Одно из первых предприятий, на котором сотрудники ООО «Учет» установили программное обеспечение фирмы «1 С» - АПО «Пензагротехсервис». Это крупное агропромышленное объединение располагает современной материально-технической базой, специально оборудованным центром предпродажной подготовки и технического сервиса машин. На складах предприятия имеется более 7000 наименований запасных частей и оборудования.
В связи с расширением номенклатуры товаров и ежегодно увеличивающимся количеством потенциальных клиентов АПО было принято решение автоматизировать учет всех производственных процессов.
Сегодня единая компьютерная система поддерживает маркетинговую базу знаний, с помощью которой практически любой сотрудник организации может дать быстрый и точный ответ на вопрос клиента. База знаний — это основа интеллектуального обеспечения компьютерных экспертных систем, которая представляет собой совокупность программных средств и включает различные базы данных. Например, база данных о количестве поставленной техники и запасных частей с разбивкой по моделям и модификациям предназначена для контроля гарантийных сроков, анализа продажи технических средств, прогноза реализации запасных частей и сер-
висных услуг. База данных о покупателях и заказчиках с разбивкой по группам клиентов служит для анализа и прогноза их потребностей. База данных технической информации включает компьютерную библиотеку инструкций по ремонту, каталоги запасных частей с указанием стоимости и др. База данных состояния и размещения товарных запасов на складах показывает имеющиеся в наличии, свободные, включенные в заказ и отправленные изделия.
Кроме того, существуют и другие базы данных, которые позволяют объективно определить состояние производственных процессов в организации, а также провести индивидуальную оценку труда менеджера по продажам.
Таким образом, цель внедрения автоматизированной системы — снижение трудоемкости регламентированного учета, что позволит предприятиям выйти на более высокий уровень управления. Оперативность и расширенный анализ дают возможность принимать оптимальные решения. Табличные варианты сравнений позволяют оценивать ситуацию нсравнении с аналогичными периодами прошлых лет, определять перспективные варианты на будущее.
Внедрение автоматизированной системы не только коренным образом изменит систему управления организации, стиль работы, но и обеспечит большую мобильность и эффективность деятельности.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ
А.С. ТРУБА, аспирант Мичуринский ГАУ
В последние годы в России наблюдается сокращение производства мясосырья и одновременно увеличивается изготовление продукции его переработки (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты).
Анализируя российский рынок мясосырья, можно сделать следующие выводы:
он больше, чем другие продовольственные рынки, зависит от импорта;
государству пока не удалось найти меры надежной защиты интересов отечественных производителей;
мясокомбинаты предпочитают перерабатывать импортное сырье.
Важнейшие тенденции, проявившиеся в отрасли в последние годы, — это концентрация производства и собственности, а также значительное усиление конкуренции за доступ к качественному сырью.
Оценив потенциал рынка продовольствия, крупные финансово-промышленные группы стали создавать мощные вертикально-интегрированные холдинги. Несмотря на ряд негативных факторов, такая тен-
денция имеет и положительные стороны. В частности, у переработчиков возникла острая потребность в создании собственной стабильной сырьевой базы.
На сегодняшний день в Тамбовской области в активах мясокомбинатов уже имеются сельскохозяйственные предприятия, но их поголовье, способно обеспечить работу одного комбината максимум на 2-3 дня.
На наш взгляд, будущее мясоперерабатывающей отрасли за объединениями, в которые входят мясокомбинаты и сельхозпредприятия. Для расчета оптимальной структуры таких формирований, способных полностью обеспечить себя сырьем, мы предлагаем следующую формулу:
Ус = УкхКз/Квм/КвмкхТм
где Ус — ежемесячная потребность в мясе скота в живом весе для эффективного производства, т;
Ук — минимальный объем выпуска колбасных изделий в смену для безубыточного производства с наименьшими затратами, т (с учетом развитой дист-рибьютерной сети, когда товар доставляют торговым представителям по так называемому кругу, он должен равняться 1 рефрижератору, то есть 20 т);
Кз—коэффициент закладки мясосырья в колбасные изделия (согласно ГОСТа 23670-79 он составляет 0,32);
Кем - коэффициент выхода жилованного мяса (ГОСТ 779-55 для говядины 1 категории — 0,77);
Квмк - коэффициент выхода мяса на кости (согласно нормативным показателям, действующим в мясной промышленности с 01.01.1998 г., для Тамбовской области — 0,49);
Тм - среднее количество смен в месяц (20).
Таким образом, для полного обеспечения производства вареных колбасных изделий сырьем в агрохолдинг должно входить предприятие, производящее:
Ус-20x0,32/0\ 77/0,49/х20=339т скота в живом весе
Для определния требующегося поголовья можно воспользоваться формулой:
Уск=Ус/Бс
где Уск — ежемесячная потребность, гол;
Ус — количество мяса в живом весе для эффективного производства, т;
&—средний вес 1 головы крупнорогатого скота (для расчета возьмем вышесредней упитанности — 450 кг).
Уск =339000/450=753 головы
Учитывая, что при своевременном обновлении стада выбраковка достигает в среднем 25% в год, можно рассчитать обязательное количества скота, единовременно содержащееся в хозяйствах для обеспечения сырьем бесперебойной работы одного мясокомбината.
Уве=Уск/КвхТ
где Уве — среднегодовое поголовье КРС;
Кв — коэффициент выбраковки — 0,25;
Т — число месяцев в году.
Увс-753/0,25x12 = 36144 голов скота.
На сегодняшний день в Тамбовской области только одно сельхозпредприятие — ФГУППЗ «Пригородный» содержит стадо 3000 голов, считаясь передовым, прибыльным хозяйством.
Таким образом, для полного обеспечения потребности мясокомбината в сырье при условии образования агрохолдинга потребуется создание 12 предприятий масштаба ФГУППЗ «Пригородный», что сейчас в регионе реально не осуществимо.
Важнейший принцип построения распределительного механизма взаимоотношений между участниками холдинга - обеспечение экономического паритета для каждого из них. Только в этом случае все будут заинтересованы работать не только «на себя», но и на партнера.
По нашему мнению, цену вклада каждого участника объединения следует рассчитывать по принципу «сверху вниз», то есть за основу брать рыночную стоимость готового изделия (мясопродукта) и устанавливать расчетную цену (с учетом затрат, уровня рентабельности, НДС) для каждой стадии технологического процесса. Следует отметить, что во многих современных объединениях производители мяса несут убытки. Грубейшее нарушение принципа ценообразования приводит в итоге к отсутствию у них заинтересованности в улучшении конечного финансового результата.
Для успешной деятельности любого предприятия, входящего в агрохолдинг рентабельность производства, при условии, что оно самостоятельно оплачивает текущие платежи, а инвестиции и капитальные
вложения осуществляет управляющая компания, должна составлять 10...15%.
Мы предлагаем следующий порядок расчета. Для сельскохозяйственных предприятий:
Псп=СмхР
где Псп — прибыль на 1 кг готовой продукции (колбасных изделий), руб;
Р — рентабельность;
См — ценовая составляющая мясосырья в 1 кг готовой продукции (В Тамбовской области средняя цена вареных колбасных изделий на 01.07.06 была равна 82 руб.) с НДС, руб.;
См=СсхКз
где Сс — средняя цена 1 кг сырья, сложившаяся в регионе (на01.07.06 в Тамбовской области—105 руб. с НДС);
Кз — коэффициент закладки мясосырья в колбасные изделий
Таким образом, прибыль сельхозпредприятия должна составлять не менее:
Псп = 105руб.хО,32x10% = 3,36 руб. / кг готовой продукции.
Минимальную прибыль мясокомбинатов следует рассчитывать исходя из конечной стоимости продукта: Пмк=82рубх]0%=8,2руб. / кг готовой продукции. При использовании давальческой схемы переработки стоимость услуг мясокомбинатов должна рассчитываться также как и минимальный размер прибыли при обычной работе, а для сельхозпредприятий мы предлагаем воспользоваться следующей формулой:
Sen =Псп/КзхКвмхКвмк
Кз—коэффициент закладки мяса в колбасные изделия Кем — коэффициент выхода жилованного мяса; Квмк — коэффициент выхода мяса на кости; Таким образом, стоимость услуги по выращиванию и откорму скота составит:
Sen =3,36/0,32x0,77x0,49=3,96 руб. за 1 кг произведенной продукции в живом весе.
При этом молодняк и корма должна поставлять управляющая компания, а вырученные средства расходоваться только на текущие расходы (заработная плата, энергозатраты, эксплуатация и налоги). В дальнейшем при стабильно развивающейся ситуации на рынке этой суммы будет достаточно на расширение производства.
Таким образом, на современном этапе следует выделить следующие аспекты оптимизации экономических отношений мясокомбинатов с поставщиками сырья: перерабатывающим предприятиям следует развивать собственную сырьевую базу;
оплата производства мяса КРС сельхозпроизводителям, входящим в агрохолдинг, должна быть фиксированной и на сегодня составлять не менее 4 руб./кг живого веса;
для обеспечения потребности одного мясокомбината средней мощности в хозяйствах должно содержаться не менее 36 тыс.гол КРС;
мясокомбинаты должны поддерживать сторонние сельхозпредприятия, поставляя им молодняк или корма, заключая при этом договора на закупку скота по льготным ценам.