Научная статья на тему 'Совершенствование экономического законодательства как стратегическое условие развития виктимологической защиты и компетентности'

Совершенствование экономического законодательства как стратегическое условие развития виктимологической защиты и компетентности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономического законодательства как стратегическое условие развития виктимологической защиты и компетентности»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

О.Н. Громова

Громова Ольга Николаевна — кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслей права Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

Совершенствование экономического законодательства как стратегическое условие развития виктимологической защиты и компетентности

В условиях глобализации современного общества в целом и экономической сферы жизнедеятельности современного социума в частности возрастает роль виктимологической защиты, в том числе защиты граждан и организаций от различного рода экономических преступлений в различных сферах (например, предпринимательство, банковские услуги, страхование, образовательные услуги и др.)

Необходимо отметить, что преступные посягательства в сфере экономической деятельности вредят нормальному функционированию не только организаций, но и отдельно взятым гражданам. Преступление, совершенное в отношении организации, приводит к целому ряду негативных последствий, проявляющихся в ухудшении финансового положения, деградации ценностной составляющей, подрыве репутации, потере клиентов, ликвидации договорных отношений, сокращении сотрудников. Несмотря на то, что материальный ущерб от преступных посягательств в отношении физических лиц существенно ниже, нежели в аналогичных случаях у организаций, их социальные потери не менее ощутимы, так как связаны с общим положением жизнедеятельности отдельной семьи или конкретного человека.

К.В. Вишневецкий и А.С. Палазян, используя опыт зарубежных стран, определили перспективы развития виктимологической политики в Российской Федерации. В своей работе ученые, предлагая обратиться к опыту зарубежных стран, рассматривают в качестве профилактических мер виктимизации населения формирование общественного самоуправления. Как показывает опыт, наиболее эффективной является деятельность общественных организаций виктимологической направленности. «К сожалению, — констатируют авторы, — в России отсутствует система виктимологической защиты населения и целенаправленная виктимологическая политика государства, которая была бы по своим масштабам сопоставима с западными аналогами. Между тем актуальность ее развития в условиях глобализации и сопутствующей ей транснационализации криминальных угроз очевидна»1.

По нашему мнению, виктимологическая защита осуществляется в рамках определенной деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, образовательных учреждений и граждан и направлена на формирование правосознания, норм субъективного ценностного отношения, признания правовых норм как обязывающих к определенному поведению, создание законодательной и финансовой базы в целях проведения мероприятий, направленных на оздоровление материального положения потерпевшей стороны.

Бесспорно, основным элементом виктимологической защиты является правовое обеспечение, выражающееся в формировании системы нормативных актов, содержащих положения о защите жертв преступной деятельности, а также в совершенствовании действующего законодательства.

Российской Федерацией предпринимаются определенные шаги в вопросах совершенствования законодательства. В целях обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определения порядка компенсационных выплат за ущерб, причиненный противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг, 5 марта 1999 года был принят Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (№ 46-ФЗ).

Важная роль в реализации политики государства, направленной на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля принадлежит Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключе-

1 Вишневецкий К.В., Палазян А.С. Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 142—146.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

ния внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» установлены правила оформления изъятия документов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности предпринимателей.

Для обеспечения защиты прав вкладчиков и акционеров, которым был причинен ущерб правонарушениями на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации, приняты меры, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров», от 21 марта 1996 года № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров», от 11 сентября 1997 года № 1009 «О региональных и местных фондах по защите прав вкладчиков и акционеров».

Кроме того, 20 августа 2004 года был принят и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Указанный Закон вступил в действие с 1 января 2005 года и содержит систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Существенная предупредительная роль отведена уголовному законодательству России. За последнее десятилетие глава 22 Уголовного кодекса Российской Федерации неоднократно подвергалась изменениям. В новой редакции рассматривается примечание к статье 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».

Внесены изменения в статью 174 УК РФ. В частности, в новой редакции изложено примечание, согласно которому ответственность наступает за финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные в целях легализации в крупном размере, превышающем 6 млн рублей, тогда как прежняя редакция рассматривала 1 млн рублей.

В ранее действовавшей редакции УК РФ нормы статей 171, 172 предусматривали ответственность за нарушение лицензионных требований и условий. Согласно действующему законодательству нарушение лицензионных требований и условий квалифицируется как административное правонарушение по статье 14.1 КоАП РФ.

Существенно изменилась редакция статьи 191 УК РФ, утратив в качестве квалифицирующего признака «крупный размер», который стал единственным условием для привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Редакция статьи 193 УК РФ подверглась изменению в части условий наказания, проявившемуся в альтернативном подходе. Ужесточилось наказание за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Статья дополнена частями третьей и четвертой, предусматривающими квалифицирующие признаки. Изменились в меньшую сторону условия привлечения к уголовной ответственности, содержащиеся в примечании. В качестве альтернативного наказания за совершение незаконных действий при банкротстве (ст. 195, 196, 197 УК РФ) предусмотрены принудительные работы, что явилось новеллой указанных санкций. Такой же вид наказания предусмотрен за налоговые преступления.

Следует отметить позицию законодателя не только в отношении либерализации деяний, признаваемых ранее противоправными, но и усилении ответственности за деяния, ранее не считавшимися общественно опасными. Так, уже после принятия Уголовного кодекса РФ 1996 года в уголовное законодательство были включены новые статьи об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

В частности, это касается:

— преступлений, нарушающих отношения, обеспечивающие порядок занятия предпринимательской деятельностью, к которым относятся: производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК РФ), а также незаконная организация и проведение азартных игр (ст. 1712 УК РФ);

— преступлений, нарушающих отношения, обеспечивающие нормальную организацию и функционирование юридических лиц, то есть незаконное создание, реорганизация юридического лица (ст. 1731 УК РФ), незаконное использование документов для создания, реорганизации юридического лица (ст. 1732 УК РФ);

— преступлений, нарушающих отношения, обеспечивающие порядок совершения сделок и иных операций с имуществом, — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ);

— преступлений, нарушающих отношения между государством, хозяйствующими и другими субъектами в связи с выпуском в обращение денежных знаков и ценных бумаг, а также иных платежных средств, — злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 1851 УК РФ); нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 1852 УК РФ); манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (ст. 1853 УК РФ); воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 1854 УК РФ), фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного

Громова О.Н. Совершенствование экономического законодательства...

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

общества (ст. 1855 УК РФ). В 2013 году УК РФ дополнен статьей 1866 УК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации;

— преступлений, нарушающих отношения, складывающиеся по поводу уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ); сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ).

В 2012 году Уголовный кодекс РФ пополнен новыми нормами, отражающими общественную опасность мошенничества в сфере экономической деятельности. Согласно изменениями, внесенным в уголовное законодательство, ответственности подлежат заемщики, совершившие хищение денежных средств путем предоставления банку или иному кредитору ложных или недостоверных сведений (ст. 1591 УК РФ); а также лица, совершившие мошенничество при получении выплат в виде пособий, компенсаций, субсидий путем предоставления заведомо ложных, недостоверных сведений либо посредством умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат (ст. 1592 УК РФ); хищение чужого имущества с использованием платежных карт (ст. 1593 УК РФ); мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ст. 1594 УК РФ); мошенничество в сфере страхования (ст. 1595 УК РФ); мошенничество в сфере компьютерной информации, позволяющее совершить хищение чужого имущества или приобрести на него право, путем использования компьютерной информации (ст. 1596 УК РФ).

Казалось бы, законодатель взял под охрану наиболее уязвимые направления в экономике, подвергающиеся мошенническим действиям. Однако и такие решительные меры не возымели столь ожидаемого результата.

Появились новые способы изымания денег у населения под предлогом осуществления крупных экономических проектов. И в данном случае снова речь идет о получении сверхприбылей по их результатам. Соответственно современный уголовный закон в этом случае не действует в силу того, что признаки обмана и злоупотребления доверием, свойственные мошенничеству, активно вуалируются призывами доверять друг другу и воспринимать риск потерять деньги как возможный вариант. Тем не менее, результат один, изъятые у многочисленного населения денежные средства присваиваются группой людей. Здесь стоит обратиться к истории возведения «пирамид». В недавнем прошлом, а конкретно в 1997 году, в московском метро появились листовки следующего содержания: «Средств у современного общества на самом деле вполне достаточно, чтобы обеспечить достойное проживание всем его членам, но до сих пор в мире не существовало достаточно эффективного механизма их перераспределения. Теперь он существует. Его внутреннее устройство достаточно сложное, но пусть вас это не пугает. Математическая модель системы, разработанная В. Мавроди с привлечением крупных математиков, позволяет в любой момент (даже при панике) полностью рассчитаться со всеми участниками»1. По сути, целью этого проекта, руководимого уже Вячеславом Мавроди, также было изъятие денег у населения. Проект, называемый «Система взаимных добровольных пожертвований «МММ-96», предусматривал вклады под 30% в месяц, а дивиденды назывались «обратным пожертвованием». В феврале 2003 года Чертановский суд г. Москвы признал Вячеслава Мавроди виновным в незаконной банковской деятельности, в незаконном обороте драгметаллов и причинении ущерба вкладчикам на сумму 3,5 млрд неденоминированных рублей. Являясь адвокатом подсудимого, Николай Клен заявил в суде, что система взаимных добровольных пожертвований не является финансовой пирамидой, так как граждане вносили пожертвования добровольно и были уверены, что система существует вполне правомерно2. В чем мы усматриваем справедливость замечания господина Клена, то только в том, что В. Мавроди действовал вполне открыто, и его деятельность действительно широко освещалась средствами массовой информации и была известна не только гражданам страны, но и правоохранительным органам, которые не делали никаких попыток ее пресечь. Современные проекты повторяют уже известную и апробированную идею. Сказанное свидетельствует о том, что стратегия формирования виктимологической политики игнорирует такой ее серьезный элемент, как прогнозирование.

Судя по опыту зарубежных стран, систему виктимологической защиты в основном составляют общественные организации, которые предпринимают все усилия для обеспечения прав жертвы на законодательном уровне. В этой связи их представители проводят встречи с представителями органов власти, участвуют в заседаниях комитетов и комиссий парламента, правительства, в коллегиях министерств, оказывают помощь в подготовке законопроектов, приглашают законодателей, членов правительства на свои съезды, конгрессы, совещания, формируют общественное мнение и регулярно работают со средствами массовой информации, готовят доклады, послания от лица жертв криминальных посягательств к органам власти, осуществляют встречи с высшими руководителями государства3.

1 Новые русские аферы. М., 2010. С. 124—136.

2 См. там же. С. 136—137.

3 См.: Новые русские аферы. М., 2010. С.144.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Что же касается стратегии государства относительно виктимологической защиты, то она, бесспорно, требует институализации, то есть определения и закрепления в обществе правовых, моральных, социальных, политических и экономических норм, ориентированных на предупредительные вик-тимологические меры и защиту жертв преступных посягательств.

По нашему мнению, совершенствование экономического законодательства как стратегического условия виктимологической защиты должно быть основано, в том числе, на использовании и внедрении зарубежного опыта в области виктимологической защиты от экономических преступлений. Заимствование данного опыта представит нам возможность внедрять более совершенные его формы в практику, в том числе и в профессиональную подготовку специалистов. Увеличение абсорбционной способности страны позволит эффективно применять зарубежный опыт виктимологической защиты на практике и использовать его для формирования виктимологической компетентности современных специалистов, тем более, что совершенствование экономических законов должно найти отражение и в содержании профессиональной подготовки специалистов для новой экономики и эти знания, безусловно, будут способствовать развитию виктимологической компетентности в области защиты от экономических преступлений.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что совершенствование экономического законодательства должно стать основой становления системы виктимологической защиты от преступных посягательств в экономической сфере, а для получения в конечном итоге ожидаемого результата необходимо использовать следующие инструменты:

— формирование национальной законодательной системы, являющейся основой виктимологической защиты;

— реализация совместных (с участием зарубежных партнеров) программ, связанных с виктимологической защитой;

— взаимодействие с зарубежными специалистами, заключающееся в обучении и стажировке за рубежом, приглашение зарубежных преподавателей и общественных деятелей, совместные исследования;

— стимулирование развития исследований и законодательной инициативы;

— подготовка кадров с использованием практических занятий и стажировок;

— повышение уровня сформированности компетентности в области применения профессиональных виктимологических знаний;

— разработка специальных курсов либо введение отдельной дисциплины по виктимологии, являющихся основой содержания виктимологической подготовки современного специалиста.

Громова О.Н. Совершенствование экономического законодательства...

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.