Научная статья на тему 'Совершенствование экономического механизма туристско-рекреационных зон национальной экономики'

Совершенствование экономического механизма туристско-рекреационных зон национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макекадырова Анара Сагындыковна

Раскрывается содержание и назначение экономического механизма создания и функционирования туристскорекреационных зон, предлагаются пути его совершенствования в современных условиях национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макекадырова Анара Сагындыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and recreation zones of the national economy: improvement of the economic mechanism

The article tells about the content and the purpose of the economic mechanism of tourist and recreation zones, the ways of their improvement in modern economic conditions are suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономического механизма туристско-рекреационных зон национальной экономики»

^.С. ^акекадырова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Среди актуальных проблем развития национальной экономики России в современных условиях особое значение имеет практика создания и функционирования туристско-рекреационных зон (ТРЗ) в стране.

Создание ТРЗ на территории страны позволяет комплексно решать проблемы охраны туристско-рекреационных ресурсов и установления режима наибольшего благоприятствования для лиц, осуществляющих деятельность по созданию новых туристско-рекреа-ционных ресурсов.

Отсутствие механизмов регулирования охраны и планирования ту-ристско-рекреационных ресурсов неизбежно ведет к ухудшению их качества и даже утрате, что, в свою очередь, может привести к сужению возможностей отдыха и оздоровления населения страны, а также к падению интереса к России со стороны иностранных туристов.

Мировая и отечественная практика «зонирования» со всей убедительностью доказала, что успехи «зональной» политики государства прямо зависят от качества разработки и степени использования в реальных условиях функционирования организационно-экономического механизма создания и развития ТРЗ. Этот механизм должен:

• быть адекватен качественно новым условиям хозяйствования;

• удовлетворять целям новой экономической политики государства в масштабах всей национальной экономики и экономики российских ТРЗ;

• обеспечивать соответствующие условия регулирования хозяйственной деятельности конкретных ТРЗ определенного типа и действующих на их территориях резидентов;

• регулироваться как общефедеральными, обязательными для выполнения всеми хозяйствующими на территории ТРЗ субъектами, так и специальными, действующими только на территории «зоны», законодательными и нормативными актами;

642

• учитывать особенности отдельных этапов создания ТРЗ и совершенствоваться эволюционно.

Определяющее значение в механизме ТРЗ принадлежит его экономической части. Мировой и отечественный опыт «зонирования» свидетельствует о том, что основой экономического механизма любой ТРЗ является ее финансово-экономическая деятельность. Однако сама эта деятельность связана, прежде всего, с решением вопросов юридического статуса, с определением организационных и экономических основ создания, функционирования и развития. При этом, на наш взгляд, основу экономического механизма как хозяйства ТРЗ в целом, так и отдельных ее подразделений, составляет налоговая политика государства в тесной увязке с финансово-кредитной политикой, с вопросами денежного обращения, валютного режима и т. д.

Налоги, их содержание, виды и размеры являются составной частью финансовых, денежных, валютных, бюджетных, таможенных и других отношений, существующих в экономике страны. Следовательно, при построении налоговой политики в ТРЗ, следует исходить из общих принципов ее создания, отражающих финансовые отношения ТРЗ в целом и отдельных элементов ее хозяйственного комплекса (отраслей и сфер) с финансово-кредитными, налоговыми и таможенными органами государства, представляющими интересы страны на территории ТРЗ.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что льготный режим налогообложения стимулирует привлечение в регион ТРЗ иностранных и отечественных инвестиций, создавая тем самым условия для роста финансовой базы «зонирования» в стране и условия финансирования развития экономики конкретных ТРЗ.

Анализ подтверждает тезис о том, что при формировании экономического механизма ТРЗ можно использовать две основные формы ввоза в них иностранного капитала:

• предпринимательский капитал, связанный с производственным инвестированием;

• ссудный капитал в форме внешнего кредитования.

Обе формы привлечения капиталов в экономику ТРЗ используются для создания предприятий иностранной и смешанной формы собственности, особенно тех предприятий, где создаются наукоемкая продукция, сувениры; оказываются всевозможные услуги предпринимателям, транзитным пассажирам; услуги туристско-рекреа-ционного характера и т. д. Налоговые льготы при этом должны способствовать либерализации прямых иностранных инвестиций в находящиеся в собственности иностранных инвесторов предприятия, банки и т.п. Сказанное можно отнести и к практике отечественных

643

инвестиций в хозяйство ТРЗ. Льготный режим налогообложения имеет и другую сторону: он способствует реинвестициям полученной прибыли в экономику ТРЗ, а через каналы ее взаимодействия с национальной экономической системой и в хозяйственную деятельность на всей территории страны.

Очевидно, что действие экономического механизма деятельности в ТРЗ, отражаемое и в рекламных компаниях по привлечению потенциальных инвесторов в их хозяйство, и в расчетах инвестиционной привлекательности региона или ТРЗ, и в оценке масштабов и степени предпринимательских рисков, во многом зависит от наборов льгот, получаемых иностранными и отечественными инвесторами в экономику ТРЗ. При этом всю совокупность льгот, применяемых в современной мировой «зональной» практике, можно поделить на прежде всего две группы: экономические и внеэкономические льготы.

Естественно, что каждая из этих групп льгот имеет свои достоинства и недостатки, а поэтому только их сочетание в рамках действующего в ТРЗ экономического механизма позволяет обеспечивать реальность и эффективность его применения.

В рамках группы экономических льгот особое место занимают так называемые тарифные меры. К их числу относятся, например, пониженные размеры таможенных экспортно-импортных пошлин для резидентов ТРЗ, льготные ставки налогообложения, пониженные ставки арендной платы и т.д. Достоинство экономических льгот состоит в их реальном восприятии в качестве экономической выгоды потенциальными и реальными субъектами хозяйственной деятельности и возможности количественной оценки самой величины получаемого дохода.

Внеэкономические льготы, основную массу которых составляют так называемые нетарифные меры федеральных и местных (зональных) властей, включают лицензирование объемов предоставления туристско-рекреационных услуг.

Для того чтобы полнее отследить и наилучшим образом использовать при разработке и совершенствовании экономического механизма деятельности ТРЗ различные виды льгот и гарантий, касающихся инвесторов и предпринимателей, являющимися субъектами хозяйствования - резидентами ТРЗ, необходимо выделить основные из них:

• предоставление иностранным инвесторам и предпринимателям правовой защиты и обеспечение им соответствующих гарантий со стороны государства в режиме не менее благоприятном, чем аналогичный режим, устанавливаемый для имущественных прав и имущества юридических лиц и граждан РФ;

644

• исключение случаев какой-либо дискриминации туристско-рекреационных предприятий, создаваемых с участием иностранного капитала по сравнению с действующими на территории ТРЗ отечественными туристско-рекреационными предприятиями;

• максимальное предотвращение не предусмотренных законодательством РФ случаев по принудительному изъятию иностранных инвестиций;

• полное исключение возможностей секвестра иностранного имущества, за исключением временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором его обязательств;

• обеспечение практики, когда изъятия могут быть осуществлены исключительно по решению судебных органов и при условии выплаты компенсации.

Иностранным инвесторам и предпринимателям, действующим в ТРЗ, после уплаты установленных законом налогов, должен гарантироваться свободный перевод за границу всех сумм в иностранной валюте, получаемых в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде туристско-рекреационного предприятия с иностранным капиталом, выходом из него или ликвидацией. Иностранные и отечественные инвесторы ТРЗ могут иметь валютные, рублевые, текущие и расчетные счета, как в государственных, так и в коммерческих банках с правом расходования имеющихся на них средств в соответствии с действующим российским законодательством.

Не менее значимые льготы и гарантии должны предоставляться лицам из числа наемных работников, участвующих в хозяйственной деятельности на территории ТРЗ. Они также должны быть составной частью экономического механизма деятельности любой ТРЗ. В частности, этот механизм, на наш взгляд, обязательно предполагает, что условия и оплата труда иностранных работников - субъектов хозяйственного процесса в ТРЗ - определяются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах), а получаемые ими доходы после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими в иностранной валюте за границу. Российские и иностранные специалисты могут на контрактной основе работать в любой из российских ТРЗ.

Естественно, что все это требует обязательного ввода на территории ТРЗ упрощенного режима въезда и выезда граждан РФ и граждан других стран.

Поскольку экономический механизм ТРЗ должен определять права иностранных и отечественных инвесторов, то при его форми-

645

ровании следует определить пути, прежде всего, приоритетного вложения инвестиций.

К таким путям можно отнести:

• долевое участие в туристско-рекреационных предприятиях, образуемых юридическими лицами-резидентами РФ и гражданами РФ;

• создание полностью принадлежащих иностранным гражданам туристско-рекреационных предприятий;

• приобретение прав пользования земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде в соответствии с действующим в РФ законодательством, а также других имущественных прав.

Кроме того, иностранные юридические и физические лица, наравне с российскими, имеют право получать кредиты иностранных банков, фирм и организаций, привлекать иностранные страховые компании для осуществления страховых операций.

С целью сосредоточения необходимых финансовых ресурсов для становления и развития инфраструктуры ТРЗ целесообразно создать некоммерческий фонд развития (фонд развития ТРЗ). В течение пяти лет функционирования ТРЗ в этот фонд должно направляться 100% суммы всех налогов и платежей, подлежащих перечислению в государственный бюджет, а также 50% суммы средств, полученных за счет приватизации государственного имущества на территории ТРЗ.

Как свидетельствует мировой опыт «зонирования», экономический механизм ТРЗ должен предполагать обязательность создания на территории ТРЗ целостной, высокоразвитой рыночной инфраструктуры.

Таким образом, в основу экономического механизма российских ТРЗ должны быть положены экономические рычаги и методы воздействия, определяющие совокупность мер по созданию условий деятельности субъектов, хозяйствующих в них. В систему действующего экономического механизма ТРЗ в обязательном порядке необходимо включать и такие элементы, как налоговые кредиты, налоговые каникулы, льготное налогообложение (преференции).

Налоговые кредиты как составная часть экономического механизма ТРЗ представляют собой сумму денежных средств всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории ТРЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления ТРЗ. Средства, образуемые в результате введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития региона ТРЗ.

646

Налоговые каникулы - период времени, в течение которого хозяйствующие на территории ТРЗ субъекты освобождаются от уплаты налогов. Налоговые каникулы являются, по общему признанию специалистов, наиболее распространенной формой стимулирования всех форм предпринимательской деятельности в ТРЗ. Для хозяйствующих субъектов, действующих в регионах российских ТРЗ, налоговые каникулы могут быть введены на следующие периоды времени: до 5 лет; 5-10 лет; до 20 лет.

Эффективным средством регулирования хозяйственной деятельности в регионах ТРЗ является и такой элемент их экономического механизма, как преференции. Преференции представляют собой систему налоговых льгот, определяющих деятельность хозяйствующих субъектов региона ТРЗ, с помощью которой органы хозяйственного управления РФ, субъектов РФ, самой ТРЗ, воздействуют на деятельность инвесторов и предпринимателей в регионе ТРЗ.

Практика снижения ставок налогов, как важнейших элементов экономического механизма ТРЗ - одна из важнейших форм повышения эффективности предпринимательской деятельности в них. Этот вид преференций должен быть использован в процессе реализации хозяйственного механизма ТРЗ РФ и предполагать пониженные ставки налога по отношению к установленным законодательством.

Иные меры экономического поощрения могут быть предусмотрены программой развития конкретной ТРЗ в зависимости от целей ее организации и особенностей функционирования.

Создание эффективного экономического механизма развития ТРЗ в России - это шаг к достижению целей и задач, решаемых в ходе реализации социально-экономической политики государства в интересах динамичного развития экономики страны, ее регионов и территорий.

647

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.