Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / БЮДЖЕТ / РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзин Антон Дмитриевич, Дубская Елена Сергеевна, Янченко Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы развития ресурсного обеспечения оказания гражданам Российской Федерации государственных и муниципальных услуг. На основе исследования доходов федерального бюджета за период 2016-2019 гг, динамики сборов государственной пошлины, анализа установленных бюджетным и налоговым законодательством нормативов отчисления сборов государственной пошлины за оказанные государственные (муниципальные) услуги между уровнями бюджетной системы обоснованы предложения, направленные на совершенствование механизма финансирования предоставления гражданам РФ государственных и муниципальных услуг в контексте повышения их качества и доступности. Также авторами обоснованы приоритетные направления развития института государственных (муниципальных) услуг в РФ на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурзин Антон Дмитриевич, Дубская Елена Сергеевна, Янченко Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ECONOMIC BASIS OF THE MECHANISM FOR THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the development of resource provision for the provision of state and municipal services to citizens of the Russian Federation. Based on the study of federal budget revenues for the period 2016-2019, the dynamics of state duty collection, analysis of the standards for deduction of state duty collections for provided state (municipal) services established by budgetary and tax legislation between the levels of the budget system, proposals aimed at improving the financing mechanism have been substantiated. provision of state and municipal services to citizens of the Russian Federation in the context of improving their quality and availability. The authors also substantiated the priority directions of the development of the institute of state (municipal) services in the Russian Federation at the present stage.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ»

Научная статья Original article УДК 35.07:330

doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10461

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В

РФ

IMPROVING THE ECONOMIC BASIS OF THE MECHANISM FOR THE PROVISION OF STATE (MUNICIPAL) SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ь /ft мшоесш

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^ЧЯ ЖУРНАЛ

Мурзин Антон Дмитриевич,

доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет»

Дубская Елена Сергеевна, старший преподаватель, ФГАОУ «Южный федеральный университет»

Янченко Дмитрий Валерьевич, доцент, кандидат технических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Murzin Anton Dmitrievich, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSAEO «South Federal University»

Dubskaya Elena Sergeevna, Senior Lecturer, FSAEO «South Federal University»

Yanchenko Dmitry Valerievich, Docent, Candidate of Technical Sciences, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova - branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University» Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития ресурсного обеспечения оказания гражданам Российской Федерации государственных и муниципальных услуг. На основе исследования доходов федерального бюджета за период 2016-2019 гг, динамики сборов государственной пошлины, анализа установленных бюджетным и налоговым законодательством нормативов отчисления сборов государственной пошлины за оказанные государственные (муниципальные) услуги между уровнями бюджетной

системы обоснованы предложения, направленные на совершенствование механизма финансирования предоставления гражданам РФ государственных и муниципальных услуг в контексте повышения их качества и доступности. Также авторами обоснованы приоритетные направления развития института государственных (муниципальных) услуг в РФ на современном этапе.

Abstract. The article examines the development of resource provision for the provision of state and municipal services to citizens of the Russian Federation. Based on the study of federal budget revenues for the period 2016-2019, the dynamics of state duty collection, analysis of the standards for deduction of state duty collections for provided state (municipal) services established by budgetary and tax legislation between the levels of the budget system, proposals aimed at improving the financing mechanism have been substantiated. provision of state and municipal services to citizens of the Russian Federation in the context of improving their quality and availability. The authors also substantiated the priority directions of the development of the institute of state (municipal) services in the Russian Federation at the present stage. Ключевые слова: государство, муниципалитет, государственная услуга, муниципальная услуга, бюджет, развитие, механизм

Key words: state, municipality, public service, municipal service, budget, development, mechanism

Введение

В современном обществе источником функционирования государства являются налоги, взимаемые с граждан и юридических лиц, таможенные сборы, доходы, получаемые государством от использования принадлежащего ему имущества (движимого, недвижимого), других активов. Совокупность денежных средств, поступающих по вышеизложенным основным направлениям, формирует доходную часть бюджетной системы РФ. В свою очередь, доходная часть бюджета является источником исполнения государственных обязательств, в том числе касающихся предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам. В связи с этим, не вызывает сомнений актуальность и своевременность научных исследований, посвящённых поиску путей оптимизации механизма предоставления государственных (муниципальных) услуг за счёт повышения эффективности использования финансовых ресурсов бюджетной системы.

Методы

При написании статьи нами использовались следующие методы научного познания: абстрагирование, сравнение, синтез, анализ, а также современного эконометрического

инструментария, изложенного в трудах Тарановой И. [9]. Использование данных методов обеспечило высокий уровень достоверности результатов и выводов исследования.

Результаты и обсуждение В научных трудах Ламперта Х. [2], Мурзина А. Д., [3], Олсон М. [5], Ревунова Р. В. [8] указывается на тесную взаимосвязь действующих форматов, инструментов, практик государственного налогового регулирования, правил межбюджетных взаимоотношений, стандартов исполнения государственными органами своих полномочий (в т. ч. в части, касающейся предоставления услуг) и показателями социально-экономического развития на микро- мезо- и макроэкономическом уровнях.

В контексте сказанного, рассмотрим состав и структуру доходов федерального бюджета РФ за период 2016-2019 гг., представленных в таблицах 1 и 2 [6, 7].

Таблица 1 — Доходы федерального бюджета РФ за период 2016-2019 гг. (по

укрупнённым группам), млрд. руб

Показатель Годы Динамика

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Доходы ох экспорта углеводородного сырья, в том числе: 8718 8301 7941 8021 -697

экспортные пошлины на углеводородное сырьё 4670 4930 5160 5384 714

налог на добьпу полезных ископаемых 4048 3371 2781 2637 -1411

3. Доходы от реального сектора, в том числе: 10041 11673 12284 12959 2918

налог на добавленную стоимость на товары, изготовленные па территории РФ 3447 3986 4279 4609 1163

акцизы на производимые то в ары 845 970 960 950 105

налог на прибыль 897 959 979 1019 123

другие налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ 4853 5758 6066 6381 1528

3. Таможенные сборы 3148 3675 3921 4206 1058

таможенные пошлины на ввозимые в РФ товары 2429 2921 3120 3350 921

налог на добавленную стоимость на ввозимые товары 96 99 106 112 16

акцизы на ввозимые товары 623 656 695 744 121

4. Прочие доходы 1693 2087 2149 2177 484

Итого доходов за период: 23600 25737 26295 27363 3763

Таблица 2 — Структура доходов федерального бюджета РФ за период 20 1 6-201 9 гг.. %

Укрупнённая группа Годы

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Доходы от экспорта углеводородного сырья 36,9 32.3 30,2 29,3 -7,6

Доходы от реального сектора 42.5 45.4 46.7 47.4 4.8

Таможенные сборы 13.4 14.3 14.9 15.4 2.0

Прочие доходы 7.2 8.1 8.2 8.0 0.8

Итого доходов федерального бюджета : 100 100 100 100

Анализ информации, представленной в таблицах 1 и 2 позволяет сформулировать следующие основные выводы. За период с 2016-го по 2019-й годы наблюдается увеличение доходной части федерального бюджета, составившее +3763 млрд руб.: с 23600 млрд руб. в 2016 г. до 27363 млрд руб. в 2019 г. При этом, отмечается тенденция сокращения доходов от нефтегазового сектора экономики, снизившихся на 697 млрд руб. за анализируемый период. Их доля в структуре доходов сократилась на 7,6 %.

Наблюдается рост собираемости налоговых платежей по всем видам налогов, что в совокупности дало положительную динамику государственных доходов от реального сектора экономики, составившую +2918 млрд руб.: с 10041 млрд в 2016 г. до 12959 млрд в 2019 г. Отмечается устойчивый рост данной укрупнённой группы в структуре доходов с 42,5 до 47,4 % (+4,8 %) за период наблюдения. Величина таможенных сборов в доходную часть федерального бюджета возрастает с 3148 млрд руб. в 2016 г. до 4206 млрд руб. в 2019 г. (+1058 млрд руб.).

Указанные доходы являются экономической основой производства государственных услуг в Российской Федерации. Аналогичным образом устроено финансовое обеспечение производства муниципальных услуг.

Помимо опосредованной оплаты производства государственных (муниципальных) услуг в виде налогов, действующим российским законодательством предусмотрена прямая оплата, имеющая вид государственной пошлины.

Согласно положений Налогового кодекса РФ [4], государственная пошлина это «сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий».

Таким образом, государственная пошлина представляет собой форму прямой оплаты получателя государственной (муниципальной) услуги за производство данной услуги. Поступления денежных средств отражаются среди прочих доходов бюджета соответствующего уровня.

На рисунке 1 отражена динамика сборов государственной пошлины за период 2016-

2019 гг.

Как видно из информации, представленной на рисунке 1, граждане РФ стали активнее потреблять государственные (муниципальные) услуги за период наблюдения. Суммарный сбор государственной пошлины увеличился с 478,2 млрд руб. в 2016 г. до 529,8 млрд руб. в 2019 г. (+51,6 млрд руб.). При этом доходы от государственной пошлины распределяются между уровнями бюджетной системы на основании нормативов, установленных Бюджетным кодексом РФ [1]. Действующие нормативы отчисления сборов государственной пошлины за оказанные государственные (муниципальные) услуги между уровнями бюджетной системы РФ представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Усталовленные нормашвы отчисления сборов г о сударсгв енной пошлины за

оказанные государстиенные (^пниципатьные) услуги между уровнями бюджетной системы

Наименование государств енной (м\нищшальной) услуги, плата за которую взимается в форме государственной пошлины Норматив отчисления в:

Ф едеральньш бюджет Р еги о н альньш бюджет 1Ч4естныи бюджет

го регистрация актов гражданского состояния и иные правовые действия, о существ ляемы органа->131 ЗАГС и др\тими уполномоченными должностными лицами ЮО О О

госрегистраиня установления отцовства, включая выдачу документа установленного образца об установлении отцовства ЮО О О

госрегистрация изменения имени, включая выдачу документа установленного образца об изменении имени ЮО О О

но дача искового заявления имущественного характера ЮО о О

иодача заявления о вынесении судебного приказа ЮО о О

но дача административного искового заявления об оспаривании нормативно-правовых актов госорганов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, госкорпораций, должностных лиц ЮО о О

предоставление документов, имеющихся в госреестрах (регистрах) организациями, осуществляющими ведение госреестров (регистров) ЮО Q О

предоставление документов, имеющихся в госреестрах (регистрах) через много функциональный центр предоставления государственных и муниципальных \гсл\т 50 50 О

предоставление документов, имеющихся в госреестрах (регистрах), если заявление о предоставлении госуслуги подано в электронном виде и выдача указанных документов произведена через много функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 50 25 25

установление сервитута в отношении объектов недвижимости. госсобственность на которые не зафиксирована (территориально локализованных в границах городов) О 50 50

Изменение границ частных объектов недвижимо -сти вследствие перераспределения земельных участков. госсобственность на которые не зафиксирована (территориально локализованных в границах сельских поселений) О 0 ЮО

По нашему мнению, в действующих нормативах распределения доходов от государственной пошлины между местным, региональным и федеральным уровнями бюджетной системы РФ имеется дисбаланс в пользу федерального центра. Это приводит к дополнительной нагрузке на структурные подразделения федерального казначейства, федеральное и региональные министерства финансов. В частности, федеральный минфин собирает платежи в рамках государственной пошлины, затем, в виде целевых субвенций связанных с выполнением делегированных государственных полномочий РФ по оказанию

тех или иных госуслуг, направляет денежные средства обратно в регионы, где происходит ещё один этап распределения между муниципальными образованиями.

По сути получается, что одни и те же деньги перемещаются из муниципалитетов в федеральный центр, затем обратно. Это приводит к созданию избыточной нагрузки на работников сферы государственных и муниципальных финансов, на телекоммуникационные каналы связи, замедляет процесс принятия управленческих решений.

С учётом сказанного, по нашему мнению, необходимо пересмотреть нормативы межбюджетного распределения доходов от государственной пошлины в пользу региональных и муниципальных бюджетов, в той части, которая касается государственных услуг, оказываемых через многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг. Регионы и муниципальные образования РФ несут основное бремя содержания многофункциональных центров, поэтому необходимо обеспечить их соответствующими финансовыми ресурсами, позволяющими эффективно оказывать государственные и муниципальные услуги гражданам и юридическим лицам.

Заключение

В завершение сказанного выше, необходимо отметить, что целесообразность и своевременность рыночно-общественной оптимизации института государственных (муниципальных) услуг не вызывает сомнений в контексте повышения его социально-экономической эффективности. Рыночно-общественная оптимизация указанного института обоснована отказом расширенного государства от избыточных регулятивных функций, передачей некоторых полномочий организованным общественным группа, что позволяет внести в процесс оказания государственных (муниципальных) услуг организационный опыт, прогрессивные практики.

Суть эффекта, получаемого вследствие рыночно-общественной оптимизации института государственных услуг, заключается в минимизации издержек, связанных с их производством (при повышении качества за счёт более эффективных форм обратной связи).

Исследование признаков, типовых характеристик государственных (муниципальных) услуг позволил идентифицировать подходы к механизму их регулирования (посредством влияния на сложившиеся формальные и неформальные институты). С нашей точки зрения, максимально эффективным способом улучшения качественных характеристик системы предоставления государственных (муниципальных) услуг является организация

взаимодействия структур общества и государственной власти, и выработки в результате подобного взаимодействия механизма общественно-государственного регулирования института государственных услуг. Подобный подход способствует достижению общественных, государственных и частных интересов, ориентирует институт госуслуг на реальные потребности граждан и фирм, сокращает функциональные издержки, повышая конкурентоспособность экономической системы в целом, ускорению темпа реагирования на внешней и внутренней экономико-политической ситуации и др.

В контексте двойственной природы производимых с помощью государственных (муниципальных) услуг общественных благ, выделим важнейшие направления развития данного института: снижение издержек, возникающих в процессе производства и предоставления государственных услуг; ускорение документооборота между субъектами предоставления госуслуг за счёт использования инновационных технологических решений (в т. ч. цифровых); оптимизация процедур предоставления и расширение применения аутсорсинга при оказании государственных (муниципальных) услуг.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ

2. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Пер. с нем. Под ред. Г. П. Барковой. — М.: «Дело», 1993. — С. 38.

3. Мурзин А. Д. Налоговый потенциал как фактор социально-экономической поляризации территорий / Мурзин А. Д. // В сборнике: Проблемы теории и практики управления Сборник трудов Международного научного форума. В 3-х томах. Ответственные редакторы Т. Ю. Анопченко, А. Д. Мурзин, Т. М. Рогова. 2018. С. 171-175.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ

5. Олсон М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления темпов экономического роста // Экономика и математические методы. Т. 31. Вып. 3. — С.12.

6. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru/accounts дата обращения 29.07.2021 г.

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru дата обращения 29.07.2021 г.

8. Ревунов Р. В. К вопросу модернизации бюджетной системы России / Ревунов Р. В. // В сборнике: Проблемы экономического развития Юга России. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, ФГБОУ ВПО

«Новочеркасская государственная мелиоративная академия»; редколлегия: А. П. Москаленко, Н. Б. Сухомлинова, М. А. Стрежкова. 2011. С. 75-79.

9. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №12 (36). С. 59.

References

1. Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 g. №145-FZ

2. Lampert X. Social'naya ry'nochnaya e'konomika. Germanskij puf / Per. s nem. Pod red. G. P. Barkovoj. — M.: «Delo», 1993. — S. 38.

3. Murzin A. D. Nalogovy'j potencial kak faktor social'no-e'konomicheskoj polyarizacii territorij / Murzin A. D. // V sbornike: Problemy' teorii i praktiki upravleniya Sbornik trudov Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. V 3-x tomax. Otvetstvenny'e redaktory' T. Yu. Anopchenko, A. D. Murzin, T. M. Rogova. 2018. S. 171-175.

4. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii (chasf vtoraya) ot 05 avgusta 2000 g. № 117-FZ

5. Olson M. Rassredotochenie vlasti i obshhestvo v perexodny'j period. Le-karstva ot korrupcii, raspada i zamedleniya tempov e'konomicheskogo rosta // E'konomika i matematicheskie metody'. 1995. T. 31. Vy'p. 3. — S.12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Oficial'ny'j sajt Rosstata https://rosstat.gov.ru/accounts data obrashheniya 29.07.2021 g.

7. Oficial'ny'j sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby' https://www.nalog.gov.ru data obrashheniya 29.07.2021 g.

8. Revunov R. V. K voprosu modernizacii byudzhetnoj sistemy' Rossii / Re-vunov R. V. // V sbornike: Problemy' e'konomicheskogo razvitiya Yuga Rossii. ma-terialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo sel'skogo xozyajstva RF, FGBOU VPO «Novocherkasskaya gosudarstvennaya meli-orativnaya akademiya»; redkollegiya: A. P. Moskalenko, N. B. Suxomlinova, M. A. Strezhkova. 2011. S. 75-79.

9. Taranova I. V. Osobennosti primeneniya e'konomiko-matematicheskix i e'konometricheskix metodov v e'konomicheskix issledovaniyax / Upravlenie e'ko-nomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. 2011. №12 (36). S. 59.

Для цитирования: Мурзин А.Д., Дубская Е.С., Янченко Д.В. Совершенствование экономической основы механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qie.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-8-2021-13/

© Мурзин А.Д., Дубская Е.С., Янченко Д.В., 2021. Московский экономический журнал,

2021, № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.