1, вид Б) перетекает в КС. Количество перетекающего в единицу времени воздушного заряда через узкую горловину канала можно определить по параметром идеального потока:

в = РцЧ/к ,

где р ц - плотность заряда в цилиндре; ю к - скорость истечения заряда через канал; /к - площадь сечения горловины канала.

Расход воздуха за бесконечно малый интервал времени составит:

ёв = (рцЮкЛ) &.

Воздушный поток направляется в КС через узкие горловины каналов из шести профилей с таким расчетом, чтобы они создавали завихрение потока воздуха вокруг оси КС с диаметром вихря 0,5...0,75 ё. Согласно [2], высокоэффективное смесеобразование можно обеспечить при вихревом отношении частоты вращения заряда к частоте вращения коленчатого вала О равном 2,5...4,5. В ДВС с предлагаемыми поршнями вихревое отношение можно регулировать размерами площадей профилирования днища поршня, угла наклона профиля и размерами площадей сечения горловин каналов.

Скорость истечения заряда через горловину в КС можно определить из выражения

в

юк =—V.

РцЛ

Для получения оптимального вихревого соотношения необходимо обеспечить скорость истечения воздушного заряда через горловину канала в КС в пределах 15.25 м/с. Указанная

скорость истечения заряда в КС достигается созданием шести профилированных участков на днище поршня с общей площадью 2 400 мм2 и площадью сечения каждой из горловин каналов равной 15 мм2 .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Девянин С. Н., Марков В. А., Микитенко А. В. Математическая модель движения воздушного заряда в камере сгорания дизеля // Тр. МВТУ им. Н. Э. Баумана. - 2004. - С. 315-321.

2. Бордуков В. В. Исследование влияния закрутки заряда на показатели рабочего процесса высокообо-

ротного дизеля // Тр. ЦНИДИ. - 1980. - С. 31-42.

Статья поступила в редакцию 6.10.2008

PERFECTION OF OPERATIONAL QUALITIES OF LOW-SIZED DIESEL ENGINES DUE TO THE IMPROVEMENT OF CARBURETION PROCESS

M. A. Masuev, A. S. Dadilov

An essentially new engineering decision on the improvement of carburetion process in low-sized diesel engines (^8,5/11, XI9,5/11) with a cylindrical combustion chamber is offered in the paper. The improvement of carburetion is provided by profiling of the bottom of the piston and creation of a direct axial stream of an air charge into the combustion chamber while piston’s going up to the top dead point.

Key words: cylindrical combustion chamber; profiling of the bottom of the piston; axial turbulence of an air charge; improvement of carburetion process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.