УДК 332
Посохова А. Б. студент магистратуры ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
НИУ «БелГУ»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные перспективные направления развития рынка туризма Ростовской области с акцентом на экономический аспект.
Ключевые слова: рынок туризма, туристический потенциал, событийный туризм, сельский туризм, цифровая трансформация туристического сектора.
Posokhova A.B. master's degree student Belgorod State National Research University National Research University «BelSU»
IMPROVING THE ECONOMIC COMPONENT OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE ROSTOV REGION
Abstract: This article discusses the main promising directions of the development of the tourism market of the Rostov region with an emphasis on the economic aspect.
Keywords: tourism market, tourism potential, event tourism, rural tourism, digital transformation of the tourism sector.
Повышение конкурентоспособности регионального туристического сектора рассматривается как стратегическая задача общероссийского уровня, направленная на освоение и рациональное использование богатого историко -культурного, природного, курортного потенциала России и ее отдельных регионов. Именно региональный туризм является одним из ключевых источников улучшения экономического благосостояния субъектов РФ.
Ростовская область, обладая богатым туристическим потенциалом также располагает перспективой совершенствования его экономических аспектов.
Одним из самых перспективно развивающихся направлений в туризме считается событийный туризм, доля которого в секторе туристических услуг с каждых годом возрастает.
Ростовская область богата ресурсами для развития событийного туризма, а это значит, что она с легкостью может занять лидирующее
положение в туриндустрии не только на территории Российской федерации, но и за рубежом.
Ростовская область является туристическим регионом, в котором в силу высокого рекреационного потенциала развитие событийного туризма напрямую связано с развитием других видов туризма и отдыха. В связи с этим потенциал и перспективы развития событийного туризма в Ростовской области достаточно велики и рассматриваются в контексте динамики туристического рынка России в целом.
Одной из перспектив развития событийного туризма в регионе является формирование региональных брендов, в том числе культурных.
Событийные мероприятия, в том числе брендовые фестивали, обязанности по проведению которых необходимо возложить на муниципалитеты области, могут сыграть значительную роль укреплении экономической составляющей туристического рынка региона. Повышение узнаваемости брендов муниципальных образований Ростовской области будет способствовать росту туристической узнаваемости и популярности самого региона. Среди событийных мероприятий, проводимых на территории области могут быть: гастрономические фестивали, традиционные праздники, продвижение декоративно-прикладного и других видов творчества, различные промыслы и др.
Исходя из того, что в Ростовской области проводится целый комплекс мероприятий как российского, так и международного уровня, можно сделать вывод о том, что ключом к расширению туристического рынка Ростовской области может стать именно событийный туризм.
Проведением и продвижением событийных мероприятий на общероссийском и мировом рынках должны заниматься не только органы государственной власти и местного самоуправления Ростовской области, но и некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на территории региона посредством участия в грантовых конкурсах поддержки по формированию и развитию туристического потенциала региона. Ежегодное проведение таких конкурсов должно быть включено в государственную программу Ростовской области «Развитие культуры и туризма».
Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.
Также одним из перспективных направлений развития туристического рынка Ростовской области с совершенствованием его экономической составляющей является создание качественно новых инновационных туристических объектов, которые привлекут внутренних и внешних туристов своей новизной, уникальностью и отсутствием аналогов на других территориях.
Таковыми могут являться нетрадиционные музейные комплексы, новаторские аттракционы, экскурсионные маршруты по необычным туристическим направлениям, уникальные строения и т.д., и т.п.
Все необычное привлекает туристов, зачастую даже больше, чем курорты. Работа в данном направлении будет способствовать развитию как внутреннего, так и въездного туризма.
Культура казачества, присущая донскому региону является предпосылкой для развития сельского туризма.
Для сельских территорий развитие сельского туризма представляется реальной возможностью преодоления депрессивности, восстановления экономики и повышения уровня жизни населения. Для страны в целом он перспективен с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, а также возможности решения ряда острых социальных проблем первостепенного характера: снижения безработицы и роста занятости сельского населения, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни жителей села, повышения уровня их образования, организации досуга. Решение этих проблем за счет развития сельского туризма будет способствовать социальному подъему села.
Еще одним перспективным направлением развития рынка туристических услуг в регионе является его цифровизация.
Как уже отмечалось ранее, существенную долю туристов в Ростовской области составляют деловые туристы, приезжающие в регион по решению бизнес-вопросов. Получение ими туристических услуг является второстепенных аспектом их целевого пребывания в регионе.
Как правило, такие туристы не располагают достаточным временем для ознакомления с туриндустрией региона. А, следовательно, и регион недополучает от них перспективной прибыли от предоставления туристических услуг.
Одной из важных задач для развития внутреннего и въездного туризма, ориентированного прежде всего на бизнес-туристов, является создание условий для формирования туристской экосистемы, объединяющей всех участников рынка на онлайн-платформе, на базе которой могут быть созданы различные блоки, сервисы и мобильные приложения, в которых будут реализованы функции, направленные на развитие системы продвижения туристского продукта Ростовской области.
Таким образом, для развития рынка туризма в Ростовской области предлагаются следующие рекомендации:
- разработка маркетинговых стратегий продвижения событийного туризма на внутреннем и международном рынках;
- организация и проведение грантовых конкурсов поддержки среди некоммерческих организаций региона на проведение брендовых фестивалей и других событийных мероприятий;
- создание уникальных туристических объектов;
- развитие сельского туризма на территории Ростовской области;
- цифровизация рынка туризма региона.
Использованные источники:
1. Оборин, М.С. Перспективные направления внедрения цифровых технологий в сферу туризма и гостеприимства [Текст] / М. С. Оборин // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. - №2 6. - С. 111125.
2. Поддубная, Е.С. Особенности организации событийного туризма в регионе [Текст] / Е. С. Поддубная // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2017. - № 1-2. - С. 634-638.
3. Савченко, А. А. Развитие туризма в Ростовской области [Текст] / А. А. Савченко, Е. И. Шевченко, К. И. Михайличенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. - № 8 (42). - С. 112-119.